Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психопрограммирование (кодирование). 11 страница



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Психопрограммирование (кодирование). 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим данный вопрос подробней. Все люди разделяются на тех, у кого невроз представлен в значительной степени (в этом случае он заметен для окружающих), на тех, кто живет с симптоматикой невроза, но при этом невроз не мешает ему выполнять свои профессиональные или социальные обязанности, лишь затрудняя в иных случаях их выполнение, на тех, кто думает что у него невроза нет, но если провести анализ жизнедеятельности такого человека -- можно проследить наличие у него не явно выраженных форм невротической зависимости, и тех, которые не в состоянии понять себя сами, но при анализе их поведения все становится понятным. Известно, что психика человека представлена как минимум тремя составляющими некоего структурного единства (сознание, бессознательное, и цензура, или Сверх-Я). В обычном состоянии, т.е. состоянии не удрученном какими-либо невзгодами, трудностями, волнениями, опьянением, чрезмерной усталостью и проч., человек находится в сознании. В таком состоянии (состоянии сознания, или обычном состоянии сознания, далее ОСС) важную роль играет цензура психики, которая стоит на пути между информацией, поступаемой как из внешнего мира (в мозг или в психику), так и на пути информации из мира внутреннего (бессознательного, подсознания). Цензура психики представляет собой своеобразный барьер критичности, с основной ролью -- перераспределять поступающую информацию между сознанием и подсознанием (бессознательным). Известно также, что при определенном влиянии разных факторов цензура психики может ослабевать, и в такое время информация, которая раннее могла не преодолеть барьер критичности (а значит наблюдалось препятствие на пути ее осознания, и как следствие - происходил перевод в бессознательное) все же оказывается в сознании, а значит может сразу влиять на поведение человека в контексте "здесь и сейчас". Ранее в случае не преодоления барьера критичности такая информация сначала откладывалась в подсознании, и только при создании определенных условий, активирующих паттерны поведения в результате совпадения кодировки старой и вновь поступившей информации, начинала оказывать влияние на сознание, а значит на мысли и последующие поступки человека. При ослабления цензуры психики мы должны говорить о нахождении человека в измененных состояниях сознания (далее - в ИСС). При этом следует понимать, что сами ИСС являются результатом каких-либо предварительных воздействий на психику, в результате которых психика на время теряет привычное ей свойство выставлять барьер на пути любой информации, получаемой из внешнего мира, информации как посредством межличностной коммуникации, так и информации, получаемой при помощи средств массовой коммуникации (далее -- СМК). Кроме того, следует обратить внимание, что в ИСС психика индивида может погружаться как самостоятельно (в результате, например, алкогольного опьянения, депрессии, страха, всплеска эмоций и т.п.), так и намеренно, в результате целенаправленных действий со стороны манипулятора. В этом случае манипулятор какими-либо своими действиями (словами, поступками, проч.) провоцирует психику объекта манипуляций (жертвы), чем вызывает в психике последнего явный временный дисбаланс (психологический дискомфорт, результатом которого является ослабление цензуры психики), проявляющийся в погружение на какое-то время такого человека в ИСС, в результате, например, ярости, вспышки агрессии, печали, и проч. симптоматики проявления невротической зависимости или деструктивного поведения, когда у человека на какое-то время исчезает способность контролировать себя посредством сознания, и какое-то время он пребывает в т.н. состоянии аффекта. При этом, повторим, опытные манипуляторы (специалисты, прошедшие специальную школу подготовки в спецслужбах, врачи-психиатры, некоторые психотерапевты и психологи, иные лица, в т.ч. имеющие врожденные или интуитивно приобретенные в течении жизни способности) могут намеренно погружать другого человека в ИСС, провоцируя, например, у него сначала невротическое состояние, а после программируя такого человека посредством вводимых в его подсознание психологических установок, направленных на дальнейшее подчинение такого человека и выполнения им воли манипулятора. Другими словами, человека можно сначала "вывести из себя" (нарушить эмоциональное состояние словом, жестом, поступком, проч.), а после ввести ему код на выполнения определенного задания или жизненного поведения. И закодированный таким образом человек будет выполнять тайные команды манипулятора, бессознательно считая что совершает поступки по своей воле. Также когда возникает необходимость чтобы кто-либо выполнил ваши условия, но находясь в ОСС (обычное состояние сознания) он не выполняет, психику такого человека путем целенаправленного воздействия следует сначала перевести в ИСС (измененное состояние сознания), а после провести кодирование на выполнение необходимых вам установок. При этом необходимо избирательно подходить к работе с каждым конкретным индивидом в силу ряда особенностей (т.е. учитывать его образование, жизненный опыт, семейное воспитание, географию проживания, интеллект и проч.) Манипулирование в этом случае осуществляется путем воздействия на подсознание, с активацией архетипов коллективного бессознательного.

Известно, что в бессознательном психики (в подсознании) хранится практически неограниченный объем информации. Формируется подобная информация в процессе социализации человека (в результате задействования репрезентативных и сигнальных систем, т.е. это информация, попадающая в бессознательное в процессе жизни человека), генетическим путем (через ДНК родителей), а также филогенетическим способом (опыт предшествующих поколений, т.н. коллективное бессознательное). При этом следует обратить внимание на роль каждого из перечисленных способов пополнения бессознательного психики. Невозможно предсказать каким образом в тот или иной момент произойдет активность соответствующих нейронов головного мозга, вызвавших впоследствии ту или иную реакцию человека.Подобное зависит от разных факторов, и трудно поддается какой-либо разгадке в масштабах психики человечества, но в какой-то мере, как мы уже замечали, прогнозируется (с определенной долей условности, конечно) в отношении какого-либо конкретного индивида в частности, и масс в целом. Один из способов подобного следующий. Как мы уже говорили, информацию из внешнего мира мозг считывает с помощью репрезентативных (визуальная, аудиальная, кинестетическая...) и двух сигнальных систем (чувства, речь). Далее подобная информация неизменно откладывается в подсознании, независимо от того, было ли это воспринято сознанием, или оказалось сразу вытеснено цензурой психики (цензура - барьер критичности между сознанием и бессознательным). Оказавшись в подсознании, подобная информация откладывается в глубинах памяти, и при ряде случаев рано или поздно переходит в сознание, или же хранится в подсознании, и уже оттуда оказывает влияние на сознание. Новая информация, при поступлении в мозг, может вступать во взаимодействие с уже существующей информацией, если совпадают, как заметил исследователь С.А.Зелинский, кодировки сигнала новой и старой информаций. В этом случае формируются паттерны поведения (как новые, так и могут усиливаться раннее существующие); кроме того вновь поступившая информация в случае совпадения кодировок сигнала не только закрепляет в памяти информацию ранее существующую (на этом частично основан процесс запоминания), но и, например, если ее восприятие мозгом проходит на фоне определенного эмоционального напряжения или, скажем, в ИСС, или же подобная информация активирует какой-либо из архетипов коллективного бессознательного, то в любом из этих случаев такая информация способна образовать новые паттерны поведения, вытекающие из психологических установок в подсознании, образующихся вследствие первоначального образования доминанты (т.е. очагового возбуждения в коре головного мозга). Кроме того следует говорить, что если информация из внешнего мира оказывается благотворно воспринята сознанием (т.е. ее пропускает цензура психики, ослабляя барьер критичности), то по нашему мнению подобная информация еще прочнее закрепляется в глубинах сознания, и в дальнейшем считывание сигнала на определение "свой-чужой" происходит быстрее, а значит далее при восприятии новой информации из внешнего мира процессы отбора-деления на нужную или не нужную информацию для сознания (т.е. деятельность барьера критичности, цензура психики) будет происходить значительно быстрее; что вполне объяснимо, так как прежняя информация уже проложила связи-пути, а значит если какая-то вновь и вновь поступаемая информация будет совпадать по кодированному сигналу (буквенно-знаковому, например), то она тотчас же после определения схожести с уже существующей ранее - отложится в соответствующей ячейке памяти, дополнив раннее существующий паттерн поведения и укрепив существующую психологическую установку.

Известно, что психика индивида зачастую весьма благоприятно относится к информации, которая не противоречит информации, полученной раннее и нашедший отклик "в душе" вследствие многократного эмпирического подтверждения в результате как собственной жизнедеятельности, так и наблюдения за жизнью других. На подобной особенности человеческой психики играют манипуляторы, которые изначально подают выбранному ими объекту манипуляций ту информацию, которую этот человек хочет услышать, тем самым усыпляя его бдительность (т.е. нейтрализуя цензуру психики), вызывая предрасположенность к себе, а значит и получая возможность управлять психикой подобного индивида. Каким образом может происходить эмпатия (взимовлюбленность)? Изначально рекомендуется собрать какую-либо информацию о конкретном человеке, причем подобную информацию возможно получить в процессе наблюдения за лицом, выбранном в качестве объекта манипуляций а значит и для последующего программирования психики данного лица и моделирования его поступков посредством возникновения у него мыслей, простирающихся в русле последующих манипуляций со стороны манипулятора. Весьма эффективным методом манипулятивного воздействия на человека является выведение его из психоэмоционального равновесия. Простирается этот метод в спектре воздействия на сознание и закладывание устойчивых механизмов (паттернов) в то время, когда психика индивида находится в ИСС (измененных состояниях сознания), что в свою очередь достигается путем сознательного погружения индивида в некие трансовые состояния, провокацию, например, невротической зависимости (страха, тревожности, чувства вины и т.п.), в результате чего цензура психики такого человека (объекта манипулятивного воздействия) на какое-то время ослабевает вследствие снижения барьера критичности, а значит становится возможным навязать такому человеку установки, которые в последствие он будет неукоснительно выполнять (провести своеобразное кодирование). Мы также должны обратить внимание, что большинство людей на самом деле бессознательно желают подчиняться. Происходит так потому, что с помощью подчинения (выполнения воли другого) такие люди на время снимают с себя психологический груз ответственности (любой человек находится в состоянии легкого невроза от необходимости следовать правилам общества, и главным образом от опасения нарушать их). Подчиняясь другому, большинство индивидов бессознательно освобождаются от невротической зависимости. Причем подчинению способствует их сознательная попытка оправдать себя необходимостью оказания помощи другому человеку. Действительно, в ряде случаев приказ можно интерпретировать как просьбу другого человека выполнить что-либо. Особенно если такая просьба выглядит как просьба, т.е. подается не в директивной форме, а усиливается соответствующими интонациями голоса и проч. То есть перед нами еще и искренняя заинтересованность объекта манипуляций в выполнении каких-либо действий, к которым его сподвигает манипулятор, и которые бессознательно человек мог бы совершить и сам. Манипулятор в этом случае как бы подключается к объекту манипуляций (с помощью раппорта например), чувствует его внутреннее состояние, и выбирает методы воздействия, простирающиеся в русле бессознательных интересов человека, выбранного им в качестве объекта манипулирования.

Кроме того, в результате выполнения воли другого, человек подсознательно понимает, что и ответственность за необходимость совершения действий, о которых его просят, несет другое лицо (т.е. манипулятор, навязавший ему свою волю). А значит с такого индивида-ведомого не только автоматически снимается любая ответственность, но он начинает испытывать чувство комфорта вследствие удовлетворения желания другого человека, помощи ему. На наш взгляд, необходимость оказания помощи является достаточно мощным архетипом коллективного бессознательного человека. Причем подобный архетип (его насыщаемость) подпитывается воспитанием, образованием и т.п., т.е. все время обогащается в результате жизни в социуме любого человека. И когда манипулятор начинает воздействовать на психику другого человека, выбранного им в качестве объекта манипуляций, манипулятор в данном случае, как мы полагаем, активирует данный архетип, и в результате подобного воздействия на архетипическую составляющую коллективного бессознательного значительно усиливается раппорт между манипулятором и объектом манипуляций, объект при этом попадает в своего рода трансовые состояния, что значительно усиливает манипулятивное воздействие на него со стороны манипулятора, а значит объект манипуляций испытывает непреодолимое желание подчиниться воле другого человека, т.е. подчиниться воле манипулятора.

Рассматривая невротическую составляющую психики следует обратить внимание на такую особенность развития невроза, как возникновение его вследствие необходимости следовать культурным правилам общества. Действительно, цивилизация накладывает свой отпечаток на поведение человека в обществе. Современный индивид вынужден подавлять архаичные (низменные, первобытные) инстинкты, которые с развитием цивилизации вовсе не исчезли из коллективного бессознательного психики человека, а сознательно подавляются в процессе воспитания. Отсюда рост тревожности и проч. симптоматики невротических зависимостей. Профессор З.Фрейд обращал внимание, что именно культура встала на пути индивида, воздействуя на его психику в русле развития симптоматики невроза, вызванного необходимостью сдерживать свои архаичные желания и подавлять первичные позывы. (З.Фрейд, 2003). З.Фрейд отмечал, что в психике любого человека присутствуют деструктивные тенденции, а у некоторых людей они настолько сильны, что определяют его социальное поведение. Культура оказывает постоянное психологическое воздействие на человека с целью подавления первобытных инстинктов. А подавление по мнению Фрейда приводит к неврозу. Т.е. Фрейд видел возникновение невроза в необходимости сдерживать

свои бессознательные порывы. (З.Фрейд, 2003). Как известно, бессознательное психики базируется в правом полушарии головного мозга (сознание в левом полушарии). Воспитание и прочие факторы процесса социализации индивида способствуют подавлению (вытеснению) деструктивных бессознательных инстинктов. При ослаблении цензуры психики, подобные желания переходят в сознание, а значит реализуются человеком в его поступках. Например футбольные фанаты. Каждый в отдельности способен сдерживать себя, контролируя разум. Но когда отдельные индивиды объединяются в толпу, их психика переходит в бессознательный режим (трансовый, полугипнотический, режим измененного состояния сознания, т.е. в преобладании контроля заметно активируется правое полушарие мозга), а значит толпа способна на различные бесчинства. Кроме того следует признать, что люди с примитивным мышлением менее подвержены симптоматике невроза (депрессии, тревожность, беспокойство, чувство вины, проч.). Таким образом, на любого человека общество оказывает свое воздействие, выражающееся в необходимости придерживаться определенных правил и устоев. Говоря об инстинктах бессознательного, следует отметить что действительно в полной мере сохранились в психике человека. Причем психика первобытного и современного человека имеет главное отличие: сознательное подавление инстинктов современного человека в результате влияния принятых норм цивилизации. И тогда, реализация любого из трех основных инстинкта-желания первобытного человека (убить, съесть, изнасиловать) возможна в современном обществе лишь в случае погружения психики современного человека в трансовые (измененные) состояния сознания.

Профессор З.Фрейд исходил из того, что всякий душевный процесс изначально находится в бессознательном, и только после переходит в сознание. При этом некоторые психические акты в сознание не переходят, оставаясь в бессознательном. А значит именно бессознательные процессы в итоге определяют поведение человека. Кроме того Фрейд предполагал двойственность бессознательного, считая что существует т.н. латентное бессознательное (предсознание) и вытесненное бессознательное (собственно бессознательное в нашем понимании). При этом если латентное бессознательное еще могло стать сознательным, то собственно бессознательное -- в сознание перейти не может по принципу. Фрейд также признавал, что сознание (Я) включает в себя определенную часть бессознательного. Таким образом речь идет о Сверх-Я, причем подобное определение, как известно, появилось позже первоначальных топических и динамических моделей понимания психики, когда именно Я, Сверх-Я, и Оно -- стали определять структурную теорию психики. (В.М. Лейбин, 2001).

В процессе жизнедеятельности большинству индивидов удается сдерживать порывы собственного бессознательного вернуться к реализации низменных инстинктов, таящихся в глубинах психики. Сдерживать первобытные инстинкты (сохранившиеся в психике в латентной форме) получается с помощью Сверх-Я, которая, как известно, стоит на пути не только информации, поступаемой из внешнего мира, но и на пути того содержания бессознательного, которое делает периодические попытки пробиться в сознание, а значит, таким образом, легализоваться. И вот как раз подобное становится осуществимым в том числе и когда цензура психики ослаблена и не выполняет какое-то время свои функции, что в свою очередь становится возможным во время пребывания индивида в т.н. измененных состояниях сознания (ИСС). (С.А.Зелинский, 2008). Когда становится возможным пребывать в ИСС? Например, когда индивид пребывает в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в минуту усталости, в стрессовых состояниях, во время внутреннего расстройства, вызванного, например, переключением внимания на какой-либо посторонний объект, и т.п. То есть в силу всех тех причин, причину возникновения которых можно охарактеризовать как ослабление контроля Сверх-Я, ослабления качества пропускной способности цензуры психики. Необходимо обратить внимание, что форма измененных или трансовых состояний сознания позволяет человеку (как объекту манипуляций) находиться в состоянии бодрствования. Т.е. его для этого не нужно погружать в сон. Объект даже может считать, что отдает полный отчет реальности (т.е. контролирует сознанием происходящие в его психике процессы), но при этом, пока он пребывает в измененных состояниях сознания, в его подсознание вводится необходимая манипулятору установка, т.е. человек (объект манипуляций) кодируется. И после введения кода (код может быть аудиально-визуально-кинестетического характера в зависимости от модальности психики того или иного человека), такой человек выполнит заложенную в его психику установку. Кроме того, таким образом становится возможным кодировать объект на совершение действий через любой период времени (он нескольких минут до нескольких лет).

Одним из отличий психики современного и архаичного человека является необходимость первого скрывать свои внутренние бессознательные позывы (желания) под действием запретов, накладываемых обществом. Страх наказания в этом случае прочно сдерживает желания реализации деструктивных желаний. Но необходимость сдерживать низменные позывы бессознательного в ряде случаев приводят к повышению общей нервозности психики, т.е. к развитию различного рода симптоматики невротических заболеваний. Причем иной раз человек может не погружаться полностью в болезнь, а находится, например, в пограничной стадии заболевания, т.е. балансировать между симптоматикой невроза и ОСС (обычными состояниями сознания) относительно психически здорового человека. Сдерживанию деструктивных желаний бессознательного человек научается в процессе воспитания, т.е. еще с детства. Причем, как обращал внимание Фрейд (2003) -- даже при самом мягком воспитании у ребенка может развиваться суровая совесть. Совесть -- это одна из структур "Сверх-Я", и действует как цензор, отсеивая поступающую в сознание информацию. Чувство вины, "Сверх-Я", это контроль за взаимоотношениями стремлений "Я" и требований "Сверх-Я". Лежащий в основе этого отношения страх перед критической инстанцией, потребность в наказании -- это проявление инстинкта "Я", сделавшегося мазохистским под влиянием садистического "Сверх-Я". Иначе говоря, "Я" употребляет часть имеющегося у него внутреннего деструктивного влечения для установления связи со "Сверх-Я". При этом в ОСС чувство вины оказывается ощутимо (осознано) сознанием. Тогда как в неврозе навязчивых состояний чувство вины уже навязывается сознанию, а в проявлении иных неврозов можно говорить и о бессознательном чувстве вины. Так же Фрейд полагал, что определенный процент людей навсегда останется асоциальным. Культура основывается на принуждении к труду и на отказе от влечений, что вызывает сопротивление со стороны психики индивидов. (З.Фрейд, 2003).

"Когда культура выставила требование не убивать соседа, которого ты ненавидишь, который стоит на твоем пути и имуществу которого ты завидуешь, то это было сделано явно в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного,-- замечает Фрейд.--В самом деле, убийца навлек бы на себя месть близких убитого и глухую зависть остальных, ощущающих не менее сильную внутреннюю наклонность к подобному насильственному деянию. Он поэтому недолго бы наслаждался своей местью или награбленным добром, имея все шансы самому быть убитым. Даже если бы незаурядная сила и осторожность оградили его от одиночных противников, он неизбежно потерпел бы поражение от союза слабейших. Если бы такой союз не сформировался, убийство продолжалось бы без конца, и в конце концов люди взаимно истребили бы друг друга... Одинаковая для всех небезопасность жизни сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет. Так со временем возникают юстиция и система наказаний".

Профессор К.Хорни (1993) считала, что причины образования невроза у разных индивидов одинаковы, независимо от различия в содержании личного бессознательного.

Говоря о культуре и неврозе, Хорни отмечала, что культура основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы, приходится брать верх над ними и нередко "отталкивать" в сторону. Превосходство одного означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой реального или потенциального соперника для другого. Эта ситуация распространена и среди участников одной профессиональной группы, независимо от попыток замаскировать соперничество вежливым обращением. Соперничеством и сопутствовавшей ей враждебностью проникнуты все человеческие отношения. Враждебное напряжение между людьми приводит к возникновению страха -- страха потенциальной враждебности со стороны других, усиленного страхом мести за собственную враждебность. Другим важным источником страха у человека является перспектива неудачи. Страх неудачи вполне реален потому, что шансы потерпеть неудачу выше шансов достигнуть успеха; кроме того неудачи в обществе, основанном на соперничестве, влекут за собой реальную фрустрацию потребностей. Они означают потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи. (К.Хорни, 1993).

Рассмотрим противоречия между основными невротическими конфликтами:

1) Противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и человечностью -- с другой.

В этом случае наблюдается явный парадокс, так как для того чтобы чего-то достигнуть в жизни необходимо быть уверенным и напористым (а значит сметать других со своего пути, т.е. быть агрессивным), а с другой стороны, следование христианским позициям предполагает смирения и уступчивость. Для разрешения такого противоречия есть лишь два варианта: всерьез следовать одному из этих стремлений и отказаться от другого или серьезно воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать серьезные внутренние запреты в отношении того и другого.

2) Противоречие между стимуляцией потребностей индивида и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения.

Потребности в этом случае постоянно стимулируются (например рекламой). Однако для огромного большинства реальное осуществление этих потребностей жестко ограничено. Психологическое следствие для человека состоит в постоянном разрыве между желаниями и их осуществлением.

3) Противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями.

Общество говорит индивиду, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей. В действительности для большинства все эти возможности ограничены. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности. Эти противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать; чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить; стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным. При этом невротиком может стать такой человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний, и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой большого ущерба для своей личности. (К.Хорни, 1993).

По мнению К.Хорни, наличие в душе человека тревоги может объясняться сложившейся конфликтной ситуацией, корни которой тянутся к детству данного человека, когда он был лишен подлинной теплоты вследствие невротизма одного из родителей. В этом случае родители маскируют реальное отсутствие теплоты заявлениям что делают все ради ребенка, и якобы учитывают интересы только его. При этом наблюдаются несправедливые упреки, колебания между чрезмерной снисходительностью и презрительным отвержением, от временной невнимательности до постоянного вмешательства и ущемления самых насущных и законных желаний. Например, попытки расстроить дружбу ребенка с кем-либо, высмеять проявление независимого мышления, игнорирование его интересов -- будь то художественные, спортивные или технические увлечения. В целом такое отношение родителей если и не умышленно, то все равно означает ломку воли ребенка. (К.Хорни, 1993).

Хорни (1993) обращала внимание на те психические реакции, которые ребенок испытывает при невротичных родителях. В таком случае имеют место различные опасности, возникающие вследствие вытеснения критики, протеста или обвинений, и одна из них заключается в том, что ребенок вполне может взять всю вину на себя и ощутить себя недостойным любви. Опасность, которая заключается в этом, означает, что вытесненная враждебность может породить тревожность. Имеется несколько причин, почему ребенок, растущий в такой атмосфере, будет вытеснять враждебность: беспомощность, страх, любовь или чувство вины. Ребенок в течение многих лет проявляет свою беспомощность, находясь в зависимости от окружающих его людей в удовлетворении всех своих потребностей. После первых двух или трех лет жизни происходит переход от биологической зависимости к той форме зависимости, которая затрагивает психическую, интеллектуальную и душевную жизнь ребенка. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не созреет для начала взрослой жизни и не станет способен взять жизнь в свои руки. Однако имеются весьма значительные индивидуальные различия в той степени, в которой ребенок остается зависимым от своих родителей. Все это связано с тем, чего хотят достичь родители в воспитании своего ребенка: или это стремление сделать ребенка сильным, храбрым, независимым, способным справляться со всевозможными ситуациями, или их главным стремлением является дать ребенку уют, сделать послушным, продлить его инфантильное неведение окружающего мира, т.е. -- искусственно продлить инфантильность психики повзрослевшего ребенка до взрослого возраста. При этом у детей, растущих в неблагоприятных условиях, беспомощность обычно искусственно закреплена вследствие запуганности, сюсюканья или вследствие того, что ребенка воспитывают и держат в состоянии эмоциональной зависимости. Чем более беспомощным делается ребенок, тем в меньшей степени он может осмелиться на сопротивление в своих чувствах или действиях. Страх может вызываться угрозами, запретами и наказаниями, и путем наблюдаемых ребенком эмоциональных взрывов несдержанности и сцен насилия; он может возбуждаться также таким косвенным запугиванием, как внушение ему мысли об огромных жизненных опасностях, связанных с микробами, уличным движением, незнакомыми людьми, невоспитанными детьми, лазанием по деревьям и др. Чем сильнее ребенок переполняется страхами, тем меньше будет он осмеливаться показывать или даже ощущать враждебность. Любовь может быть причиной для вытеснения враждебности. Когда отсутствует искренняя привязанность, часто имеют место обильные словесные заверения в том, сколь сильно родители любят ребенка и как они готовы всем пожертвовать для него. Ребенок, в особенности если он запуган, может цепляться за этот суррогат любви и бояться нашалить, дабы не потерять эту награду за свое послушание. Другими словами, ребенок вытесняет свою враждебность по отношению к родителям, потому что опасается, что любое ее проявление ухудшит его отношения с родителями. Им движет страх, что они бросят его или будут настроены против него. Кроме того ребенку внушают вину за любые проявления враждебности или сопротивления; то есть ему внушают, что он является недостойным или презренным в собственных глазах, если он либо выражает, либо чувствует негодование и обиду на своих родителей или если он нарушает установленные ими правила. Эти две причины, заставляющие испытывать чувство вины. Чем сильнее ребенка заставляют ощущать свою вину, тем меньше он будет осмеливаться ощущать недоброжелательность или выступать с обвинениями в адрес родителей. Все перечисленные факторы вытеснения враждебности порождают тревожность. Существует разница, будет ли тревожность ограничена теми обстоятельствами, которые вызвали у ребенка такую реакцию, или она разовьется во враждебную установку и тревожность по отношению к людям вообще. Если ребенку повезет иметь любящую бабушку, понимающего учителя, нескольких хороших друзей, его опыт общения с ними может предохранить его от убеждения, что от других людей можно ожидать только плохого. Но чем более травмирующими являются его переживания в семье, тем более вероятно что у ребенка разовьется реакция ненависти и недоверия по отношению к ко всем людям. Чем больше ребенка изолируют, препятствуя приобретению им собственного опыта, тем с большей вероятностью развитие будет идти в этом направлении. Чем больше ребенок скрывает недовольство своей семьей, например путем подчинения установкам родителей, тем в большей степени он проецирует свою тревожность на внешний мир и, таким образом, приобретает убеждение, что мир в целом опасен и страшен. В таком случае он станет ранимым, обидчивым, и менее способным к самозащите, что может привести к одиночеству во взрослой жизни, потому что отдельные острые реакции на частные провоцирующие ситуации кристаллизуются в склад характера. А значит у такого индивида может развиться невроз или глубинная тревожность. (К.Хорни, 1993).



2016-01-26 391 Обсуждений (0)
Психопрограммирование (кодирование). 11 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психопрограммирование (кодирование). 11 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (391)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)