Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского



2016-01-26 8347 Обсуждений (0)
Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского 0.00 из 5.00 0 оценок




Дмитрий Борисович Кабалевский всегда подчёркивал необходимость специальной работы по духовному становлению личности ребёнка: «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни… Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира…». Во всей программе огромна направленность на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры.

О том, что настало время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования уроков пения в уроки музыки. Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Уроки музыки ставят перед собой задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Программа опирается на все самое ценное, что накоплено в теории и практике музыкальной педагогики. Например, на музыкально-педагогические воззрения Б.В.Асафьева: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Так же взгляды и убеждения В.А.Сухомлинского – его безграничная вера в духовные силы детей и подростков. Так же методические находки В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской повлияли на разработку программы.

Перед школой встали значительно более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в школе в полной мере выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных знаний в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

Чтобы заинтересовать и увлечь школьников музыкой, Д.Б.Кабалевский выстроил свою программу по тематическому принципу. Он подчеркивал, что учитель не в коем случае не должен разрушать его, так как именно в последовательном развитии определенных тем происходит усвоение предмета «Музыка». Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Темы четвертей последовательно раскрывают тему учебного года. Все побочные, проходящие темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тему уроков учитель определяет сам, но они раскрывают тему четверти.

Музыкальные произведения программы можно рассматривать как примеры, поясняющие тип, характер и степень сложности музыки. Музыкальные примеры учитель может выбирать сам. Но они должны быть художественными и увлекательными для детей и педагогически целесообразными, должны выполнять воспитательную роль. Т.о. – тематизм – это принцип и основа построения системы музыкальных занятий и конкретного урока. Примеры: Второй класс (Первый по Кабалевскому), тема: «Три кита» в музыке - песня, танец и марш. Вторая четверть – О чем говорит музыка? Третья – Куда ведут нас «Три кита»? Четвертая – Что такое музыкальная речь. Т.е. – определение основных жанров, из которых вырастает вся музыкальная культура, рассуждение о содержании, определение более крупных форм, вырастающих из этих простых, изучение внутренних составляющих этих форм.

При таком построении программы усвоение материала идет гораздо успешнее. Учителю и учащимся легче отделить главное от второстепенного, общую закономерность от частного случая. Становится не столь уж важным, сколько отдельных произведений, их названий и имен их авторов, сколько отдельных частных фактов запомнил учащийся. Важным становится то, насколько уверенно он почувствовал и понял основную тему.

Во всем глобальном тематическом построении идет опора на реальный жизненный опыт ребенка. Это вызывает веру в самих себя, уважение к самим себе и доверие к учителю. Т.е. – знакомые песни, танцы и марши перерастают постепенно во все песни, танцы и марши на земле. Формируется в мышлении ребенка процесс перехода песен, танцев и маршей в музыку, через определение её характера – танцевальный, песенный, маршевый. Опора на «трех китов» дает возможность уже с первого класса незаметно, без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие области оперы, балета, симфонии, кантаты. Музыка и жизнь – «сверхзадача», генеральная тема школьных занятий по музыке. Эта тема пронизывает весь тематизм программы, - всю программу. Весь музыкальный материал, все слова учителя должны быть направлены только на это. Изучая музыку, ребята уже с первых уроков почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

Восприятие музыки первоклассниками, учащимися по программе сразу же становится активно-творческим, аналитическим. Ведь учитель предлагает им послушать не песню, не марш, не танец, а музыку вообще. Ребята должны сами услышать и определить характер этой музыки и принадлежность ее к одной из 3-х основных областей музыки. Восприятие музыки нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Активное восприятие – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Для этого в программе разработан закон слушания музыки.

Отношение к оценке на уроке по программе.

Многие педагоги настаивают на расширении объема школьных программ по музыке, не без основания считая, что современные дети и подростки способны усваивать значительно более сложный материал, чем тот, который им предлагает сегодня школа. И, все-таки мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

Основные идеи программы:

1. Сделать опору на жанровый стержень. От знакомых песня, танец, марш до популярных.

2. Сделать в музыке атлас мира.

3. Дать логику познания музыки в темах четвертей.

4. Поставить урок музыки на определенную высоту.

5. Основа всей деятельности - музыкознание. Автор разработал систему ключевых и частных знаний и умений.

Музыкально-педагогическая система и программа по музыке Д. Б. Кабалевского – концептуальная основа программы по музыке для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с 12-летним сроком обучения.

  1. Экспериментальная программа «Искусство» - теоретическое осмысление и практическая апробация методических подходов к работе с детьми 6-летнего возраста. Вклад работы по программе в подготовку школьной реформы музыкального образования. (Гришанович Н.Н., Ященко В.Н., Н.Н.Александрова)
  2. Одна из современных программ (предпоследняя) по музыке для общеобразовательных школ в Республике Беларусь была утверждена в 2004 году. Научный руководитель программы – Н.Н.Гришанович, авторы – Н.В.Александрова, Т.А.Боровик, С.В.Лепешкин, А.И.Суханова, В.Н.Ященко.

