Лабораторно-практическое занятие №21
Тема: Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энзимопатии. Цель: Выработать современные представления о путях биосинтеза нуклеиновых кислот и белка в организме. Значение: Структура ДНК и РНК – способ «записи информации», обеспечивающий формирование в организме двух информационных потоков. Один из них осуществляет воспроизведение информации, заключенной в молекулах ДНК. Удвоение ДНК называют «репликацией». В результате этого процесса и последующего деления дочерние клетки наследуют геном родительской, в котором содержится полный набор генов, или «инструкций» о строении РНК и всех белках организма. Второй поток информации реализуется в процессе жизнедеятельности клетки. В этом случае происходит «считывание», или транскрипция, генов в форме мРНК и использование их в качестве матриц для синтеза соответствующих протеинов. В последнем случае осуществляется «перевод» (трансляция) информации, заключенной в мРНК, на «язык» аминокислот. Исходный уровень: 1. Строение, комплементарность азотистых оснований. Правила Чаргаффа. 2. Классификация и роль нуклеотидов. 3. Строение и уровни организации нуклеиновых кислот. 4. Типы РНК: рибосомные, транспортные, матричные (цитоплазматические и митохондриальные). 5. ДНК (ядерная, митохондриальная), строение, функциональные участки. 6. Строение аминокислот, образование полипептидной цепи. Уровни организации белковой молекулы. 7. Структура и функции рибосом, ядра, митохондрий. 8. Мутации, их классификация. Понятие об энзимопатиях. Вопросы для самоподготовки: 9. Классификация и номенклатура ферментов. 1. Репликация ДНК. Полуконсервативная схема репликации. Роль ферментов в этом процессе. Этапы репликации. 2. Особенности синтеза ведущей и отстающей нитей. Фрагменты Оказаки. 3. Синтез ДНК и фазы клеточного деления. Роль циклинов и циклинзависимых протеиназ в продвижении клетки по клеточному циклу. Понятие о теломерах, их роли. 4. Повреждения (спонтанные и индуцируемые) и репарация ДНК. 5. Структура транскриптона как функционально завершенного фрагмента молекулы ДНК. Понятие о генах – регуляторах, операторах, структурных генах, промоторе. 6. Матричный синтез РНК (транскрипция). Роль РНК-полимеразы в синтезе РНК. 7. Стадии транскипции (инициация, элонгация и терминация). Процессинг РНК. Альтернативный сплайсинг. 8. Принцип кодирования наследственной информации. Понятие о генетическом коде. Представления о смысловых и бессмысленных кодонах. 9. Основные положения генетического кода (триплетность, специфичность, вырожденность, однонаправленность, неперекрываемость и т.д.) 10.Трансляция: основные компоненты белоксинтезирующей системы и этапы. 11.Транспортные РНК как адаптор, осуществляющий перевод информации с языка нуклеотидов на язык аминокислот. Антикодон и другие специфические локусы РНК. 12.Активация аминокислот. Роль фермента аминоацил-тРНК – синтетазы, его субстратная специфичность. 13.Взаимодействие т-РНК с рибосомой и с и-РНК. Комплементарность кодона и-РНК антикодону т-РНК. Понятие о транслокации. Роль пептидилтрансферазы. 14.Сущность процесса трансляции. 15.Посттрансляционный процессинг белков. Понятие о прионах; болезнях, вызванных нарушениями в укладке белков. 16.Черты сходства и различий в этапах синтеза азотсодержащих биополимеров. 17.Регуляция экспрессии генов. 18.Причины нарушений синтеза белка (белковое голодание, гормональные расстройства, действие лекарств, ядов, мутации). 19.Механизмы генетической изменчивости. Полиморфизм белков. Наследственные болезни. Принципы диагностики и коррекции молекулярной патологии. Литература Основная: 1. Лекции «Биосинтез азотсодержащих соединений». 2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник- 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Медицина, 1998.- С.268-273, 277-278, 295-395. 3. Николаев А.Я. Биологическая химия.- 3-е изд., перераб. и доп М.: ММА, 2004.- С. 380-386, 405-410, 422-432. 4. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Л.П.Никитина, А.Ц.Гомбоева, Н.В.Соловьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. - Чита, 2003.- С. 19-20. 5. Патохимия наследственных болезней. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. – Чита, 2008. – С.9-18. Дополнительная: 1.Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005.-С.140 – 212. 2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.67-109. 3. Биологическая химия: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / Под ред. Н.И.Ковалевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 144-160. 4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.59-90; 352-362. 5. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.54 -87. 6. Схема синтеза азотсодержащих биополимеров (в помощь студенту). 7. Механизмы генетической изменчивости. Полиморфизм белков. Генные мутации. Наследственные болезни. Применение технологий рекомбинантных и комплементарных ДНК для выявления и идентификации «минорных» белков и картирование генов. (Методичка для самостоятельной работы). 8. Наследственные болезни – результаты дефектов в генотипе; многообразие и распространенность. Биохимические основы наследственной предрасположенности к некоторым болезням. Технология рекомбинантных ДНК, конструирование химерных молекул ДНК и их клонирование. (Методичка для самостоятельной работы). Темы рефератов: 1. Ингибиторы матричных биосинтезов. 2. Генотипическая гетерогенность – причина полиморфизма белков в популяции человека (варианты гемоглобина, группоспецифические вещества крови и т.д.). 3. Происхождение разнообразия антител. 4. Генная терапия. 5. Технология рекомбинантных ДНК, конструирование химерных молекул ДНК и их клонирование. 6. Митохондриальные болезни, причины, симптомы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (551)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |