Профессионализм и профессиональная компетентность педагога. Профессионально значимые качества личности учителя
Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Четыре вида профессиональной компетентности [Маркова, 1996]: специальную, социальную, личностную, индивидуальную: · Специальная, или деятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике. · Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения. · Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему. · Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. Профессионально-значимые качества личности учителя. ( классификация В.И.Журавлева). 1. Интеллектуальные параметры: · владение устной и письменной речью, · готовность к самосовершенствованию, · самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора, · хорошая память, эрудиция. 2. Мировоззренческая направленность: · желание работать с детьми, · любовь к профессии, · честность, твердость, · наличие профессиональной позиции, · стремление отдавать себя детям. 3. Психотипологические качества: · воля, твердость, · наблюдательность, · самообладание, саморегулирование, · сдержанность, уравновешенность, · смелость, стойкость, · толерантность. 4. Экстравертивные качества: · альтруизм, доброжелательность, коммуникативность, · ласковость, милосердие, нежность, · справедливость и уважение к ученику, · эмпатийность. Я. Корчак и его труд «Как любить ребенка»: право ребенка на уважение; право ребенка быть тем, что он есть; право ребенка на сегодняшний день. http://real-books.ru/zarubezhnye-pisateli/yanush-korchak/kak-lyubit-rebenka.html Правила речевой культуры педагога и профессионально- коммуникативные умения. Невербальная и вербальная культура общения. Правила речевой культуры педагога: 1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения. 2. Педагог должен говорить внятно. 3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту. 4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами - логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - бесцветна. 5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного. 6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки. Выучить стихотворение:Семь компонентов нашей речи Запомнить просто и легко! Лишь вспомни радугу на небе, И станет на душе светло! Ведь радуга, как речь, игрива, Спонтанна, звучна и проста, И удивительна красива Во все былые времена! В ней правильность, логичность, точность, Богатство красок, чистота, А выразительность какая? Ведь от неё поёт душа! Мой стих приобретёт известность, И в этом есть свой толк, уместность! Спасибо всем за нашу встречу, За семинар «Культура речи!» Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без употребления слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Вербальное общение - использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1721)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |