Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Специальные методические приемы и правила



2016-01-26 465 Обсуждений (0)
II. Специальные методические приемы и правила 0.00 из 5.00 0 оценок




Запоминаемость любой новой информации, согласно Методу Постижения Информации, можно повысить за счет введения такой информации на фоне:

1) Двигательная активность и мышечная деятельность.

2) Недосыпание.

3) Музыкальное сопровождение.

4) Установка на запоминание, а также гетеро- и ауто- суггестия в состоянии транса (самовнушение, самогипноз, саморегуляция, аутотренинг).

5) Эмоциональное возбуждение.

6) Стресс.

7) Период после пробуждения и перед засыпанием (временной интервал: от 0 до 60 минут в каждом случае).

8) Т.н. сенсорный голод.

9) Удобная поза (лежа, сидя, полулежа, др.).

10) Отсутствие другой информации о предмете вопроса.

 

При этом любую информацию дополнительно можно закрепить в подсознании с помощью т.н. "якорения", т.е. формирования доминант (очагового возбуждения) в коре головного мозга и установок в подсознании - посредством выделения ключевых слов интонацией, жестами, мимикой, тактильными ощущениями, и т.п.

 

 

Метод Анти-Манипуляций (Метод Анти-М) Зелинского

 

Оглавление.

1. Теория.

2. Методика.

 

Теория.

Роль информации в ХХ1 веке значительно увеличилась. Помимо информации, которую человек получает посредством коммуникативных контактов (общения со сверстниками, в семье, в школе, и т.п.), превалирующую роль в получении различного рода информации оказывают СМИ, и особенно телевидение. По данным национального союза семейных ассоциаций несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа с родителями, 850 часов - с учителями, и 1 400 часов -- с экранными медиа.

При этом роль информации двояка. С одной стороны ребенок не способен стать полноценным гражданином общества без получения и обмена информацией при коммуникациях (общении). С другой стороны, информация, из-за присутствия ярко выраженного суггестивного эффекта (слово = внушение) способна оказывать как положительный, так и негативный манипулятивный эффект. При этом манипулятивный эффект многократно усиливается с помощью телевидения, благодаря которому становится возможным оказывать влияние на многомиллионную аудиторию. Поэтому необходимо научиться не поддаваться манипулятивному влиянию со стороны телевидения, уметь им противодействовать, чтобы сохранить не затуманенное сознание с должным уровнем развития критичности левого полушария головного мозга, сознания, что достигается благодаря усилению действия т.н. цензуры психики, т.е. барьера критичности, стоящего на пути между мозгом индивида и внешней средой.

В современной науке существует достаточное количество исследований (А.В.Федоров, А.В.Шариков, И.В.Челышева, Н.Ф.Хилько, О.А.Баранов, С.Н.Пензин, Н.П.Рыжих, и др.) посвященных влиянию средств массовой коммуникации на сознание, но практически не изучено влияние на подсознание подростков и молодёжи, членов подростковых и молодежных общественных объединений. Притом что любая информация, в спектре действия которой оказывается человек - откладывается в подсознание, где формирует психологические установки и паттерны поведения (стереотипы), которые оказывают влияние на сознание, а значит информация, полученная с экрана телевизора, фактически моделирует социальную адаптацию подростка и молодежи в обществе. Кроме того следует констатировать, что телевизионные передачи провоцируют психику подростков и молодежи (через задействование в т.ч. и архетипических составляющих коллективного бессознательного), и тем самым, вызывая протест на бессознательном уровне психики, являются причинами различных проявлений протестных отношений, выражающихся в повышении агрессивности подростков и молодежи и прочих анти-социальных явлений деструктивной направленности.

Однако информации в первую очередь принадлежит положительная роль. Человек рождается с доминирующим правым полушарием головного мозга, т.е. любой ребенок намного ближе к природе чем взрослый, потому что мозг ребенка большей частью работает в режимах деятельности бессознательного, а сознание ребенка пребывает главным образом в трансовых или полутрансовых состояниях (тех состояниях, которые специально добиваются, например, в гипнозе наяву для погружения психики человека в транс и благодаря чему достигается наивысшая внушаемость). Подаваемая на фоне транса информация прочно закрепляется в подсознании в виде психологических установок и формирует паттерны поведения в бессознательном.

В свою очередь формирование установок и паттернов оказывается возможным благодаря предварительному возбуждению в коре головного мозга и торможению в коре головного мозга (с блокировкой почти всех участков мозга, кроме одного, когда гипнотик слышит только голос гипнотизера); кроме того, как мы полагаем, новые доминанты, установки и паттерны поведения помимо уже известных механизмов возникновения, появляются вследствие усиления раннее уже имеющихся полу-доминант, полу-установок и полу-паттернов. Становится возможным так от того, что в подсознании, ко времени попадания туда новой информации, могут уже иметься определенные, ранее сформированные полу-доминанты, полу-установки, полу-паттерны. В итоге, новая информация способна или сразу формировать психологические установки в подсознании и переходить в паттерны поведения бессознательного или же может предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном, т.е. в этом случае новая, вновь поступающая информация дополняет раннее существующую, а значит и образуется (доформировывается или формируется, в зависимости от силы совпадающих кодировок сигнала в прежней и новой информации) новый архетип, причем исключительно в личном бессознательном.

Кроме того, в психике человека, помимо того что постоянно формируются новые и усиливаются раннее существующие доминанты, установки и паттерны, происходит постоянное формирование новых архетипов (в личном бессознательном).

По нашему мнению, архетипы присутствуют не только в коллективном бессознательном, но и в личном. Как образуются архетипы личного бессознательного? В свое время, попавшая в мозг информация, не послужила образованию полноценных доминант, установок и паттернов поведения, но как бы наметила их формирование. В результате произошло образование полу-доминант, полу-установок, полу-паттернов поведения, которые остались как бы на поверхности личного бессознательного, на границе между сознанием и бессознательным, т.е. не были окончательно вытеснены в глубины памяти, но создали определенный код.

В последующем, при поступлении информации схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, т.е. связей между нейронами мозга), раннее полусформированные полу-доминанты, полу-установки и полу-паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании -- полноценные установки переходящие в паттерны поведения; в этом случае доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением, служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление соответствующих мыслей у индивида, которые в последующем переходят в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.

Таким образом, новая информация, поступаемая в мозг и в психику в результате отражения (важной функции сознания), может как сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, так и может предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном подкрепленном схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее у подобной информации не хватило силы для формирования отдельного архетипа (поэтому был сформирован полу-архетип). Теперь же, вследствие повторения сигнала, старый сигнал усиливается (в результате дополнения новой информацией старой), а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетип личного бессознательного).

Следует обратить внимание, что если ребенок не будет получать информации, его мозг будет не развит, поэтому получится психически отсталый человек. Поэтому в настоящее время возникла исключительная необходимость подготовить детей и подростков к восприятию различной информации, полученной со стороны телевидения, научить делать анализ подобной информации, осознавать последствия воздействия подобной информации на психику. С учетом манипулятивного воздействия телевидения важным является выработка в процессе воспитания и обучения механизмов сознательно-бессознательной саморегуляции для противодействия манипулятивного воздействия со стороны телевидения. Данная задача решена нами в представляемом методе Анти-Манипуляций, или Методе Анти-М.

"Метод Анти-М" представляет собой метод сознательно-бессознательной саморегуляции человека в условиях манипулятивного влияния телевидения.

Подобное влияние оказывается как непосредственно от источника манипулятивного воздействия) на специалиста воспитания, так и передается от педагога к ученику или другому педагогу в процессе межличностных отношений (индуцируется в процессе заражения, подражания, внушения).

Благодаря Методу Анти-Манипуляций возможно защититься от манипуляций и самостоятельно контролировать наполняемость личного бессознательного (для этого используется разработанный нами "Метод ПИ"), в зависимости от необходимости ставя или снимая барьеры на пути информации, поступаемой из внешнего мира.

Основой метода является сознательно-бессознательная саморегуляция. На сегодняшний день в науке получили наибольшее распространение три основных понятия саморегуляции человека: 1) биологическая, 2) психическая или психологическая и 3) психофизиологическая.

1) Биологическая саморегуляция - это естественная способность человека автоматически сохранять внутреннюю стабильность благодаря скоординированным реакциям организма в условиях изменения окружающей среды.

2) Психическая саморегуляция - это сознательное моделирование действительности индивидом в процессе погружения в транс и воздействия на бессознательное психики.

3) Психофизиологическая саморегуляция - является формой взаимодействия биологических структур и на основе принципа обратной связи обеспечивает поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей организма.

Вместе с тем, нами было установлено, что существует еще одна форма саморегуляции, сознательно-бессознательная. Т.е. к существующему понятию саморегуляции, как естественному процессу функционирования мозга при анализе информации из внешнего мира, мы добавляем стадии саморегуляции как адаптации информации в психике, так и стадии обучения способу сознательно-бессознательной саморегуляции. Поэтому "Метод Анти-М" - это способ развития сознательно-бессознательной саморегуляции как способности к противодействию любого манипулятивного влияния человека.

Мы можем говорить, что сознательно - бессознательная саморегуляция - это врожденная или приобретаемая способность человека избирательно реагировать на источник информации, т.е. проводить верификацию поступающей или принимаемой информации (распределяя информацию на полезную и не нужную) и исключать манипулятивное влияние на подростка и педагога как самой информации, так и источника данной информации.

Развитие сознательно - бессознательной саморегуляции - это непрерывный и последовательный процесс, состоящий из трех стадий проявления, формирования и совершенствования способности личности к саморегуляции, когда каждая последующая стадия является дополняющей по отношению к предшествующей.

Процесс развития сознательно-бессознательной саморегуляции включает три стадии обучения саморегуляции как адаптации информации в психике, так и стадии обучения способу сознательно-бессознательной саморегуляции. Это следующие стадии: бессознательная, сознательная, сознательно-бессознательная. Кратко рассмотрим эти стадии (более подробно процесс обучения мы рассматриваем ниже, в разделе: методика).

1) Сознательное противодействие манипуляциям.

В этом случае в отборе, верификации, поступаемой информации участвует исключительно сознание, через приобретенные индивидом знания по психо-технологиям манипулятивного воздействия на психику согласно программе курса С.А.Зелинского "Теория и методика манипулятивного воздействия на психику индивида и масс".

2) Автоматически-Бессознательное (или условно-рефлекторное) противодействие.

В этом случае противодействие манипуляциям осуществляется вследствие перевода раннее полученных знаний в устойчивые навыки, когда включение механизмов защит осуществляются без участия сознания, т.е. бессознательно.

3) Сознательно-бессознательный анализ поступаемой информации.

В этом случае по-прежнему используется бессознательный анализ поступаемой информации, что значительно ускоряет процесс верификации, отбора, информации на полезную и не нужную, но при этом, так как со временем меняется характер поступаемой информации и может появляться информация, раннее не знакомая индивиду, происходит периодическое включение сознания; это необходимо для осуществления сознательного отбора вновь поступаемой информации и ее оценке; при этом часть информации, уже известной, будет анализироваться бессознательно; поэтому третий этап развития способностей к противодействию был назван нами сознательно-бессознательным, и представляет собой высший этап развития способности к преодолению манипулятивного влияния информации, поступающей со стороны внешнего мира посредством саморегуляции.

