Далее у нас есть сутра 92
То есть, то, что получается (или добывается) добавлением окончаний ("вишНубхакти" или "вибхакти" в терминологии Панини) – называется "вишНупада" (в терминологии Дживы Госвами, а Панини называет "пада").
Вот простая теория. Чтобы мы ориентировались. И в грамматике нам эти термины будут встречаться
Сутры с 93-ей по 98-ю мы с вами проходили. И используя сутру 99 мы рассмотрим пример нашей теории (00:10:39)
кРишНАд бхиса аис –
("кРишНа" – это термин у Дживы Госвами: слова м.р., которые оканчиваются на "а" краткую)
Перевод сутры: "После КРшНы (после слов м.р., оканчивающихся на "а") окончание "бхис" изменяется на "аис".
И мы имеем, например, слово "митра" – "друг". Мы склоняем слово в тв.падеже: "бхис" – это окончание для тв.п. На слайде с сутрами 90 и 91 мы можем увидеть тв.п. и окончание "бхис" – это мн.ч. если мы хотим получить слово во мн.ч. в тв.п, мы добавляем к нАме (именной основе) окончание "бхис". Итак: "мирта" + "бхис" и 99-е правило наше: окончание меняется на "аис". И теперь нам надо сделать сандхи. Если слово оканчивается на букву "а", а за ней идёт "аи", то 48-е правило гласит, что на выходе у нас получится "ай". То есть, после применения этого правила у нас будет "митраис". И 93-е правило, которые часто нам попадалось – оно гласит, что если слово заканчивается на букву "р" или "с", то такая буква ("р" или "с") заменяется на висаргу (или "вишнусаргу" в терминологии Дживы Госвами). И конечная форма будет "митраиХ".
Итак, у нас теперь предложение (зелёным цветом в низу слайда выделено): гОпАлаХ митраиХ лилАйате– Госпала (Кришна – мальчик-пастушок) с друзьями играет, забавляется. 1.1. гОпАлаХ 1.2. митраиХ 1.3. лилАйате – 1.1. "Гопала (Кришна – мальчик-пастушок) – 1.2. – с друзьями (что делает?) 1.3. играет, резвится, забавляется. Итак. "митра" – это именная основа слова, которая нигде отдельно в текстах, предложениях не встречается: это у нас нАма. И конечная форма у нас будет "митраиХ" – это уже называется "вишнупада (или "пада"), то есть, слово, которое уже полноценно, которое содержит уже и основу, и нАму, и уже окончание ("вишНубхакти" или "вибхакти"). И вот эта нАма, когда содержится внутри склонённого слова – она и называется пракрити. А само окончание – оно называется "вишНубхакти" или "вибхакти". Вот, в принципе, всё – это термины. И пример, как на практике получается. На этом первый блок урока закончен.
(00:14:15)
Слово "крама" означает "шаг". саХ крамам кароти – он (пингвин, имеется в виду) делаетшаг. Или мы можем сказать: "саХ крамати" – "он шагает" И сверху на слайде у нас один вариант написания, и второй вариант – он отличен, но тот же самый "кра". В текстах могут попадаться и один вариант, и другой. Нам это не должно нас сбивать с толку.
Теперь мы переходим к стихам Рамайаны (00:15:32) 1.1.64 рАгхава-пратйайАртхаМ ту дундубхеХ кАйам уттамам дарШайАмАса сугриво махА-парвата-сАннибхйам
1.1. рАгхава – это одно из имён Рамы, т.е. тот, кто родился (или принадлежит) к династии Рагху – "рАгхава", Рама.
Довольно простое предложение: подлежащее "сугриво", сказуемое – "дарШайАмАса", "показал". Показал (что?) – это дополнение "кАйам" – "скелет". рАгхава-правтйайАртхаМ ту – ради цели убеждения (кого?) Рагхавы – Рамы; (тогда) сугриво(Сугрива) что сделал? дарШайАмАса (показал) что? кАйам (тело, или скелет) кого? – (демона Дундубхи) дундубхеХ уттамам (высокий, длинный [скелет]) который подобен сАннибхйам махА-парвата (громадной горе)
Такой момент: эти слайды я делаю в фотошопе, и фотошоп почему-то некоторые буквы иногда куда-то перемещает. Например, буква "у" в слове "дундубхеХ" должны быть левее {на одну букву – под буквой "д" сразу}. Это у фотошопа что-то с этим шрифтом. Имейте в виду.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |