Высокий эмоциональный интеллект лидера
Эмоциональный интеллект— это системное явление, интегрирующее такие необходимые в области общения составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, самомотивация, распознавание и управление эмоциями других людей (основанные на эмпатии), поддержание взаимоотношений (коммуникативность). Пять главных областей эмоционального интеллекта по мнению Д. Гоулмана: 1. Знание своих эмоций.Самосознание — распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, — есть краеугольный камень эмоционального интеллекта... Способность время от времени отслеживать чувства имеет решающее значение для психологической проницательности и понимания самого себя. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности различных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться. 2.Управление эмоциями.Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, — это способность, которая основывается на самосознании. Это способность успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, уныния или раздражительности и тем самым избежать последствий неудачи при овладении этим основным искусством справляться с эмоциями. Люди, которым не достает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений. 3.Самомотивация(мотивация для самого себя). Приведение в порядок собственных эмоций, чтобы сосредоточиться на достижении целей, овладеть собой и не утратить способность к творчеству. Самоконтроль над эмоциями — отсрочивание удовлетворения и подавления импульсивности — лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения», «драйва» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись. Управление чувствами подразумевает умение перенаправлять эмоции, устранять демотивацию, находить позитивный аспект в каждой негативной ситуации, расслабляться, не утрачивать ассертивность, т.е. уверенность в себе. Поддержанию оптимизма и перенаправлению эмоций способствуют внутренние диалоги, признание получения опыта любого рода в качестве ценности высокого порядка. В этом случае вы всегда сможете в «бочке дегтя найти хотя бы ложку меда». 4.Распознавание эмоций других людей.Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на самоосознание, является основным человеческим даром. Предметом исследования являются корни эмпатии, социальные издержки эмоциональной глухоты и причины, по которым эмпатия побуждает к альтруизму. Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди. Это делает их более подходящими для профессий или занятий, связанных с заботой о других, например, для преподавания, торговли и управления. 5.Поддержание взаимоотношений.Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. С этим связано понятие социальной компетентности и некомпетентности и сопряженными с ним специфическими навыками и умениями. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Люди, отличающиеся подобными талантами, отлично справляются со всеми делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с другими; они — просто звезды общения. Компетенции в области командообразования и работы в команде Компетенции лидера в области командообразования и поддержания высокой эффективности командной работы включают: • знания теории групп (основ социальной психологии) — см. тему 5 «Формирование группового поведения»; • знание теории, признаков, этапов и факторов развития группы и превращения группы в команду; • знание, умение определять и изменять состояние таких ключевых параметров группы, как: —единство целей и ценностных ориентации; —социально-психологический климат; —совместимость членов группы; —сплоченность членов группы; —уровень их разнообразия как залог креативности принимаемых решений; —ролевые предпочтения и ролевое распределение в команде; • управление командой на разных этапах ее развития; • методы эффективной организации труда и активизации коллективной умственной деятельности; • основы диагностики и урегулирования конфликтов; • устранение девиаций в групповом поведении. Инструменты лидера Особого внимания заслуживают инструменты, владение которыми позволяет лидеру помочь группе продуктивно преодолеть очередной этап решения проблем и приблизиться к креативному результату на каждом этапе. Если взять за основу этапы научного подхода к решению проблем (он иногда называется «аналитический метод решения проблем»), то этапы и некоторые методы выглядят следующим образом: 1. На стадии сбора данных для анализа ситуации лидер определяет источники данных и методы их обработки, превращения в информацию, в знания. Уместны такие методы, как РЕЗТ и 5\УОТ-анализ, анализ конкурентных сил Портера, факторно-стоимостной, логический и т.п. виды анализа данных. 2.На стадии формулировки стратегии лидер организует формулировку «умных» целей, миссии, видения будущего в стратегическом плане и определение критериев достижения целей. 3.На стадии выдвижения и формулировки альтернатив, вариантов решения проблемы лидер организует этот процесс. 4.Выбор варианта основывается на сравнительной их оценке с учетом критериев: затрат, результатов, последствий, быстроты, качества и т.п. 5.На этапе разработки плана реализации альтернативы и его выполнения лидер эффективно использует арсенал методик из области экономики и менеджмента. 6.Оценка и интерпретация результатов требует организации активной коллективной умственной деятельности. На всех стадиях процесса решения проблем лидер применяет инструменты, методы активизации психических процессов, мыслительной деятельности, запуска групповой креативности, выбирая наиболее подходящие и при этом опираясь на свою личную креативность. Речь идет о большой группе методов, наиболее распространенные из которых: • мозговой штурм и его модификации; • метод номинальных групп; • метод Дельфи; • метод фокальных объектов; • метод аналогии, метод синектики; • метод «Шесть шляп мышления»; • метод «Коучинг»; • списки контрольных вопросов; • морфологический анализ; • функциональный анализ; • метод «Пять почему»; • метод структуризации; • метод парных сравнений; • экспертные методы. Как видим, общий объем компетенций, которыми должен владеть современный лидер в организации, исключительно велик и сложен, поэтому, заботясь об обеспечении планов развития страны, ее руководству следует в первую очередь обратить внимание на подготовку лидеров, способных разрабатывать и реализовывать эти планы на всех уровнях управления бизнес-организациями.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (365)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |