Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы учета затрат при калькулировании



2016-01-26 578 Обсуждений (0)
Методы учета затрат при калькулировании 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема отнесения различных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является очень важной для предприятий. С помощью механизма формирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно стимулировать или, наоборот, «подавлять», делать невыгодными для предприятий различные виды затрат. А в совокупности с налоговыми льготами этот механизм является мощным рычагом воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Калькуляция (лат. calculatio, от calculo — считаю, подсчитываю) — вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы.Он выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ (перевозки, ремонт и т.д.) в различных отраслях деятельности. Калькуляция бывает: плановой — оставляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства; отчетной — счисляется на основе данных учета и характеризует фактический уровень затрат нормативной — в ее основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.

В отличие от группировки по экономическим элементам калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется её цеховая, производственная полная себестоимость.

Важным аспектом калькулирования является выбор калькуляционной единицы (объекта).

Определение себестоимости - очень сложный процесс, причем кальку­ляция себестоимости продукции (работ, услуг) должна отвечать отрас­левой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.

Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами — фактическим и методом учета нормативных затрат.Учет фактических затрат — это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Основной недостаток фактического метода в том, что, применяя его,невозможно оперативно сигнализировать администрации о непроизводительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер. Учет «исторических» затрат исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Поэтому наиболее прогрессивными оказываются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции. Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них.Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (какправило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости(вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, не дожидаясь конца месяца, иметь фактическую себестоимость изделий (как алгебраическую сумму нормативной себестоимости,отклонений от норм и их изменений), а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости. Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля. Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат. Выше речь шла об организации полного учета. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях.

В зависимости от объекта калькулирования различают четыре основных метода калькулирования затрат: простой, нормативный, позаказный и попередельный.

Простой методприменяетсяна предприятиях, производящих однород­ную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного произ­водства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей, выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления сум­мы производственных расходов на количество единиц продукции.

Нормативный методприменяется на предприятиях с массовым и се­рийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действую­щим на начало месяца нормам и последующее систематическое вы­явление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии или перерасхода) в конце месяца. Действующими нормаминазываются та­кие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.

Позаказный методучета применяется на предприятиях индивидуаль­ного и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фак­тическая себестоимость определяется по окончании выполненного за­каза. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

Попередельный методприменяется на предприятиях, где исходное сы­рье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, эта­пов (например, кирпичное, текстильное), или там, где из одних исход­ных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции.

При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.

Анализ затрат на производство и себестоимости выпускаемой промышленным предприятием продукции состоит из ряда этапов:

1. изучаются величина совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными в динамике и с учетом темпов изменения объема продаж продукции;

2. оцениваются структура затрат, удельный вес каждой статьи в их сово­купной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

3. сравнивается фактическая производственная и полная себестоимость по основным видам продукции и в их совокупности с плановыми показа­телями и в динамике, рассчитывается влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;

4. исследуются постоянные и переменные затраты, устанавливаются точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;

5. изучаются показатели вклада на покрытие, запасы финансовой прочности и операционного рычага;

6. оценивается себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляются прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции;

7. устанавливается обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат.

Производственный леверидж (производственный рычаг)является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли. Иными словами, относительно больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колебаемость прибыли.

Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия.

Эффект производственного левериджа определяется с помощью следующей формулы:

ЭПЛ=МД/П (1), либо

ЭПЛ=(Зпост + П)/П=1+(Зпост / П), где

ЭПЛ — эффект производственного левериджа; МД — маржинальный доход; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль.

Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием:

• цены и объема продаж;

• переменных и постоянных затрат;

• комбинации любых перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности.

Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности.

2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все большему темпу прироста суммы прибыли.

3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия.

Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

4. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов. При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряет гибкость в управлении своими затратами.

Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного веса постоянных затрат. За счет сокращения накладных расходов, распродажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислением, широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств.

Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный (производственный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия.

Эффективное управление текущими активами невозможно без опреде­ления порога рентабельности, который характеризует такой объем про­изводства, при котором достигается окупаемость постоянных и пере­менных затрат. Ниже этого объема (в натуральных единицах, штуках) выпуск продукции становится невыгодным.

Порог рентабельности можно найти двумя способами.

Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно,

Прибыль - Валовая маржа - Постоянные затраты = О.

Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке - Постоянные затраты = 0 Из последней формулы получаем значение порога рентабельности:

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении.

По этой формуле значение порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат.

Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида:

Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции. По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль.

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Выручка от реализации - Переменные затраты в относительном выражении.

С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затра­ты, и наоборот - высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат.

Запас финансовой прочности определяется как разница между величиной выручки от реализации и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия - снижение себестоимости продукции (работ, услуг). К факторам, обеспечивающим ее снижение относятся: применение новейших технологии, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов, сокращение расходов по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппарат управления, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов и др.

Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации. Во избежание возникновения серьезного перерасхода средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов — отраслевые (стандарты) или самостоятельно разработанные предприятиями. Например, с помощью норм запасов, расходов и др. определяется оптимальный размер оборотных средств.

Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство. Это внутренний документ, позволяющий не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. При разработке сметы затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счёт внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объема реализаций продукции и размера возможной прибыли.

Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг), — процесс ценообразования.В конечном счете цена товара определяется рынком, однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция. Несмотря на коренные изменения, внесенные в систему ценообразования в связи с ее либерализацией, калькуляционный метод формирования цен остается основным, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того - получение прибыли. Если рассчитанная калькуляционным мето­дом цена окажется выше сложившейся на рынке, нужно изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара.

Наряду с калькуляционным применяются и другие методы фор­мирования цен на впервые осваиваемые изделия: параметричес­кий, основанный на зависимости цены от основного параметре изделия (мощности, грузоподъемности, быстродействия и др.); статистический, основанный на анализе динамического ряда цен аналогичных или родственных изделий, и др.

Но при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя, поэтому использование калькуляций необходимо.

Иногда проектирование цен на крупные дорогостоящие изделия поручают специализированным консалтинговым фирмам, в объективности которых уверены обе стороны - изготовитель и заказчик.

 



2016-01-26 578 Обсуждений (0)
Методы учета затрат при калькулировании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы учета затрат при калькулировании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)