Методы учета затрат при калькулировании
Проблема отнесения различных затрат на себестоимость продукции (работ, услуг) является очень важной для предприятий. С помощью механизма формирования себестоимости продукции (работ, услуг) можно стимулировать или, наоборот, «подавлять», делать невыгодными для предприятий различные виды затрат. А в совокупности с налоговыми льготами этот механизм является мощным рычагом воздействия на финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Калькуляция (лат. calculatio, от calculo — считаю, подсчитываю) — вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы.Он выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ (перевозки, ремонт и т.д.) в различных отраслях деятельности. Калькуляция бывает: плановой — оставляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства; отчетной — счисляется на основе данных учета и характеризует фактический уровень затрат нормативной — в ее основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат. В отличие от группировки по экономическим элементам калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется её цеховая, производственная полная себестоимость. Важным аспектом калькулирования является выбор калькуляционной единицы (объекта). Определение себестоимости - очень сложный процесс, причем калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг) должна отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства. Независимо от множества объектов учета затраты можно исследовать двумя методами — фактическим и методом учета нормативных затрат.Учет фактических затрат — это метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Основной недостаток фактического метода в том, что, применяя его,невозможно оперативно сигнализировать администрации о непроизводительных потерях труда и материалов, которые можно было бы устранить путем принятия экстренных мер. Учет «исторических» затрат исключает возможность оперативного контроля за использованием ресурсов, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков в организации производства, нарушений технологических процессов, изыскания и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Поэтому наиболее прогрессивными оказываются варианты учета нормативных затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции. Нормативный метод учета предполагает предварительное определение нормативных затрат по операциям, процессам, объектам с выявлением в ходе производства отклонений от нормативных затрат. Фактические затраты определяются алгебраическим сложением затрат по нормам и отклонений от них.Пользуясь этим методом, бухгалтер имеет дело с нормативной себестоимостью и отклонениями от нее. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия. Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (какправило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов. Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонения от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости(вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции позволяет, не дожидаясь конца месяца, иметь фактическую себестоимость изделий (как алгебраическую сумму нормативной себестоимости,отклонений от норм и их изменений), а также регулярно (один раз в 10 дней или чаще) анализировать причины отклонений и выявлять их виновников.Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах, в частности при «историческом» подходе к калькулированию, причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости. Соблюдение такого алгоритма учета и расчетов, хотя и является весьма трудоемким процессом, но при этом, позволяет получить достоверную информацию о затратах, пригодную для последующего анализа и контроля. Возможны модификации нормативного метода: полный и неполный учет нормативных затрат. Выше речь шла об организации полного учета. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. При этом варианте учета под нормирование попадают лишь прямые затраты и нормативная калькуляция составляется только по ним. Метод учета фактических затрат и калькулирования фактической себестоимости, как правило, является традиционным и наиболее распространенным на отечественных предприятиях.В зависимости от объекта калькулирования различают четыре основных метода калькулирования затрат: простой, нормативный, позаказный и попередельный. Простой методприменяетсяна предприятиях, производящих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. На этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей, выработанной продукции (работ, услуг). Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции. Нормативный методприменяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии или перерасхода) в конце месяца. Действующими нормаминазываются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда. Позаказный методучета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость. Попередельный методприменяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, этапов (например, кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы. Анализ затрат на производство и себестоимости выпускаемой промышленным предприятием продукции состоит из ряда этапов: 1. изучаются величина совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными в динамике и с учетом темпов изменения объема продаж продукции; 2. оцениваются структура затрат, удельный вес каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике; 3. сравнивается фактическая производственная и полная себестоимость по основным видам продукции и в их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывается влияние основных факторов на отклонение указанных показателей; 4. исследуются постоянные и переменные затраты, устанавливаются точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию; 5. изучаются показатели вклада на покрытие, запасы финансовой прочности и операционного рычага; 6. оценивается себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляются прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции; 7. устанавливается обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат. Производственный леверидж (производственный рычаг)является весьма важной характеристикой деятельности компании; в частности, его высокий уровень говорит о том, что даже незначительное изменение в объемах производства может привести к существенной финансовой нестабильности. Имеется в виду, что при некоторых обстоятельствах небольшое падение выручки от реализации может иметь катастрофические последствия в плане получения прибыли. Иными словами, относительно больший уровень производственного левериджа влечет за собой и большую колебаемость прибыли. Необходимым условием применения механизма производственного левериджа является использование маржинального метода, основанного на подразделении затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Чем ниже удельный вес постоянных затрат в общей сумме затрат предприятия, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения выручки предприятия. Эффект производственного левериджа определяется с помощью следующей формулы: ЭПЛ=МД/П (1), либо ЭПЛ=(Зпост + П)/П=1+(Зпост / П), где ЭПЛ — эффект производственного левериджа; МД — маржинальный доход; Зпост — постоянные затраты; П — прибыль. Производственный леверидж является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного левериджа может изменяться под влиянием: • цены и объема продаж; • переменных и постоянных затрат; • комбинации любых перечисленных факторов. Следует отметить, что в конкретных ситуациях проявление механизма производственного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем: 1. Положительное воздействие производственного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточной своей деятельности. Для того, чтобы положительный эффект производственного левериджа начал проявляться, предприятие в начале должно получить достаточный размер маржинального дохода, чтобы покрыть свои постоянные затраты. В связи с этим, пока предприятие не обеспечило безубыточность своей деятельности, высокий уровень постоянных затрат будет являться дополнительным "грузом" на пути к достижению точки безубыточности. 2. По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного левериджа начинает снижаться. Каждый последующий процент прироста объема продаж будет приводить ко все большему темпу прироста суммы прибыли. 3. Механизм производственного левериджа имеет и обратную направленность - при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться размер прибыли предприятия. Между производственным левериджем и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного левериджа и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный леверидж является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности. 4. Эффект производственного левериджа проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия. И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного запаса прочности, требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных производственных фондов. При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного левериджа, теряет гибкость в управлении своими затратами. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения, при необходимости, суммы и удельного веса постоянных затрат. За счет сокращения накладных расходов, распродажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислением, широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие. При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести: снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие. Многие альтернативные проекты могут существенно различаться по структуре расходов, что и предопределяет необходимость расчета критического объема продаж. Кроме того, достаточно очевидно, что производственный леверидж как важнейшая характеристика технической и технологической сторон деятельности компании оказывает существенное влияние и на структуру источников средств. Ключевыми элементами операционного анализа являются: операционный (производственный) рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности предприятия. Эффективное управление текущими активами невозможно без определения порога рентабельности, который характеризует такой объем производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат. Ниже этого объема (в натуральных единицах, штуках) выпуск продукции становится невыгодным. Порог рентабельности можно найти двумя способами. Первый способ основан на равенстве валовой маржи и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации. Следовательно, Прибыль - Валовая маржа - Постоянные затраты = О. Прибыль = Порог рентабельности * Валовая маржа в относительном выражении к выручке - Постоянные затраты = 0 Из последней формулы получаем значение порога рентабельности: Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа в относительном выражении. По этой формуле значение порога рентабельности получаем в стоимостном выражении. Это значение порога рентабельности полезно для того, чтобы знать, какая сумма нам потребуется для покрытия затрат. Второй способ расчета порога рентабельности основан на использовании формулы такого вида: Порог рентабельности = Порог рентабельности в стоимостном выражении / Цена единицы продукции. По этой формуле получаем значение порога рентабельности в натуральных единицах. Т.е. так определяется критическое значение объема производства в единицах товара, при реализации которого окупятся постоянные и переменные затраты, после чего каждая последующая проданная единица товара будет приносить прибыль. Порог рентабельности = Постоянные затраты / Выручка от реализации - Переменные затраты в относительном выражении. С помощью порога рентабельности определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты, и наоборот - высокий порог рентабельности замедляет окупаемость затрат. Запас финансовой прочности определяется как разница между величиной выручки от реализации и порогом рентабельности. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств. Одно из главных условий повышения эффективности работы предприятия - снижение себестоимости продукции (работ, услуг). К факторам, обеспечивающим ее снижение относятся: применение новейших технологии, экономия сырья, топлива, электроэнергии, повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев, улучшение использования основных производственных фондов, сокращение расходов по сбыту продукции, упорядочение затрат на аппарат управления, изменения структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов и др. Себестоимость изделия может снижаться и за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации. Во избежание возникновения серьезного перерасхода средств предприятия могут использовать различные нормы и нормативы затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов — отраслевые (стандарты) или самостоятельно разработанные предприятиями. Например, с помощью норм запасов, расходов и др. определяется оптимальный размер оборотных средств. Управление текущими затратами подразумевает разработку и контроль за исполнением сметы затрат на производство. Это внутренний документ, позволяющий не только контролировать общий уровень затрат и их динамику, но и сопоставлять их величину по структурным подразделениям и филиалам. Смета затрат позволяет определить уровень самоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделениям. При разработке сметы затрат определяется себестоимость единицы продукции, создается база для расчета оптовых цен, устанавливается возможность снижения затрат на производство и реализацию продукции за счёт внедрения новых технологий, рационализации товародвижения, закладывается основа для получения прибыли. Сметы используются также для определения потребностей предприятия в оборотных средствах, объема реализаций продукции и размера возможной прибыли. Важный фактор, влияющий на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг), — процесс ценообразования.В конечном счете цена товара определяется рынком, однако исходным пунктом формирования продажной цены является калькуляция. Несмотря на коренные изменения, внесенные в систему ценообразования в связи с ее либерализацией, калькуляционный метод формирования цен остается основным, так как цена должна обеспечить покрытие всех затрат и сверх того - получение прибыли. Если рассчитанная калькуляционным методом цена окажется выше сложившейся на рынке, нужно изыскать пути снижения затрат или отказаться от производства данного товара. Наряду с калькуляционным применяются и другие методы формирования цен на впервые осваиваемые изделия: параметрический, основанный на зависимости цены от основного параметре изделия (мощности, грузоподъемности, быстродействия и др.); статистический, основанный на анализе динамического ряда цен аналогичных или родственных изделий, и др. Но при всех условиях цена должна возмещать затраты изготовителя, поэтому использование калькуляций необходимо. Иногда проектирование цен на крупные дорогостоящие изделия поручают специализированным консалтинговым фирмам, в объективности которых уверены обе стороны - изготовитель и заказчик.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (578)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |