Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Публицистика Великой Французской Буржуазной революции



2016-01-26 869 Обсуждений (0)
Публицистика Великой Французской Буржуазной революции 0.00 из 5.00 0 оценок




1789г – ВФБР ознам. собой выход на полит. арену буржуазии, крах феодализма и идеологии аристократии. Во многом она была подготовлена эпохой Просвещения и идеологами просветительства Вольтером, Дидро, Руссо.

 

ФБР покончила с наследием старого режима, стала началом ряда политич. движений в разн. странах. Ее подготовили и Англ. бурж. революция 17в, и американская война за независимость 18в. Историю революции начин. писать люди, принимавш. в ней непосредственное участие. Горячее дыхание эпохи – в газетах, журналах, книгах. Происходит становление политич. печати и зарождение прессы в совр. понимании этого слова. Один из публицистов ФБР Камиль Демулен писал: «При старом режиме был период.листок, который сообщал о погоде. Сегодня журналисты – общественная власть. Газеты каждое утро сыплются, как манна небесная». Важность печати была понята всеми полит. партиями. Почти все выдающ. деятели ФБР редактировали газеты.: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёф и др. Лит-ры XIXв братья Гонкуры писали, что «журналистика вышла из недр революции во всеоружии и, едва родившись, стала ареной великих сражений».

 

Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе (1800 кафе), в лавках набережных ит.д. Число выходящих брошюр б.огромно. И 1789г для жур-ки - начало новой эры, колыбель политич. печати. Роль книг кончилась. Пришла очередь газет. Так говорили современники.

 

Полит. наступление на власть нач. ^ Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот». Эпиграф: «Свободная г-та – это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов»

 

1 апреля – второй проспект этой газеты, где Бриссо сообщал, что она начнет выходить в апреле 4 р/нед. Указывалась и подписн. цена. Бриссо став. перед собой задачи подготовки революции с пом. газеты и в обращении к читателю наз. свою г-ту политической, свободной и независимой.

 

Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных Штатов» Мирабо. Король собрал Генер. штаты, чтобы принять Конституцию. Королевск. совет запретил издание этой г-ты. Собрание представителей 3-го сословия Парижа и окрестностей (буржуацмм) выразило энергич. протест, назвав это посягательством на свободу печати. Бриссо вынужден прервать издание «Фр. патриота». Мирабо сумел обойти запрет. Он как депутат Генеральн. Штатов д.б. отчитываться перед избирателями. 10 мая 1789г вып. «Письма графа Мирабо к своим избирателям». До 25 июля 1917 го – 19 номеров этой г-ты. Взятие Бастилии разруш. последние преграды, стоявш. на пути политич. печати.

 

Одна за др. появл. новые газеты. Мирабо тоже стал издавать нов. г-ту «Курьер Прованса» 350 номеров. В это вр. появл. г-та «Народный Трибун», издав-ся Фрероном. В ней печатался Марат, а некоторые номера и сам редактировал. Газета «Парижские революции». Возобн. выход «Фр. Патриота» Бриссо.

 

Если во 1789г во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г по 10 августа 1792г существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Новая полиграф. техника появится лишь в 1815 году. Пока во Фр. эпоха персонального журнализма.

 

За 24 часа вручную можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага б. низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати. И тем не менее, газеты необычайно популярны. Наиболее распространяемой б. накануне революции «парижская газета» - ок. 10 тыс. экз. В большинстве случаев тираж газет от 300 до 500 экз. Большинство г-т вых. 2-3 раза в неделю.

 

До 1789 г реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы. Больше всего такого рода объявлений было в ежедневно. газете «Парижская хроника». Производство газет было дорогим, но рентабельным.

 

Неудивительно, что в самом благоприятном финансов.положении нах-сь г-ты, печатавшие большей частью объявления: «Анонс», «Афиш» 2 р/нед, ок. 50 тыс. экз. В них помещ. бойкий материал на злобу дня.

 

В перв. годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Они быстро набирали популярность из-за оперативности.

 

Многие газеты явл. органами клубов и кружков. «Желтые уста» - социальный кружок.

 

Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собственная г-та называлась «Деяния апостолов» (ноябрь 1789г). ПОстеп. появ. огром. кол-во роялистских г-т. Одной из значительных была г-та «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские г-ты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел. Часто материалы посвящались личной жизни депутатов национального собрания и демократических журналистов. Объектом особ. внимания был Робеспьер. Контррев-е г-ты нах в лучшем финансовом положении. Рост их числа прод-ся до 10 авг. 1792г (падение монархии). С целью снизить влияние газет, поднималась цена на газету. Закон, запрещающий расклеивать газеты на улице. На белой бумаге позволено печатать только правительственные акты.

