Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы лидерства: понятие, виды, подходы к изучению



2016-01-26 580 Обсуждений (0)
Основы лидерства: понятие, виды, подходы к изучению 0.00 из 5.00 0 оценок




В современных условиях недостаточно использовать для воздействия на подчинённых только властью. Большое значение приобретает личное влияние.

Личное влияние разделяется на 2 способа:

1) убеждение – информирование, разъяснение, доказательство, опровержение; Убеждение имеет мотивационное предназначение. Включает в себя логические доводы и психологические приёмы. Руководитель влияет путём убеждения, предлагая ему то, что нужно сделать. Преимущества убеждения – оно делает ненужным внешний контроль и стимулирование. Слабая сторона – оно формируется медленно, требует больших затрат времени, это одноразовый процесс.

2) участие. При использовании участия руководитель не навязывает подчинённым свою волю, мнение, а направляет усилия подчинённых в нужное направление, предоставляет ему необходимую информацию. В основе этого влияния лежит потребность людей в самовыражении и успехе. Такое влияние будет эффективным если есть такие потребности, они являются мотивирующим фактором.

Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, чтобы они по свое воле стремились к достижению общих целей.

Различия между лидерством и руководством: 1) руководство это явление которое имеет место в системе формальных и официальных, а лидерство это явление которое рождено неформальной системой, 2) место руководителя чётко определено в организации, установлен состав функций, а роль лидера возникает стихийно, 3) руководитель назначается вышестоящим руководством, а лидер выдвигается из числа окружающих его людей, которые равны или близки ему по служебному положению.

Виды лидерства в организационном подразделении подразделяется на формальное (процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности) и неформальное (процесс влияния на людей через способности и умения данного человека).

В организации выделяются следующие типы лидерства:

· деловой лидер – выделяется в связи с решением какой-то производственной задачи, вплоть до его решения,

· эмоциональный лидер – выделяется на основе разных форм межличностного общения людей в группе, не обязательно связан с решение производственной задачи,

· ситуационный лидер – этот тип лидерства возникает на отрезке времени связанного с определённой ситуацией,

· лидер микрогруппы.

Три основных подхода к лидерству:

 

· Подход на основе лидерских качеств: физиологические, внешний вид, состояние здоровья, эмоциональный (психологические), интеллектуальные, деловые личностные, вес.

· Поведенческий подход – эффективность лидерства определяется поведением руководителя к подчинённым.

· Ситуационный подход – лидерское поведение должно быть разным в разных ситуациях. Последнее время появилась новая концепция которая объединяет все три подхода.

41. Теория лидерских качеств.

Годы изучения: 1930-1950.

Основные теории и их авторы: теория лидерских качеств
Р. Стогдилла и Р. Манна, Теория лидерских качеств У. Бенниса/

Основные положения:Подход с позиции личных качеств объясняет лидерство наличием определенного набора общих для всех лидеров личных качеств: честолюбие, энергичность, честность и прямота, уверенность в себе, адаптивность, способности и знания. Особенно очевидно эти качества проявляются у известных выдающихся лидеров (теория великих людей).

Однако личные качества не гарантируют успех, а их относительная важность в значительной мере зависит от других факторов. Вместе с тем в рамках данного подхода был сделан первый шаг и подведена научная база под осуществление процессов найма, отбора и продвижения персонала по личным качествам. Концепции личных характеристик находят отражение в различных программах оценки деловых качеств и развития работников.

42. Теория лидерского поведения.

Годы изучения: 1940-1970.

Основные теории и их авторы: теория «X» и «Y» Д. МакГрегора, теория лидерства К. Левина, континуум стилей руководства Р. Лайкерта, управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутана, теория Э. Фляйшмана и Э. Харриса и др.

Основные положения: Предположение о том, что существует один наиболее эффективный стиль лидерства, основанный на определенном поведении лидера.

Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления.

Основные теории лидерства различают два возможных поведения лидера:

· поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала);

· поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).

Стиль лидерства отражает:

· степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным

· используемый тип власти

· методы работы с внешней средой

· способы влияния на персонал

· привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

43. Концепция ситуационного лидерства.

Годы изучения: 1960-1990.

Основные теории и их авторы: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона и др.

Основные положения: Определение влияния различных факторов на действия лидера в зависимости от управленческой ситуации. В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в результате анализа природы управленческой ситуации и определения ее ключевых факторов.

Теория устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:

▪ высокая ориентация на задачу и низкая на людей (даватьуказания);

▪ одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);

▪ низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);

▪ одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).

 

Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от ситуации. Они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов.

 

44. Современные концепции лидерства.

Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.

В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

Предлагается несколько новых идей управления и лидерства:

· поддержка только высокоприбыльных проектов — активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности;

· введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовывать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов;

· управление помимо существующей иерархии;

· использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы.

 



2016-01-26 580 Обсуждений (0)
Основы лидерства: понятие, виды, подходы к изучению 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы лидерства: понятие, виды, подходы к изучению

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)