Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психопрограммирование (кодирование). 12 страница



2016-01-26 591 Обсуждений (0)
Психопрограммирование (кодирование). 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Глубинная тревожность лежит в основе отношения к людям. В то время как отдельные состояния тревоги могут быть вызваны действующей в данный момент причиной, глубинная тревожность продолжает существовать, даже если конкретная причина отсутствует. Глубинная тревожность проявляется как чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти. Подспудное недоверие к каждому человеку может скрываться за поверхностным убеждением в том, что люди в целом являются вполне симпатичными; существующее глубинное презрение к каждому может быть замаскировано готовностью восхищаться. При этом глубинная тревожность может быть полностью лишена личностного характера и трансформирована в ощущение опасности, исходящей от грозы, политических событий, несчастных случаев, пищи, или в чувство того, что таких индивидов-невротиков преследует судьба. Глубинная тревожность означает, что из-за внутренней слабости человек ощущает желание переложить ответственность на других, получить от них защиту и заботу. В то же время вследствие глубинной враждебности он испытывает слишком глубокое недоверие, чтобы осуществить это желание. (К.Хорни, 1993).

Профессор К.Хорни предлагает четыре основных способа защиты от глубинной тревожности: любовь, подчинение, власть и реакция ухода (отстранения).

Первое средство, любовь, происходит по формуле: если вы меня любите, то не причините мне зла.

Второе средство, подчинение. Это может быть подчинение общепринятым взглядам, религиозным ритуалам или требованиям какого-то человека. Следование правилам или повиновение будет служить определяющим мотивом для всего поведения. Такое отношение может принимать форму необходимости быть "хорошим", хотя дополнительная смысловая нагрузка понятия "хороший" видоизменяется вместе с теми требованиями или правилами, которым подчиняются. В некоторых случаях отношение подчинения принимает обобщенную форму подчинения потенциальным желаниям всех людей и избегания всего, что может вызвать возмущение или обиду. В таких случаях человек вытесняет любые собственные требования, критику в адрес других лиц, позволяет плохое обращение с собой и готов оказывать услуги всем. Далеко не всегда люди осознают тот факт, что в основе их действий лежит тревожность, и твердо верят, что действуют таким образом, руководствуясь идеалами бескорыстия или самопожертвования, вплоть до отказа от собственных желаний.

Отношение подчинения также может служить цели обретения успокоения через любовь, привязанность, расположение. Если любовь настолько важна для человека, что его чувство безопасности зависит от этого, тогда он готов заплатить за него любую цену, и в основном это означает подчинение желаниям другого человека. Если человек оказывается неспособен верить в любовь, тогда его отношение подчинения направлено не на завоевание любви, а на поиски защиты. Есть люди, которые могут чувствовать свою безопасность лишь при полном повиновении. У них столь велики тревожность и неверие в любовь, что полюбить и поверить в ответное чувство для них почти невозможно.

Третье средство защиты от глубинной тревожности связано с использованием власти -- это стремление достичь безопасности путем обретения реальной власти или успеха.

Четвертым средством защиты является уход. Если предыдущие три средства рассматривали борьбу, противостояние, желание справляться с трудностями, то этот способ направлен на спасение путем бегства от мира. Подобное может достигаться различными способами, например накоплением определенного количества богатства для достижения независимости от других в удовлетворении своих потребностей, или же сведением своих потребностей до минимума. (К.Хорни, 1993).

К.Хорни (1993) обращает внимание, что любой из четырех способов может быть эффективным в обретении желаемого успокоения. При этом отмечается удивительная параллель: вследствие того, что зачастую невозможно следовать только одному способу из-за чрезмерных требований, предъявляемых к себе, то случается так, что невротик может одновременно испытывать настоятельную потребность повелевать другими и желать чтобы его любили, и в то же время стремиться к подчинению, при этом навязывая другим свою волю, а также избегать людей, не отказываясь от желания быть ими любимым. Именно такие абсолютно неразрешимые конфликты обычно являются динамическим центром неврозов. Наиболее часто сталкиваются стремление к любви и стремление к власти. При этом, для избавления от глубинной тревожности люди различаются на тех, для кого главным стремлением является желание любви или одобрения, ради которых они способны идти на все, на тех, чье поведение характеризуется тенденцией к подчинению, к покорности и отсутствием каких-либо попыток самоутверждения, на тех, для кого доминирующим стремлением является успех или власть, и на тех, кто склонен к уединению и обретению таким образом независимости. Рассматривая жажду любви и власти, Хорни отмечает, что в неврозах часто встречается жажда любви и привязанности. При этом невротик оказывается неспособен судить о том, какое впечатление он производит на других, поэтому он не в состоянии понять, почему его попытки установить дружеские, брачные, любовные, или профессиональные отношения часто приносят неудовлетворенность. Такой человек-невротик склонен обвинять других в невнимательности, вероломстве и проч., не замечая причину в себе.

Рассматривая природу любви, профессор Карен Хорни (1993) обращает внимание, что намного легче определить, что не является любовью, чем то, что такое любовь. Можно очень глубоко любить человека и в то же время иногда на него сердиться, в чем-то ему отказывать или испытывать желание побыть одному. Есть разница между такими реакциями гнева и отношением невротика, который считает, что любой интерес, который любимые им люди проявляют к третьим лицам, означает пренебрежение к нему. Невротик интерпретирует подобное как предательство, а любую критику -- как унижение. Это не любовь. Поэтому не следует думать, что любовь несовместима с деловой критикой тех или иных качеств или отношений, которая подразумевает помощь в их исправлении. Но к любви нельзя относить, как это часто делает невротик, невыносимое требование совершенства. Не является любовью использование другого человека в качестве средства достижения некоторой цели. Такая ситуация встречается когда другой человек необходим лишь для сексуального удовлетворения или для престижа в браке. Человек может обманывать себя, считая, что любит кого-то, но это не любовь, а благодарность за то что другой человек им восхищается. При этом как только такой любимый человек перестает восхищаться, то наступает разрыв отношений. Потому что была не любовь а благодарность за восхищение.

Искаженное проявление любви у невротика проявляется также в его стремлении

к любого рода привязанности в целях успокоения, т.е. он нуждается в любви и привязанности другого ради избавления от собственной тревожности. Подобное стремление у него оказывается неосознанным. Невротик лишь чувствует, что перед ним тот человек, который ему нравится, или которому он доверяет, или к которому испытывает страсть. Но это может быть и не любовью, а лишь реакцией благодарности за некоторую проявленную по отношению к нему доброту, ответным чувством надежды или расположения, вызванным человеком или ситуацией. Тот человек, который явно или подспудно возбуждает в нем ожидания такого типа, станет автоматически наделяться важным значением, и его чувство будет проявлять себя в иллюзии любви. Такие отношения осуществляются под маской любви, то есть при субъективном убеждении человека в своей преданности, между тем как в действительности данная любовь является лишь способом зацепиться за других людей чтобы удовлетворить собственных потребностей. То, что это не искреннее чувство подлинной любви, обнаруживается в готовности разрушить отношения, когда не оправдываются какие-то ожидания. Один из факторов, важных для понимания любви, -- надежность и верность чувства -- отсутствует в этих случаях. Т.е., если один человек игнорирует личность другого, его особенностей, недостатков, потребностей, желаний, развития, то это скорее всего не любовь, а результат тревожности. (К.Хорни, 1993).

Таким образом у невротика любовь является средством защиты, и в действительности он не осознает свою неспособность любить. Большинство таких людей принимают собственную потребность в других людях за предрасположенность к любви. Кроме того, даже если любовь может дать невротику внешнее спокойствие или ощущение счастья, на самом деле это будет не так, потому что в глубине души невротик любовь к себе воспринимает с недоверием, подозрительностью, и страхом. Он не верит в само чувство любви, потому что уверен, что никто его полюбить не сможет. Невротик может начинать искать в любви скрытые смыслы (которых там нет). Подозрительность -- весьма характерная черта людей с глубиной тревожностью. Поэтому, если привлекательная девушка начнет проявлять любовь к невротику, или красивый юноша признается в любви неуверенной в себе девушке, эти невротики не поверят. Такая любовь вызывает в невротике тревогу и страх зависимости. Поэтому он всяческим образом старается избежать ее.(К.Хорни, 1993).

Основной ошибкой невротика является стремление к тому, чтобы его все любили, тогда как вполне достаточно (если уж так хочется) добиться любви только ряда конкретных лиц. Например, встречаются женщины, которые чувствуют себя несчастными и полны тревоги, если рядом с ними нет мужчины; они будут заводить любовную связь, вскоре разрывать ее, опять чувствовать себя несчастными и полными тревоги, начинать другую любовную связь, и так далее. То, что это не является подлинным стремлением к связи с мужчинами, видно по тому, что данные связи являются конфликтными и не приносят удовлетворения. Обычно эти женщины останавливаются на первом попавшемся мужчине, для них важно само его присутствие, а не любовная связь. Как правило, они даже не получают физического удовлетворения. Существует схожее поведение и у мужчин-невротиков, которые всяческими путями стремятся добиться расположения многих женщин (чем больше, тем лучше), ни на ком конкретно не останавливаясь и чувствуя неловкость и беспокойство в компании мужчин. При этом мы должны говорить о том, что невротик будет платить любую цену за любовь, большей частью не осознавая этого. Наиболее частой платой за любовь является позиция покорности и эмоциональной зависимости. Покорность может выражаться в том, что невротик не будет осмеливаться высказывать несогласие со взглядами и действиями другого человека или критиковать его, демонстрируя только полнейшую преданность, восхищение и послушание. Когда люди такого типа все же позволяют себе высказать критические или пренебрежительные замечания, они ощущают тревогу, даже если их замечания безвредны. Подчинение может доходить до того, что невротик будет вытеснять не только агрессивные побуждения, но также все тенденции к самоутверждению, будет позволять издеваться над собой и приносить любую жертву, какой бы пагубной она ни была. Карен Хорни (1993) находит подобное родственным позиции подчинения. И в том и в другом случае явно проявляется эмоционально-невротическая зависимость, которая возникает в результате невротической потребности человека уцепиться хоть за кого-то. Такая зависимость может причинять бесконечные страдания. Один человек становится зависимым от другого, и при этом он может осознавать что подобные отношения не правильны. Но он не может самостоятельно прекратить их. У него будет развиваться тревожность, пока он не заметит доброе слово или улыбку от объекта любви. Т.е. такой невротик полностью подчинен к тому человеку, которого он любит. Однако следует понимать, что в отношениях, в которых один человек становится зависимым от другого, присутствует сильное чувство обиды. Человек, попавший в зависимость от другого, бессознательно негодует по поводу этого факта, но продолжает делать все что от него хотят из страха потерять любовь. При этом такой человек может придти к выводу, что подчинение было ему навязано другим человеком, упуская мысль о том, что он сам спровоцировал подобное поведение своей излишней тревожностью. В любом случае он должен приложить серьезное усилие, чтобы избавиться от зависимости. Потому что любая попытка сделать это приводит к появлению чувства вины, беспокойству, в ряде случаев к страху. И уже как защита от страха, бессознательное желание некоторых невротиков игнорировать любовь. Они не обращают внимание на проявление любви со стороны другого человека, так как опасаются что развитие отношений приведет к их зависимости от другого человека. Также возможно, что в процессе ряда любовных неудач, подобные лица могут вырабатывать противоядие. Например, девушка, прошедшая через несколько любовных историй, каждая из которых заканчивалась ее зависимостью от очередного партнера, может выработать независимое отношение ко всем мужчинам, стремясь лишь к удержанию своей власти над ними, и не испытывая никаких чувств. В этом случае она действительно оказывается способна управлять мужчинами, но бессознательно ощущает собственную неуверенность, умело скрывая ее, поэтому если правильно подобрать ключик к такой девушке, то становится возможным спровоцировать в ней невротическую зависимость, а значит и заставлять ее делать все что необходимо вам, в ответ, например, на бессознательное ощущение избавления от внутренних страданий и душевного равновесия когда вы находитесь рядом. В этом случае другой человек будет подчиняться вам из-за страха вас потерять. При этом подобный манипулятивный прием используется не только в любовных отношениях, но и просто в жизни, когда одни люди подчиняют себе других сначала провоцируя в их психике невроз (страх, тревогу, чувство вины, беспокойство, тревожность и проч.), а позже умелыми действиями высвобождая партнера от симптоматики невротической зависимости в ответ на подчинение вам.

Особенностью невротической потребности в любви является ее ненасытность. Невротическая ненасытность может проявляться в жадности как общей черте характера, обнаруживаясь в еде, покупках, нетерпении. Большую часть времени жадность может вытесняться, прорываясь внезапно, например, когда человек в состоянии бессознательной тревоги (своего рода трансовом состояние) покупает много не нужных (модных) вещей. Также невротическая ненасытность может проявляться в стремлении жить за чужой счет. Жадность может проявляться в сексуальной ненасытности, или, например, в приобретении одежды, в осуществлении честолюбивых или престижных целей. При этом любая форма жадности связана с тревожностью, и может проявляться в усиление сексуального желания или чрезмерной еде. Связь между сексуальным удовлетворением и едой, как обращает внимание проф. Карен Хорни (1993), показана тем фактом, что жадность может уменьшаться или исчезнуть, как только человек находит некую уверенность и покой: почувствовав любовь к себе, завоевав успех, выполнив творческую работу. Например, чувство, что тебя любят, может внезапно ослабить силу навязчивого желания делать покупки. С другой стороны, жадность может возникать или усиливаться, как только возрастает враждебность или тревожность; человек может чувствовать непреодолимую потребность делать те или иные покупки перед событиями, в связи с которым он очень волнуется. Невротики, которые ненасытны в своей потребности в любви, обычно проявляют жадность в отношении материальных благ, получении подарков, информации или сексуального удовлетворения, ради которых часто жертвуют своим временем или деньгами.

К.Хорни, рассматривая вопрос о роли любви и привязанности, выделяет три типа невротиков. К первой группе она относит лиц, которые стремятся к любви, в какой бы форме она ни проявлялась и какие бы методы ни применялись ради ее достижения. Ко второй группе относятся невротики, которые тоже стремятся к любви, но, если терпят неудачу в каких-либо взаимоотношениях -- отстраняются от людей и не идут на сближение с другим человеком. Вместо попыток установить привязанность к какому-либо человеку они испытывают навязчивую потребность в вещах, еде, покупках, чтении или, вообще говоря, в получении чего-либо. К третьей группе относятся невротики, психика которых была травмирована в раннем возрасте, и у них развилась позиция глубокого неверия в какую-либо любовь и привязанность. Их тревожность столь глубока, что они довольствуются малым -- лишь бы им не причиняли какого-либо вреда. У таких людей развивается циничное отношение к любви; а потребность в любви такие невротики будут заменять потребностью в материальной помощи, совете, сексе.(К.Хорни, 1993).

У невротиков сильно проявляется невротическая ревность. Если ревность здорового человека проявляется как адекватная реакция на опасность потерять любовь другого человека, то у невротиков сила ревности непропорциональна опасности. Болезненная ревность диктуется постоянным страхом утратить обладание данным человеком. Невротическое желание абсолютной любви является намного более требовательным, чем нормальное желание. Это требование любви, не допускающей никаких условий или оговорок. Оно предполагает, во-первых, желание, чтобы тебя любили, несмотря на любое самое вызывающее поведение. Любая критика воспринимается как отказ от любви. Во-вторых, невротическое требование абсолютной любви означает желание быть любимым, не давая ничего взамен. В-третьих, невротик (часто это женщина) хочет чтобы ее любили, не получая от этого никакой выгоды. Сама же она охотно будет пользоваться вашим богатством и влиянием, крайне неохотно соглашаясь чем-то платить взамен, и периодически закатывая скандалы. Поэтому следует помнить, что невротики крайне подвержены внушению, поэтому с ними необходимо разговаривать директивным тоном, не оставляя им шансов к сопротивлению, и получать от них все, что вам необходимо (в т.ч. и секс, если женщина под различными предлогами избегает его; в этом случае, как вариант, можно вызвать в женщине-невротике чувство вины, которое бессознательно начнется у ней, если она вдруг откажет вам в удовлетворении вашего желания; в психику человека, в т.ч. и женщины, можно ввести установки, закодировав ее таким образом, а также поставить "якорь", запрограммировав на определенный сигнал, при котором такой человек или женщина будет впадать в полутрансовое или трансовое состояние, во время которого можно делать с таким человеком все что вам необходимо; но позже необходимо грамотно вывести такого человека из транса, сформировав у него ощущение радости, а также амнезию на произошедшее). При этом можно обратить внимание и на любопытную особенность. Чем строже вы будете обходиться с человеком-невротиком, тем большее уважение вызовете в его глазах. Люди бессознательно желают подчиняться другому. А у невротиков подобное желание развито в значительной степени.

Формой снятия тревожности может являться и обретение власти. Стремление к власти в этом случае означает получение успокоения через ослабление зависимости от другого человека и укрепление собственного положения. Кроме того, с помощью реализации невротического стремления к власти, престижу и обладанию вытесняется враждебность. Стремление к власти служит защитой от беспомощности, которая является одним из основных элементов тревожности. Невротик начинает испытывать тревожность там, где обычный человек воспринял бы ситуацию как должное. Невротическое стремление к власти является защитой от опасности выглядеть ничтожным. Невротик вырабатывает жесткий и иррациональный идеал силы, который заставляет его верить, что он способен справиться с любой ситуацией, какой бы сложной она ни была, и может справиться с ней немедленно. Поэтому невротик, ориентированный на власть, будет стремиться управлять другими и держать все под своим контролем. Он хочет, чтобы не происходило ничего, что не одобрялось бы им, или не возникало бы по его инициативе. При этом невротик может давать себе обратную установку, т.е. сознательно предоставлять другим возможность иметь полную свободу, за малым исключением: он должен знать все, что делает человек, получивший от него свободу на деятельность. Тенденции все контролировать могут вытесняться до такой степени, что не только сам невротик, но и окружающие могут быть уверены в его великодушии. Но если человек слишком сильно вытесняет свое желание все контролировать, у него может возникнуть психосоматическая симптоматика (например, головная боль и проч.). Кроме того такие невротики всегда считают себя правыми, и сильно раздражаются, если кто-то попытается доказывают им их неправоту. Часто невротик не осознает существования управляющей им установки. Такое отсутствие осознания имеет последствия для любовных отношений. Если партнер не оправдывает ожиданий невротичной женщины, если он не звонит, уезжает из города, и т.п., она считает что он ее не любит. Вместо того чтобы признать, что ее чувства -- обычная реакция гнева на неподчинение ее желаниям. (К.Хорни, 1993).

У ряда невротиков, для которых стремление к власти стоит на первом месте, проявляется желание унижать других людей. Особенно явно это проявляется у тех, кого унижали в детстве. Например, низкое социальное положение родителей, принадлежность к национальному меньшинству, бедность; или они испытывали к себе предвзятое отношение со стороны других, их дружбу отвергали, они постоянно являлись объектом постоянных нравоучений родителей и проч. Часто переживания такого рода забываются из-за их болезненного характера, но они вновь возникают в сознании, если проблемы, связанные с унижением, обостряются. Хорни (1993) считает, что тенденция унижать других обычно вытесняется потому, что невротик, зная по собственной обостренной чувствительности, сколь оскорбленным и мстительным он становится, когда подвергается унижению, инстинктивно боится сходных реакций других. Тем не менее, некоторые из этих тенденций могут проявляться без их осознания: в беспечном пренебрежении к другим людям, например, заставляя их ждать, ненамеренно ставя других в неловкие ситуации, заставляя других ощущать свою зависимость. Даже если невротик абсолютно не осознает своего желания унижать других или того, что сделал это, его отношения с этими людьми будут пропитаны смутной тревожностью, которая обнаруживается в постоянном ожидании упрека или оскорбления в свой адрес. Внутренние запреты, возникающие в результате обостренной чувствительности к унижению, часто проявляются в форме потребности избегать всего, что может казаться оскорбительным для других; так, например, невротик может быть неспособен высказаться критически, отклонить предложение, уволить сотрудника, в результате он часто выглядит в высшей степени тактичным или чрезмерно вежливым. Также тенденция к унижению других может скрываться за тенденцией к восхищению. Так как унижение и проявление восхищения диаметрально противоположны, последнее дает возможность скрыть тенденцию к унижению. Поэтому обе эти крайности часто встречаются у одного и того же человека. Имеются различные варианты распределения этих двух видов отношений, причем мотивы для такого распределения индивидуальны. Они могут проявляться отдельно друг от друга в различные периоды жизни, когда за периодом презрения ко всем людям следует период чрезмерных восторгов и поклонения героям и знаменитостям; может иметь место восхищение мужчинами и презрение к женщинам, и наоборот; или слепое восхищение кем-то одним и такое же слепое презрение ко всем остальным людям.

Тенденция ущемлять или эксплуатировать окружающих ведет к дальнейшему ухудшению личных взаимоотношений, обращает внимание К.Хорни (1993). Если эта тенденция бессознательная, она делает человека застенчивым в отношениях с другими людьми. Невротик может чувствовать себя свободно и естественно в отношениях с людьми, от которых он ничего не ждет, но будет испытывать смущение, как только появится какая-либо возможность получить от кого-либо любую выгоду. Такая выгода может касаться таких осязаемых вещей, как информация или рекомендация, или она может иметь отношение к намного менее осязаемым вещам, таким, как возможность получения благ в будущем. Это справедливо для любовных отношений точно так же, как и для любых других. Женщина-невротик этого типа может быть откровенной и естественной с мужчинами, которые ей безразличны, но чувствует себя смущенной и скованной по отношению к мужчине, которому хотела бы нравиться, потому что для нее достижение любви отождествляется с получением от него чего-либо. Причем часть таких невротиков может хорошо зарабатывать, а часть может оставаться бедными вследствие стеснения спросить об оплате за проделанную работу, или выполнить большой объем работы за низкое вознаграждения. При этом такой невротик может испытывать недовольство своим низким заработком, а может вести паразитический образ жизни, считая что другие должны заботиться о нем. Причем иной раз такой невротик находит человека, кто начинает заботиться о нем, в обмен, например, если это невротик-женщина -- на секс (секс в данном случае в представлении такой девушки будет являться ее платой за пользование благами, которые дает ей мужчина, т.е. платой мужчины за паразитизм и неприспособленность к жизни своей партнерши).

Одной из форм управления другим человеком является провоцирование в нем чувства вины. Чувство вины это особая форма невротической зависимости, которая может иметь серьезные последствия в адаптации человека в обществе. По мнению Карен Хорни (1993), в картине проявлений неврозов чувство вины играет первостепенную роль. Специфика психики такова, что человек, страдающий неврозом, часто склонен объяснять свои страдания как заслуженные. При этом такой человек часто чувствует себя во всем виновным. Если кто-то хочет увидеться с ним, его первая реакция -- ожидание услышать упрек за что-либо им когда-то совершенное. Если друзья не заходят или не пишут какое-то время, невротик задается вопросом, не обидел ли он их чем-то? Невротик берет на себя вину, даже если не виноват. Виновников своих обид он оправдывает, обвиняя во всем случившемся только себя. Он всегда признает авторитет и мнение других, не позволяя себе иметь собственное мнение или по крайней мере высказывать его. Чувство вины оказывает серьезное влияние на изменение личности невротика. При этом сам невротик бессознательно не стремиться избавиться от наличия у себя чувства вины. В этом проявляется его латентная форма т.н. морального мазохизма. Он как бы наслаждается собственными страданиями. Многие мужчины, которые говорят о сохранении верности своим женам на основе велений совести, в действительности просто боятся своих жен, замечает К.Хорни (1993). У невротика также заметно проявление страха. Такой страх может проявляться в опасении вызвать у людей раздражение. Например, невротик может бояться отказаться от приглашения, опасаться высказать несогласие с чьим-либо мнением, выразить свои желания, которые могут по его мнению противоречить желаниям других, и т.п. Такой страх может препятствовать общению невротика с другими людьми из-за опасения что они что-то о нем узнают (при этом другие люди могут проявлять к этому человеку исключительно добрые намерения и симпатии).

При этом следует говорить, что невротическая зависимость вводит человека-невротика в измененные (трансовые) состояния психика. Находясь в таких состояниях человек предрасположен к внушению. Поэтому если сначала ввергнуть объект в состояние транса (например, спровоцировав у него тревожность, беспокойство, чувство вины и т.п. провокацию невроза), а после внушить объекту установку, можно быть уверенным что такая установка отложится в подсознании, а значит вскоре начнет оказывать влияние на сознание невротика. (С.А.Зелинский, 2008).

Профессор О.Фенихель (2004) различал следующие симптомы травматических неврозов: 1) Блокирование или снижение функций эго. 2) Приступы неконтролируемых эмоций, особенно тревоги и гнева. 3) Бессонница или нарушения сна со сновидениями, в которых снова и снова переживается травма, полное или частичное проигрывание травмирующей ситуации в дневное время в форме фантазий, мыслей, чувств. 4) Осложнения в виде психоневротических симптомов.

Разберем симптомы травматических неврозовподробней.

1) Блокирование или снижение функций эго.

В данном случае характерно обращение психики человека вследствие регрессии к детским периодам развития. Среди ярко выраженных форм блокирования, следует обратить внимание на снижение сексуального интереса в результате развития невроза.

2) Приступы неконтролируемых эмоций, особенно тревоги и гнева.

В данном случае человек характеризуется вспышками немотивированной злобы и агрессии. Для него также характерно общее состояние возбуждения. Например, находясь в подобном состоянии, невротикам практически невозможно сосредоточиться на выполнении какой-либо монотонной работы, требующей сосредоточенности. Скажем, чтения, или письма. Приступы тревоги в этом случае представляют собой повторение раннее травматических состояний. Тревога является таким состоянием, когда наиболее ярко проявляется ощущение неопределенной угрозы, чувство неясной опасности. Характерный признак тревоги - невозможность определить характер угрозы и предсказать время ее возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть связана с отсутствием информации, позволяющей в необходимой мере анализировать ситуацию, с неадекватностью ее логической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу в результате включения психологических защит. Неосознаваемость причин тревоги, отсутствие связи ее с определенным объектом, невозможность конкретизировать ощущаемую угрозу делают невозможным и какую-либо деятельность, направленную на предотвращение или устранение угрозы. Психологическая неприемлемость такой ситуации вызывает смещение тревоги к тем или иным объектам. В результате неопределенная угроза конкретизируется. Опасность связывается с вероятностью наступления конкретных обязательств, с ожиданием соприкосновения с объектами, которые расцениваются как угрожающие. Такая конкретизированная тревога представляет собой страх. Страх чаще всего возникает при угрожающей опасности, при виде некоторых людей, перед предстоящим важным делом, перед важной встречей, во время конфликтов, при неудачах в учебе и работе, при выступлении перед большой аудиторией, при неожиданных пугающих ситуациях, при знакомстве с субъектами противоположного пола (у некоторых) и др. Страх очень сильно влияет на течение психических процессов. Наблюдается резкое ухудшение или обострение чувствительности, непонимание сути объясняемого, плохая осознанность восприятии. Страх влияет на мыслительные процессы: у одних людей под влиянием страха повышается сообразительность, они концентрируются на поиске выхода, у других же наоборот -- наблюдается ухудшение продуктивности мышления, что проявляется в растерянности, в отсутствии какой-либо логики в словах и поступках. Очень часто снижается волевая деятельность, человек просто не способен что-либо предпринять, ему трудно заставить себя преодолеть это состояние. Речь в этом состоянии часто путаная, голос дрожит. Страх и тревожность оказывают огромное влияние на внимание. Как правило, внимание рассеяно, очень сложно сосредоточиться или, наоборот, наблюдается сужение сознания и, соответственно, концентрация внимания на одном объекте. Страх очень часто сопровождается интенсивными проявлениями со стороны показателей физиологической реактивности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Многие ощущают постоянное чувство голода или же, наоборот, резкое снижение аппетита. Появляется "холодный пот".



2016-01-26 591 Обсуждений (0)
Психопрограммирование (кодирование). 12 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психопрограммирование (кодирование). 12 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)