Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 3. Основные проблемы философии



2016-01-26 373 Обсуждений (0)
Раздел 3. Основные проблемы философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 10. Философия бытия (онтология) (2 часа)

Концепции бытия. Основные подходы в решении проблемы бытия, основные типы бытия и их взаимосвязь.

Картины мира. Основные картины мира; смысл понятий: "дух", "материя" и "сознание"; характерные особенности основных картин мира, их соотнесенность с историей человечества, основные концепции современной науки. Основные категории философии бытия. Движение, пространство и время. Содержание понятий: "движение", "развитие", "самоорганизация". Основные концепции пространства и времени.

Диалектика бытия. Исторические типы диалектики. Принципы и законы диалектики. Основные модели развития. Законы развития.

Системность (структурная организация) бытия. Сущность системного подхода и связанную с ним систему понятий, в том числе и синергетики.

Детерминизм. Сущность детерминизма и индетерминизма.

Тема 11. Философия познания (гносеология) (2 часа)

Познавательные способности человека. Основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира. Основные формы познания. Соотношение знания и веры.

Сущность и природа познания. Основные подходы в решении вопроса о познаваемости мира. Соотношение понимания и объяснения.

Структура познавательной деятельности. Уровни и основные формы познания. Взаимосвязь знания и веры.

Проблема истины. Основные концепции истины, взаимосвязь истины и заблуждения.

Творческая природа сознания и познания. Связь сознания с языком. Философия языка Рассела и Витгенштейна. Герменевтика.

Тема 12. Философия и методология науки (2 часа)

Определение науки. Наука как деятельность. Наука как система знаний. Наука как социокультурный институт. Критерии научности. Методология научного познания. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания. Эволюция научного познания: преднаука, античное знание, средневековое знание, классическая наука, неклассическая наука, постклассическая наука. Развитие философии науки: первый позитивизм (О.Конт, Спенсер, Дж.Милль), эмпириокритицизм (Э.Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Рассел, Витгенштейн), постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд). Формы лженауки. Философия техники. Взаимоотношение техники и человека.

Тема 13. Философская антропология (2 часа)

Происхождение и сущность человека. Основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности.

Человек, индивид, личность. Содержание и соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность; основные философские теории личности.

Человек и природа. Развитие представлений о природе в истории философии; основные подходы в решении проблемы человека, его происхождения и сущности.

Человек и общество. Основные подходы в проблеме взаимоотношений человека и общества; соотношение понятий человек, индивид, личность. Взаимосвязь свободы и ответственности.

Человек и культура. Содержание понятия "культура". Взаимосвязь материальной и духовной, массовой и элитарной культуры. Современные тенденции развития культуры. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

Тема 14. Философская аксиология (2 часа)

Ценности и смысл жизни человека. Понятие и природа ценностей, их роль в жизни человека и общества. Основные подходы в решении вопроса о смысле жизни, мировоззренческие ориентиры в оценке ценности человеческой жизни. Мировоззренческие основания светских и религиозных ценностей.

Эстетические и этические ценности. Смысл основных эстетических и этических категорий, соотношение: нормы, оценки, идеалы.

Тема 15. Учение об обществе. Общество как система (2 часа)

Общество и его структура. Учение Г.Гегеля и О.Конта об обществе. Системный подход к изучению общества (Конт, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Парсонс). Основные виды общественно необходимой человеческой деятельности. Мораль, право, религия, наука и искусство как основные формы духовной жизни общества.

Общество. Факторы и формы общественного развития. Концепция "осевого времени" К.Ясперса. Прогрессистские концепции. Стадиальная теория. Цивилизационный подход.

Тема 16. Культура и цивилизация (2 часа)

Определения культуры. Науки о культуре. Три этапа в истории философии культуры. Интерпретации культуры. Функции культуры. Место личности и общества в культуре.

