Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лабораторно-практическое занятие № 23



2016-01-26 454 Обсуждений (0)
Лабораторно-практическое занятие № 23 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Витамины как незаменимые пищевые факторы. Липовитамины, строение, биологическая роль, суточная потребность, патология обмена.

Цель: Изучить классификации витаминов; гормоновитамины, энзимовитамины и редокс-витамины, механизмы их действия. Познакомиться с патологией обмена незаменимых пищевых факторов, причинами гипо- и гипервитаминозов. Сформировать представление о биологической активности липовитаминов, их строении, суточной потребности, пищевых источниках, гипо- и гипервитаминозах.

Значение: Витамины – это низкомолекулярные биологически активные органические соединения разнообразной химической природы. В большинстве случаев они не синтезируются в организме и должны поступать с пищей или могут образовываться нормальной микрофлорой кишечника. В отличие от других органических веществ витамины необходимы в очень малых количествах (от нескольких микрограммов до сотни милиграммов).

Выделяют три группы веществ, обладающих витаминной активностью: растворимые в органических растворителях - липовитамины; растворимые в воде - гидровитамины; витаминоподобные вещества липидной и гидрофильной природы. По функциональному признаку незаменимые пищевые факторы делятся на: гормоновитамины, выполняющие сигнальные функции гормонов, чаще липовитамины; энзимовитамины, являющиеся коферментами ферментов (гидровитамины); редокс-витамины или витамины-антиоксиданты, включающие сопряжённую систему и относящиеся как к гидро- , так и липовитаминам.

Витамины, наряду с минеральными веществами, являются облигатными компонентами рациона. Пища на клеточном уровне руководит всеми процессами в организме человека, гарантируя либо долгую и бодрую жизнь, либо болезнь и немощь.

Исходный уровень:

1. Строение циклических структур, понятие о радикалах, сопряжённые системы, их свойства.

2. Понятие о коферментах, их функции.

3. Классификация ферментов, характеристика отдельных классов.

4. Липиды, их физические и химические свойства.

5. Метаболизм холестерола, нейтральных жиров, глицерофосфатидов, био. роль.

6. Насыщенные и полиненасыщенные жирные кислоты, значение в организме.

7. Липопротеины, классификация, роль в организме.

8. Понятие о перекисном окислении липидов и механизмах их регуляции.

9. Антирадикальная защита в клетке.

10. Атеросклероз, ишемическая болезнь сердца.

11. Понятие о клеточном и гуморальном иммунитете.

12. Морфология глаза, гистологическое строение сетчатки, её функция.

13. Понятие о строении и функциях эпителиальной ткани.

14. Гистологическое строение костной, хрящевой ткани, строение мышц.

15. Биологическая роль ионов кальция, фосфатов, соединений фтора.

16. Основные этапы свёртывания крови.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие о витаминах как биологически активных веществах, их общие биологические свойства, суточная потребность в них.

2. Классификация витаминов, общая характеристика липо- и гидровитаминов. Классификация незаменимых пищевых факторов по функциональному признаку, характеристика гормоновитаминов, энзимовитаминов и редокс-витаминов.

3. Судьба витаминов в организме. Происхождение. Особенности всасывания в тонком кишечнике. Роль печени в обмене витаминов.

4. Гипо- и гипервитаминозы, их причины. Экзогенные гиповитаминозы, обусловленные абсолютной и относительной недостаточностью.

5. Эндогенные первичные гиповитаминозы как варианты наследственной патологии. Эндогенные вторичные гиповитаминозы как следствие каких-либо заболеваний.

6. Антивитамины, механизмы их действия. Примеры.

7. Витамины группы А, особенности их строения, провитамины. Транс-ретиноевая кислота как гормоновитамин. Каротины и каротиноиды. Биологическая роль, участие в процессах зрения.

8. Основные звенья в патогенезе гиповитаминозов витамина А. Токсичность, пищевые источники, суточная потребность.

9. Витамины группы D, химическая природа, функции, механизм активации.

10. Роль кальцитриола в фосфорно-кальциевом обмене. Пищевые источники, суточная потребность.

