Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос26. Основные концепции происхождения и сущности человека



2016-01-26 972 Обсуждений (0)
Вопрос26. Основные концепции происхождения и сущности человека 0.00 из 5.00 0 оценок




Ч. в ф-фии выступ. как ее Предпосылка и Цель, яв-ся Субъектом, и Объектом фил. познания. В истории ф. можно выделить два параметра эволюции ф.:1) наск. Ф-ф осознает, что именно ч. - центр, критерий и высш. цель всего фил-ния2) Степень фил осмысления самого ч., его бытия, его смысла сущ., его интересов и целей, Наск. Ч. превратился в отдел. и специал. предмет, с какой глубиной он рассм. Первые представления о ч. возникают в мифологич. и религ. сознании. В верованиях др. людей ч., еще не выдел. из природного мира, а представ. "младшего родственника".

Тотемизм- форма первобытных верований, закл. в поклонении растениям и жив-м, с кот. якобы сущ. т кровнородств. связь и кот. яв-ся покровителями рода или племени. Античная философия -выделение ч. в кач-ве отдельной и специальной ф. проблемы, пришла к открытию Ч. как самост. ценности и признала за ним право на акт-ть и инициативу.

Сократа интересовал внутр. мир ч., его душа и добродетели. Во мн. благодаря ему стала постепенно формир. Фил. антропология, призывал ч. заниматься углублен. познанием самого себя, выявляя свою нравств. позицию. Позже Эпикур заострил внимание на проблеме свободы и счастья ч. Он полагал, что кажд. Ч. способен избирать собствен жизненный путь.

Платону принадлежит идея о том, что именно душа - та субстанция, кот. делает чел-ка чел-ком. От кач-ва души зависит общая хар-ка человека. Платон обоз. тему взаимоотношений гр-на и гос-ва, раскрыл соц. типы личности.

Аристотель: Ч. есть общественное животное. Господствовал Космоцентризм. Все сущ. рассматривалось как единый и необъятный Космос, а ч. как его часть. Идеальное сущ. ч-ка - это жить все же в согласии с этим миром, в чем и сост. мудрость. Поворот фил. мысли к теме отдел. от Космоса ч. принято связывать с Сократом. особое внимание обратил на соц. кач-ва ч., охарактеризовав его как «полит. животное» с разумной душой

Диоген предложил аскетизм, весьма скром. образ жизни, установку на умер-ть во всем. В др. ф. рассм. преимущественно отдел. сторон (аспекты) проблемы человека.

Демокритрешал вопрос о выделении ч. из звероподобного состояния.

Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время (в философии Др. Греции) были заложены основы гуманизма - идейного течения, кот. рассматривает ч. как существо уникальное, высш. ценность и цель общ-ва. В целом же др. ф. делала акцент не столько на внутр. духовном мире ч., ск. на его взаимоотношениях с миром внеш., с Космосом.

 

 

Западноевропейское средневековье отмечено возд. Христ. мировидения.

ТеоцентризмЯвлялся харак. особенностью. Бог рассм. как центр мироздания, а ч. как одно из его многочисл. созданий. Все зло в мире произошло не от Бога, а от свободной воли человека. Спасение человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу. В средневек. Ф. проблема ч. была поставлена более шир., вкл. духовность и осмысл-ть чел. жизни. Августин Блаженный решающее для ч. значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере.

Особ-тью эпохи Возрождения явл.

Антропоцентризм. Центром любого иссл-я - будь то лит-ра, живопись, скульптура или фил. трактаты - становится ч., превратился в предмет культа, поклонения, хотя природ. начало в ч. подчеркивается, он все же ставится выше природы, над ней Ч., красив, деятелен и свободен. Ф. Нового времени формир. под влиянием развития капиталист. отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, мат-ки. Достижения точных наук отразились в взгляде на ч. как на специфич. машину, кот. заводится аналогично механизму. Вклад в фил. осмысление ч. был сделан

И. Кантом-ч.- сущ-во, принадл. двум мирам одновр. - миру природ. необх-ти и миру нравств. свободы. Он разгранич. антропологию в "физиологическом"( исследует что делает из человека природа) и "прагматическом"( человек, как свободно действующее существо, делает или может и д. делать из себя сам).Перечисляя осн. вопросы ф., И. Кант закл. их вопросом: что есть ч.? По его мнению, Именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. В ф. чел-ка ХIХ в. можно выделить неск. особ-тей: углубл. изучения духовности ч. (Ф. Ницше); формир. целостного взгляда на обществ. жизнь (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс); У многих ф-фов этого вр. появляется мысль, что метафизика и религия - это вторич. явления к-ры. Большое влияние на развитие фил. иссл-й ч. оказали фрейдизм и неофрейдизм - это фил., отмежевавш. от фрейдизма. Оно сформ. в США в 30-е г., как попытка смягчить потрясшие выводы Фрейда. З. Фрейд предложил психоаналит. трактовку ч., в кот. вскрывались глубин. мотивы поведения и деят-ти ч. (уч. о «бессознательном»). В ХХ в. произошло становление отрасли фил. знания, кот. сложилась в Герм. в 20-е годы и занимается изучением ч-ка. Она получила название философской антропологии. Ее основополож. выступил нем. ф-ф Макс Шелер.

Происхождение:

– 1. религиозная концепция – ч. произошел от бога, по его образу и подобию, но стремление ч. приблизиться к богу привело его к грехопад. и сейчас от ч. требуется чувст-ть и следовать божеств. предназначению.

–2. космическая гипотеза – жизнь – централ. понятие вселенной, семена жизни распред. по космосу и получ. развитие, попав в оптим. условия (гипотеза паспермизма – Вернадский, Бехтерева, Чижевский)

– 3. теория недостающего звена в эволюционном процессе. Вернадский указывает, что совр. мозг ч. используется на 15%. – Эволюцион. теория – чел.-подобные обезьяны: шимпанзе и гориллы –

 

-4» Социологич. концепция понимания природы ч.: чел-к – сущ-во общественное, продукт общ-ва. Пр. Аристотель, Вольтер, Руссо.

Руссо: чтобы воспитать нов. личность необх. изменить обществ. условия.

-5. Экзистенциальная трактовка. Эта концепция выдвигает духовно-ментал. ценности: комплекс основ, созд. его неповторимым (отбираются ч. самост-но, чтобы отличаться от др.).

 

Вопрос 27. Человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.

Индивид (от лат. — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

Личность — это человек, активно осваивающийи целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.

Термин «личность» происходит от латинского слова, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.Личностьопределяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в ходе ее деятельности и общения с другими людьми.Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость(см.Индивидуальность).Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
В поле внимания н деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании.

Открытие творческого начала в человеке в эпоху Ренессанса

Хронологические рамки эпохи Возрождения - 14-16 вв. Возрождение по-французски Ренессанс. Возрождение в истории Европы являлось переходной эпохой от средних веков к Новому времени, от феодального общества к буржуазному. В это время в европейских странах идет процесс первоначального накопления капитала, появляются мануфактуры, развивается банковское дело, международная торговля. Эпоха Ренессанса прошла под знаком великих географических открытий, освоения новых земель и территорий. Важные изменения происходят и в мировоззрении людей той эпохи. Широкое распространение получают идеи гуманизма.

В узком смысле слова гуманизм определяется как культурное течение, светское по своему характеру, то есть непосредственно не связанное с церковью, свободное от религиозных догм.

В эпоху Ренессанса начинается формирование светской культуры, отход культуры от религии и церкви, но поскольку это была переходная эпоха, то сохранялись и традиции средневековья.

В широком смысле слова под гуманизмом понимается мировоззрение, признающее человека высшей ценностью бытия.

Возрожденческий гуманизм проявляется в том, что возникает невиданный ранее интерес к человеческой личности, различным сторонам ее жизни, причем жизни земной, а не загробной, потусторонней. Представители гуманистического движения - Д. Манетти (1396-1459), Л. Вала (1407-1457), Пико дела Мирандола (1463-1494), Э. Роттердамский (1469-1536), М. Монтень (1533-1592).

С какими новыми идеями выступали гуманисты? - В эпоху Возрождения формируется новый взгляд на человека, по-новому решается проблема "человек и бог". Не отказываясь от идеи бога, гуманисты стараются приблизить к нему человека. Их сближение идет, прежде всего, по линии творчества. Манетти приводит такое сравнение: художник должен творить так, как бог творил мир, и даже совершеннее того. Таким образом, гуманисты подчеркивали творческое начало в человеке. Поэтому и культура понималась как творческая деятельность человека и ее результаты.

Гуманисты считали, что человек творит не только мир материальных и духовных ценностей, но и самого себя, свою жизнь, судьбу. Он свободен, самостоятелен в своих действиях, сам может управлять обществом, делать правильный рациональный выбор. Таким образом, принцип провиденциализма заменяется принципом человеческой активности.