 

Рост числа г-т рев. направленности продолжался. В нач. 1791г в Париже появ. издание, которое отличалось остроумием, самобытностью и выразительностью. Особ. оно было популярно среди плебейской части населения. Это б. ежедневн. г-та «Папаша Дюшен», к-рую издавал Эбер. Ее язык был приближен к языку низов. Еще до издания Эбер был популярным памфлетистом («Частная жизнь аббата Мори»). Папаша Дюшен – человек из народа, фольклорн. персонаж. Газета открывалась заставкой, выполненной в лубочной технике ( Петр I, кота мыши хоронили, о Бове-Королевиче). Г-та имела 8 стр. и стоила 2 су. Г-та пестрела шуточками, оборотами из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль г-ты был острым, ясным. Еще одно заметное издание этого времени – газета Робеспьера «Защитник конституции» еженед. с мая-авг. 1792г. Объёмом от 46 до 64 стр. Основу нов. г-ты составили статьи самого Робеспьера. Печатались декреты Законодательного собрания, письма и петиции

 

^ Свержение монархии привело к исчезновению роялистской печати.

 

В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Г-ты: «Фр. Патриот» Бриссо, «Парижские хроники» Кондорсе, «курьер департамента» ЖозЕфа и др.

 

^ 1793г – происх якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако г-та продолжает существовать. После смерти Марата приобрет. еще больше влияния.

 

1793 среди якобинцев происх. раскол на «снисходительных» (ДантОн) и «левых» (Эбер). У кажд. из группировок – свой печатн. орган. «Снисходительные» вып. г-ту Демулена «Старый Кондельер», левые – «Папаша Дюшен».

Газета «Парижские революции» как энциклопедия ФБР

Эта г-т анач. выходить в июльские дни 1789г. Еженедельник имел эпиграф «Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы стоим на коленях. Поднимемся». Эта газета имела прочную материальную базу, ее объем от 40 до 64 стр.

 

6-8 стр. посвязались отчетам о работе нац. собрания.

 

14-20 стр. – обзор общего положения страны, включая парижские события. Информация об успехах рев. движения в провинции, статьи по юрид и эконом. вопросам, много материала о театральной жизни, новинках лит-ры, перепечатки из англ. газет. Эта г-та одна из немногих уделяла внимание положению пролетариата в Париже. Демулен наз. ее «энциклопедией революции». Почти в каждом номере печатались гравюры. Ее успех тесно связан с деятельностью Элизе Лустало. Благодаря его таланту, отдельные номера имели тираж 200 тыс. экз.

 

О его жизни известно немногое. Из провинции, потомств. адвокат. В П. приб. в 1789г, гда познакомился с Демуленом. Первыми лит. опытами стали переводы англ. брошюр. Был замечат. оратором и был замечен основателем г-ты «Парижские революции» Прюдомом. Стал редактором газеты. На страницах издания Лустало выст. за подлинную свободу печати. Против декрета об избирательном праве, который ущемлял 3-е сословие. Свой талант он использовал для защиты права нации на объявление войны и заключения мира. Заслугой Лустало стало то, что он единственный уделял постоянное внимание положению рабочих. Своей основной задачей он считал просвещение народных масс. Поначалу не был республиканцем и не выст. против монархии. Впрочем, тогда еще никто не выступал в пользу республиканского строя.

 

К собратьям по перу. Он счит, что журналист не имеет права распространять непроверенные слухи в газете. Он защищал право журналиста на донесение правды и на влияние на общественное мнение. Его статьи всегда имели ясную, неотразимую аргументацию. После его смерти достойным преемником стал Сильвен Марешаль. Он приумножил славу г-ты. Пришел на редакторское место уже известным журналистом. За несколько дней до рев-и опубликов. «Книгу веков» в духе Руссо, где подверг критике существ. во Фр.соц. и полит. порядки. Б. и антирелигиозные произведения, в том числе «Альманах честных людей» (1788г). По сути, альманах был календарем, где «честные люди»заменили святых григорианского календаря. Во многом этот альманах стал предшественником будущего революционного календаря.

 

В годы рев-ции марешаль снач. редактировал г-ту «Бочка Диогена, или Революция духовенства». В эт. г-те выст. против религии и церкви. за антирелигиозную пропаганду был подвергнут полицейскому преследованию, прервал издание г-ты и переехал в др. р-н Парижа. В сен. 1790 г возглавил «Парижские революции». При нем главн. направлениями г-ты б: борьба за атеизм, свержение королевской власти, дальнейшее продолжение революции».

 

Г-та изменилась, более полными стали отчеты о работе нац. собрания. Появилась офиц. рубрика «Новости из-за рубежа». Газета обрат. к провинц.жур-там с просьбой о сотрудничестве. Марешаль гов: «Свобода печати основ. на мнении, что добродетель нации есть добродетель ее членов». Вопросы свободы печати, ее будущего были в центре внимания газеты. Газета давала отпор аристократич. и роялистич. изданиям, часто помещ. отрывки из них, чтобы говорить на языке фактов. Печатались письма читателей. Наибольший резонанс вызв ст. «О бедных и богатых» (1791г). Г-та постоянно выступала за улучшение жизни бедняков. Много внимания Марешаль уделял вопросу текущей политики. Он использовал газету для пропаганды республиканских идей. Деятельность Марешаля зак. в февр. 1794г, когда Прюдо решил прекратить издание. Прюдо попытался издавать другие газеты, но без талантливого редактора его издания успеха не имели.

 

Жизнь самого Марешаля сложилась необычно. Он участвовал в политич. заговоре Бабёфа, чудом избежал расправы и до 1803 г. занимался лит.работой. Его полит. завещанием стал роман « Путешествие Пифагора».

 

 

Камиль Демулен, публицист и журналист

 

Когда Демулен был арестован в 1794г по обвинению в подрывной деятельности против республиканского строя, он писал из тюрьмы: «Мое оправдание заключается в 8 томах моих сочинений». Он был казнен 5 апреля 1794 года. В строю франц. революционеров Демулен заним. особ. место. Его жизнь назыв. романом о ФБР. Его мировоззрение формировалось в 80-е гг XVIIIв. Проблемы века Просвещения стали проблемами поколения Демулена. Учась в колледже, он подружился с Робеспьером. Увлекался поэзией, хорошо знал античную литературу. Получ. премии на лит. конкурсах. В янв. 1783г. в «Парижской газете» б. опублик.пьеса в стихах Демулена. Он получ. образование адвоката и в этом качестве служил при парижск.парламента. Предреволюционная Франция была наводнена печатной продукцией. В 1790г. – опубл. небольш. сборник «Сатиры, или Избранные стихи, напис. накануне Революции». Это были не стихи, а памфлеты, направленные против короля. Три из них – написаны Демуленом.

 

1788г – Д. пишет памфлет «Философия фр. народа».

 

«Свободная Франция» - памфлет, которой приносит успех. Местом, где часто в Париже собир. горожане и обсужд. новости, б. Пале-Рояль.

 

^ 12 июля 1789г Демулен произносит речь в связи с отставкой премьер-министра Неккера перед 60-тысячной толпой. Основной лозунг: «Граждане, к оружию!».14 июля Бастилия пала.

 

Д. писал талантливо и живо. У него много живых образов, метких характеристик. Его памфлет «Свобод. Фр» разошелся в огром.кол-ве экз. Собрав все отзывы на него, Д. решил дать ответ критикам и написал памфлет «Речь фонаря». Напис. в фантастич. форме. Фонарь обращается к патриотам, излагая политич. взгляды автора. Республика там представлена как Золотой век человеч-ва. Памфлет вышел анонимно. Демулен мечтает о собственной газете в это время, но у него нет средств. Он начинает сотрудничество в газете Миабо «Письма Графа Мирабо….»Позже газета стала называться «Курьер Просинции», 10 тыс. экз. Фактически Демулен был секретарем и автором нескольких статей. У Мирабо Д. узнал, как делается газета, от начала и до конца. Он понял, что финансовая сторона не гарантирует успех. Свою г-ту «Революции Франции и Брабанта» (провинция, где делают кружева) вып. ноябрь 1789г – июль 1791г. В этот период пишет много и плодотворно. В его статьях – реализм и ирония, отчаяние и веселый смех, что невольно увлекает читателя. Выходу перв. номера предшествовал проспект. Начальн. номера уже имели успех. Перв. номер 28 ноября 1789г. Еженедельное издание в формы брошюры объемом 48 стр. Вых по подписке. С 3-го номера на обложке появ.рисунок, почти всегда сатирич. Коллекция всех номеров г-ты насчит. 9 томов. Г-та обращалась к самой широкой публике. Демулен б. литературно одаренным журналистом, обладающим высокой культурой.

 

^ 1781г – б. отдан приказ об аресте Дантона и Демулена. На типографию наложен арест. В окт. 1791г Демулен станов. секретарем Общества друзей конституции. Он стремится иметь пропаг-ю трибуну. Осенью 91г он приним. участие в полит. деятельности, пытается основать новую г-ту «Трибуна патриотОВ», но неудачно. В августовские дна 1792 года Фрерон предлаг. Демулену сотрудничать в его газете «Трибуна патриотА». В конце апреля 1792г. появл. проспект о вых. новой еженед. газеты. Демулен писал: «В наст.вр. г-та – это власть. Стать журналистом – то же самое, что стать одним из пэров Франции». Однако г-та быстро разочаровала Демулена. Он включается в борьбу с жирондистами. После падения монархии Дантон станов. министром, а Демулен – его секретарем и избирается в Конвент. Первым актом стало провозглашение Республики. Демулен пыт-ся возобновить «Революции Франции и Брабанта», но лишь 2 мес.

 

После прихода к власти якобинцев в 1793г и образования Комитета общего спасения, в который Дантон войти отказался, Демулен отходит от полит. деятельности, не приняв якобинский террор.

 

Демулен решает вновь издавать газету, претендуя на роль адвоката в споре двух сторон – Робеспьера и Дантона.

 

5 дек. 1793г в П. вых. «Старый Кордельер» от района, в котором живет Демулен. Эпиграф газеты «Жить свободно или умереть». второй номер – 65 тысяч экз. Третий от 15 декабря. Современники назвали шедевром смелости, мысли и стиля. Демулен ставил под сомнение всю систему террора и само революционное правительство. Д. обращался к истории, превращая ее в оружие полит. борьбы. Этот номер буквально рвали из рук. Г-ту читали с трубун. В №4 Демулен призыв. к милосердию. Итогом обсуждения всех номеров «Старого Кордельера» в якобинском клубе стало исключение Демулена из членов. Позже Д. и его жена были казнены как дантонисты.

Публицистика Жана-Поля Марата

 

Марат стал особ. фигурой ФБР. Он родился 24 мая 1743 г в Швейцарии (брат преподавал Пушкику). Отец – чертежник, преп. иностр. яз. Марат унаследовал интерес к ин. языкам. Знал главные европейские языки, а также латынь и греческий. В 16 лет переселился во Фр. Стал гувернером в семье богача. 18-летним он приезж. в Париж. Уезж. почти на 10 лет в Англию, реш. посвятить себя медицине. Первое его печ. произведение посв. болезни глаз. Приобрет. известность, как печатающийся врач и получает звание почетного гражданина одного из городов за успехи в борьбе с эпидемиями. Эдинбургский университет присвоил ему звание доктора медицины.

 

Первое политич. произведение – «Цепи рабства» 1774г. На англ. яз. в Лондоне. Эпиграф «Посвятить жизнь истине». Этот эпиграф он будет использовать в своей г-те «Друг народа». В 1776г возвр. во Фр. и становится известен как врач-ученый. Публикует научные работы по медицине и физике.

 

1780г – публ. план уголовного законодательства. В обеих работах – блестящий язык публициста Марата. Он умел эмоционально воздействовать на читателя, делая его соучастником своих рассуждений. У него был особый стиль литературного письма, по которому его всегда отличали от других. В его творчестве явно чувствуется влияние Руссо, Дидро , Вольтера. То, что он хорошо знал классич. образцы античной лит-ры, отразилось в форме выражения чувств и мыслей Марата. Он сочетает строгую простоту с торжественной патриотичностью. Его статьи очень напоминают выступления оратора. В нач. 1789г анонимно издает брошюру «Дар отечеству». Затем также анонимно в виде брошюры публикует «Дополнение к Дару отечества». Критикует феодально-абсолютистский строй и его учреждения.

 

13-14 июля Марат участник событий. Пишет письма на имя председателя нац. собрания и брошюру 2Конституция, или проект Декларации прав человека и гражданина». Работа принесла ему огром. известность. В сент. 1789г вых проспект, в котором сообщ. о выходе г-ты Марата «Друг народа». Ее первонач. название до 6-го номера «Парижский публицист». Эпиграф – слова Руссо «Посвятить жизнь истине». Издав. за собств. счет. Редактор, корректор и т.д. Она вых. ежедневно на 8 стр. в 1/8 листа. В одном из номеров Марат поместил статью «Исповедание веры редактора» - объяснение причин посвящения жизни революции. Его наз. кассандрой революции. Был политически зрелым из журналистов того времени. Талант из груды фактов, фамилий выбирать самое главное. О нем говорят, если взялся за одно звено, то вытащит всю цепь. Он не боялся признать свои ошибки как редактора – его материалы выглядели убедительными. Избегал красоты стиля ради стиля.

 

С января по март 1790г. Марат живет в Лондоне в эмиграции. Он возвращается в мае и возобновляет издание своей газеты. «Друг народа» - газета, которая действительно обращалась к самым широким слоям читательской аудитории. Стиль зависел от конкретного адресата и описываемого события.

 

Марат на раз выст. за свободу песати. Счит, что она гарантирует успех революции. Его материалы были острыми, критичными. Враги ненавидели, но при этом признавали талант. Он трагич. погиб от рук Шарлоты Корде.


