Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Политическая борьба и ораторское искусство в Древнем Риме. Жизнь и творчество Цицерона. Прагазета



2016-01-26 849 Обсуждений (0)
Политическая борьба и ораторское искусство в Древнем Риме. Жизнь и творчество Цицерона. Прагазета 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Полит. Борьба.

Ораторское искусство было могучим средством во всех сферах человеческого общества в Римской республике. Интенсивный темп жизни демократических полисов требовал деятельности, которая бы опиралась на практические навыки в самых разных отраслях. среди них выделялось и словесное искусство риторов, которые по найму творили судебные речи.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией. Правда, философские взгляды самого Цицерона нельзя назвать последовательными и монистическими, поскольку он пытался сочетать в своем мировоззрении взгляды таких несовместимых античных школ, как стоики, перипатетики и академики (последователи Платона), хотя в теории он склонялся к скептической философии, а на практике придерживался стоицизма, помогавшего ему переносить трудности и лишения политических гонений и преследований. В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.

 

Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. “В самом деле, — пишет он, — что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей” [9, с. 86]. Идеалом оратора для него является не ремесленник и с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем–то. “Следовательно, необходимо помнить, во–первых, о том, что цель оратора, — подчеркивает он, — говорить убедительно; во–вторых, о том, что для всякого рода речи предметом служит или вопрос неопределенный… или случай” [9. с. 102]. Именно на таких вопросах должен сосредоточить свои доказательства и опровержения оратор. Спорные пункты могут быть весьма различными и поэтому они требуют в каждом случае особые способы доказательства. Характеризуя структуру публичной речи, Цицерон обращает внимание на то, что “все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач:

1. он должен приискать содержание для своей речи;

2., расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод;

3. облечь и украсить все это словами;

4. укрепить речь в памяти;

5. произнести ее с достоинством и приятностью”.

Но прежде чем приступить к делу, предупреждает Цицерон, надо в начале речи расположить слушателей в свою пользу, затем установить предмет спора и только после этого начать доказывать то, на чем оратор настаивает и что он опровергает. В конце речи следует подвести итоги сказанному, а именно “развернуть и возвеличить то, что говорит за нас, и поколебать и лишить значения то, что говорит за противников” [9, с. 102].

 

Более подробное обсуждение перечисленных пяти задач дается в трактате “Оратор”, где он главное внимание обращает на то, что сказать, где сказать и как сказать. В этой триаде основную роль играет, по его мнению, процесс нахождения того, что нужно сказать и какими доводами подтвердить сказанное. “Действительно, — пишет он, — найти и выбрать, что сказать — великое дело: это как бы душа в теле” [10, с. 340]. Поскольку в судебной и политической речи необходимо было сосредоточить усилия прежде всего на предмете спора, постольку выяснению подлежали, “во–первых, имел ли место поступок, во–вторых, как его определить и, в–третьих, как его расценить” [10, с. 340]. Решение первого вопроса достигается с помощью доказательства. В качестве посылок таких доказательств Цицерон рассматривает не только факты, но и суждения общего характера, которые Аристотель называет топами. На их основе “можно развить речь и за и против”, но ими следует пользоваться не бездумно, а точно все взвесить и сделать выбор, прежде чем применить к конкретному случаю. Определение и оценка поступка осуществляется путем соотнесения к соответствующему роду на основе понятий и определений. При разрешении третьего вопроса используются понятия правоты и неправоты, справедливости и несправедливости [10, с. 340].

 

Примечательно, что в трактате “Оратор” Цицерон впервые ясно указывает на связь своих основных идей с логическими принципами аристотелевской риторики. Действительно, когда он говорит о доказательствах в судебной речи, то обращает внимание на значение общих мест, или топов, в качестве посылок рассуждения и в то же время указывает, какую большую роль в ней играют частные суждения, которые выступают как свидетельства, факты, контракты, юридические нормы и т.п. нетехнические средства убеждения. Более того, такие конкретные аргументы, или доводы, убеждают и судей на заседаниях, и слушателей в народном собрании, и законодателей в сенате больше, чем отвлеченные принципы и общие рассуждения. Но это не означает, что Цицерон не признавал роли логики и философии в риторике. Правда, он скептически относился, например, к логике стоика Хризиппа, как слишком искусственной и потому мало пригодной в ораторском искусстве, где, по его мнению, следует полагаться на аристотелеву логику и диалектику. Хотя Цицерон был больше занят прикладной риторикой, с успехом выступая с публичными речами сначала в Народном собрании, а затем в сенате, но в своих письменных трудах он неизменно придерживался высоких образцов теоретического анализа своих великих предшественников Платона и Аристотеля. Не случайно поэтому его трактаты об ораторском искусстве написаны не в виде традиционных в то время ремесленных руководств и наставлений, которые были широко распространены в тогдашних риторических школах, а в форме свободного диалога, в котором мысли автора выражают наиболее знаменитые в прошлом ораторы. Некоторые западные исследователи считают оригинальным вкладом Цицерона в риторику, во–первых, разработку понятия о долге оратора, во–вторых, подчеркивание роли стиля и оформления речи. Нетрудно, однако, показать, что задачи, которые ставит Цицерон перед оратором, были ясно и четко сформулированы еще Аристотелем, а частично и Платоном. В самом деле, требование доказать обсуждаемый случай было подробнейшим образом разработано и выяснено Аристотелем не только в “Риторике”, но и в “Аналитике” и “Топике”. Несколько труднее обстоит дело с обязанностью оратора добиться согласия с аудиторией, а также внушить слушателям мысль о действии и побудить их к такому действию. Здесь Цицерон, опираясь на свой опыт и тогдашнюю практику, высказал ряд оригинальных идей, которые у Аристотеля выступают как апелляции к нравственности и к эмоциям.

 

Цицерон:

История римского красноречия сохранила немало имен,. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон- родился 3 января 106 г до н.э в городе Арпинум, в семье римского всадника .Он хорошо сознавал необходимость глубокой и всесторонней образования, изучал много различных наук. Получил блестящее философское, литературное и ораторское образование в Риме и Греции.

 

Первый успех принесла ему участие в 70 г до н.э. в процессе против Вереса. Первую политическую речь провозгласил в поддержку Г. Помпея. С победой Цезаря оставил политику. Лишь после его убийства вступил в политическую борьбу.

 

Каждая его речь- .- это художественное произведение. стройная логическая строение, украшенное изысканными стилистическими средствами, Во многом успех голос, Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный

 

Цицерон — великий римский оратор. Об ораторе теория ораторского искусства, Брут идеал оратора, Оратор историческое развитие ораторского искусства. Цицерон считал, что оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Важнее воодушевить аудиторию, чем убедить.

 

Газета:

Предшественниками газет традиционно считаются новостные сообщения, распространявшиеся в Древнем Риме о событиях, произошедших в городе. Переписывавшиеся от руки свитки под названием Ежедневные дела римского народа вывешивались на площадях и доставлялись политикам или просто знатным горожанам. Римские газеты представляли собой деревянные дощечки, на которых записывали хронику событий. Новостные сводки, как правило, имели неофициальный характер, пока Юлий Цезарь не распорядился в обязательном порядке распространять отчёты о заседаниях сената, донесения полководцев и послания правителей соседних государств. Последнее дошедшее издание относится ко времени императора Проба, III века.Из сохранившихся следует что в них помещались:

1.события в жизни выдающихся в государстве лиц, а во время империи — и всех лиц, принадлежавших к императорскому семейству

2.государственные дела: императорские повеления, сенатские постановления и прения , распоряжения разных властей;

3.судебные процессы и вообще хроника городской римской жизни, а также интересные случаи всякого рода. Полной свободой этот орган древнеримской жизни не мог пользоваться в период империи. Находясь под непосредственным влиянием правительства, он нередко служил его политическим целям. До нас дошло капитальное сочинение К. Об ораторском образовании, сочинение О причинах порчи красноречия ,речь в защиту Невия Арпиниана. труды Квинтилиана Риторики в двух книгах, Об ораторском образовании Сочинению этому, посвященному ритору Викторию Марцеллу, предшествует письмо автора к издателю-книгопродавцу Трифону, по настойчивому требованию которого К. решается на обнародование своего труда. Сочинение К., до сих пор являющееся одним из крупнейших трудов педагогического характера.

С 1 в. до н.э. в Риме – подлинный расцвет ораторского искусства. Великий ритор Цицерон прославился не только блестящими судебными и политическими речами, но и теоретическими трудами в этой области. В диалоге «Об ораторе» Цицерон утверждал, что «для нахождения содержания оратору необходимы три вещи: проницательность, затем разумение…и, в-третьих, наука». Цицерон и многие другие ораторы не только произносили, но и широко издавали свои речи. О значимости ораторского искусства говорит принятие (при участии Цицерона) цензорского эдикта, направленного на исправление качества преподавания в риторских школах.   Безусловно, ораторское искусство, формы общения и воздействия на окружающих имели огромное значение для развития журналистики, как, впрочем, и для развития всех форм человеческой деятельности. Это – истоки культуры и науки вообще. Это – истоки письменности, литературы, народного творчества, истории и других областей знания. Они с одинаковым основанием могут быть названы и «пралитературными» и «праисторическими» явлениями.   На более поздних этапах развития общества предпринимались попытки распространять информацию и развлекать публику посредством письменности. В Древнем Риме в эпоху Юлия Цезаря по его личному распоряжению регулярно обнародовались протоколы заседаний сената. Эти протоколы легли в основу своеобразного периодического издания «Acta senatus». Выражаясь современным языком, это были отчеты о заседаниях римского парламента. Некоторое время спустя Цезарь издал указ об издании более «массовой», как сказали бы сегодня, «Ежедневной ведомости» («Acta diurna», которая тиражировалась в скрипториях множеством опытных скрибов под руководством опытного наставника и, наряду с информацией официального плана, знакомила читателей столицы и провинций со всеми выдающимися событиями дня римского общества: с общественными проблемами, литературными произведениями, с анекдотами, с сообщениями о смерти знаменитых людей, результатами гладиаторских боёв. Ни один из номеров газеты до нас не дошел, но о том, что она существовала, мы можем судить по произведениям римских писателей, в которых она упоминается очень часто, а выписки из нее свидетельствуют о богатстве содержания.   Цезарь проявил себя не только в государственных и военных делах. «В красноречии он стяжал не меньшую, если не большую славу. Все лучшие знатоки без спору признавали его одним из лучших судебных ораторов Рима». Блестящим образцом военной мемуаристики стали его «Записки о Галльской войне». В них Цезарь (от третьего лица) описал наиболее драматичные эпизоды боевых действий, в которых непосредственно принимал участие. Хотя в книге Цезаря имеются фактические неточности и полемическая заострённость, такой тонкий знаток стиля, как Цицерон, утверждал, что мемуары Цезаря «заслуживают высшей похвалы: в них есть нагая простота и прелесть, свободные от пышного ораторского облачения. Он хотел только подготовить все, что нужно для тех, кто пожелает писать историю, но угодил, пожалуй, лишь глупцам, которым захочется разукрасить его рассказ своими завитушками, разумные же люди после него уже не смеют взяться за перо».   В Риме большое распространение получили жанры стихотворной сатиры (Гораций, Марциал, Ювенал, Персий) и публицистической эпистолографии. В императорском Риме понятие свободы слова было весьма ограниченным. Тацит отмечал, что «если былые поколения видели, что представляет собой ничем не ограниченная свобода, то мы – такое же порабощение, ибо нескончаемые преследования отняли у нас возможность общаться, высказывать свои мысли и слушать других». Поэтому оживление публицистической деятельности преимущественно приходилось на периоды обострения борьбы за власть.   В эпистолографическом наследии Рима следует выделить «Нравственные письма к Луцилию» Луция Аннея Сенеки. Свободные размышления римского философа на различные темы, обличенные в форму посланий, оказали большое влияние на европейскую литературу. Письма Сенеки (также как и произведения Теофраста) связаны с формированием жанра эссе в 16 – 17 вв. Так, Френсис Бэкон, основоположник английского эссе, прямо называет письма Сенеки в качестве образца, на который он ориентировался при создании своих «Эссе».   «Acta senatus» была запрещена императором Тиберием в тот период Римской империи, когда участились процессы по государственной измене и в сенате произносились обличительные речи, нередко затрагивавшие особу императора или членов его семьи. Распространение такого рода информации не входило в интересы тиранов. «Acta diurna» просуществовала вплоть до вторжения германских племен на территорию Римской империи, т.е. до полного упадка римской культуры, до тех пор, пока в Европе не наступил период переселения народов и активного распространения христианской религии, на многие века ставшей единственным содержанием духовной жизни европейцев. К этому времени уже практически оформились как самостоятельные сферы творчества и социальной деятельности человека: литература, музыка, живопись, история, философия и другие науки. Являются ли римские «Acta», просуществовавшие с 59 г. до н.э. до 222 г. н.э., свидетельством выделения журналистики как оригинальной сферы деятельности человека? Вряд ли так можно сказать. Несмотря на то, что они обладали такими свойствами как периодичность и тираж, их следует отнести больше к средствам ведения политики и администрирования. То же можно сказать и об известной китайской газете «Кинг Пао» («Столичный вестник»), выходившей в Пекине с 911 г. Надо отметить, что эта газета помимо периодичности и тиража имела еще одно свойство, приближающее её к журналистике, - она создавалась с помощью печатного станка. Китайцы, как известно, создали печатный станок и бумагу гораздо раньше европейцев, но всё же считается, что журналистика имеет европейское происхождение.

 

В отличие от древнегреческого римское красноречие утилитарно, его идеал тесно связан с политическим идеалом. Поэтому в Древнем Риме преобладало политическое красноречие, расцвет которого пришелся на I век до Р.Х. – время падения республики, гражданской войны, установления империи. В эту эпоху прославились такие политики-ораторы, как Гай Гракх, Сервилий Сульписий, Гортензий, Марк Антоний, Марк Порций Катон-младший. Самым знаменитым римским оратором являлся, безусловно, Марк Туллий Цицерон (106–43 годы до Р.Х.). Завершив обучение красноречию, как это было принято, на греческом острове Родос, он вернулся в Рим и вскоре приобрел всеобщую известность после цикла разоблачительных «Речей против Гая Верреса» – нечистого на руку наместника Сицилии. Пик политической карьеры и ораторской деятельности Цицерона пришелся на 63 год до Р.Х., когда его избрали консулом. На этой должности Цицерон произнес четыре речи «Против Катилины», посвященные обвинению своего политического оппонента Катилины в заговоре. Этот цикл речей – шедевр мирового красноречия. Никаких доказательств обвинения у Цицерона не было. Главное доказательство замыслов Катилины – преступный характер обвиняемого. Цицерон пользовался такими приемами, как амплификация (преувеличение, раздувание фактов и событий), олицетворение или персонификация, инвектива (когда идея не отделена от ее носителя), патетические риторические вопросы, предсказания богов и божба. На следующий день после первой же речи Цицерона, произнесенной 8 ноября 63 года до Р.Х., Катилина покинул Рим, не выступив даже с ответной речью. Цицерон, узнав об отъезде своего политического противника, сразу же выступил со второй речью против Катилины, а меньше чем через месяц – с третьей. В четвертой речи 5 декабря Цицерон потребовал решением консула казнить без суда сторонников Катилины, что и было исполнено. В конце жизни Цицерон прославился речами против пришедшего к власти после убийства Цезаря в 44 году до Р.Х. Марка Антония. Эти речи по примеру Демосфена Цицерон именовал «Филиппиками». Всего было произнесено четырнадцать «Филиппик», наибольший успех из них имели первая и вторая. Помимо устного красноречия в Риме получает развитие предвосхищенный еще Исократом жанр письма, который не практиковался в Элладе. Богатые римляне, уезжая в отдаленные провинции, оставляли в Риме своих рабов или нанимали свободных людей, которые знали грамоту и регулярно сообщали в письмах своим хозяевам о том, что делается в столице. Это могли быть и политические, новости, и городские сплетни. Порой один такой человек работал на нескольких корреспондентов и был, по сути, прообразом информационного агентства, принцип работы которого строится на сборе информации и рассылке ее потребителям. Впрочем, письма древних римлян – не только и не столько источник и получатель информации. У авторов была возможность размышлять в своих письмах и доносить свои размышления не только до конкретных адресатов, но и до широкого круга читателей. Таким образом, сформировавшийся жанр письма говорит и о зарождении публицистики в Древнем Риме. В пантеоне римских богов была Молва (Fama), которую можно назвать богиней информации. Если верить Вергилию, Молва имела сто глаз и сто ушей, она никогда не спала, все видела и разглашала как правду, так и ложь. В Риме появляется и прообраз газеты. В 59 году до Р.Х. по указанию Цезаря на глиняных дощечках стали выходить «Acta diurna senatus ас populi» («Ежедневные протоколы сената и римского народа»), которые со временем разделились на два направления. В «Acta senatus», которые вывешивались в здании форума, сообщалось о выступлениях в сенате. Это был прообраз элитарной, качественной газеты. «Acta diurna populi romani» выставлялись на площадях, базарах. Там говорилось о городских новостях. С газеты снимали копии, значит, можно говорить о ее тираже. «Acta diurna» отличались лаконичностью и доступностью и явились прообразом современной массовой газеты. Люди, которые собирали материалы для «Acta diurna», предшественники современных репортеров, назывались диурналистами. Отсюда этимология слова «журналист». Обе газеты не имели собственного названия, на глиняных дощечках присутствовал только текст. И «Acta senatus», и «Acta diurna» для римлян были не имена собственные, а характеристики. Уже в Древнем Риме заинтересованные лица стремились использовать газеты в своих целях. Так, например, в официальную хронику включались предсказания, прогнозы погоды и описание уже происшедших атмосферных явлений. Это делалось из политических соображений: языческая религия запрещала начинать важные государственные дела, принимать серьезные политические и военные решения в дни неблагоприятного состояния атмосферы. Интересна судьба обеих газет. В 15 году от Р.Х. император Тиберий, возмутившись опубликованной критикой в свой адрес, запретил «Acta senatus». Это было первое в истории мировой журналистики запрещение периодического издания и одно из первых в мире проявлений цензуры. «Acta diurna» просуществовала еще много лет, после разделения в 395 году Римской империи на Восточную и Западную долгое время выходила в Константинополе. (Пруцков)

 

Генезис средневековой христианской публицистики, ее проблематика, устные и письменные формы. Ранняя христианская публицистика. Евангелисты. Послания Апостола Павла. Проповеди Иоанна Златоуста.

Генезис:

Христианство возникло в эпоху расцвета Римской империи. Сначала считалось религией бедняков и отверженных, потом — официальная религия Римской империи.

Формы:

Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская ПРОПОВЕДЬ рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте — как форма ораторского искусства. Главная цель проповеди Христа — научить людей понятиям о Боге. Свое учение в Нагорной проповеди, где, помимо трансформации Ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. Его проповеди носят исключительно практический характер. Для лучшего понимания — притчи, образные выражения и метафоры.

После окончания земного служения христианская публицистика приобретает не только устный характер проповедь, но и письменный послания.

Апостол:

Источник христианской религиозной традиции — Ветхий Завет. Особую важность представляет публицистика апостола Павла. Послания апостола Павла делятся на миссионерские обращенные к жителям определенных городов или регионов и пастырские обращенные к ученикам. Написаны хорошим языком, видна образованность апостола. Наставления Павла посвящены различным темам: к коринфским христианам о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу, о телесной чистоте , о браке Вопросы семьи, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей — Эфесянам,; Колоссянам,; Тимофею.. Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мнению апостола Павла, — взаимная ответственность ее членов и любовь. По содержанию проповедь делится на четыре вида:

омилия, или изъяснительная беседа,

которая ставит своей задачей объяснение

Священного Писания; слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого;

катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения;

публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности.

К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы — послания римских пап. Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья: представители не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие.

Златоуст:

Иоанн родился в Антиохии. Получил хорошее образование, слушая ритора Либания, изучил философию и искусство красноречия. После он принял крещение, а через три года стал церковным чтецом. В 318 г. его рукоположили в диакона.

Проповедь у Златоуста становится всеобъемлющим исследованием человека: здесь переплетаются философские, религиозные, психологические, художественные методы, цель которых — познание внутреннего мира.

 

Функции:

 

1. Функция религиозной пропаганды.

 

2. Социально-просветительская функция.

 

3. Коммуникативная функция.

 

Пример структуры текста:

 

Так, беседу О высокомерии Златоуст начинает словами, не имеющими, на первый взгляд, отн ошения к религиозному дискурсу.Далее, чтобы подтвердить тезис и одновременно заострить внимание аудитории, он прибегает к художественному методу сравнения: Но такое доказательство не может считаться полным для проповедника-христианина, и Иоанн проецирует порок высокомерия на религиозную плоскость: Тут же, обращаясь к тем, кто гордится своим происхождением, Златоуст вопрошает. Заканчивается проповедь самыми авторитетными для христианина аргументами — цитатами из Библии.

 

С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный Рим и восточный Византия.

ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ относятся Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин.

Иероним — христианин, воспитанный на античных авторах. Предпочитал письменное красноречие. Перевел Библию на латинский язык. Вел обширную переписку. Амвросий Медиоланский — епископ прославился проповедями нравственно-практического характера, надгробными речами и письмами. Интересен цикл писем Амвросия Об алтаре Победы.Августин начинал судебным оратором и учителем красноречия. Известен христианский писатель. В его произведениях Исповедь и О граде Божием дается новое понимание человека, предлагаются новые духовные ценности и строится новая картина мира.

ВОСТОЧНУЮ ТРАДИЦИЮ христианской публицистики представляют Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст

Григорий Богослов, работал в Афинах учителем красноречия Его творения разделяются на слова догматические, нравоучительные, надгробные, похвальные, письма и стихотворения.

Василий Великий занимался красноречием., стал известен беседами и речами против еретиков-ариан.

Иоанн Златоуст во все времена считался и считается до сих пор совершеннейшим образцом для всех проповедников. До нас дошло более восьмисот его проповедей, Проповеди Златоуста носят нравственно-практический характер Самые известные из его слов и творений — Шесть слов о священстве, Слово огласительное на Святую Пасху. Из церковных публицистов последующих столетий наиболее известны братья-монахи Кирилл и Мефодий Солунские. Перевели с греческого языка основные богослужебные книги и на основе греческо-византийского письма создали славянскую азбуку, получившую по имени одного из братьев название кириллица. Азбука Кирилла и Мефодия являлась нравственным императивом добра и зла, служила посланием потомкам на много веков вперед.

 

