Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Символические формы ОК



2016-01-26 649 Обсуждений (0)
Символические формы ОК 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема 3. Остенсивные формы ОК

Содержание и функция остенсивных форм культуры

Формы действия ОК

Символические формы ОК

Языковые формы ОК

Праздник как остенсивная форма ОК

Содержание и функция остенсивных форм культуры

 

Конкретные остенсивные формы – образцы, примеры, эталоны и т.п. определяют содержание конкретных действий (например, показывают, как вести себя в этой ситуации, как решить этот тип задачи и т.п.). Сама же форма демонстрации (остенсивность как таковая) также имеет определенное содержание, которое указывает на то, что индивид в своей деятельности принадлежит сообществу, что есть что-то важное и необходимое вне индивида, во что он необходимо вовлечен, что он узнает и признает как свое. Подражание, принятие демонстрации открывает индивиду определенное содержание как содержание, к которому он привержен, в которое он «необходимо» вовлечен, которому он «открыт», оно вовлекает индивида в культуру. Именно эта «открытость», «очевидность», «необходимость» для индивида содержания, воплощенного остенсивной формой, выражается самим демонстрированием, что и нацеливает индивида на подражание, на культивирование этих действий, явлений, ситуаций.

Присутствие в категории остенсивности такого культурно-абстрактного содержания как приверженность индивида определенной целостности (культуре, сообществу) и порождает ту слитность человека с традициями, тот схематизм, привычность его действий, который лежит в основании всякой личности. Усвоение культурного содержания через остенсивные формы формирует у человека идею «МЫ» («Наше», «Родное» и т.п.). Содержание остенсивности в сфере культуры приобретает вид отношения наставника и ученика, форму учения, в простейших видах которого первый вовлекает второго в сложившийся в обществе круг действий и отношений, а в более сложных видах – мастер приобщает ученика к не оторжимому от человека культурному опыту. Следование открываемому опыту, которое порождается остенсивной формой культуры, является первым отрезком пути становления человека.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколение в поколения и воспроизводящиеся в определенных социальных группах (в данном случае в организациях) в течение длительного времени. По существу, традиции являются сгустком опыта решения организацией, стоящих перед ней задач.

Функции традиций:

Регулятивная. Традиции регулируют отношения внутри организации. Пережитые вместе события, поражения и победы сплачивают сотрудников организации, создают благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу. Исследования последних лет показывают, что соблюдение корпоративных традиций (меценатства и благотворительности, совместного проведения досуга, празднование юбилеев и дней рождения, в том числе и корпоративных и т.д.) значительно ускоряет карьерный рост сотрудников, поддерживающих корпоративные традиции по сравнению с теми, кто уклоняется от них.

Консервативная. Она связана с отношением в организации ко всему новому, непривычному и необычному – методам работы, технологиям, технике, организационным изменениям структуры, стимулирования и т.д. – всему тому, что затрагивает интересы и положение сотрудников. Традиции, являясь достаточно устойчивыми конструкциями, препятствуют бездумным и необоснованным нововведения.

Нормообразующая, которая заключается в формировании стандартной последовательности действий, которой придерживаются все члены организации в процессе взаимодействия друг с другом.

Формы действия ОК

Обычаи– это привычные, нормальные, наиболее удобные и широко распространенные способы групповой деятельности, стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальные общности постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. На основе успешного опыта поведенческие образцы становятся частью обыденной культуры или обычаями. Организации используют различные типы обычаев для выражения разного рода идеологических образцов.

Ритуал– следующий определенному образцу, культурно стандартизированный набор действий или слов символического содержания, предписываемых традицией (форма символического поведения). Иногда ритуалу приписывают какое-то негативное значение как некоторой форме бессмысленного, отжившего поведения.

Ритуалом можно считать сравнительно короткое по своей продолжительности действие, осуществление которого носит, как правило, непроизвольный характер. В организации, как и в обществе в целом, ритуал является неотъемлемым фактором человеческого поведения. Особый интерес у исследователей вызывают ритуалы, выражающие характерные для организации идеологические образцы.

В повседневной жизни фирмы ритуалы играют важную роль. Они укрепляют структуру фирмы. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль в организации. Ритуалы, выражающие признание, например: юбилеи, празднование успехов во внешней службе, зачисление в перспективный резерв, публичные поощрения – все эти события должны продемонстрировать что вознаграждается, и что торжественно отмечается. Ритуалы служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы.

 

Табу– термин, представляющий собой категорический запрет на определенные действия по отношению к табуированным предметам или на определенные языковые выражения. Табу представляется как нечто само собой разумеющееся и является символом членства в группе. В основе табу лежат убеждения о нежелательности или даже опасности определенных действий, слов и выражений. В большинстве американских организаций существует табу на разглашение ее сотрудниками информации о размере полу чаемых ими окладов.

Обряды и церемонии

Обряд – устойчивая, упорядоченная последовательность символических коллективных действий, воплощающая в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы, ценности и вызывающая определенные коллективные чувства. Как правило, большинство воплощаемых руководством организации управленческих стратегий, направленных на достижение конкретных практических целей, также могут выступать в роли культурных обрядов (обряд приема в штат или назначения на руководящую должность, например, символизирует изменение статусных позиций сотрудников организации).

Церемония представляет собой более детализированную, продолжительную последовательность действий, включающую в себя некоторое число обрядов.

 

Типология обрядов (Учебник ОК под ред. Шаталовой Нины Ивановны):

Обряды продвижения: торжественное вручение дипломов, сертификатов, грамот по завершении обучения, переподготовки, повышения квалификации и т.д. Направлены на: обеспечивают вхождение в новую роль, минимизируют различия в выполняемых ролях.

Обряды усиления: конкурсы, соревнования. Направлены на: усиление власти и статуса, указывают на ценность правильного поведения.

Обряды обновления: объявление на заседании о делегировании полномочий. Направлены на: повышение эффективности социальных отношений, указывают на изменение стиля работы и руководства.

Обряды ухода: объявления по поводу увольнения или понижения в должности. Направлены на: сокращение власти и статуса, подтверждают необходимость требуемого поведения.

Обряды разрешения конфликтов: Объявления о начале и завершении переговоров. Направлены на: достижение компромисса, вводят конфликт в рамки права, снижают напряженность в организации.

Обряды посвящения: Знакомство с историей организации и ее системой ценностей при приеме на работу. Направлены на: формирование чувства принадлежности к организации, приобщают к ее ценностям.

Обряды проводов: подарки, торжественные речи. Направлены на: подтверждение высокой оценки верности организации, указывают на требуемое поведение.

Обряды перехода: руководитель представляет коллективу сотрудника на новой должности. Направлены на: изменение статусной позиции, обосновывают новое назначение, способствует согласованию целей и интересов различных уровней.

«Исторические обряды»: торжества связанные с знаменательными событиями организации. Направлены на: преемственность ОК, формируют чувство причастности к организации.

Обряды единения: ежегодные приемы с участием высших руководителей, основных акционеров, совместные обеды. Направлены на: смягчение статусных различий, символизируют общность всех звеньев иерархии.

«Имиджевые» обряды: Торжественные мероприятия с привлечением прессы. Направлены на: Способствует созданию благоприятного образа организации во внешней среде.

Символические формы ОК

Символ(от греч. symbolon — знак, опознавательная примета, symballo – соединяю, сталкиваю, спавниваю) — способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать идеальные содержания, отличные от их непосредственного чувственно-телесного бытия. Смысл имеет знаковую природу и ему присущи все свойства знака. Символ стоит между (чистым) знаком, у которого собственное содержание ничтожно, и моделью, имеющей прямое сходство с моделируемым объектом, что позволяет модели замещать последний в процессе исследования. Он служит условным знаком какого-то понятия, явления, идеи, наиболее

Символ простая и в то же время наиболее часто встречающаяся остенсивная культурная форма. Смысл символа отличается неисчерпаемой многозначностью, что позволяет придавать новое значение существующим символам в зависимости от формируемых ценностей.