 

12. Наполеон

 

Наполеон б.вознесен на вершину власти ВФБР. Выходец из буржуа, корсиканец, стал императором Фр. Этому спос-ли и демокр-я общ-ва во время фр. рев-и, и талант Наполеона – военачальника и гос.деятеля. Н.прекрасно поним. роль прессы как пропагандиста и срадства формирования общ.мнения. Он восп-ся прессой еще во вр.египетского похода Фр.армии, когда он не б. еще даже первым консулом. По приказу Н. во Фр.экспедиц.войсках сущ-ла типография, к-рая изд. г-ту, предназнач.спец. для солдат и офицеров. Египетские историки печати иногда даже неверно возв.истоки св.нац. персы к г-те Наполеона.

 

Когда Н. ст-ся Перв.консулом в ^ 1800 г, он изд. особ. консульск.указ о запрещении боль-ва полит.г-т. так он нач. выстраив. авторитарн. сис-му печати по вертикальному принципу. Вверху - офиц.орган прав-ва – Париж. г-та «Монитёр». Ей сопутсв.г-ты, к-рые нах-ся в русле политики, провозгл. в «Монитёре». Все ост.полит.г-ты д. б. печатать полит. ин-ю только путем перепечатывания из «Монитёра».

 

Наполеон всяч.пыт-ся изгнать из сознания народа все завоевания ФБР. Даже слово «революция» запрещено употреблять.Фамилии деятелей тоже запр. – ДантОН, Марат, Робеспьер. Чт. контролировать толит.печать, Н. созд. при мин-ве полиции Бюро печати -> Бюро общ-го настр-я, тем самым передавая печать в ведение полиции. Статьи полит-го хар-ра обяз-но цензурировались, причем цензоры д.б. приступать к св. работе, получив инструкцию в министерстве полиции. Степень свободы: !) какое мин-во отв.за печать; 2) отчеты засед.прав-в и парламента.

 

Н. понимал, что слово «цензура» после ФБР употреблять опасно, и гов, что для него цензура – слово бранное. Но он созд. сис-му строжайш. цензуры. Если неугод.г-ту не б. возм-ти закрыть по полит.мотивам, исп-сь экономич-е приемы. Себестоимость г-ты резко возрастает, и мн.печат.органы сами закрываются. Нелюбовь Н. к рев-ной лексике выр.в том, что он переименовывал г-ты. «Газету дебатов» («Журналь де деба») – в «Журналь де Эмпайер» (г-ту империи). Н. вынужд.г-ты продавать часть св.капитала и через подставных фигур устраивал так, что бОльш.часть капитала оказ.в руках лояльн.ему владельцев.

 

Н.строго след. за тем, чт. его политика осв-сь только сположит. т.зр., не упуск. из виду он и контрпропаганду. Массир. проп-да идеи борьбы с внеш.врагом, а в заруб. изд-я проталкивались статьи, восхв-е политику Н.

 

Привонц. полит.г-ты б. по сути копиями столичных, самост. полит. инф-и не д.б. появ-ся. Н. счит., что г-ты, как и армия, д. сами себя кормить. Дотации гос-ва пол. лишь «Монитёр» и еще неск.наполеон-х изд-й. Откр-е нов. полит. г-ты б. почти невозм.и по полит., и по финансовым причинам. Тиражи г-т росли, б-во парижск.г-т имели св. инф-ров за рубежом. Г-ты распр. по подписке.

 

Содержание г-ты:

 

- 1 стр. новости (зарубеж., внутр-е)

 

- Редакционные статьи

 

- о лит-ре, иск-ве

 

- посл. стр – платн. объявления

 

Даже искусствоведч.статьи д.б. соотв-вать вкусу Н.

 

^ 1804г – Сенатская комиссия свободы печати, в т.же г. в июле – консультационное бюро по просмотру полит.период. изд-й. Известны факты, что иногда Н.сам диктовал статьи. К 1809г во Фр только 1 полит.г-та в кажд.деп-те. В прессе Н.вид св. самого опасн.врага. Закон о печати - м.б. назв. драконовским. В Париже ост.лишь 13 полит.г-т наполеон не стесн.треб. от прессы либер-го отн-я к власти. если материал не устр. Наполеона, он д.б. заменен до пуюликации. Иностр. г-ты строго ограничивались в распр-и. Книгоизд. д.б. представлять 5 экз. кажд книги в полицию для цензурирования.

 

^ Средства, к-рыми Н.управлял полит.прессой:

 

Экономич.давление. Залог, гербов.сбор, цены на бумагу увеличились. Негос-е г-ты лишены дотаций. Часть капитала перед-ся лояльн.людям.

 

Проблема юридич.обоснования – б.трудно юрид. оформить нов. изд-е.

 

Задержка новостей, искажение, умалчивание. Внедрение в прессу Фр. и др. стран хвалеб.для Н.статей.

 

Дозирование инф-и.

 

Отношение Н. к печати изменится на противоп-е во вр. его 100-дневн. правления.