Таким образом, сознательно-бессознательная саморегуляция характеризует собой "Метод Анти-М" и является:

а) способностью психики индивида противостоять любого рода манипулятивному влиянию из внешней (окружающей) среды;

б) включает в себя как естественные защитные механизмы от манипулятивного воздействия, так и формируемые в процессе обучения и воспитания;

б) развитию сознательно-бессознательной саморегуляции способствует метод обучения и воспитания С.А.Зелинского.

Алгоритм преодоления манипуляций по "Методу Анти-М" ("Метод Анти-Манипуляций Зелинского") заключается в развитии, формировании и совершенствовании способности человека к саморегуляции на трех стадиях обучения саморегуляции : сознательном противодействии манипуляциям, бессознательном противодействии, и сознательно-бессознательном анализе поступаемой информации.

Показателями развития сознательно-бессознательной саморегуляции являются процессы и состояния, действия и личностные отношения, которые проявляются, формируются и совершенствуются на разных стадиях развития способности личности к саморегуляции. А именно: показателями первого этапа (сознательная саморегуляция) являются три вида показателей: а) Естественные (природные, т.е. генетически заданные). Состояние: отношение, б) Искусственные (сформированные в процессе обучения и воспитания). Состояние: формируемые, в) Комплексные (т.е. как совокупность естественных и искусственно сформированных). Состояние: личностное отношение.

Признаками развития сознательно-бессознательной саморегуляции являются характеристики уровня развития способности к саморегуляции, как составляющие характеристики того или иного показателя на стадиях развития сознательно-бессознательной саморегуляции личности.

Уровнями развития сознательно-бессознательной саморегуляции являются характеристики степени сформированности процессов или состояний, действий или личностных отношений как характеристики качества способности личности к саморегуляции.

Условиями развития сознательно-бессознательной саморегуляции являются явления, которые способствуют наиболее интенсивному проявлению, развитию, формированию и совершенствованию способности личности к саморегуляции.

В итоге мы можем говорить, что "Метод Анти - М Зелинского" - это цикличный процесс обучения и воспитания, включающий в себя три этапа создания условий для развития способности личности к саморегуляции, которые соответствуют трём стадиям естественного развития сознательно-бессознательной саморегуляции.

 

Методика.

Разберем подробно как происходит обучение методу сознательно-бессознательной саморегуляции на трех стадиях обучения.

Процесс обучения методу "Анти-М" состоит из трех основных пунктов:

1) Лекционные занятия.

На данном этапе происходит процесс обучения по психологии манипулирования, согласно программе курса С.А.Зелинского "Теория и методика манипулятивного воздействия на психику индивида и масс".

2) Дистанционное обучение.

На данном этапе происходит корректировка процесса обучения посредством сети Интернет, и включает в себя также индивидуальную разработку и корректирование механизмов противодействия конкретного педагога в условиях, как его профессиональной деятельности, так и имеющегося у него опыта и знаний.

3) Семинары.

Данный этап необходим для проверки закрепления материала, работы над ошибками, разрешения возникших вопросов, составления дальнейшего плана работы по методу противодействия манипуляциям "Методу Анти-М", обмена опытом различных педагогов, работающих по методу "Анти-М" и др.

 

Рассмотрим более подробно методику обучения на трех стадиях формирования "Метода Анти-М".

1) Сознательное противодействие манипуляциям.

Обучение на первом этапе состоит из циклов специализированных курсов (в виде лекций и семинаров различных форм обучения) по основам общей психологии, психофизиологии, глубинной психологии, психоанализу, гипнологии, по основам массовой психологии и манипулятивного воздействия на психику индивида и масс, по политологии, истории, литературоведению, медиаобразованию (медиапедагогике) и т.п.