Символы различаются по степени своей значимости и по роли, которую они играют в выражении идеологических образцов. Существуют так называемые ключевые символы, выражающие содержание организационной культуры «в относительно чистом виде». Ключевые символы в свою очередь подразделяются на две основные группы. Символы, отражающие особенности образа (или внешнего имиджа) организации (герб организации, символ организации, значки, фирменный стиль одежды, фирменный цвет, фирменные бланки, логотипы и т.д.). Символы, направленные на выражение идеологии внутренних отношений (символические жесты, слоганы).

Функции корпоративной символики в этой связи: идентифицирующая, т.е. фиксирующая принадлежность к организации; презентирующая, т.е. демонстрирующая философию, миссию, идеологию или стратегию организации.

Языковые формы ОК

Язык –система звуковых (речь), графических (письмо) или телесных (жест) знаков, используемая членами сообществ как средство межличностного общения, в ходе которого индивиды обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, чувствами и установками (основа взаимодействия между индивидами). Однако всякий обмен сообщениями между индивидами возможен лишь в том случае, если знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем у частникам комму никативного процесса.

Любая организация обладает собственным, характерным для нее языком, освоение которого является необходимым условием социализации и успешного функционирования ее сотрудников. Организация вырабатывает множество языковых форм, отражающих особенности свойственных ей идеологий и способствующих формированию определенного культурного образца (имиджа) данной организации: метафоры, пословицы и песни или гимны. В процессе межличностного общения члены организации используют также такие языковые формы, как жаргон, сленг и жесты, выражающие характерные для их культуры значения. Широкое распространение в культуре, в том числе и современных организациях, получают такие виды неформального языкового общения как сплетни и слухи. Их влияние в организации обратно пропорционально прозрачности официальных и формальных каналов горизонтального и вертикального, т.е. иерархического, общения. Чем более закрыта организация и чем меньше информационных потоков, чем не прозрачнее их источники, тем большую силу имеют сплетни и слухи.

Особо среди языковых форм можно выделитьповествования – связанное изложение реальных или вымышленных событий, позволяющее понять основные ценности и интерпретировать символы, направленное на передачу и закрепление определенных образцов поведения. Некоторые идеологические образцы слишком абстрактны и сложны и поэтому не могут быть выражены посредством символов. Повествования играют особую роль в выражении наиболее тонких и латентных идеологических образцов.

Наиболее распространенные виды повествования живущие в организации:

а) История– наиболее простой и часто встречающийся тип повествования, в основе

которой могу т лежать как реальные, так и вымышленные события. История описывает повседневные события, произошедшие в организации, как правило, в легкой ироничной форме.

б) Миф– повествование, основанное исключительно на вымышленных событиях,

объясняющее происхождение и дальнейшее преобразование вещей или явлений; способ осмысления природной и социальной действительности, базирующейся не на научном знании, а на вере и убеждениях представлений данной культуры.

в) Сага– повествование, основанное на реальных исторических событиях, описывающее уникальные достижения организации или ее лидеров(основателей), обычно в героическом

или романтическом стилях. Сага описывает последовательность различных событий,

несколько приукрашая и искажая их. Следовательно, некоторые детали саги нельзя считать абсолютно реальными и исторически достоверными.

г) Легенда– повествование, основанное на реальных исторических событиях, однако, в

отличие от истории и саги, содержащее фантастические элементы. Легенда описывает события, обстоятельства которых не могли быть рационально осмыслены.



2016-01-26 649 Обсуждений (0)
Символические формы ОК 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Символические формы ОК

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (649)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)