 

100 дней

 

Н. превр.прессу в совершенно свобод.гос-й институт. Его критикуют в боль-ве Фр. г-т и ж-лов, но он не меняет св. либеральн.политики по отн-ю к прессе. Опыт оч. важн. в истор.жур-ки. По сути Н. созд. наст-ю машину манипулир-я общ-м сознанием, модель к-рой позже б. вопл. Бисмарком, Сталиным, Гитлером и др. диктаторами.

Французская печать между двумя республиками

 

1848-1879гг

К 48-му г. стало понятно, что во Фр. зреет нов. рев-я. Буржуазия приним.ряд мер, чт. избежать рев-го взрыва. еще в 47г она выдвиг. лозунг «реформа во избежание рев-ций». Кризис июльск. монархии подтвержд.и образование трех полит. группировок. Прев. стали прогрессивные консерваторы – Эмиль де Жирарден. Две остальные б. названы по названиям г-т «Насьональ» и «Реформ». Несмотря на все усилия буржуазии, в февр. 1848г в Париже происх. рев-я, свергнувшая июньск.монархию. Б. образ-но временное прав-во, о кот. гов., что оно созд. в ред-ях г-т «Насьональ» и «Реформ». Перв. шаги этого прав-ва б.весьма либерального плана. Отменено все законод-во о печати периода июльской монархии. Из тюрем выпустили журналистов, сидящих за преступления в обл.печати. Отм-сь залог и гербов. сбор. В св. с этим, нач. бурн. рост числи газет разн. полит. напр-й. В Париже более 200 г-т в теч.неск. недель. Продолжали выходить и прежние г-ты, некотор. из них даже повыс.тираж. Напри, «Пресс» в 48 г имела тираж 78 тыс.экз.

 

Ср. г-т, порожденных ферв.рев-ей, наиб.заметными были: «Врэ РепюблИК», «репрезентан дю Пепль», «Амии дю пепль» («Друг народа»). В это вр. мн. г-ты наз-ся именами изданий времен ФБР. Наиб. часто встр-ся слово «народ», однако бедняки так и не дождались от рев-ции исп-я св. надежд. В июне Париж вновь на барракадах, но их защитники б. расстреляны. У власти – Кавеньяк, его кровав прав-во попыт-сь уничтожить все завоевания рев-ции.Б. распущ. все полит. клубы,запрещены стачки и кассы взаимопомощи. В июле 48-го б. объявл. осадное положение, в Париже б. закрыты 11 газет. Одна из них выйдет в посл.раз в траурн.рамке. В ней б. сказ,что право голоса во Фр. имеют только богачи.

 

29 авг.1848г появ нов. закон о печати, к-рый не только восст-л предворит. залог, но и увелич. его настолько, что закр-сь еще нес-ко г-т. Прин-ся ряд законов, к-рые увелич. гербов. сбор, расширяют список наказуемых действий печати, огранич-ют расп-е г-т, облаг.доп. налогом пуб-ю романов в продолжением.

 

14 янв. 1852 г приним нов. Констинуция, к-рая знамен. очередн. переворот, рез-том стала ^ Вторая Империя. У власти Наполеон III. Вновь возр. закон о предварит-м разреш-и. Необх. получ. право на публ-ю мат-в о политике. Почти запр. публ. о засед-х пр-ва и парламента. Печать передана МВД.Это сделало невозможным сущ-е демокр.печати. Весьма умеренная оппозиция режиму б. предст.лишь «Журналь де деба», «Ассамблее насьональ».

 

^ Легитимистскими: «Юнион Газет де Франс». На левом фланге некот.вр. ост-ся «Сьёкль» в силу св. антиклерикальности. Влияние др. оппоз.г-т б. незн-ным. В это вр. широко практикуется система предостережений со стор. МВД. Если г-та двукратно получ. предупр-е, она закр-сь на 2 месяца. В это вр.широко предст. пресса полусветского, развлек-го хар-ра.

 

В связи с тем, что давление б. слишком сильным, вновь стал назревать соц. протест. В ноябре 1860-го появ. нов. законы, более либеральн.хар-ра. Расширились полномочия законодательного корпуса и сената. Некоторые послабления коснулись и печати. Б. объявлено о в-ти создания нов. полит.г-т. Печать пол.право осв-я дебатов в закон-х органах. В это вр. сит-я в прессе радикально не мен-ся. Развлекат-е г-ты преобладают в столице, ив провинции. Олицетворением успеха такой прессы ст. г-та «ФигаРО» Вимессан – издатель. И по сей день.