На данном этапе учащийся:

а) изучает основы функционирования мозга при восприятии информации из внешнего мира; изучает структуру психики, роль подсознания в оценке восприятия информации, законы массовой психологии и проч. законы психической деятельности человека, законы психики;

б) овладевает навыками информационно-психологического воздействия, внушения, манипулирования психическим сознанием индивида и масс, психо-технологиями гипнотического воздействия в бодрственном состоянии психики и т.п. возможностям воздействия на психику другого человека);

в) формирует ценностные жизненные ориентации (положительные ценностные жизненные ориентации - как основа воспитания);

г) закрепляет положительные психологические установки в подсознании; установки, направленные на формирование посредством воспитания положительных личностных качеств в человеке;

д) рассматривает способы анализа медиатекстов ( т.е. продукции телевидения, радио, прессы, кинематографа, интернета, рекламы и т.п. ), изучает основы теории средств массовой коммуникации в т.ч. с теоретически-практическими занятиями по организации и функционирования газет, журналов, передач по ТВ и проч.; на примере необходимо показать механизмы деятельности того или иного СМИ, с закреплением теоретической базы самостоятельным выполнением (под руководством специалиста в той или иной области СМИ) задания по созданию медиатекста и т.п. Например , несколько человек могут быть объединены в единый штат воображаемой редакции, где каждый последовательно выполнит роль корреспондента, редактора, и проч.); в теоретической части допустимо рассматривать различные виды СМИ как единого целого средств массового психического воздействия, с последующим подробным рассмотрением особенностей влияния на массовое психическое сознание отдельных направлений СМИ;

е) выявляет особенности восприятия психикой информации, полученной посредством аудиально-визуального контакта (т.е. суггестивный эффект телевизионного и радио сигнала, печатного слова, и т.п.). На данном этапе должна происходить расшифровка механизмов влияния на подсознание, следствие подобного влияния, примеры такого влияния и т.п.;

ж) вскрывает в результате совместного просмотра и последующего обсуждения с другими участниками коллектива ( группы, сообщества, движения и т.п.) под руководством опытного педагога механизмы манипулятивного воздействия сообщений СМИ (печатных, электронных), выпусков новостей, телепередач, художественных и документальных фильмов и т.п.; проводит анализ увиденного в свете раннее изученных теорий глубинной психологии и т.п. Преподаватель на этом этапе должен показать, какие приемы используют СМИ (на примере сообщений из газет, журналов, телевидения) для того, чтобы добиться различного результата (например, скрыть при подаче СМИ важную информацию или приумолить ее значимость, переключив внимание зрителя, слушателя, читателя, и т.п. манипулятивные механизмы СМИ);

з) получает представление о способах провоцирования ( вызывания) в психике индивида (зрителя, читателя, слушателя...) невротической симптоматики (депрессия, беспокойство, чувство вины, тревожность и т.п.) путем направленности воздействия на активацию трех главных инстинктов манипулятивного воздействия:

--Страх-Невроз. Подчинение психики в этом случае происходит путем предварительной провокации страха или невроза и последующим предоставлением варианта избавления от страха-невроза. Такое избавление заключается в подчинении манипулятору (выполнении его требований);

-- Секс-Любовь. Манипулятивное воздействие происходит путем провокации чувства влюбленности или активации сексуального желания, или, например, путем угрозы воздействия на предмет любви или сильной привязанности: человек может быть сильным и стойким во всех отношениях и не подвластен никакому давлению и угрозам извне, но если возникнет угроза человеку которого он любит (мама, жена, ребенок, собачка и т.п. ), такой человек окажется бессилен;

-- Деньги-Власть.

Данная категория объединяет все, что связано с личным материальным и нематериальным обогащением. К материальному относят деньги и богатство: золото, машины, квартиры и проч., к нематериальным - то что не осязается как богатство, но или дает возможность заработать капитал или нажить богатство (карьера, например), или само по себе приносит богатство (власть, например).

Практически любого человека можно купить (деньгами, подарками, вниманием, помощью в карьерном росте, заботой о близких этого человека, и т.п.)

Вопрос в том, что помощь может быть предложена не конкретно в какой-то валюте, а, например, в качестве услуги, помощи или содействии в каком-либо мероприятии, и проч. и проч. и проч.

Иногда важно от кого будет принята подобная "помощь", как она будет оформлена, и т.д. и т.п. При этом часто действуют через "третьи руки" в решении какого-то вопроса, нужного человеку, и проч.

Манипуляции очень часто применяются в жизни. Часто происходит так от того, что у любого человека есть какой-то пунктик, воздействуя на который злоумышленники добиваются осуществления над этим человеком манипулятивного воздействия.

Другой вопрос, как будет осуществляться это воздействие: мягко и ненавязчиво или нагло и уверенно, это уже зависит от предварительного сбора информации об этом человеке: выявлении его связей, привычек, предпочтений, настоящих и прежних знакомств, нежелательных контактов, компрометирующих данных, способных испортить отношения со значимыми для данного человека лицами, порочащих материалов, способных помешать карьере, очерняющих материалов на близких для объекта лиц, скандальных фактов, способных загубить личную жизнь или карьеру, установление людей, которым по мнению объекта нежелательно знать о нем некоторые данные, и т.д. и т.п.

Таким образом, при воздействии на психику используют три основные составляющие: страх, любовь, и деньги. При этом иногда используют более избирательные подходы, например при ориентации на не на чувства, а на разум. В этом случае подчинение человека происходит путем методов воспитания, образования, психологических установок, воздействия на принципы, убеждения, верования, идеалы и проч., т.е. на интеллектуально развитых людей рекомендуется воздействовать схемами, графиками, таблицами, ссылками на авторитетных ученых, и т.п.

и) запрещает себе просмотр телепередач сразу после пробуждения (в этот момент, в т.н. просоночные состояния, максимально снижен барьер критичности, а значит вся поступаемая в мозг информация из внешнего мира прочно откладывается в подсознании в виде психологических установок );

к) дозирует получения информации получаемой от СМИ (главным образом от телевидения ) на протяжении периода бодрствования (отбирает передачи позитивного содержания, исключает рекламу, смотрит телепередачи, несущие в себе положительную образовательную нагрузку и проч.) и исключает получение информации во время сна (например, нельзя засыпать при включенном телевизоре или радио, потому что во время сна отключена цензура психики, и вся информация впитывается в подсознание, закрепляясь там в виде установок и формируя в последующем паттерны будущего поведения человека, проявляющиеся в совершении поступков в период бодрствования);

л) проводит избирательный отбор информации, поступаемой в мозг перед сном (состояния перед засыпанием характеризуется резким снижением активности цензуры психики, а значит информация в данном случае сразу проходит и откладывается в подсознании, что заметно, например, по характеру сновидений).

м) воспитывает волю, развивает интеллект, получает знания.

Воля - это основная категория сознания. Именно воля позволяет в короткий срок избавиться от проблем . Например, с помощью подавляющего большинства психотерапевтических методик можно избавиться от тревоги и прочей негативной симптоматики в течении многих недель, месяцев и даже лет лечения. А с помощью активации воли (например, посредством гетеро-внушения или ауто-внушения, самовнушения) подобный эффект в ряде случаев достигается за один сеанс, т.е. раз и навсегда. С пожизненным закреплением установок.

Человеку, обладающему сильной волей, необходимы будут только интеллект и соответствующие знания, получаемые в процессе воспитания и образования, чтобы человек знал, на что он должен воздействовать своей волей. Поэтому воле, интеллекту, и знаниям уделяется наиважнейшее значение. Воля, интеллект, знания. Знания о психо-технологиях манипулятивного воздействия, воля, чтобы дать себе сознательную установку противостоять подобному влиянию, и интеллект, чтобы контролировать бессознательное и сделать выбор в пользу формирования позитивных ценностных жизненных ориентаций.

н) идеологическое воспитания.

В этом случае воспитание человека, проникнутого какой-либо важной идеей главным образом в результате соответствующего идеологического воспитания, приводит к возможности противостоять любому влиянию со стороны (подчиняясь только влиянию со стороны т.н. "духовных" учителей).

о) формирует в себе сверхличность, "избранность", ярко выраженные лидерские качества (уверенность в себе, самоуважение, лидерство во всем, самостоятельность мышления, отличие от других, ощущение сверхчеловека и т.п. ), а также обязательное стимулирование (т.е. подкрепление сформированного мнения соответствующими психологическими приемами) его "избранности" различными материальными и духовно-ритуальными составляющими (звания, должности, значки, памятные подарки, и т.п. материальная и духовная градациями стимулирования). На этом этапе человек ( например, участник массообразования какой-либо идейной направленности) должен ощущать "духовное" единство с другими участниками данного массообразования и чувствовать собственное отличие от тех, кто не состоит в данном массообразовании, а также воспитывать в себе ощущение "сверхчеловека" и развивать лидерские качества (самостоятельность мышления, волю, характер, исключительную уверенность в своих силах и осознание правоты в мыслях и поступках, и т.п.).

 

2) Автоматически-Бессознательное (или условно-рефлекторное) противодействие.

В этом случае противодействие манипуляциям осуществляется вследствие перевода раннее полученных знаний в устойчивые навыки, когда включение механизмов защит осуществляются без участия сознания, т.е. бессознательно.

На данном этапе предполагается что человек освоил воспитательно-образовательные требования предыдущего этапа, а значит в результате совершенствования навыков, изложенных в первом этапе, в психике индивида происходит закрепление вышеизложенных навыков в подсознании (процесс научения), и появляется возможность воспринимать и верифицировать информацию, поступаемую с внешнего (окружающего) мира: от других индивидов, от СМИ и СМК, и т.п. автоматически-бессознательным (условно-рефлекторным) способом.

Согласно данному способу в обработке новой (вновь поступающей) информации (а новая информация, напомним, поступает постоянно в течении периода бодрствования индивида) в обработке такой информации уже участвует не сознание, а подсознание. Таким образом вновь поступаемая (новая) информация будет анализироваться мозгом автоматически-бессознательно, т.е. без видимого участия сознания информация автоматически отбираться на позитивную (необходимую для индивида с учетом его общих знаний, полученных в процессе обучения, образования, воспитания, жизненного опыта и т.п.) и негативную (не отвечающую требованиям необходимости присутствия в памяти; такая информация будет тут же и автоматически забываться).

 

3) Сознательно-бессознательный анализ поступаемой информации.

В этом случае по-прежнему используется бессознательный анализ поступаемой информации, что значительно ускоряет процесс верификации, отбора, информации на полезную и не нужную, но при этом, так как со временем меняется характер поступаемой информации и может появляться информация, раннее не знакомая индивиду, происходит периодическое включение сознания; это необходимо для осуществления сознательного отбора вновь поступаемой информации и ее оценке; при этом часть информации, уже известной, будет анализироваться бессознательно; поэтому третий этап развития способностей к противодействию был назван нами сознательно-бессознательным, и представляет собой высший этап развития способности к преодолению манипулятивного влияния информации, поступающей со стороны внешнего мира посредством саморегуляции.

 

Таким образом в результате обучения по нашему методу, индивид будет анализировать и при необходимости усваивать любую новую в режиме сознательно-бессознательной саморегуляции, а значит уверенно сможет:

а) препятствовать деятельности манипуляторов, пытающихся манипулятивными технологиями навязать ему ложное мировоззрения;

б) освободить сознание для занятий другой деятельностью (попутно с просмотром ТВ-передач возможно - без опасности что информация с телеэкрана войдет в подсознание в виде психологических установок - попутно заниматься другими делами, как это принято в России, т.е. принимать пищу, готовить, стирать, и т.п.);

в) автоматически пополнять личное бессознательное путем постижения (запоминания) больших потоков любой информации с одновременным ее анализом (верификации новой информации благодаря предварительно переведенной в сознательно-бессознательный режим "цензуры" психики).

