Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие эластичночти. Эластичность спроса по цене (точечная и луговая) и эластичность спроса по доходу



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Понятие эластичночти. Эластичность спроса по цене (точечная и луговая) и эластичность спроса по доходу 0.00 из 5.00 0 оценок




Под эластичностью понимается реакция экономического показателя на изменение какого-либо фактора или группы факторов. При изучении спроса очень важно знать, как сильно изменится спрос при изменении цены на данный товар. Об этом дает представление эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по цене – это реакция спроса на изменение цены, которая показывает, в какой мере изменяется спрос в ответ на подорожание или удешевление товара. Измеряется эластичность спроса по цене с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается по формуле

 

Эластичностью спроса на товар является процентное соотношение изменений цен или дохода с изменением спроса. Она существует, чтобы контролировать, как потребитель реагирует на повышение и снижение цен.

,

где Q – величина спроса; ∆Q/Q – процентное изменение величины спроса; Р – цена; ∆Р/Р – процентное изменение цены.

Эластичность спроса по цене показывает, насколько процентов изменится спрос в случае изменения цены на 1%.

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены (как правило, менее 5%) и определяется по формуле:

.

 

Дуговая эластичность есть показатель средней реакции спроса на значительное изменение цены товара (превышающее 5%):

.

 

Эластичность спроса по цене исследуют производители и продавцы товара для того, чтобы посмотреть, как изменится их общая выручкаот продажи товара при изме­нении цены на него, и как это скажется на прибыли.

Определение эластичности спроса позволяет рассчитать, когда и в каких пределах можно манипулировать це­нами.

Рассмотрим, как меняется общая выручка при изме­нении цены товара при трех различных значениях коэффициента эластичности спроса по цене.

Первый случай – единичная эластичность спроса по цене. Спрос на такие товары изменяется точно так же, как цена, в результате общая выручка остается неизменной.

 

 

Рис. 1.5. Единичная эластичность спроса по цене

 

В случае единичной эластичности спроса по цене (Е = 1) общая выручка от продажи данного товара при повышении или снижении цены на него не изменяется.

Это значит, что продавец может свободно манипулировать ценой, в случае необходимости, например, под давлением конку­рентов или правительства решать проблему ускорения сбыта и т. д. При этом его общий доход, а значит и размер прибыли, не пострадают.

Второй случай - высокая эластичностьспроса по цене. Для таких товаров характерен коэффициент эластичности по модулю больше единицы> 1). Спрос на такие товары изменяется в большей мере, чем цена, поэтому в случае небольшого снижения цены объем продаж и общая выручка серьезно вырастут. И наоборот. При не­большом повышении цены общая выручка будет значительно со­кращаться.

 

Рис. 2.5. Высокая эластичностьспроса по цене

 

В случае понижения цены возможен обратный эффект: спрос, а, следовательно, и общая выручка увеличиваются в боль­шей мере, чем снижается цена. Это показывает, что при неболь­шом снижении цены на товары с высокой эластичностью спроса можно увеличить выручку от их продажи. Как правило, товары с высокой эластичностью по цене имеют множество суб­ститутов, а также не являются предметами первой необходимо­сти. Снижать на них цены выгодно. Повышение же цен, напро­тив, приведет к уменьшению общей выручки и, соответственно, к сокращению или потере прибыли.

 

 

Третий случай – низкая эластичность спроса по цене. Это товары, спрос на которые слабо реагирует на изменение цены. Прежде всего, это товары повсе­дневного спроса, занимающие ведущее место в потреблении. У таких товаров коэффици­ент эластичности меньше единицы (Е < 1).В этом случае при из­менении цены на товар общая выручка изменяется в меньшей степени, чем цена.

Рис. 3.5. Низкая эластичность спроса по цене

 

Например, спрос на эксклюзивные товары весьма устойчив и об­ладает низкой эластичностью по цене. На такие товары цену выгодно повышать, а снижать опасно, так как не следует ждать расширения спроса, адекватного изменению цены.

Еще одна характеристика спроса — эластичность спроса подо­ходу, которая показывает, как изменяется спрос в зависимости от изменения дохода покупателя. Как правило, спрос на товар уве­личивается, если вырос доход покупателя. Однако, если товар низкокачественный, то с ростом дохода потребителя спрос на этот товар уменьшается, а спрос на высококачественный товар растет.

Коэффициент эластичности спроса по доходу рассчитывает­ся по следующей формуле:

.

Как видим, данное выражение аналогично формуле эластич­ности спроса по цене, куда вместо цены подставляется значение дохода — I (income).

Под эластичностью спроса по доходам понимается изменение спроса на товар в связи с изменением доходов потребителей. Если рост доходов приводит к росту спроса на товар, то данный товар относится к категории «нормальных», при снижении доходов потребителя и росте спроса на товар – товар относится к категории «низших». В основной своей массе потребительские товары относятся к категории нормальных.

Измерения эластичности по доходам показывают, относится ли данный товар к категории «нормальных» или «низших».

Эластичность спроса по доходам равна отношению процентного изменения величины спроса на товар к процентному изменению дохода и может быть выражена в виде следующей формулы:

где E1D – коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода;

Q0 и Q1 – величина спроса до и после изменения дохода;

I0 и I1 – доход до и после изменения.

На эластичность спроса большое влияние оказывает наличие на рынке товаров, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, т. е. товаров-заменителей.Эластичность спроса на товар тем выше, чем больше у покупателя возможностей отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае роста его цены.

С увеличением доходов мы больше покупаем одежды и обуви, высококачественных продуктов питания, бытовой техники. Но существуют товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей: вся продукция «second hand», некоторые виды продовольствия (крупы, сахар, хлеб и т. п.).

На товары первой необходимости, такие, например, как хлеб, спрос относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба относительно эластичный. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен.

При наличии на рынке значительного количества конкурентов спрос на продукцию фирм, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, будет относительно эластичен. При росте конкурентоспособности фирм, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар используется понятие перекрестной эластичности. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба.

Эластичность спроса по цене - предел отношения относительного приращения объема δQ = ΔQ/Q к относительному приращению цены δР = ΔР / Р при условии, что последнее стремится к нулю: Коэффициент эластичности спроса показывает, на сколько % меняется величина С на товар вследствие изменения его цены на один процент. Если коэффициент эластичности Е<1, то С не эластичный, объем продаж незначительно увеличивается или уменьшается по мере снижения или повышения цены. Если Е>1, то С эластичный снижение цены приведет к увеличению общей выручки. Если спрос не зависит от цены, то говорят о нулевой эластичности. Если Е=1, то эластичность единичная и динамика спроса полностью повторяет динамику изменения цен. Перекрестная эластичность С - степень изменения С на один товар к изменению С на другой товар. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько % изменяется С на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними. Перекрестная эластичность С показывает тенденцию покупателей к перемещению своего С от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется:

^ Эластичность С по доходу - изменение величины покупательного спроса в зависимости от изменения величины доходов потребителей. Если E >0 – блага нормальные, если Е <0 – увеличение дохода приводит к падению С на данное благо, оно является низкокачественным, если 0<Е<1 – С на благо растёт медленнее доходов – товары первой необходимости, если Е>1 – С на благо опережает рост доходов и не имеет насыщения – предметы роскоши.



2016-01-26 550 Обсуждений (0)
Понятие эластичночти. Эластичность спроса по цене (точечная и луговая) и эластичность спроса по доходу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие эластичночти. Эластичность спроса по цене (точечная и луговая) и эластичность спроса по доходу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (550)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)