 

К сент. 1862 г из 262-х газет 202 поддерживали прав-во, 34 – легитимистские, 13 – Орлеанские и 13 республиканские. К этому вр. во Фр. скл-ся условия для нов. скачка прессы. Число грамотных 67 процннтов. Телегр.сеть св. Приж со всеми департаментами страны. В 55-м г. появл. перв. международ Фр. телег. линия Кале-Дувр. С 1860 г – трансатлантич.линия с США.Вскоре ред-и г-т смогли использовать телеграф для сроч. связи с нац. собр-ем, биржей, инф-ми агентами. Еще в 1832 г в Париже Шарль Гавас

 

организ. ^ Бюро печати, к-рое зан-сь переводами мат-лов заруб. г-т и снабжало или фр-е г-ты.Когда появ. телеграф, боро заключило с Фр. прав-вом договор на поставку офиц. сообщений для прессы, и в 1859 г б. заключены дог0ры о сотрудничестве с терегр. агентством Вольфа (Германия), Рейтера (Англия). Гавас стал монопольн. поставщиком заруь. инф-и, а бюро печати прев-сь в «агентство Гавас».

 

Ж/д пути в это вр. опоясывают почти всю Фр. Луи Ашетт, к-рый нач. в 1826 году с книгоиздательства, в 1850-м заключил клонтракт с владельцами ж/д, по к-рому явл. монопольн. поставщиком печат. продукции на ж/д. Так появ. «Мессажери Ашетт». В это вр. широкое распрост-е получ. розничная продажа газет. В 1846г – перв. газет киоски. Теперь на всех вокзалах. Сделан прорыв в технике печати.Изобретена ротационная маштне Маринони. 20 тыс. экз двустранич.г-т в час (раньше – 4 тыс.экз). Т. обр, в 60-е гг созд. тезнич., экономич. и политич. факторы для появления не просто дешевой, но массовой г-ты.


 

13. РЕКЛАМА И СМИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ.

Появление печатной рекламы связано с изобретением книгопечатания, и первыми ее плодами воспользовались типографы (одновременно являвшиеся книготорговцами) для пропаганды собственных изданий уже в 15 веке. Первыми рекламными изданиями стали проспекты-каталоги, предназначенные для раздачи публике на ярмарках и содержащие перечни книг с добавлением хвалебных отзывов на предлагаемый товар. В первую очередь рекламировалась собственная продукция.

Объявление как наиболее распространенное средство рекламы появилось впервые в газетах. Вначале это была реклама своей продукции, так как типографы того времени обычно не ограничивались изданием только газеты, а также печатали книги, брошюры, карты. Уже в 1624 образцы подобной «саморекламы» можно встретить в голландских "курантах" и в англ. еженедельниках.

Затем появились бюллетени объявлений, начало которым положил в Париже Теофраст Ренодо, основавший адресное бюро. Бюро Ренодо стало центром, где каждый за определенную плату мог поместить свои объявления в спец. бюллетене. Бюро сообщало новости о вакантных рабочих местах в Париже.

Первое частное газетное объявление появилось в Англии в 1649 в лондонской газете и стоило рекламодателю 5 шиллингов. Рекламодатель предлагал вознаграждение тому, кто поможет найти двух украденных у него лошадей. В 1655 в мартовском номере лондонской газеты сообщалось о том, что корабли с грузом растительного масла, сахара, корицы и фруктов прибывают на этой неделе в лондонский порт. Это сообщение еще не совсем реклама. Первое коммерческое объявление, могущее считаться рекламой, было опубликовано 30 сентября 1658, и рекламировался китайский чай.

Вскоре в разных газетах стали появляться многочисленные коммерческие рекламные объявления, отвоевывая себе место на газетной полосе. В 1667 на страницах еще одной лондонской газеты "City and Country Mercury" ("Городской и деревенский Меркурий"), выходящей раз в две недели, можно было встретить биржевые сводки, которые подавались в форме диалога между сельским жителем, желавшим узнать цены на городском рынке, и искушенным в финансовых вопросах горожанином.

Постепенно реклама появилась на страницах других европейских изданий. В 1673 г в Гамбурге выходила газета "Hamburger Relations Courier", состоявшая почти из одних объявлений. Во французскую прессу реклама проникла в 1677 г, когда в газете "Journal de Париж" было опубликовано первое газетное объявление. Объявления эти касались в первую очередь продажи книг и географических карт, помещались в конце газеты и отделялись от основного текста чертой.

С именем лидера французской "penny press" Эмиля Жирардена связывается появление в европейской периодике "скрытой рекламы, или, по терминологии профессора В. В. Уперова, "сторонних сообщений, редакционной или анонимной рекламы" Появление подобной рекламы отмечается специалистами еще в газетах XVIII столетия, но сообщения частных лиц было легко отличить от редакционного текста, хотя бы по месту публикации в газете и по специальным обозначениям-маркерам типа N. В. или Р. S.

