Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стилистические особенности информационных жанров



2016-01-26 1237 Обсуждений (0)
Стилистические особенности информационных жанров 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные функции журналистики: информировать и воздействовать. «Функция определяет выбор языковых средств». У информационных жанров функция – дать информацию о событии. Конструктивный принцип журналистского творчества: принцип чередования стандарта и экспрессии. Соотношение экспрессии и стандарта в языке связано с интеллектуальными и эмоциональными сторонами общения. Этот принцип позволяет тексту реализовать функции информирования и воздействия.

 

Для выполнения информационной функции используются стандартные элементы. Также возможно употребление общеоценочной лексики (хорошо - плохо).

 

Особенности информационных жанров:

- оперативность создания информации

- оперативность ее восприятия.

 

Поэтому информационные жанры насыщены клише, штампами. Экспрессивные тексты могут использоваться на уровне заголовка. Например, в парфеновском журнале заметка об альбоме «Кроуфорд, Техас: звуки природы» (Кроуфорд находится рядом с ранчо Буша) названа «Фон для Буша».

 

К информационным жанрам относятся: хроникальная информация, заметка, репортаж, интервью, отчет.

 

Хроникальная информация - констатация факта или сообщение о событии. Никакого анализа, никакой оценки. Предложения простые, автосемантичные. Содержит 3 компонента: что?где?когда? Особое строение лида. Рема (новое) может располагать либо поле темы, либо перед. Хроникальная информация как простейший вид информационного жанра состоит из одного речевого действия и это действие – констатация факта, то есть жанрообразующее речевое действие. Речевые особенности: отсутствие субъективных элементов, используются должности при наименовании лиц, точные числа.

 

Заметка – тяготение к стандарту оф.-дел.речи.

Главное в заметке: констатация факта и наличие факультативных речевых действий (заголовок, цитирование как самостоятельное речевое действие, а не дополнение к изложению события, подпись, засчет развернутого повествования возможно обращение к читателю, оформление чужого мнения в виде прямой речи). Таким образом заметка представляет собой совокупность жанрообразующих и факультативных речевых действий.

Термины, имена собственные. В завис. от типа издания кол-во терминов различается. в провинц., отраслевых и специл.изд. терминов много. Оперативность порожадет образование клише. Изложение факта носит статичный, констант.хар-р. имя преобладает над глаголом (морфол.особ). Синтакс. особен. - Простое преложение, осложн. однородными и обособл. конструкциями, сложноподч. с небольшим кол-вом придаточных обусловлено малым форматом заметки при емкости содержания. Распростр. двусост.предл., в которых употребл. различные типы сказуемого, глагольные односостав. предложение (неопр.-личные, обоб-личные. безличные) что придает официальность. Композиция четкая – 1 абзац – 1 синтакс.целое (описание). 1 предл. – главная новость. Экспрес.порядок слов – важное в начало.

 

Репортаж – это газетный или журнальный материал информационного характера, который дает читателю наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста.

Само понятие «репортаж» возникло в первой половине ХIХ века и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Жанрообразующие речевые действия: описательно-повествовательные речевые формы (предметный мир), формы рассуждения (могут быть в виде комментария). Внешний облик репортажа зависит от издания, от степени развитости каждой речевой формы. Развитость речевой структуры репортажа связана: с разнообразием речевых форм, введение чужих речевых партий (на уровне прямой речи, диалог, несобств.прямой - прямая речь в репортаже не изобразительна, а информативна), степени выраженности авторского «я» - тропы, фигуры, контакто-устанавливающие средства.

Выделяют два типа репортажа:

-информационный – акцент ставится на информационные речевые формы, мало рассуждения;

-лирический – в нем более активно проявляется авторское «я»; много рассуждения.

Эффект присутствия автора – важное стилеобразующе средство – личн. и притяж.местоимения, глаголы в 1 лице. Может и от 3 лица – автор.восприятие с помощью отбора оценочной лексики. разг, проф.слов, авторских эпитетов, сравнений, метафор). сочетание документ. с образностью. В синтаксисе преобладает динамизм, который передается с помощью номинативных предл. и коротких одно и двусост.предлоений, где преобладает глагольное сказуемое в форме наст.времени. В морфологии доминирует глагол. Композиция подвижная (описание + повествование и рассуждение). Абзац не равен синтаксическому целому. В композиции выделяется зарисов. заставка, репорт.описание, повествование, публ.отступление, элементы интервью, концовка.

 

Интервью – представляющие общественный интерес ответы конкретного лица или группы лиц на вопросы журналиста. Ответы и вопросы строятся опо законам монологической речи. Живая речь не может в сыром виде поместиться на страницах издания. Интервью может существовать как самостоятельный текст, но может и как часть другого текста.

Типы интервью:

-человек интересен как источник информации (информационный)

-собеседник интересен как личность (портретное).

Система вопросов диктуется характером содержания. В интервью ориентация на разговорную речь, а не на книжную. Идея речевого поведения носит личностный характер. Ориентировка на разговорную речь проявляется в синтаксисе: короткие предложения. Много разговорной лексики.

 

Отчет – информационное сообщение о событии или мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория. В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором. Повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками. Особенность – детализация события, изложение подробностей, которыми являются не предметные описания вещи или ситуации, а реплики действующих лиц




2016-01-26 1237 Обсуждений (0)
Стилистические особенности информационных жанров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стилистические особенности информационных жанров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)