11. Гиповитаминоз витамина D. Рахит, основные симптомы, профилактика. Остеопороз.

12. Токсичность витамина Д. Поражение органов при гипервитаминозе.

13. Витамины группы К, их синтетический аналог - викасол. Роль в организме, пищевые источники, суточная потребность.

14. Симптомы гипо-, гипервитаминоза нафтохинонов. Антивитамины.

15. Витамины группы Е, химическая природа; основной механизм их действия; природные источники. Патогенез дефицита.

16. Витамины группы F. Строение, биологические функции; содержание в продуктах питания. Клинические симптомы гиповитаминоза; применение с лечебной целью.

17. Убихиноны, сходство в строении с витаминами К и Е. Участие в биологическом окислении. Использование КоQ в качестве лечебного средства.

Литература

Основная:

1. Лекции «Витамины. Классификация.Общие механизмы действия. Липовитамины»

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1998. – С.204-220.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С.72-78; 424-425.

4. Никитина Л.П., Соловьева Н.В. Клиническая витаминология (Учебное пособие). – Чита, 2002. – С.3-35.

5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Л.П.Никитина, А.Ц.Гомбоева, Н.В.Соловьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 21-22.

6. Патохимия наследственных болезней. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. – Чита, 2008. – С.84-89.

7. Основные принципы рационального питания. Витамины как важнейшие пищевые факторы: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Соловьева Н.В., Елизарова Т.В., Цыдендамбаев П.Б. – Чита, 2008. – С.45-63.

Дополнительная:

1. Биохимия / Под ред. Е.С.Северина.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005. – С.124-125; 132; 133-139.

2. Биохимия (в вопросах и ответах) (Учебное пособие для студентов мед. вузов в вопросах и ответах) / Т.П.Вавилова, О.Л.Евстафьева. – М.: ВЕДИ, 2005.- С.21-28.

3. Биохимические основы патологических процессов / Под ред. Е.С.Северина. – М.: Медицина, 2000.- С.122-126.

4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.295-299; 428-430.

5. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студ. мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.59-67.

6. Биохимия. Тестовые вопросы: Учебное пособие/ Под ред. Д.М.Зубаирова. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. – С.76-106.

7. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.81-86.

8. Гичёв Ю.П. Всё о наших продуктах для здоровья / Ю.П.Гичёв. – Новосибирск, 2001. – 177 с.

9. Клиническая биохимия / Под ред. В.А.Ткачука.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002.- С.72-82.

9. Горбачёв В.В. Витамины, микро- и макроэлементы. Справочник / В.В.Горбачёв, В.Н.Горбачёва. – Минск: Книжный дом; Интерпресс-сервис, 2002. – 544 с.

10. Маршалл В.Дж. Клиническая биохимия.-Пер. с англ.- М.:СПб.: БИНОМ – Невский диалект, 2000.- С.338-339.

11. Минделл Эрл. Справочник по витаминам и минеральным веществам / Эрл Минделл (Пер. с англ.). – М.: Изд-во: «Медицина и питание», 2000.– 432 с.

12. Морозкина Т.С. Витамины: Краткое рук-во для врачей и студентов / Т.С. Морозкина, А.Г.Мойсеёнок. – Мн.: ООО «Асар», 2002. – 112 с.

13. Основы патохимии / А.Ш.Зайчик, Л.П. Чурилов.-СПб, 2001.-С.354-361; 381-383; 384-402.

14. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.410 -411.

15.История витаминологии. Витаминзависимые состояния (Методичка для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Витамины группы А

Витамины группы А (ретинол, ретиналь, дегидроретинол, дегидроретиналь, транс-ретиноевая кислота) необходимы для поддержания нормального состояния эпителия, для обеспечения зрения. Содержатся в сливочном масле, яичном желтке, печени, особенно морских рыб. Провитаминами богаты все растительные ткани, имеющие зелёный или жёлто-оранжевый цвет: абрикосы, персики, хурма, морковь, шиповник и т.д.



2016-01-26 454 Обсуждений (0)
Лабораторно-практическое занятие № 23 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лабораторно-практическое занятие № 23

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (454)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)