Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет философии науки и ее функции



2016-01-26 1038 Обсуждений (0)
Предмет философии науки и ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие наука. Наука как познавательная деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.

 

При определении понятия «наука» следует учитывать по крайней мере три аспекта ее бытия: познавательный, социальный и социокультурный. При таком подходе наука предстает как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о мире», как «социальная система, состоящая из профессиональных сообществ, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания», и как специфическая сфера культуры (наравне с моралью, религией, философией, искусством).

Наука как познавательная деятельность имеет цель: выявить законы, по которым существуют объекты материального мира, с тем, чтобы эти объекты преобразовывать в соответствии с потребностями человека.

Наука возникла из практической деятельности, обыденного, повседневного, житейского опыта, однако, в отличие от него, приобрела способность опережать практику по освоению объектов материального мира. Происходит это благодаря тому, что ученый способен, учитывая общие закономерности природы и общества, отталкиваться от них, создавать теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов. Истинность или ложность этих моделей проходит проверку экспериментальным методом, и, как следствие, в случае подтверждения эмпирически проверяемых моделей они объявляются относительно истинными, в случае же опровержения либо отвергаются, либо подвергаются исправлениям, пересмотру.

Науке присущи такие характерные только для нее признаки, как обоснованность и доказательность знания, способность прогнозировать, предвидеть ход отдельных процессов и явлений, системность, нацеленность на практику, методологическая рефлексия.

Наука как социальный институт начала формироваться в XVII-XVIII вв., когда в Западной Европе возникли первые научные сообщества, академии, стали выпускаться научные журналы.

В процессе развития науки менялись ее функции в социальной жизни. Так, в период становления науки как социального института (эпоха Возрождения и Новое время) она приобретала мировоззренческую функцию в борьбе с теологией и религией. Затем, в процессе бурного развития науки и техники, она становится производительной силой общества. Никто не может отрицать то огромное влияние, какое оказывает научно-технический прогресс на все сферы жизни общества и человека.

Сегодня наука – не только социальный институт, но и социальная сила, поскольку ее методы, научные знания широко используются в решении самых разных проблем, возникающих в обществе. К примеру, методы и данные конкретных наук широко используются при разработке планов и программ социального, экономического развития. Здесь необходимы участие ученых, комплексное применение знаний и методов естественных, технических и общественных наук.

Функции науки как социальной силы чрезвычайно необходимы в решении глобальных, экологических проблем современности.

Наука как специфическая сфера культуры рассматривается с точки зрения ее взаимодействия с другими формами общественного сознания (искусством, религией, философией, моралью и т.д.), а также выявления специфических для науки и отличительных от других форм общественного сознания признаков.

Являясь неотъемлемой частью культуры, наука, прежде всего, нацелена на окультуривание самого человека, субъекта познавательной деятельности. Познание мира для каждого происходит в уже сформировавшихся в определенной культуре знаниях, способах и методах познания, специфических понятиях и тем самым способствует социализации личности. Научные знания глубоко проникают в быт людей, формируют их мировоззрение и тем самым становятся социальной силой, формирующей личность, способствующей ее врастанию в определенную культуру.

 

Предмет философии науки и ее функции.

 

Наука – это система объективно-истинных и логически взаимосвязанных форм и образований Н. знания, таких как понятие, суждение, концепция, теория, и использующих для своего формирования совокупность научных средств и методов.

Философия науки – область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социокультурной среде.

Предмет ФН: общие закономерности функционирования научного знания, изучение рождения, трансляции знания, его критериев научности и проверяемости.

Объект ФН: изучение науки как особой социальной реальности. Когда представитель философии науки имеет дело со специализированными текстами естествознания или обществознания, то объектом его изучения являются не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организма, не исторические катаклизмы и т. д., а научное знание, способ производства этого знания, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деятельности и т. д.

В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня:


1. общую философию науки как целого;


2. философию отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных наук, технико- технологического знания);


3. философию отдельных наук и дисциплин (механики, астрономии, истории, социологии и т. д. и т. п.).

Основными разделами философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, аксиология (ценностная составляющая) науки, общая социология науки, философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.


Функции ФН:

1) выработка онтологических оснований науки; 2) формирование гносеологической базы научной деятельности; 3) разработка логических и методологических основ науки; 4) выработка и создание модели научной рациональности; 5) освещение проблем научного творчества; 6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе; 7) анализ языка науки; 8) разработка стратегической доктрины науки; 9) разработка классификации наук; 10) выяснение связи науки и общества; 11) освещение проблемы эффективности науки; 12) выяснение взаимоотношений науки и политики; 13) освещение связи науки и религии; 14) подведение под науку аксиологических оснований; 15) раскрытие проблем этики науки; 16) анализ эстетических проблем науки; 17) оценка социального назначения науки.

 

 



2016-01-26 1038 Обсуждений (0)
Предмет философии науки и ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет философии науки и ее функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1038)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)