Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


От мифологии к философии



2016-01-26 664 Обсуждений (0)
От мифологии к философии 0.00 из 5.00 0 оценок




Кризис мифологии начинается с вопросов о том, почему магические ритуалы не всегда приводили к желаемому результату. Варианты объяснений этого были следующие:

1. Ритуал произведен неправильно. (Это приводит к усложнению мифологии и появлению специализированной магии).

2. Ритуал неправильно адресован. Образ Бога и отношение к нему должны быть принципиально другими. Возникает религия. (Переходная идея от мифологии к религии - разграничение материального (телесного) и духовного. В человеке – это тело и душа, причем душа может находиться отдельно от тела и существовать вечно. (душа – анима. Вера в существование души называется анимизмом Тейлор – душа – минимум религии. Во Вселенной существует природная физическая реальность высшее духовное начало – Бог. Бог в религии очень отличается от бога в мифологии. Бог в религии всемогущ, наблюдается тенденция к монотеизму (единобожию). Деяния Бога выходят за рамки обычных взаимосвязей в мире, они сверхъестественны. Логика поступков Бога непостижима. В становлении религиозного сознания центральное значение приобретает вера – сознательное преодоление истинности исходных постулатов).

3. Неправильное представление о возможностях ритуала. На самом деле событиями управляют законы реальности. Появляются преднауки – устойчивые комплексы практических знаний по определенным предметам. Например, предастрономия – знание звездного неба и умение вычислять важные моменты годичного цикла; предматематика – умение счета, измерения, вычисления площади и объёма; предхимия – технологии изготовления красок, мыла, вина; предмедицина – умение лечить болезни; предбиология – воздействие растений на организм человека и т.д.

Научным это знание ещё не является т.к. не содержит доказательств, теоретических обобщений.

На этом пути возникает рациональное знание. Переходная идея от мифологии к рациональному знанию – разделение субъективного (человеческой реальности) и объективного (внешней реальности, не зависящей от человека). Объективному миру присущи собственные законы, отличающиеся от человеческого поведения. Особенности рационального знания: стремление установить законы (всеобщие необходимые связи явлений), аргументировать и доказывать, использовать понятия (а не образы, как в мифологии). Первоначально всё рациональное знание, противоположное мифологии и религии, называли философией. Следы такого представления находим, например, у Аристотеля, который включал в состав философии математику, физику, метафизику, этику, экономику, политику, риторику и поэтику. В последствии в комплексе рационального знания начинают выделяться наряду с философией следующие специальные науки: математика, астрономия, медицина, механика.

В 8 – 6 вв. до н.э. в Древних Индии, Китае, Греции складывается предфилософия, которая включала в себя мифологию, развивающиеся религию и рациональное знание. С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезла абсолютно. Мифологические образы и сюжеты используются другими сферами культуры: религией, искусством, философией. В современном общественном сознании мифология существует в фольклоре, суевериях и приметах.

 

Брахманизм, как философская система Древней Индии.

 

Брахманизм.

Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (от др.инд. веда – знание, ведение). Веды представляют собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Они составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). В середине 2 тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются племена ариев. Их гимны, легли в основу Вед. Все ведические тексты считаются священными книгами (наподобие Библии). Знатоками и толкователями вед считались брахманы.

Ведическая литература охватывает период с II тыс. до VI в. до н.э. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания).

Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. Обратимся к гимну РВ X. 129 (Римской цифрой обозначается номер книги РВ, арабской - номер гимна в книге). Здесь говорится, что в начале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние нерасчленённого единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

В других гимнах РВ говорится о том, что за пределами начального мира родился бог Индра, он сделал мир контрастным и определённым, наделил его светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом. Вместе с тем всё это было приведено в состояние равновесия. Один из мифов говорит нам о том, как Индра раскалывает плавающий холм - речь идёт о небольшом холме земли, который поднялся со дна тех первичных Вод и плавал в них. Но Индре приходится преодолевать сопротивление Дракона Вритру. В результате из холма вырывается жизнь в виде воды и огня; вода представлена четырьмя реками, а огонь - Солнцем. Холм же начинает приобретать опору, растет во все стороны и достигает размеров земли. В то же время он остаётся центром космоса и гвоздём, который прикрепляет землю к её месту. Затем Индра поднимает небо и подпирает его столбом, так возникает мировое дерево /Древо/. Оно разделяет небо и землю, но оно и соединяет их, как бы приводя в согласие. РВ содержит и другие сведения о творении мира, в частности там говорится о мировом яйце - оно возникло по причине уплотнения вод, или же из жара, выделяемого водами. В другом случае речь идёт о космическом кабане - в нём воплощён бог-творец Праджапати, который на своих копытах принёс грязь со дня вод и она начала расти, становясь землёй. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии, согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне.

Позднее, (ок.10 в. до н.э.), возникают брахманы – ритуальные тексты – комментарии к текстам вед и араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях. Названа лесной потому что содержала тексты предназначенные для отшельников.

Завершают ведический комплекс Упанишады (ок. 8 – 6 вв. до н.э.) (в переводе с санскр. - сидеть рядом с учителем) содержит трактаты религиозно-философского характера.

В них рассматриваются вопросы:

- о рождении мира,

- об основе мира, об его строении,

- о происхождении и сущности человека и его посмертной судьбе.

Учение о брахмане и атмане.

Центральной идеей формирующейся философии Древней Индии стала идея внутренней взаимосвязи, единства всего существующего. Мир един, т.к. происходит из единого начала.

В Упанишадах в качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало, из которого рождается весь мир.

Брахман отождествляется с духовной сущностью каждого индивида (Атман). Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман– индивидуальная душа, субъективное духовное начало. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возвращается к Брахману.

«Как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные ему, так различные существа рождаются из брахмана и возвращаются в него же. Брахман неуничтожим, бессмертен, бестелесен». В последствии с этим соглашались все индийские философские школы, кроме одной – червака (локаята). Она утверждала, что мир состоит из тверди, жидкости, жара и воздуха.



2016-01-26 664 Обсуждений (0)
От мифологии к философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: От мифологии к философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (664)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)