Вопрос 28.Свобода - в самом общем смысле, наличие возможности выбора, вариантов исхода события. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы.

Свобода есть один из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренность воли, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исхода события, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположно понятию «необходимость»».

В этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает на человека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступок считается нравственным только в том случае, если он совершается свободной волей, является свободным волеизявлением субъекта. В этом смысле этика направлена на осознание человеком своей свободы и связанной с ней отвественностью.

В праве свобода связана не просто с отвественностью субъекта за свои деяния, которая подразумевает его свободу воли, но и с мерой отвественности - степени вменяемости или невменяемости поступка. Выработка этой меры ответсвенности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливого воздаяния - меры наказания.

В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, каузальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и о бедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). В средние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причем возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемым религией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности.

Со времени Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии — Билль о правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающим господство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религии и философии, начиная от Мейстера, Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера, а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и ее развития. Марксизм считает свободу фикцией: человек мыслит и поступает в зависимости от побуждений и среды, причем осн. роль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Карл Маркс определяет свободу как осознанную необходимость.

Согласно экзистенциализму Хайдеггера, осн. состоянием бытия является страх — страх перед возможностью небытия, страх, который освобождает человека от всех условностей действительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы, основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлагании ответственности на себя самого, то есть выбрать себя как собственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса, человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнуть трансценденции Всеобъемлющего.

Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воля обладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничивается бессознательным жизненным упрямством простого определенного бытия и подлинного бытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а его субстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не может отличаться от ее проявлений. Человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместе с целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своей недифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека и к которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Про ограничение свободы:

Тесно связаны понятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение, что государство — тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставить тот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересы своих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет роль монополии на ограничение свободы человека. Анархисты против государства как источника власти, а не против власти.

Свобода как правопорядок:Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант указывал на неразрывную связь свободы иправопорядка. Он утверждал, что человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех:

Свобода есть независимость от произвольной воли другого человека. До тех пор, пока она не мешает свободе других людей в соответствии со всеобщим законом — это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы.

Свобода как цель развития: Эрих Фромм утверждал, что свобода- есть цель человеческого развития.

Свобода и ответственность у Сартра:

Экзистенциализм, представленный Жан-Полем Сартром (1905-1980) рассматривая проблемы свободы и ответственности личности, призывает к непосредственному сближению с жизнью. Человек, по словам Сартра, «не что иное, как совокупность своих поступков».

В рамках экзистенциализма человеческая реальность, рассматривается как процесс экзистенции (существования), в котором человек творит себя сам. Таким образом, существование, а не мышление, есть то основное, что определяет человека. Следовательно, доминирует переживаемая реальность, а не познаваемая.

Существование – это всегда переход от возможности к действительности, т.е. становление. Существование (становление) в философии экзистенциалистов предшествует сущности и, следовательно, сущность подчинена существованию.Человек проявляет себя, свою волю лишь после того, как начинает существовать.

Существование – это специфически человеческая характеристика, ибо, как мы уже отмечали, вещи и явления внешнего мира не существуют, они есть только то, что они есть.

Мир – это нечто чуждое и враждебное, но в то же время и то, без чего невозможно существование человека, ибо “быть – значит быть в мире”. Но в этом мире человек совершенно одинок, он заброшен в этот мир и заброшен в этом мире. Отчуждение, таким образом, начинает выступать основой человеческого бытия. Отсюда и такие характеристики существования, как беспомощность, безнадежность, тревога, страх.

Самим фактом своего рождения человек включен в мир, т.е. в некоторую конкретную ситуацию, в конкретные условия и находится в окружении “других”. Это и есть объективное ограничение тотальной свободы, однако в пределах конкретной ситуации, человек совершенно свободен. За ним остается абсолютная свобода выбора. Этот выбор, есть выбор по отношению к себе, к “другому”, к миру, причем, каждый человек свободно, устанавливает для себя нормы истинного, прекрасного и добра.

Существование – это то, что никогда не может стать внешним для индивида. По сути, получается сведение существование к самосознанию (сознанию) индивида, которое творит себя и тем самым весь мир. Человек ответственен не только за себя, но и за всех, за человека вообще, ибо, выбирая себя, творя себя, человек выбирает человека вообще.

 

"Свобода есть познанная необходимость" - эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком - он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Философия стоиков

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.).

Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи StoaPicelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи.
Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.

Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).

Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний).
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.

Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.

Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:

 

  • Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
  • Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
  • Пробуждение в человеке голоса Совести.
  • Воспитание веротерпимости и любви к людям.
  • Воспитание чувства юмора.
  • Умение применять все это на практике.

·

·

·

·

·

· \

 

Вопрос 29 основные проблемы

При всех различиях в тематике и стилистике философствования культовые философы постмодернизма, такие как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар сходятся в трёх основных тезисах. Во-первых, люди не имеют доступа к реальности и, следовательно, средств для постижения истины не существует. Во-вторых, реальность недоступна, потому что мы являемся пленниками языка, который придает форму нашим мыслям прежде, чем мы можем помыслить, и поэтому мы не можем выразить то, о чём мы думаем. В-третьих, мы создаём реальность посредством языка, и поэтому природа реальности определяется теми, кто имеет власть формировать язык.

 

Вопрос№30

Филосо́фия рели́гии в широком смысле — совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку; в узком смысле — эксплицированное автономное философское рассуждение о божестве и религии, особый тип философствования.[1] Целью философии религии является «раскрытие сущности религии»

1.
Философское религиоведение.
Главная задача — философское осмысление феномена религии, религиозного отношения человека к действительности, в первую очередь, к божественной реальности, проблемы гносеологии и религиозного языка (субъективная сторона религиозной жизни).

2. Философская теология. Главная задача — философско-религиозные концепции бытия верующего и вытекающие из этого контекста проблемы свободы воли, необходимости и случайности, сущности и существования, атрибутов Бога и т. д. (онтологическая сторона).

Другие названия «Философской теологии»: «естественная теология», «религиозная философия», «религиозная метафизика», «христианская философия», «христианская метафизика», «рациональная теология». Однако, эти названия обладают рядом серьёзных недостатков, поэтому предпочтительнее использовать понятие «философская теология».

Некоторые религиоведы считают «философскую теологию» спорной формой философии религии. Может ли богослов быть философом? Скорее всего, да. Многие философы, начинали как теологи, были авторами и богословских и философских сочинений одновременно. На ранних этапах человеческой истории философские, религиозные и мифологические воззрения переплетались между собой (например, у Фалеса Милетского). Специфика мифологических представлений древних греков обусловила развитие древнегреческой философии именно в том виде, в котором она представлена в работах Платона и более поздних философов. В средние века многие теологические построения были облечены в философскую форму («философия — служанка богословия»). Переплетение философии и богословия наблюдается у многих современных исследователей, например, у представителя экзистенциализма — протестантского теолога Р. Бультмана.

В исламских странах, ввиду обязательности религиозной доктрины, получили распространение своеобразные гибриды традиционных направлений философии (философия науки, политическая философия и др.) с теологией. Яркими примерами такого подхода является эпистемолого-политическая концепция иранского философа А. Соруша, политическая концепция («Зелёная книга») экс-лидера Ливии М. Каддафи и др.

 

Вопрос 31
То обстоятельство, что общество представляет собой сложную систему, развивающуюся на своей, собственной основе, не отвергалось и не отвергается практически никем из мыслителей прошлого и настоящего. Более того, одним из теоретических достижений науки XX в. можно считать представление о социальной системе. Под ней понимается все относящееся к системной характеристике общества как определенной целостности, объединяющей индивидов разнообразными связями и отношениями. В известном смысле слова индивид тоже может рассматриваться как социальная система, но чаще это относится к государству, нации, классу, элементам структуры общества (политика, право, экономика и т. д.).
Характер объединения элементов в систему трактуется в соответствии с тем или иным способом объяснения сущности человека и его истории. Поэтому основной снстемообразующий фактор может быть усмотрен, как уже отмечалось, либо в материальных, либо в духовных связях людей. Социальная система характеризуется открытостью, определенной степенью согласованности своих подсистем и в то же время известной неравновесностью, что позволяет описывать ее динамику с помощью нелинейных математических моделей.
В данной работе мы рассмотрим особенности общества, как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы.

 

Вопрос32
Самый существенный скачок в развитии природы связан с возникновением и развитием общества, которое есть (обособившаяся) часть природы в широком смысле слова. Общество, формируясь на основе биосферы, приобретает ряд принципиально новых черт и потому оно есть особая часть природы, относительно противопоставленная всей остальной природе. Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп. Специфика взаимосвязи природы и общества приводит к употреблению термина "природа" в более узком значении, в котором он обозначает относительно противостоящую обществу природу; природа в этом плане - синоним природной среды.