г) понимать и при необходимости корректировать собственное поведение при коммуникативных контактах (зная, какие передачи смотрят люди, мы узнаем закладываемые СМИ в подсознание таких людей коллективные установки).

Причем данный пункт становится также важен в воспитании молодежи, так как зная рейтинговые молодежные программы становится не только выяснить какие установки СМИ заложила в подсознание той или иной "целевой аудитории" данной передачи, но и используя подобные знания о содержании бессознательного - скорректировать методы воспитательного воздействия, например, на базе уже имеющихся установок - сформировать новые, заменив одни доминанты, установки и паттерны - на другие, отвечающие требованиям идеологического воспитания в духе, например, патриотизма, уважения к старшим, стремления к знаниям, избавления от употребления алкоголя и наркотиков, антисоциального поведения и т.п.

Другими словами, зная содержание подсознания конкретной целевой аудитории - появляется возможность выработать механизмы воспитания человека, механизмы, основанные, например, на появляющейся после анализа-просмотра той или иной телепередачи информации о предпочтениях и интересах конкретной целевой аудитории; при этом в случае телевидения - подобным образом возможно выявить установки, закладываемые в подсознании зрителей данной телепередачи, с последующим изменением (корректированием) подобных установок в воспитательно-позитивном ключе, направленном на формирование других (новых) ценностных жизненных установок, уже положительных в отличие от полученных в результате просмотра отрицательных; тем самым мы изменяем ценностные жизненные установки человека и перевоспитываем человека.

Таким образом мы можем говорить, что "Метод Анти - М" Зелинского позволяет:

1) исключить любое манипулятивное воздействие информации, поступающей от любого источника.

2) отбирать из любой информации, поступающей из внешнего (окружающего) мира только те смысловые оттенки, которые необходимы конкретному человеку в конкретный период времени и на конкретном этапе его развития.

3) в минимально сжатые сроки создать оптимальные условия для развития сознательно-бессознательной саморегуляции у педагогов и воспитанников.

 

 

"Метод сознательно - бессознательной саморегуляции" С.А.Зелинского

 

"Лучшее, что можно сделать для людей, - это научить их самим себе помогать". Личность представляет собой не просто некий индивидуальный синтез природных способностей и "органов" общественной жизни, она включает в себя и представления о личностном уровне управления, саморегуляции своих способностей, потребностей, чувств, упорядочивание всех моментов жизнедеятельности".

И.Г. Песталоцци

 

"Дети всегда находятся и тем более чем моложе в том состоянии, которое врачи называют первой степенью гипноза. И учатся и воспитываются дети благодаря этому состоянию (эта их способность ко внушению отдает их в полную власть старших, и поэтому нельзя быть недостаточно внимательными к тому, что и как мы внушаем им). Так что учатся и воспитываются наши люди всегда только через внушение, совершающееся двояко: сознательно и бессознательно".

Л.Н.Толстой.

"Манипуляции, внушение, информационно-психологическое воздействие, гипноз наяву и т.п. - синонимические понятия одной теории: управление психикой человека. Знание и изучение механизмов такого управления является самым эффективным на сегодняшний момент способом противодействия манипуляциям психическим сознанием индивида и масс".

С.А.Зелинский

Роль информации в ХХ1 веке значительно увеличилась. Помимо информации, которую человек получает посредством коммуникативных контактов (общения со сверстниками, в семье, в школе, и т.п.), превалирующую роль в получении различного рода информации оказывают СМИ, и особенно телевидение. По данным национального союза семейных ассоциаций несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа с родителями, 850 часов - с учителями, и 1 400 часов -- с экранными медиа.

При этом роль информации двояка. С одной стороны ребенок не способен стать полноценным гражданином общества без получения и обмена информацией при коммуникациях (общении). С другой стороны, информация, из-за присутствия ярко выраженного суггестивного эффекта (слово = внушение) способна оказывать как по



2016-01-26 465 Обсуждений (0)
II. Специальные методические приемы и правила 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Специальные методические приемы и правила

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (465)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)