Цивилизация. Определения Н.Данилевского, О. Шпенглера, А.Тойнби, П.Сорокина, Н.Бердяева. Классификации цивилизаций. Историко-культурные типы. Различия Западной и Восточной цивилизаций. "Судьба России" (Н.Бердяев).

Тема 17. Философия глобальных проблем (2 часа)

Ключевые понятия темы. Содержание современных процессов глобализации, возникновение и сущность глобальных проблем, основные подходы в их решении; взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Общество и природа: точки зрения В.И. Вернадского и Т. Де Шардена. Географическая среда и географический детерминизм. Экологический кризис как глобальная проблема. Сущность современной экологической ситуации. «Римский клуб» и исследование глобальных проблем. Концепция «Пределы роста». Военная опасность как глобальная проблема. Понятие «альтернативной цивилизации».

2.2 Содержание практических занятий

Тема: Философия и ее роль в жизни и обществе (2 часа, учебная дискуссия)

· Что такое философия?

· Философия и мировоззрение.

· Философия и наука.

· Функции философии.

· Основные разделы философии.

Тема: Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия) (2 часа, коллоквиум)

· Особенности философии Древнего Востока

· Зарождение философии в Древней Индии. Особенности ведической религии

· Начала философского мышления Китая. Особенности китайской мифологии

Тема: Проблема бытия в ранней античной философии (2 часа, доклады)

· Философские основания мира в произведениях Гомера и Гесиода.

· Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

· Гераклит из Эфеса.

· Элеаты: Парменид, Зенон (апории Зенона).

· Пифагор и пифагорейцы.

· Эмпедокл.

· Анаксагор.

· Древнегреческие атомисты: Левкип и Демокрит

Тема Классический период античной философии. Философия Сократа, Платона и Аристотеля. Философские школы эллинизма (2 часа, коллоквиум)

· Особенности философии софистов.

· Сократ.

· Платон.

· Аристотель

· Закат античной философии

Тема: Философия Средних веков и Возрождения (2 часа, учебная дискуссия)

· Характеристика Средневековой философии.

· Патристика.

· Схоластика.

· Проблема универсалий

· Эпоха Возрождения

Тема: Философия Нового времени (2 часа, коллоквиум)

· Механицизм, математика и деизм как черты онтологии и гносеологии философии Нового времени

· Основная проблема философии Нового времени (эмпиризм и рационализм).

· Философское учение Ф. Бэкона

· Философское учение Р. Декарта.

· Философское учение Б. Спинозы.

· Философское учение Г.В. Лейбница

· Основные идеи философии Просвещения

Тема: Немецкая классическая философия (2 часа, анализ первоисточников)

· Особенности немецкой классической философии

· Философская система И.Канта

· Философия Фихте

· Философия Шеллинга

· Философская система Гегеля

Тема: Постклассическая философия Запада (2 часа, коллоквиум)

· Критика немецкой классической философии

· Формирование различных направлений и концепций

Тема: Русская философия (2 часа, коллоквиум)

· Этапы развития русской философии.

· Характерные черты русской философии.

· Становление русской философии в XI – XVII вв.

· Русская философия XVIII в. – нач. XIX в.:

· Направления русской философии XIX – XX вв.

Тема: Философия бытия (онтология) (2 часа, дискуссия, составление терминокарты)

· Категория бытия, её смысл и специфика.

· Философское понятие субстанции.

· Движение как способ существования материи.

· Пространство и время, их свойства.

· Отражение как всеобщее свойство материи.

· Происхождение и сущность сознания.

· Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Тема: Философия познания (гносеология) (2 часа, коллоквиум)

· Социально-историческая сущность познания.

· Диалектика чувственного и рационального познания.

· Проблема истины в философии.

· Вненаучные формы познания.

Тема: Философия и методология науки (2часа, коллоквиум)

· Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

· Структура научного познания, его уровни и формы.

· Методы научного исследования.

· Эволюция научного знания.

· Научные революции и смена типов рациональности.

· Общество, наука, техника

Тема: Философская антропология (2 часа, коллоквиум)

· Природа, сущность и предназначение человека.

· Сущность и существование человека.

· Бытие человека в природе.

· Бытие человека в обществе.

· Человек в системе культуры.

Тема: Философская аксиология (2 часа, коллоквиум)

· Определение ценностей.

· Значимость ценностей для разных культур.

· Классификация ценностей:

· Счастье как высшее благо.

· Религиозные ценности.

Тема: Учение об обществе. Общество как система (2 часа, анализ первоисточников)

· Общество как объект познания. Основные концепции общественного развития:

· Общество как социальный организм. Структура общества.

· Политическая жизнь общества.

· Духовная жизнь общества:

· Проблема смысла и направленность в истории философской мысли.

· О роли народных масс в истории

Тема: Культура и цивилизация (2 часа, коллоквиум)

· Понятие культуры. Материальная и духовная культура.

· Цивилизация как этап развития культуры.

· Теории цивилизационных стадий.

· Контркультура и массовая культура.

Тема: Философия осмысления глобальных проблем современности (2 часа, учебная дискуссия)

· Римский клуб и исследование глобальных проблем.

· Экологические проблемы.

· Война как глобальная проблема.

· Демографическая проблема.

· Экономическое неравенство.

2.3 Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности студента в период обучения.

Для реализации творческих способностей и более глубокого освоения дисциплины предусмотрены следующие виды самостоятельной работы: 1) текущая и 2) творческая проблемно-ориентированная.

Текущая СРСнаправлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:

– работу с лекционным материалом, поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуальному заданию;

– опережающую самостоятельную работу;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку к практическим занятиям;

– подготовку к контрольным работам, промежуточному контролю.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР)направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов. ТСР предусматривает:

– исследовательскую работу по тематике планирования и прогнозирования в выбранной в качестве области научных интересов теме;

– анализ научных публикаций по тематике научных интересов;

– поиск, анализ, структурирование и презентацию информации;

– написание творческих работ (эссе) по заданной тематике;

– публичное выступление в аудитории с докладом и организация обсуждения углубленно изученного материала в области научных интересов студента.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программой дисциплины предусмотрено проведение практических занятий, на которых проводятся учебные дискуссии, разбираются конкретные ситуации повседневного общения и отношения к миру. Широко используются информационные технологии (электронные тесты, тренажеры, интернет-ресурсы). Практические занятия призваны укреплять и расширять теоретические знания студентов.

В ходе изучения данного курса предполагается использование электронных презентаций и проведение компьютерного тестирования. При обучении используются интерактивные формы.

Для студентов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка кратких сообщений с презентацией в формате Microsoft PowerPoint.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

Данный методический материал обеспечивает рациональную организацию самостоятельной работы студентов на основе систематизированной информации по темам учебной дисциплины.

Основные положения и разделы философии, ее главные направления, проблемы и задачи отражены в основном списке литературы (п.п. 5.1)

Дополнить свои знания и обогатить их поможет список дополнительной литературы (п.п.5.2), в который вошли книги известных отечественных и зарубежных авторов, посвятивших себя изучению как теоретических, так и практико-ориентированных аспектов философии.

4.1 Перечень и тематика самостоятельных работ студентов по дисциплине

Тема: Философия и ее роль в жизни и обществе

· Что такое философия?

· Этапы исторического развития философии.

· Философия и мировоззрение.

· Философия и наука.

· Функции философии

· Основные разделы философии (структура философского знания):

− Онтология

− Гносеология

− Социальная философия

− Этика

− Философская антропология

Тема: Зарождение философской мысли (древнеиндийская и древнекитайская философия)

· Какие признаки характеризуют миф?

· В чем состоит познавательная функция мифа?

· Какие характеристики свойственны мифологическому мышлению?

· Какова классификация мифов?

· Какие приемы познания мира используются в мифе?

· Какие признаки характеризуют религию?

· Какова роль тотемизма в становлении познавательной деятельности человека?

· Особенности философии Древнего Востока

· Зарождение философии в Древней Индии. Особенности ведической религии

· Упанишады – философское истолкование явлений мира

· Учение джайнизма

· Основные положения буддизма: «Четыре благородные истины», «Ступени восьмеричного пути»

· Формирование различных направлений буддизма (хинаяна, махаяна, чань буддизм и т.д.)

· Начала философского мышления Китая. Особенности китайской мифологии

· Даосизм

· Конфуцианство

· Школа моистов (Мо-цзы)

Тема: Проблема бытия в ранней античной философии

· Особенности мифологического мышления в Древней Греции («Мифы Древней Греции»)

· Философские основания мира в произведениях Гомера и Гесиода.

· Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

· Гераклит из Эфеса.

· Элеаты: Парменид, Зенон (аппории Зенона).

· Пифагор и пифагорейцы.

· Эмпедокл.

· Анаксагор.

· Древнегреческие атомисты: Левкип и Демокрит.

Тема Классический период античной философии. Философия Сократа, Платона и Аристотеля. Философские школы эллинизма

· Особенности философии софистов.

· Философия Протагора: «человек есть мера всех вещей…».

· Искусство убеждения Горгия.

· Продик и его техника синонимии.

· Биография Сократа.

· Основные положения философии Сократа.

· Сократический метод познания.

· Биография Платона.

· Предпосылки развития идеалистических воззрений Платона.

· Онтологические обоснования идеализма.

· Гносеологическое обоснование идеализма.

· Аксиологическое обоснование идеализма.

· Концепции эйдоса.

· Учение о душе Платона.

· Социально-политические концепции Платона.

· Онтология Аристотеля:

– сущее и его виды

– учение Аристотеля о материи и форме

– учение о четырех причинах

– возможность и действительность

· Теория познания Аристотеля

· Логика – наука о формах мышления:

– законы мышления

– формы мышления

– учение об умозаключении

· Учение Аристотеля о душе

· Этика Аристотеля

· Социально-политические концепции Аристотеля

· Закат античной философии:

– киренаики

– киники

– Эпикур и эпикурейцы

– стоики

– скептики

– неоплатонизм (Плотин)

Тема: Философия Средних веков и Возрождения

· Общая характеристика средневековья.

· Ранние христианские течения (гностицизм, манихейство, апологетика).

· Патристика. Учение Августина.

· Схоластика.

· Философия Ф. Аквинского.

· Номинализм и реализм: спор об универсалиях

· Общая характеристика арабской философии и ее представители:

− Авиценна

− Аверроэс

· Общая характеристика исторического периода Возрождения

· Направления в философии эпохи Возрождения:

– гуманистическое (Данте, Петрарка, Валла)

– натурфилософское (Коперник, Бруно, Галилей)

– политическое (Макиавелли)

– реформаторское (М.Лютер, Ж.Кальвин)

– утопическо-социалистическое (Т.Кампанелла, Т.Мор)

Тема: Философия Нового времени

· Философия Ф. Бэкона:

− учение об идолах

− природа научного познания

− индуктивная логика

· Обоснование рационализма Р. Декарта

− принцип радикального сомнения

− идея Бога

− метод достижения истины

− дуализм духа и материи

− проблема взаимодействия субстанций

· Б. Спиноза и монистический рационализм:

− критика дуализма

− пантеизм и детерминизм в онтологии Спинозы

− гносеология

− этика

· Сенсуализм Дж. Локка. Эмпирическая концепция познания.

· Монадология Г. Лейбница. Онтологические предпосылки рационализма.

· Эволюция западноевропейского рационализма.

Тема: Немецкая классическая философия

· Особенности немецкой классической философии.

· Философская система И.Канта:

– теория познания

– этика Канта.

· Философия Фихте.

· Философия Шеллинга.

· Философская система Гегеля.

· Антропологический материализм Людвига Фейербаха:

− антропологический принцип в философии

− философия религии.

· Карл Маркс: диалектический и исторический материализм.

Тема: Постклассическая философия Запада

· Иррационализм: А.Шопенгауэр.

· Философия жизни: Ф.Ницше, А.Бергсон.

· Экзистенциализм: Хайдеггер, Ясперс, Сартр.

· Психоанализ: Фрейд, Юнг.

· Позитивизм: О.Конт.

· Неопозитивизм: Рассел, Витгенштейн, Карнап, Поппер.

· Прагматизм: Пирс, Джеймс, Дьюи.

· Феноменология: Гуссерль.

· Герменевтика: Гадамер.

· Постмодернизм: М.Фуко, Делез, Деррида.

Тема: Русская философия

· Начальный период становления русской философии ХI-XVII в.

· Русская философия XVIII в.: М.Ломоносов, А.Радищев.

· Русская философия XVIIII в.: П. Чаадаев.

· Славянофильство: И. Кириевский, А.Хомяков.

· Западники: В. Белинский, А. Герцен.

· Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов.

· Революционно-демократическое направление в русской философии: Н. Чернышевский, М.А. Бакунин, П. Кропоткин, Г.В. Плеханов.

· Русский космизм: В.И. Вернадский, К.Э Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.В. Бугаев.

· Религиозная философия: В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Тема: Философия бытия (онтология)

· Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия. Диалектика бытия: бытие и небытие, становление и определенность бытия.

· Философское понятие субстанции. Материя как философская категория. Материальное единство мира и его многообразие.

· Движение как способ существования материи. Движение и покой. Классификация форм движения в свете современной науки.

· Пространство и время, их свойства. Субстациональность и реляционная концепция пространства и времени.

· Отражение как всеобщее свойство материи. Формы отражения в неживой и живой природе. Отражение и информация.

· Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание. Структура сознания. Мышление и язык Проблема идеального.

· Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии. Софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектике.

· Принципы, законы и категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и ступени познания. Объективная и субъективная диалектика.

· Основные законы диалектики: закон противоречия, закон меры, закон диалектического отрицания.

· Категории материалистической диалектики: единичное (особенное) и общее, явление и сущность, форма и содержание, часть и целое, элементы и структура, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.

Тема: Философия познания (гносеология)

· Социально-историческая сущность познания. Знание, отражение, информация. Диалектика субъекта и объекта познания. Социальные детерминации познания.

· Диалектика чувственного и рационального познания. Чувственное познание и его элементы. Формы логического мышления и язык. Творчество и интуиция.

· Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение.

· Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое познание.

Тема: Философия и методология науки

· Научное и вненаучное знание. Критерии научности.

· Структура научного познания, его уровни и формы.

· Методы научного исследования.

· Эволюция научного знания.

· Научные революции и смена типов рациональности.

· Общество, наука, техника

Тема: Философская антропология

· Природа, сущность и предназначение человека. Антропосоциогенез и его факторы: труд, общение язык.

· Сущность и существование человека: противоречивость биологического, психического и социального. Самоценность и смысл человеческой жизни. Идеал гармоничного человека.

· Бытие человека в природе. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Биологическая и социальная продолжительность жизни человека.

· Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность. Идеология индивидуализма и конформизма. Социальная природа отчуждения. Труд, свобода и ответственность личности.

· Человек в системе культуры: гений, талант и творчество в науке, искусстве, политике. Ценностная ориентация личности: потребности. Интересы и цели. Человек как творец самого себя.

Тема: Философская аксиология

· Определение ценностей. Потребности, интересы и традиции.

· Значимость ценностей для разных культур.

· Классификация ценностей:

− материальные и духовные ценности

− общечеловеческие и личные ценности

− инструментальные и терминальные ценности

· Счастье как высшее благо.

· Религиозные ценности.

Тема: Учение об обществе. Общество как система

· Общество как объект познания. Основные концепции общественного развития:

− позитивистская социальная философия (О.Конт, Г.Спенсер)

− теория общественно-экономических формаций

− теория локальных цивилизаций

− социальная философия П.Лаврова и Н.Михайловского

− психологическая концепция (Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето)

− неокантианство и его «исторический метод»

− социальная философия М.Вебера

− теоретическая социология П.Сорокина

−развитие социальных концепций во фрейдизме и неофрейдизме

− современная социобиология

· Общество как социальный организм. Структура общества.

· Политическая жизнь общества:

− роль государства в политической жизни общества

− проблема политического сознания

− политика и нравственность

· Духовная жизнь общества:

− сущность и уровни общественного сознания

− формы общественного сознания (правосознание и его культура, наука как система знаний и вид духовного производства, искусство, мораль как регулятор социального поведения, религия)

· Проблема смысла и направленность в истории философской мысли: современные концепции и смысле и направленности человеческой истории. Понятие постиндустриального общества. Исторический прогресс.

· О роли народных масс в истории

· Философские концепции кризиса (анализ первоисточников по индивидуальному выбору): Х.Ортега-и-Гассет «Восстание масс», О.Шпенглер «Закат Европы», Р.Гвардини «Конец Нового времени», А.Швейцер «Упадок и возрождение культуры», «Культура и этика», А.Вебер «Германия и кризис европейской культуры», Й.Хейзинга «В тени завтрашнего дня. Диагноз духовного недуга нашей эпохи», К.Ясперс «Духовная ситуация времени», Ф.Фукуяма «Конец истории» и др.

Тема: Культура и цивилизация

· Понятие культуры. Материальная и духовная культура.

· Цивилизация как этап развития культуры.

· Теории цивилизационных стадий.

· Контркультура и массовая культура.

Тема: Философия осмысления глобальных проблем современности

· Римский клуб и исследование глобальных проблем.

· Экологические проблемы.

· Война как глобальная проблема.

· Терроризм. Факторы и причины терроризма.

· Демографическая проблема. Мальтузианство. «Этика спасательной шлюпки».

· Экономическое неравенство.

· Человеческая природа как проблема. Евгеника. Генная инженерия. Биокибернетика.

4.2 Перечень тем контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Понятие мировоззрения, его структура и типы.

2. Мифологическое сознание и его основные черты в древности и современности.

3. Религия, ее сущность и место в культуре.

4. Специфика философского мировоззрения.

5. Философия и мифология.

6. Философия и религия.

7. Философия и культура.

8. Философия и наука.

9. Философия и идеология.

10. Философия и искусство.

11. Философия и мораль.

12. Древнекитайская философия (Конфуций, Даосизм).

13. Древнеиндийская философия (Буддизм, Йога).

14. Философский плюрализм.

15. Поиски первоначала у философов античности.

16. Философия Сократа.

17. Идеалистическая философия Платона.

18. Философия Аристотеля.

19. Философия Эпикура.

20. Учение о Боге, личности и душе в философии Августина.

21. Схоластика Фомы Аквинского.

22. Вера и разум средневековой философии.

23. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

24. Натурфилософия Николая Казанского и Джордано Бруно

25. Пантеизм философии эпохи Возрождения.

26. Социально-политические взгляды мыслителей эпохи Возрождения (Маккиавелли, Томас Мор, Кампанела).

27. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

28. Философия Ф.Бекона.

29. Философия Декарта.

30. Философия Спинозы.

31. Монадология Лейбница.

32. Философские и социально-политические взгляды Дж.Локка.

33. Теория общественного договора Т.Гоббса и общественно-правовой идеал Просвещения.

34. Философские учения французского и немецкого Просвещения.

35. Система природы Гольбаха.

36. Учение просветителей об обществе и человеке.

37. Этика просвещения.

38. Исторические рамки и основные черты немецкой классической философии.

39. Философия Канта критического периода.

40. Учение Канта о познании.

41. Этика Канта.

42. Философия Фихте.

43. Философия Шеллинга.

44. Законы диалектики Г.Гегеля.