В начале XIX века стали появляться сообщения рекламного характера, которые трудно было отличить от редакционного текста. Так как к редакционной части читающая публика относится с большим вниманием и доверием, нежели к отделу объявлений то такие объявления для рекламирующего имеют большую ценность. Жирарден учитывал это и брал за строку сообщений значительно дороже чем за строку объявлений. Эти сообщения бывали двоякого рода: в одних в конце заметки, интересной самой по себе, приводится фраза или несколько фраз рекламного характера, в других нет даже намека на рекламу, хотя фактически вся заметка помещена в целях рекламы.

Реклама в середине XIX столетия уже неотделима от деятельности большинства периодических изданий. В 1840-е гг. в США появляются первые рекламные агенства которые устанавливают тесные связи с прессой. В 1869 г появилось первое издание "Американского газетного справочника Роуэлла", в котором указывались тиражи более 5000 американских и канадских газет что позволяло рекламодателю ориентироваться в газетном мире.

Вплоть до 1870 американские журналы не практиковали использование рекламы. Единственная допустимая реклама - это реклама книг, издаваемых соответствующим издательским домом. Однако, в 1870 в одном журнале "The Scnbner's Monthly" была напечатана реклама не связанная с книжной продукцией, и вскоре реклама, журнальная проза и публицистика стали взаимозависимы, ибо действенность рекламы напрямую зависела от популярности и тиража периодического издания. В свою очередь финансовые вливания от размещения рекламы помогали журналам выживать во все усиливавшейся конкурентной борьбе.

Быстрое развитие рекламы потребительских товаров в конце XIX века помогло появлению нового вида ее распространения - массового многотиражного журнала. В 1885 году выходило всего 4 журнала тиражом 100 000 и выше. Самыми крупными были два журнала, которые издавал Сайрус Кэртис: женский журнал "Lady's Home Journal", который к середине 90-х годов имел почти в два раза больше читателей, чем любой другой журнал для взрослых, и журнал преимущественно для мужской аудитории "Saturday Evening Post"; его тираж вырос за 15 лет с 2200 до двух миллионов. К 1910 году, писал Стивен Фоке – автор истории рекламы в Америке - журнальный мир совершенно изменился: это была революция, которую подтолкнула, воспела и оплатила реклама.

Появление новых видов СМИ уже не могло обходиться без использования рекламы. В 1920 в Питтсбурге начала работу KDKA – первая коммерческая радиостанция в США, которая предложила своим слушателям, помимо политических и развлекательных программ, также и рекламные сообщения. А через два года в США из 576 радиостанций 29 были чисто рекламными. Телевидение быстро выработало собственный рекламный жанр - коммерческо-рекламные ролики, обладающие определенным изобразительным языком и вполне определенной эстетикой.

В настоящее время (данные на 1992-1995 гг.) доходы американских СМИ от рекламы составляют приблизительно 130 млрд. долларов ежегодно. Около 24% из этой суммы приходится на газеты, 22% - на телевидение, 7% - на радио и около 5% - на журналы. В газете реклама приносит от 65 до 90% доходов, тогда как собственно тираж составляет от 10 до 35% доходов. Высокий тираж, большое число зрителей или слушателей привлекают рекламодателей - таким образом реклама доходит до большего числа потенциальных потребителей товаров.

14 ИСТОРИЯ «ТАЙМС»: ПОЯВЛЕНИЕ «ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ».

Основателем газеты, считающейся в настоящее время синонимом респектабельности британской прессы, стал английский типограф Джон Уолтер, начавший издавать газету в 1785. В 1788 издание Уолтера было переименовано в "The Times", и под этим названием газета вошла в историю мировой прессы. Задачей Джона Уолтера было сделать "Таймс" изданием, интересным всем читающим кругам. В своей первой редакционной статье он заявил о том, что "газета должна быть хроникером времени, верным летописцем всех проявлений человеческого разума; она не должна сосредоточиваться только на одном событии, но, подобно хорошо сервированному столу, должна иметь в своем арсенале блюда на любой вкус и, избегая крайностей, держаться золотой середины".

Во времена Джона Уолтера занятие журналистикой не было прибыльным делом, единственная награда - приобретение политического влияния. Тиражи британских газет были небольшими, и в 1795 тираж "Таймс", составивший 4800 экз., считался рекордным.

Подлинное значение "Таймс" как общенациональной, а затем влиятельной европейской газеты проявилось только в 19 веке. В 1803 управление "Таймс" переходит к Джону Уолтеру 2, кот. усилил в "Таймс" черты респектабельности и сделал это издание самым информированным в стране. В период наполеоновских войн Англия находилась не только в экономической, но и в информационной блокаде - иностранные новости поступали с большим опозданием.



2016-01-26 869 Обсуждений (0)
Публицистика Великой Французской Буржуазной революции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Публицистика Великой Французской Буржуазной революции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (869)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)