В эпоху расцвета Римской империи возникло христианство. Сначала оно распространялось исключительно устно. Христианская публицистика, выраженная прежде всего в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публицистическом аспекте – как форма ораторского искусства. Точкой отсчета является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа – 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Христа заключается прежде всего в том, что, в отличие от всех остальных изучаемых ораторов, Христос не написал собственноручно ни одной строчки. Его речи записаны ближайшими учениками и собраны в четырех Евангелиях: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна. Главная цель проповеди Христа состояла в том, чтобы научить людей истинным и нелицемерным понятиям о Боге, воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. В общем виде Христос излагает Свое учение в Нагорной проповеди (5–6 главы Евангелия от Матфея), где, помимо трансформации Ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практический характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди (например, прощальная речь в 14–16 главах Евангелия от Иоанна), в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи (например, Евангелие от Матфея, 19, 16–21; от Луки, 7, 40–50). Для лучшего и образного понимания Своих речей Христос использует притчи, которые отличаются простотой и наглядностью. Притчи были близки слушателям, поскольку имели местный характер, сообразный как с историей и обычаями иудейского народа, перед которым проповедовал Христос, так и с профессиональной деятельностью людей: земледелием, рыболовством, скотоводством, виноделием и т.д. Речь Христа исключительно проста и доступна. Он никогда не стремился к внешней красоте речи, не использовал вспомогательные ораторские приемы, но говорил легко, непринужденно и даже безыскусно, несмотря на использование образных выражений и метафор. Многие свои проповеди Христос дополнял различными чудесами: исцелением больных, воскрешением умерших. Эти чудеса служили прежде всего доказательством одной из главных тем проповедей Иисуса – того, что с верой можно получить от Бога все просимое. После окончания земного служения Христа (33 год) христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие христианской публицистики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тезки предателя), Павла. Особую важность представляет публицистика апостола Павла. В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых – речь в афинском ареопаге (17, 22–31) и речь перед царем Агриппой (26, 2–29). В Афинах Павел выступает перед образованными и любознательными язычниками. Как в свое время Христос, апостол разговаривает с собеседниками, учитывая их интеллектуальный, социальный и религиозный уровень. Умело используя принцип «быть для всех всем», Павел ставит в начале своей речи афинянам в заслугу их благочестие, цитирует известного тогда в Афинах стихотворца Арата («мы Его и род»). Апостола слушали, пока он изъяснял общие истины, но как только заговорил о важнейших принципах учения Христа, над ним стали смеяться и даже не дали договорить. И лишь несколько человек уверовали по слову Павла во Христа. Для языческого оратора такой результат речи был бы, безусловно, полнейшим провалом, но для христианского проповедника важно не количество проголосовавших за него, а каждая обращенная ко Христу душа. Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регионов – Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам – Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Коринфянам. Основная тема этого послания, как и многих других, – единство Церкви. Особый интерес представляют наставления Павла коринфским христианам, нисколько не утратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12–14), о телесной чистоте (главы 5–7), о браке (глава 7). Вопросам семьи, взаимоотношений мужа и жены, родителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других посланиях (например, Эфесянам, 5, 22–28; 6, 1–4; Колоссянам, 3, 18–21; 1-е Тимофею, 2, 11–14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мнению апостола Павла, – взаимная ответственность ее членов и любовь, причем не только плотская, но и духовная. 13-я глава первого послания Коринфянам – гимн любви, которая «никогда не перестает». Падение Римской империи в 476 году надолго прервало поступательное развитие журналистики. Объем публицистического творчества резко уменьшился по сравнению с античными временами: во-первых, произошло сокращение грамотной аудитории, во-вторых, светская публицистика почти целиком вытесняется религиозной, христианской. В IV веке христианство становится государственной религией. Развитие христианской публицистики идет, как и в I–III веках, по двум важнейшим направлениям: устному и письменному. К устной публицистике относится проповедь, которую, в свою очередь, можно разделить по охвату аудитории на приходскую (произносимую священником в церкви перед прихожанами-христианами) и миссионерскую (произносимую священником-миссионером в дальних землях перед язычниками с целью обратить их в христианство). По содержанию проповедь делится на четыре вида: омилия, или изъяснительная беседа, которая ставит своей задачей объяснение Священного Писания; слово, которое произносится по случаю церковного праздника или дня памяти какого-либо святого; катехизическое поучение, которое излагает уроки веры, нравоучения и богослужения; публицистическая проповедь, которая отвечает на злободневные вопросы современности. К письменной христианской публицистике относятся письма, послания, в том числе буллы – послания римских пап. Отличительная особенность христианской публицистики Средневековья в том, что ее представители, как правило, не практиковались в одном направлении, а сочетали устное и письменное красноречие. С первых веков складываются два центра христианской публицистики: западный (Рим) и восточный (Византия). К виднейшим представителям западной традиции относятся Иероним Стридонский (340–420), Амвросий Медиоланский (340–397) и Аврелий Августин (354–430). Иероним предпочитал письменное красноречие. Он известен прежде всего переводом Библии на латинский язык. Этот перевод получил название Вульгата. Кроме того, Иероним вел обширную переписку. Известно около двух сотен его писем. В Риме он руководил кружком знатных и образованных женщин, которые стремились изучить Библию. Этим своим сподвижницам Иероним адресовал немало писем, среди которых наибольшей известностью пользовалось письмо к Евстохии, где критически изображаются различные слои римского общества, в том числе и духовенство. Амвросий Медиоланский в юности получил блестящее образование и стал известным судебным оратором. Приняв христианство, Амвросий стал епископом города Медиолана (Милана) и там прославился проповедями нравственно-практического характера, надгробными речами и письмами. Интересен цикл писем Амвросия «Об алтаре Победы». Жертвенник с золотой статуей богини Победы, находящийся в курии сената, стал в IV веке яблоком раздора между язычниками и христианами, а отношение к нему императоров – показателем их религиозной политики. Амвросий в своих письмах говорит об упадке Рима, который не смогли предотвратить языческие идолы, критикует языческие обряды и прославляет христианство как более высокую ступень развития человеческого разума и верований. Аргументы Амвросия в итоге взяли верх, и статуя богини Победы была убрана из сената. Августин также начинал судебным оратором и учителем красноречия. Он долго искал истину в различных философских системах, пока не пришел к христианству. Приняв сан, Августин прославился нравственно-практическими проповедями (их известно около 500), которые отличаются не столько тщательностью обработки, сколько живостью и доходчивостью. Августин известен и как христианский писатель. В его произведениях «Исповедь» и «О граде Божием» дается новое понимание человека, предлагаются новые духовные ценности и строится новая картина мира. Восточную т<

2016-01-26 849 Обсуждений (0)
Политическая борьба и ораторское искусство в Древнем Риме. Жизнь и творчество Цицерона. Прагазета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Политическая борьба и ораторское искусство в Древнем Риме. Жизнь и творчество Цицерона. Прагазета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (849)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)