45. Философия культуры и истории Гегеля.

46. Философия Фейербаха.

47. Учение марксизма об обществе и человеке.

48. Философия Радищева.

49. Философия Чаадаева.

50. Западники и славянофилы.

51. Философия Герцена.

52. Философия Чернышевского.

53. Философия Бакунина.

54. Философские воззрения Достоевского и Толстого.

55. Философия свободы Бердяева.

56. Философские взгляды Вл. Соловьева.

57. Философия Флоренского.

58. Русский космизм (Федоров, Циолковский, Чижевский).

59. Философские течения и представители постклассической европейской философии.

60. Идея «сверхчеловека» и новая мораль в философии Ф.Ницше.

61. Философия Шопенгауэра.

62. Философия Ницше.

63. Психоанализ как философское направление познания.

64. Экзистенциальная философия.

65. Ситуация постмодерна и новизна постмодернистской философии.

66. Идея «симулякра» в философии Бодрийара.

67. Чувственное познание и его формы.

68. Рациональное познание и его формы.

69. Философское учение об истине.

70. Виды и методы познания.

71. Философия техники: сущность, основные проблемы.

72. Разработка учения об обществе (Кант, Спенсер, Дюркгейм).

73. Проблема смысла и конца истории.

74. Культура и цивилизация.

75. Исторический процесс и формы его толкования.

76. Понятие и сущность человека в философии.

77. Проблема смысла жизни .

78. Научно-технический прогресс и будущее.

79. Глобальные проблемы цивилизации в современности.

4.3 Методические рекомендации по организации СРС

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов является важнейшим условием успешного овладения программой курса. Она тесно связана с аудиторной работой. Студенты работают дома по заданиям преподавателя, которые базируются на материале, пройденном на аудиторном занятии.

В качестве самостоятельной работы предполагается подготовка коротких сообщений, поиск информации в сети Интернет, групповая работа по моделированию ситуации.

4.4 Рекомендации по работе с литературой

В процессе изучения дисциплины «Философия» особенно важно получить комплексное представление о предмете, методе, целях и задачах изучаемого предмета. Эти вопросы достаточно полно отражены в базовых учебниках по курсу, - Введение в философию: Учеб. Пособие для вузов. – М., 2009. и Философия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2011. Авторы книг – ведущие специалисты в области философии. Издания предназначены для студентов всех специальностей и соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. В них содержатся основные современные сведения по всем разделам философского познания, а также о современных концепциях собственно философии. Рассматриваются проблемы онтологии, гносеологии, философских методов, особенности развития философского знания на протяжении веков, а также вопросы философской антропологии. Особый интерес представляют разделы, посвященные современным социальным проблемам, осмысливаемым в социальной философии. Учебники имеют практическое преимущество в использовании, так как четко структурированы и содержат краткое изложение материала, отражают базовые темы курса, соответствующие основным дидактическим единицам.

Другим важным учебно-практическим пособием, позволяющим овладеть теоретическими основами философии и выполнить практические задания по курсу, является книга - Моисеева Н.А., Сороковикова В.И. Философия: Краткий курс. – СПб, 2008. Пособие состоит из восьми модулей, написанных в соответствии с государственным стандартом по философии. В них раскрыта сущность философии, ее основные проблемы и функции. Уделено внимание философскому осмыслению глобальных проблем современности. Каждый модуль снабжен основными понятиями и терминами, упражнениями и задачами, тренировочным тестом.

Уникальной по своей ценности является книга Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX в. – М., 1991. В данной работе представлены многообразные, структурированные философские теории, концепции, понятия, категории из области философской антропологии: представления о человеке в разные эпохи истории. Эти представления касаются проблем человеческого тела, духа и души; свободы, выбора, нравственных ценностей и социальных норм человеческой жизнедеятельности, а также места человека в культуре и цивилизационных процессах.

Дополнить свои знания и обогатить их поможет список дополнительной литературы, в который вошли книги ведущих отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся изучением как теоретического, так и практического аспектов философских проблем.

