Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации по изучению курса



2016-01-26 401 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению курса 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Тщательно ведите конспекты лекций, в которых на первых страницах приводится словарь сокращений терминов и понятий, а на последних страницах – терминологический словарь системы психологических понятий по курсу.

Например: психология спорта – направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления в развитии психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Психология спорта начала развиваться в 60 – 70 –е годы ХХ века (П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и др.). Причем в этой области основные исследования были первоначально сосредоточенны на изучении индивидуальных различий спортсменов (см. Дифференциальная психология), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (см. Стресс), способах повышения эффективности спортивных тренеровок (Психология. Словарь/Под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990, С.319).

Психология спорта – отрасль психологической науки, предметом которой являются психологические особенности различных видов спортивной деятельности и спортивные способности личности, а задачами – обоснование роли спорта в гармоническом развитии личности спортсмена и содействие как его массовому развитию, так и достижению рекордов (К.К. Платонов. – Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. С.114).

Психология спорта – область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека (а в некоторых видах спорта – и животных) в условиях спортивной деятельности. Психология спорта разрабатывает проблемы: а) проблемы повышения эффективности тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении многих видов соревнований, теоретической подготовки; б) проблемы, связанные с участием спортсмена соревнования: психическое состояние спортсмена перед началом соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований и последних, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», слияние спортивных напряжений на психику соревнующихся; в) проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности и психических состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов; г) проблема личности спортсмена (Психологический словарь, - / под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова, - М., 1997. С. 309 - 310).

2. При конспектировании и написании текста реферата указывайте ссылку на источник, из которого вы взяли определение, цитату, текст.

3. При изучении материала следуйте тематическому плану курса. Используйте материал, приведенный в разделе «Содержание учебной дисциплины».

4. Вы можете выбрать тему реферата (см. «Перечень тем для лабораторных, реферативных и исследовательских работ, практических и семинарских занятий») и написать экзаменационную работу либо описательно – теоретического, либо исследовательского характера. Работа сдается на проверку в деканат или на кафедру психологии за 2 -3 недели до экзамена.

5. Для подготовки к устному экзамену используйте список контрольных вопросов по курсу.

6. При изучении дисциплины «Психология физической культуры и спорта», как и других областей знаний, необходимо повышать свой активный запас слов, понятий и специальных терминов («… наука начинается с терминологии…»).

7. При изучении курса опирайтесь на общепсихологические категории и знания по курсам «Возрастная психология» и «Педагогическая психология». К общепсихологическим категориям относятся предельно широкие психологические понятия: формы психологического отражения, психические явления, сознание, личность, деятельность, развитие психики.

8. Выработайте умение рациональной работы с психологической книгой. В разделе «Рекомендуемая литература» предлагается список учебной, научной методической и др. литературы по курсу «Психология физического воспитания и спорта». При написании реферата, например, необходимо провести теоретический обзор литературы по выбранной теме (8 – 10 источников). Выбор литературы для изучения отдельных разделов, тем курса или написания письменной работы проводится совместно с лектором.

 

Рекомендуемая литература

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. – М.: ФиС, 1985. – 192 с.

2. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. – М., 1986.

3. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. – М.: ФиС, 1983.

4. Белкин А.А. Психомоторная подготовка в спорте. – М.: ФиС, 1983. – 128 с.

5. Беляев Г.С., Лобзин В.С., Копылова И.А. Психологическая саморегуляция. – Л.: Медецина, 1997.

6. Берно Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание. – М., 1986.

7. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте. – М., 1987. – 154 с.

8. Богданова Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива.– Л., 1977.

9. Богомолов А. и др. Психологическая подготовка гимнастов. – М.: ФиС, 1974.

10. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. – М., 1978.

11. Винштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. – М.: ФиС, 1981. – 142 с.

12. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. – Кишинев, 1980. – 110 с.

13. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978.

14. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.– М.: ФиС, 1981.

15. Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. – Смоленск, 1989. – 30 с.

16. Генов Ф. Психологические особенности мобилизационной готовности спортсменов.– М.: ФиС, 1971.

17. Гисеен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных команд. – М.: ФиС, 1990.

18. Гиссен Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. – М.: ФиС, 1973.

19. Горбунов Г.Д. Психодиагностика в школе. – М.: ФиС, 1985. – 237 с.

20. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: ФиС, 1986.

21. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. – Краснодар, 1995. – 184 с.

22. Государев Н.А. Так становятся чемпионами (Комментарии психолога). – М., 1989. – 191 с.

23. Данилина Л.Н. Психологические особенности физического воспитания подростков.– М., 1976. – 17 с.

24. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: ФиС, 1983.

25. Дерябко С.Д., Ясвин В.А. Гроссмейстер общения. – М.: Смысл, 1996. – 190 с.

26. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте– М., 1983. – 80 с.

27. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – М.: ФиС, 1986. – 63 с.

28. Жариков Е.С., Шигаев А.С. Психология управления в хоккее. – М.: ФиС, 1983. – 183 с.

29. Загайнов Р.М. Психолог в команде. – М.: ФиС, 1984.

30. Зимняя И.А. Педагогическая психология.– Ростов-на-Дону, 1997. – 478 с.

31. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – М., 1987. – 287 с.

32. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). – М.: Просвещение, т.1 – 1980; т.2 – 1983.

33. Калинин Е.А., Кирюшин Ю.Я. Исследование особенностей мотивации достижения у высококвалифицированных спортсменов. // Сб. Вопросы спортивной психогигиены. Вып.3.– М., 1975.

34. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987.

35. Коледа В.А. Психология физической подготовки молодежи. - Минск: Полымя, 1990. – 100 с.

36. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. – М.: ФиС, 1984. – 128 с.

37. Коломейцев Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. – М., 1978.

38. Коссов Б.Б. Психомоторное развитее младших школьников. – М., 1990.

39. Кретти Брайент Дж. Психология в современном спорте.– М.: ФиС, 1978. – 224 с.

40. Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. – М.: ФиС, 1969. – 160 с.

41. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение.– М., 1979.

42. Лидндеман Ханнес. Аутогенная тренировка. – М.: ФиС, 1980.

43. Лобзин В.С., Решетников М.М. Аутогенная тренировка. – Л., 1986. – 278 с.

44. Марищук В.Л. Педагогические методы изучения личности военнослужащего-спортсмена.– Л., 1979.

45. Марищук В.Л., Серова Л.К. Информационные аспекты управления спортсменом. – М.: ФиС, 1983.

46. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. – 192 с.

47. Мартенс Р. Социальная психология в спорте. – М.: ФиС, 1979.

48. Методика психодиагностики в спорте / В.Л. Маришук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.

49. Найдиффер Роберт М. Психология соревнующегося спортсмена. – М.: ФиС, 1979. – 224 с.

50. Параносич В., Лазаревич Л. Психодиагностика спортивной группы. – М., 1977. – 120 с.

51. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М., 1984.

52. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 175 с.

53. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте.– М., 1983.

54. Практика по психодиагностике: дифференциальная психометрика. –М., 1984.

55. Практические занятия по психологии/ Д.Я. Богданова, Г.Д. Горбунова, Ю.Я. Киселев и др. – М.: ФиС, 1977. – 160 с.

56. Практические занятия по психологии/ Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. – М.: ФиС, 1989. – 160 с.

57. Применение психорегуляции в занятиях по физическому воспитанию в вузе. – М., 1987. – 22 с.

58. Психологические вопросы спортивной тренировки. Сборник работ институтов физической культуры.– М.: ФиС, 1967. – 220 с.

59. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 1997. – 440 с.

60. Психология и современный спорт. Сборник научных работ по психологии спорта./ Под ред. П.А. Рудика. – М.: ФиС, 1973. – 220 с.

61. Психология и современный спорт : Международный сборник научных работ по психологии спорта/ Сост. А.В. Родионов и др. – М.: ФиС, 1982. – 224 с.

62. Психология/ Под ред. В.М. Мельникова – М.: ФиС, 1987.

63. Психология / Под общ. ред. А.Ц. Пуни. – М.: ФиС, 1984.

64. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

65. Психология спорта высших достижений / Под ред. А.В. Родионова. – М.: ФиС, 1979.

66. Психология. Учебник для ИФК / Под ред. В.М. Мелтьникова. – М., 1987. – 367 с.

67.Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т. Джамгарова и А.Ц. Пуни. – М., 1979. – 143 с.

68. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. – М.: ФиС, 1959.

69. Пуни А.Ц. Практическое занятие по психологии. – М., 1977.

70. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. – М.: ФиС, 1969.

71. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка спортсменов различных видов спорта к соревнованиям. – М.: ФиС, 1968.

72. Пуни А.Ц. Психологические вопросы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1967.

73. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. – Л., 1977.

74. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: ФиС, 1983.

75. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. – М.: ФиС, 1973. – 216 с.

76. Родионов А.В. Психология спортивного поединка. – М .: ФиС, 1968. – 126 с.

77. Родионов А.В. Спортсмен прогнозирует решение. – М.: ФиС, 1971. – 72 с.

78. Рудик П.А. Психология. – М.: ФиС, 1976.

79. Румянцева В.И. Исследование лидерства в спортивно-игровой деятельности баскетбольных и гандбольных команд. // Совершенствование научных основ физического воспитания и спорта по материалам медико-биологических, социально-психологических исследований. – Л., 1978.

80. Румянцева В.И. Общение в экстремальных условиях взаимосвязанной деятельности группы. – Л., 1975.

81. Румянцева В.И. Проблемы руководства и лидерства в спортивной деятельности. // Педагогика, психология. – М., 1980.

82. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. – М., 1980.

83. Спасский О.Д. Искусство “болеть”. – М.: ФиС, 1968. – 72 с.

84. Спорт в современном обществе / Под ред. В.М. Выдрина. – М., 1980.

85. Стресс и тревоги в спорте. – М.: ФиС, 1983.

86. Сурков Е.Н. Антиципация в спорте. – М.: ФиС, 1982.

87. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. – М.: ФиС, 1984.

88. Теория и практика аутогенной тренировки / Под ред. В.С. Лобзина. – Л.: Медицина, 1980.

89. Тренировка юных спортсменов / Под ред. В.П. Филина. – М.: ФиС, 1977.

90. Учение о тренировке / Под ред. Д. Харре. – М.: ФиС, 1971.

91. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – С.: ФиС, 1974.

92. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: ФиС, 1980.

93. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 1972.

94. Формирования образа “Я” и проблемы физического воспитания. – М., 1990. – 95 с.

95. Фролова М.И. Социально-психологические аспекты эффективного руководства спортивным коллективом. – М., 1978.

96. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. – М.: ФиС, 1980.

97. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии . М.: Просвещение, 1981.

98. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995. – 410 с.

99. Худадов Н.А. Психологическая подготовка боксера. – М.: ФиС, 1968. – 158 с.

100. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. – М.: ФиС, 1985.

101. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг игры и упражнения. – М., 1990.

102. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсменов. – М.: ФиС, 1972. – 110 с.

103. Черникова О.А., Дашкевич О.В. Аутогенная тренировка – М., 1967.

104. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. – М.: ФиС, 1980.

105. Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. 1987. – 116 с.

106. Шаповалов С.А. Записки учителя физкультуры. – М.: ФиС, 1982.

107. Швандора Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.

 

 

Оглавление

Программа курса………………………………………………………………. 3

Содержание учебной дисциплины………………………………………….... 5

I.Психология физического воспитания………………………………………5

1. Введение в психологию физического воспитания………………………5

2. Психологические вопросы физического воспитания в школе…………5

2.1. Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития…………………………………………………………………5

2.2. Физическое «Я» как элемент Я – концепции человека……………...5

2.3. Мотивационные основы занятий физической культуры у школьников разного возраста …………………………………………5

2.4. Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физическому воспитанию ………..6

2.5. Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание………….6

2.6. Умственная работоспособность и физическая активность…………..6

3. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культурой……………………………………………………..7

3.1. Психология здоровья…………………………………………………...7

3.2. Мотивация занятий оздоровительной физической культурой………7

3.3. Элементы психотренинга на занятиях оздоровительной физической культурой ……………………………………………………………….7

4. Психологические особенности деятельности специалистов по физическому воспитанию …………………………………………………7

4.1. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности…………………………………………………………….7

4.2. Педагогические способности, их структура…………………………..8

4.3. Педагогическое общение, его способности …………………………..8

II. Психология спорта ……………………………………………………8

1. Введение в психологию спорта ………………………………………….8

2. Психологические основы спортивной дидактики ……………………...8

3. Психология личности спортсмена и тренера. Социальная психология спортивных групп…………………………………………………………8

4. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов………………………………………………………………..9

Перечень тем для лабораторных, реферативных и исследовательских работ, практических и семинарских занятий……………………………9

Контрольные вопросы для самостоятельной работы…………………12

Методические рекомендации по изучению курса……………………...17

Рекомендуемая литература ………………………………………………19

Оглавление …………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 



2016-01-26 401 Обсуждений (0)
Методические рекомендации по изучению курса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации по изучению курса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)