Особенности строения и функционирования периферического отдела речевого аппарата
Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного. В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании. Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. Дислалия как речевое нарушение. Дислалия(от греч. dis — приставка, означающая частичное расстройство, и lalio — говорю) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.3 формы дислалии: 1)механическую,обусловленную грубыми анатомическими дефектами органов речи(расщелинами неба,короткой подъязычной уздечкой) 2)органическую,обусловленную переферической тугоухостью, аномалиями челюстей ,зубов, языка и неба) 3)функциональную,обусловленную мышечной вялостью мягкого неба,недостаточной гибкостью кончика языка,слабостью выдыхаемой струи и т.д.. Ольга Влад.Правдина исключила нарушения, вызванные дефектами слуха и выделила 2 формыдислалии: Функциональная 2)механическая(+ринолалия) -простую дислалию( мономорфную)нарушен один звук или однородные по артикуляции звуки (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)-до4-х звуков -сложную (полиморфную)(нарушено более 4- звуков)дефектно произносятся звуки разных групп(С-Р-К-Ш)-свистящие и соноры В зависимости от того какие звуки нарушены выделяют 6 гр .дислалий: 1)Сигматизм-наруш-е произн-я шипящих,свистящих и аффрикат(ц и ч) 2)Ротацизм- недостатки произн-я р ,рь 3)Ламбдацизм-нар-е пр-я л, ль 4)дефекты небных звуков(к,кь-каппацизм,г,гь- гаммацизм, х,хь- хитизм, й(J)-йотоцизм) 5)дефект смягчения– ДЕФЕКТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ МЯГКИХ ЗВУКОВ(тетя-тота) 6)дефект озвончения–ДЕФЕКТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВОНКИХ ЗВУКОВ(бабушка-папушка-зубы-супы) Наличие дефекта 5 и 6 гр. очень часто явл-ся тугоухостью. По характеру наруш-я произн-я выд-ют 3 вида : -отсутствие звука(реб-к пропускает звук и ничего не произносит) -искажение(вместо нужного зв-ка произносит другой звук,не принадл-й к фонетич-ой системе русск. языка)-губное, горловое, зубное -замены(вместо одного звука произн. Др.Звук,нопринадлеж. К фонет.системе рус. Языка ж – ш) 5 Видов замен: 1..замены звуков одинаковых по способу образования,но разных по месту артикуляции(к – т ) 2.замены звуков, одинаковых по месту образования,разных по способу артикуляции. Пр- р: замена {c}-фрикативный на { т}- взрывной, одинаковых по месту образования 3.замены зв – в одинаковых по месту и способу образования,но отличаются эти звуки участием органов артикуляции. Пр-р: замена[с] на [ф]по месту образ. Передние, фрикативные –поместу артикуляции 4.замены звуков одинаковых по месту и способу образования, но отличающ. участием голоса. (замена глухих звункими, звонких глухими) 5.замены звуков одинаковых по месту образования и участию органов артикуляции,но отлич-ся по признаку мягкости и твердости (замена мягких на тв., тв – х на мягкие) Классификация дислалии(по Бор.Моис. Гриншпуну):
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1772)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |