Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Языкознание как наука



2016-01-26 311 Обсуждений (0)
Раздел 1. Языкознание как наука 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 1. Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками. Краткая история развития языкознания. Аспекты и разделы языкознания.

Раздел 2. Общественная природа языка и закономерности его развития

Тема 2. Язык как важнейшее средство человеческого общения: язык как общественное явление, происхождение языка. Функции языка. Язык и мышление. Язык и речевая деятельность.

Тема 3. Взаимодействие языков и закономерности их развития. Языковая дифференциация и возникновение родственных языков. Образование и развитие национальных языков. Билингвизм и диглоссия. Внешние и внутренние законы функционирования и развития языков. Понятие литературного языка. Территориальная и социокультурная дифференциация языков. Языки регионального, межнационального общения, международные языки, мировые языки. Языки-посредники. Искусственные языки. Языковая ситуация. Национально-языковая политика. Будущее национальных языков.

Раздел 3. Язык как система

Тема 4. Фонетика и фонология. Классификация звуков речи. Слог, ударение, интонация. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонема и система фонем. Орфоэпия.

Тема 5. Лексикология, лексема, лексическое значение, полисемия. Языковая мотивированность. Деэтимологизация. Народная этимология. Фразеология. Лексико-семантические группировки слов, синонимы, антонимы. Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава. Основные пути обогащения словарного состава языка. Лексикография. Виды словарей.

Тема 6. Грамматика. Морфология. Словообразование. Грамматические категории. Части речи. Синтаксис. Синтаксические единицы и категории.

Раздел 4. Письмо

Тема 7. Происхождение и основные этапы истории письма. Алфавиты, орфография, транскрипция.

 

Раздел 5. Классификации языков

Тема 8. Основные классификации языков. Генеалогическая классификация языков. Краткая история английского языка.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1

1. Аспекты и разделы языкознания.

2. Функции языка.

3. Образование и развитие национальных языков.

4. Социокультурная и территориальная дифференциация языков.

5. Языковая ситуация.

Литература основная:[1-6], дополнительная: [7], [11], [13-15], [17], [19], [21-25].

Семинар № 2

1. Фонетика и ее разделы.

2. Классификация звуков речи.

3. Слог, ударение, такт, фраза, интонация.

4. Взаимодействие звуков в речевом потоке.

5. Орфоэпия.

Литература основная:[1-6], дополнительная: [7], [9], [14], [17], [21].

Семинар № 3

1. Лексикология, лексема, лексическое значение, полисемия.

2. Виды омонимов. Паронимы.

3. Фразеология. Классификация фразеологизмов.

4. Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава.

5. Основные пути обогащения словарного состава языка.

6. Лексикография.

Литература основная:[1-6], дополнительная:[8], [10], [17], [18], [24, [26].

Семинар № 4

1. Грамматика, ее разделы

2. Морфология. Морфема, ее виды.

3. Словообразование, словообразовательная модель, способы словообразования.

4. Части речи. Грамматические категории.

5. Синтаксис. Синтаксические единицы и категории.

Литература основная:[1-6], дополнительная:[7], [14], [16-18], [21], [23].

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Литература

Основная

1. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977.

2. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.

3. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987.

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1999.

6. Аржиловская Е.И. Введение в языкознание. Тюмень, 2001.

Дополнительная

7. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков. Л., 2005.

8. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л., 1970.

9. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. СПб., 2004.

10. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. Избранные труды. М., 1977.

11. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. М., 1993.

12. Гельб И.Е. Опыт изучения письма. М., 1982.

13. Горелов И.Н. Разговор с компьютером. М., 1976.

14. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: Сборник задач. М., 1998.

15. Камчатнов А.М. Лингвистическая герменевтика. М., 1995.

16. Крылова О.А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 1992.

17. Лингвистические задачи. М., 1983.

18. Лосев А.Ф. Языковая структура. М., 1983.

19. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

20. Панов М.В. Занимательная орфография. М., 1989.

21. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

22. Пиотровский Р.Г. Компьютеризация преподавания языка. Л., 1988.

23. Прикладное языкознание. СПб., 1996.

24. Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова. М., 1983.

25. Степанов Ю.С. Язык и метод. М., 1998.

26. Теория и практика учебной лексикографии. М., 1988.

27. Фридрих И. Дешифровка забытых письменностей и языков. М., 1961.

Справочная литература

28. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

29. Языкознание. Большой энциклопедический словарь, М., 1998.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Не предусматривается.

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

По окончании курса предусмотрен зачет. Зачет состоит из двух теоретических вопросов.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

 

1. Языкознание как наука. Связь языкознания с другими науками.

2. Краткая история развития языкознания.

3. Аспекты и разделы языкознания.

4. Язык как общественное явление. Происхождение языка.

5. Функции языка. Язык и мышление.

6. Язык и речь. Синхрония и диахрония.

7. Взаимодействие языков и закономерности их развития.

8. Образование национальных языков.

9. Территориальная и социокультурная дифференциация языков.

10. Литературные языки. Будущее национальных языков.

11. Международные и мировые языки. Искусственные языки.

12. Языки-посредники.

13. Языковая ситуация. Национально-языковая политика.

14. Фонетика и ее разделы.

15. Классификация звуков речи.

16. Слог, ударение.

17. Такт, фраза, интонация.

18. Взаимодействие звуков в речевом потоке: комбинаторные изменения звуков.

19. Взаимодействие звуков в речевом потоке: позиционные фонетические процессы.

20. Фонология, фонема и система фонем. Орфоэпия.

21. Происхождение письма, пиктография, идеография.

22. Фонография, ее виды.

23. Семьи алфавитов.

24. Орфография, транслитерация, транскрипция.

25. Лексикология, ее разделы. Принципы лексикологии.

26. Лексема, лексическое значение.

27. Языковая мотивированность, деэтимологизация, народная этимология.

28. Полисемия; омонимы, их виды; паронимы.

29. Свободные и устойчивые словосочетания; фразеология; классификация фразеологизмов.

30. Лексико-семантические группировки слов, синонимы, антонимы.

31. Этимология. Стилистическое и хронологическое расслоение словарного состава.

32. Основные пути обогащения словарного состава языка.

33. Лексикография. Виды словарей. Структура словарной статьи.

34. Морфология. Морфема, морф, сема.

35. Словообразовательная модель. Способы словообразования.

36. Грамматические категории. Парадигма. Части речи.

37. Синтаксис. Валентность. Словосочетание, классификация словосочетаний.

38. Предложение. Предикативность и модальность.

39. Синтаксический разбор предложения. Актуальное членение предложений.

40. Основные классификации языков.

41. Генеалогическая классификация языков.

42. Краткая история английского языка.

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Автор и название Кол-во экз.
1. Аржиловская Е.И. Введение в языкознание. Тюмень, 2001 абон. 100
2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977  
3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999 ч/з.
4. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987  
5. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998  
6. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1999  

 



2016-01-26 311 Обсуждений (0)
Раздел 1. Языкознание как наука 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Языкознание как наука

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (311)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)