Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поведение и его регуляторы



2016-01-26 293 Обсуждений (0)
Поведение и его регуляторы 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1.ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопросы:

Поведение и его регуляторы

Теории менеджмента о поведении человека в организации

Обобщенные модели трудового поведения

Теория экономического взаимодействия

Формы девиантного поведения в организации

Организационное поведение — это предмет, который стре­мится объяснить организационные явления, как это делает любая другая фундаментальная дисциплина. Это предмет, благодаря которому лидеры, занимающие руководящие посты на любом уровне организационной иерархии, получают представление о достижениях современной науки и передовой практики в части многообразия форм, причин, факторов поведения людей, групп, организаций в ситуациях их взаимодействия в деловой сфере.

Организационное поведение — развивающаяся наука, в ко­торой не только имеется множество подходов и школ, дающих ответы на запросы практики управления, но и остается много открытых вопросов, предполагающих дальнейшее совершенст­вование. Кроме того, каждый управленец-практик приобретает и наращивает свои компетенции в области управления не только опираясь на достижения науки, но и получая и осмысливая свой собственный опыт, так что можно сказать, что навыки в облас­ти понимания происходящего во вверенном ему коллективе и управления им у каждого руководителя в определенной сте­пени уникальны.

Организационное поведение — это комплексная прикладная наука о поведении субъектов организации — людей, групп, кол­лектива в целом, а также организаций в изменяющейся внешней среде. Эти субъекты организаций, по сути, являются объекта­ми исследования, но в силу присущей им активности, в силу их живой природы воспринимать их в качестве просто «объектов» методологически неверно, также, как неверно говорить, что процесс управления их поведением сводится к «воздействию» на них: более адекватным понятием является слово «взаимодей­ствие». Сами же объекты исследования правильнее восприни­мать как «объект-субъекты».

Предметом исследования в организационном поведении яв­ляются закономерности поведения и социальные, социально-экономические и психологические факторы, определяющие поведение людей в организациях и организаций во внешней среде.

Эффективное достижение, поставленных в организации це­лей предполагает диагностику и управление организационным поведением, что и является практической стороной соответст­вующей науки.

Современный западный менеджмент как наука призна­ет приоритет лидерского подхода к управлению, склоняется к восприятию менеджеров как лидеров-координаторов, осно­вывающих свое влияние на поведение людей на использовании, по преимуществу, социально-психологических методов. В ус­ловиях глобализации и интернетизации именно инновацион­ный потенциал сотрудников организации является решающим фактором обеспечения выживаемости и конкурентоспособно­сти бизнеса.

Поведение и его регуляторы

Поведение — наблюдаемая извне двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, испол­нительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой и внутреннего состояния ор­ганизма и личности.

Это совокупность поступков, совершаемых в относительно продолжительный период в постоянных или меняющихся усло­виях. Поведение охватывает все поступки целиком и позволяет дать им моральную оценку, независимо от таких локальных по­казателей, как намерения, побуждения и другие, т.е. поведение дает больше оснований для нравственной оценки человека, чем поступок', мотив, средство, цель, поскольку поведение — это система, относительно устойчивое явление. Выдающийся со­циолог и экономист XIX в. К. Маркс считал, что поведение — единственный объективный показатель нравственного облика человека, его моральных качеств, в том числе мотивов. Оценка поведения должна осуществляться на основе анализа, как ми­нимум, всех характеристик деятельности, но лучше, если будут учтены и доступные для рассмотрения факторы внешней сре­ды, включая групповое влияние, особенности личности и си­туации.

Источником поведения являются сложные психические процессы, вызываемые внешними и внутренними стимулами, включая осмысление потребностей человека как живого суще­ства и как личности. Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллек­тивной, целеполагающей, произвольной и созидательной дея­тельности.

На уровне общественно-детерминированной деятельности человека термин «поведение» обозначает также действия чело­века по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественны­ми нормами нравственности и права. В этом смысле говорит­ся, например, о высоконравственном, преступном, легкомыс­ленном поведении. Единицами поведения являются поступки, в которых формируется и в то же время выражается позиция личности, ее моральные убеждения'.

Многообразие точек зрения на причины и модели поведения объясняется следующими причинами.

Каждый ученый принимает за систему, объект исследования, существенные факторы влияния на поведение данной системы или объекта что-то свое, исследует это влияние, находит под­тверждение своим гипотезам и провозглашает в качестве тео­рий, позволяющей объяснить поведение или спрогнозировать его. Исследования и гипотезы ученых базируются на их эру­диции, на компетентности в той области науки, которой они посвятили себя. Поэтому одни рассматривают поведенческие особенности с позиции психологии личности, другие — с по­зиции организационного поведения, третьи — с позиции нау­ки и практики менеджмента, четвертые — с позиций социоло­гии, социальной психологии или других научных дисциплин. Поведением человека и поведением организаций занимаются еще и экономические науки, и юридические. Осуществляют­ся попытки применить в области поведения методы и модели точных наук, в частности, математики. Многообразие теорий объясняется также и развитием самой науки: например, совре­менная психология знает о личности намного больше, чем в на­чале прошлого века, когда формировались классические теории управления людьми в организациях.

Реальное поведение человека в организации по-разному воспринимается (а тем более объясняется) сторонними наблю­дателями, будь это коллеги, подчиненные, клиенты или руко­водители. Многие предпочитают простые объяснения, легко понимаемые схемы и часто примитивные цепочки причин и следствий. Но поведение человека в организации зачастую не­возможно объяснить какой-либо одной причиной. Часто прояв­ляется так называемый «синергетический (или синергический)» эффект, когда имеет место соединение, интеграция, слияние, совместное взаимоусиливающее действие нескольких сил, фак­торов, причин. Такое комбинированное воздействие двух или более факторов характеризуется тем, что их совместное действие существенно превосходит эффект каждого отдельно взятого компонента и их простой суммы. Например, знания и усилия нескольких человек в группе могут быть организованы так, что результат превосходит все ожидания. И такое поведение наибо­лее трудно поддается анализу и прогнозированию.

Управлением людьми в организации занимаются менедже­ры, ключевой, основой знаний которых являются, в первую оче­редь, труды классиков менеджмента, несмотря на то, что в ин­ститутах им преподают и психологию, и социологию. Поэтому рассмотрим сначала менеджерские теории поведения человека в организации.



2016-01-26 293 Обсуждений (0)
Поведение и его регуляторы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поведение и его регуляторы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)