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния на природу и ограниченных возможностей самой природы.

Вопрос 33,Философия культуры и предмет ее исследования.

 

Проблема определений культуры-По свидетельствам культурологов, на сегодня в науке существует более 400 определений культуры и количество их постоянно растет Поэтому естественно, что на определенном этапе развития культурологической мысли начались попыток бы хоть как-то систематизировать эту значительное количество научных дефиницийй.

Одной из популярных и детальных систематизаций определений культуры является систематизация, предложенная американскими учеными А Кребер и К Клакхон В 1952 г. они выдали исследование под названием \"Культа ура Критический обзор концепций и определений \", в котором был проведен анализ более 150 известных в то время определений и концепций культуры В 1963 г. А Кребер и К Клакхон переиздали свою книгу в новом вари анти, значительно расширив перечень интерпретаций культуры в основном за счет новейших на то время До сегодня эта работа многими учеными считается авторитетной со своей темы.

 

Э.Тэйлор о культуре.- "Первобытная культура"-Книга известного английского этнографа Э. Тайлора (1832-1917) посвящена вопросам происхождения и развития религии. Его теория рассматривает анимизм (веру в души и духов) как зародыш, из которого развились все религии. Несмотря на то что сегодня многие теории ученого отвергаются исследователями, его книга, содержащая огромный фактический материал, продолжает служить важным источником для изучения проблемы происхождения религии.

 

Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Каждое следующее поколение людей в любом обществе живёт в иных, более продвинутых культурных условиях, чем предыдущее. Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.

 

Л.Уайт. обо всем этом...

Теоретическая концепция Лесли Уайта (White) “берет за основу не проявление культурных феноменов в отдельных группах или сообществах, а делает упор на развитии культуры человечества в целом. Л. Уайт утверждает, что понятие культуры категориально и выражает в себе характеристику надсоматической (суперорганической) системы действительности, присущей лишь человеческому обществу и имеющей свои собственные закономерности функционирования и развития. Будучи интегративной системой, культура, по Уайту, не совпадая с обществом и социальной системой, имеет свои особенности, несущие специфику человеческого бытия.” Существует целый ряд развернутых определений культуры, которые Л. Уайт дал на протяжении своей жизни. Так, "культурой" он называл “определенный класс феноменов, а именно предметы и явления, связанные с проявлением особой ментальной способности, свойственной исключительно человеческому виду, способности к символизации. Культура состоит из материальных предметов – орудий труда, утвари, орнаментов, амулетов и т.д., действий, верований и отношений, которые функционируют в символическом контексте. Она представляет собой сложный экстрасоматический механизм, который определенный вид животных – человек – использует в борьбе за выживание и за существование.

Технологическая система первична и наиболее важна по значению; от нее зависят жизнь человека и его культура.

В работах Уайта с точки зрения этнопсихологии наиболее важным моментом является тезис о том, что культура имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Сама же по себе дифференциация культурных и социальных систем имеет скорее операциональное значение, является удобной для изложения теории этнопсихологии, нежели важна с точки зрения этнопсихологии по существу. Этнопсихология не может принципиально противопоставлять друг другу культурные и социальные феномены. В основе и тех, и других феноменов лежат “культурные модели” связанные с категорией “действие”. Оба класса феноменов являются результатом кристаллизации вокруг этих “моделей” “переменных” содержательно-ценностных элементов.

 

Конец XIX в. В.Виндельбанд, Г.Риккерт. науки о природе и науки о культуре

Науки о природе и науки о культуре – это названия самостоятельных областей научного знания, разделенных по принципу логического дуализма в немецкой философии на рубеже XIX и XX вв. лидерами баденской школы неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом. Цель такого разделения научных областей они видели в необходимости обоснования самостоятельного эпистемологического (познавательного и научного) статуса социально-гуманитарных дисциплин, который не совпадает с мировоззренческими и методологическими основаниями естественно-научного знания.

С точки зрения этих мыслителей, цель науки о природе – получение объективного знания о внешней действительности. Такое знание основано на законах причинности, независимых от человека, от субъекта познания. Науки о природе ориентированы на познание общих, повторяющихся (закономерных) черт изучаемого явления и группируются вокруг одной основной науки – механики.

Науки о культуре сосредоточены на познании частных, индивидуальных, неповторимых особенностей. Они проникают



2016-01-26 972 Обсуждений (0)
Вопрос26. Основные концепции происхождения и сущности человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопрос26. Основные концепции происхождения и сущности человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)