Остальная рекомендуемая литература используется в ходе самостоятельной работы студентов.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература

1. Алексеев, Петр Васильевич Философия: учебник [для студентов, аспирантов] / П. В. Алексеев, А. В. Панин ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2013. - 592 с. - (Классический университетский учебник).

2. Власова, Елена Михайловна. Философия: учеб.-практ. пособие для студентов направл. подготовки бакалавров 080100.62 "Экономика" / Е. М. Власова, М. В. Шумейко ; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. - Владивосток : Изд-во ВГУЭС, 2013. - 140 с.

3. Канке, В.А. Современная философия: учебник [для бакалавров, магистров и аспирантов вузов] / В. А. Канке. - М. : Омега-Л, 2014. - 329 с. : ил. - (Университетский учебник).

4. Миронов, В.В. Философия: учебник [для студентов вузов] / В. В. Миронов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2014. - 240 с.

5. Философия: учебник для бакалавров / [авт.: В. Н. Лавриненко, Г. И. Иконникова, В. П. Ратников и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2013. - 575 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

5.2 Дополнительная литература

1. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель ; [пер. с древнегр. : О. П. Цыбенко, В. Г. Аппельрогга]. - М. : Лабиринт, 2011. - 208 с.

2. Барковская А. В. Философия. Ответы на экзаменационные вопросы. 5-е издание / Барковская А. В. - Минск : ТетраСистемс, 2011. - 160с. (Электронный вариант)

3. Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для студентов вузов / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук).

4. Вечканов В. Э. Философия. Курс лекций / Вечканов В. Э. - Москва : КноРус, 2010. - 209с. (Электронный вариант)

5. Владимирский, Б.М. Путями русского космизма / Б. М. Владимирский, Л. Д. Кисловский. - М. : ЛИБРОКОМ, 2011. - 144 с.

6. Гриненко, Г.В. История философии: учебник для студентов вузов / Г. В. Гриненко. - 3-е изд.,испр. и доп. - М. : Юрайт : ИД Юрайт, 2010. - 689 с. - (Основы наук).

7. Губин, В. Д. Философия: учебник [для студентов, аспирантов] / В. Д. Губин. - М. : Проспект, 2011. - 336 с.

8. Зеленов Л. А. История и философия науки. Учебное пособие / Зеленов Л. А. - Москва : Флинта, 2011. - 472с. (Электронный вариант)

9. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - М. : Академический Проект, 2011. - 880 с. : ил. - (Концепции).

10. Зотов, А. Ф. Современная западная философия: учеб. пособие [для студентов вузов, аспирантов] / А. Ф. Зотов ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М. : Проспект, 2010. - 608 с.

11. Иконникова Г. И. История философии XIX - начала XXI века: учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Иконникова, Г. И. Иконникова. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2011. - 304 с.

12. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Бельская Е.Ю., Волкова Н.П., Иванов М.А. - Москва : Альфа-М, 2011. - 416 (Электронный вариант)

13. История и философия науки. / Зеленов Л.А., Владимиров А.А., Щуров В.А. - Москва : Флинта, 2011. - 472 (Электронный вариант)

14. История философии: 100 экзаменационных ответов: [учеб. пособие для студентов вузов] / [авт. кол.: А. Н. Ерыгин, В. Н. Климентов, А. Г. Новохатько и др.; отв. ред. Д. Л. Устименко]. - 3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д : МарТ : Феникс, 2010. - 256 с. - (Экспресс-справочник для студентов вузов).

15. История философии: учебник для высших учебных заведений / [авт.: А. В. Белов, Г. В. Драч, В. Н. Дубровин и др.] ; отв. ред.: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. - 7-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2011. - 731 с. - (Высшее образование).

16. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематическ<



2016-01-26 373 Обсуждений (0)
Раздел 3. Основные проблемы философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 3. Основные проблемы философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)