Отечественный вариант системы Д. Б. Кабалевского. В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

Вхождение ребенка в музыку – это постепенное раскрытие его духовности, возвышение его чувств, приобщение к различным видам соинтонирования, наполнение «интонационного словаря» (Б.Асафьев), формирование ценностных отношений к музыке и жизни. Это раскрытие творческого потенциала личности, которое не сводится к усвоению музыкальных знаний, умений и навыков, но допускает их формирование.

В программе четко выражен педагогический взгляд на музыку. Музыка, как и другие виды искусства, в системе общего образования имеет особое предназначение духовного становления человека. Воздействуя интонационно на чувства, известные и неизвестные пласты человеческой психики, на человека в целом, музыка активно формирует взгляд человека на мир, его самосознание себя в мире, и его восприятие этого мира.

Духовные ценности, воплощенные в музыке – общечеловеческие и глубоко личностные одновременно. Передаются они только через сопереживание. Большое значение в этом процессе имеет явление катарсиса – эмоционального очищения и просветления души. До вершин катарсиса ведет целый путь – эмоционального и художественного развития личности. Поэтому важнейшая задача музыкального воспитания – развития художественного восприятия детей и воспитание эстетических чувств

Музыка так же – язык духовных отношений, владеть которым, нужно учиться. Это способ приобщения к общечеловеческому духовному опыту, который выражается в особенностях музыки народов мира. Формами приобщения является образно-творческая деятельность, собственная интерпретация образа музыкального произведения, исходя из особенностей его музыкального языка, личности композитора, исторических особенностей эпохи и традиций исполнительства.

В центре музыкально-воспитательного процесса в программе поставлена личность ученика. Это требует использования диалогичного постоянного подхода к преподаванию. В его основе лежит система связи музыкального произведения с культурой, с жизненным и художественным опытом ученика, его активной интонационной позиции на уроке. При диалогическом построении урока происходит становление индивидуальности личности в процессе совместного открытия знаний, многовариантного решения задачи, расширения личного опыта через соединение с опытом других и т.д.

Вводя учеников в мир музыки, важно не загружать их объемом знаний о ней, а постоянно включать их в систему её коммуникативных связей, проигрывать эти связи диалогичными различными способами – т.е. – вступать в контакт с автором, эпохой, исполнителем и т.д. Секрет воздействия музыки находится «на пересечении познания искусства и отношения с искусством» (А.Леонтьев)

Диалогический метод основан на: сопереживании, совместном поиске, совместном творчестве, художественном сходстве и контрасте, проблемности и поиске. Важнейшее средство диалогизации учебного процесса – это расширение его художественного пространства:

- разнообразие звуковой палитры выразительными шумовыми звуками, с помощью звучащих жестов, разговорного интонирования, свободного рисования голосом и т.д., т.е. - применение методики полиинтонирования, которая позволяет проинтонировать смысл музыки на параллельных художественных языках – жест, цвет, слова, мимика, рисунок. Сценическое действие и т.д.

- создание ассоциативной атмосферы на уроке с помощью разных видов искусства.

Это коренным образом меняет позицию учеников на уроке, они становятся субъектами образовательного процесса, активными участниками образно творческого процесса.

Отношение к музыковедческим понятиям

Имеющийся интонационный опыт детей постепенно должен обогащаться с помощью музыковедческих понятий. Они заложены в программу, но не статично, не как свод правил, а как путь «индивидуальных открытий», обоснованный жизненным и художественным опытом ученика. Например интонация – сначала в голосе, жесте движении человека, потом интонация как зерно музыкального образа, способное передать жест, движение, голос и т.д.

Стержень программы – тематизм, который выстроен в соответствии с логикой развития музыкального восприятия и мышления растущего ребенка. В основе тематики – система общих представлений о музыке, разработанная Д.Б.Кабалевским.

Художественный репертуар, включенный в программу, носит рекомендационный характер. Основное требование к репертуару – он должен раскрывать тему в разнообразных видах деятельности на уроке.

Основная форма организации музыкально-образовательного процесса – урок. Для современного урока музыки характерна целостная гибкая структура, с разнообразием художественных образов, видов музыкальной деятельности и эмоционально-образной драматургии. В соответствие с тематическим построением учебного материала выкристаллизовывается следующая типология урока:

- Уроки введения в тему;

‑ Уроки углубления и развития смысловых аспектов темы;

- Уроки обобщения темы;

- Уроки контроля освоения темы.

Каждый тип урока может быть воплощен в разные формы:

- проблемные и творческие уроки, уроки исследования и игры, уроки концерты, уроки спектакли, уроки загадки, уроки турниры, уроки экскурсии, путешествия, ярмарки, сказки и т.д.

- монографичные, интегрированные, панорамные уроки и т.д.

Важно, что бы каждый урок не только раскрывал тему четверти и её элементы, но и свою художественно-игровую форму, воплощенную в сценарии, эмоционально-смысловой драматургии урока-спектакля, который имеет сюжет, ролевой план и морально-эстетическую кульминацию.

Современный урок музыки строится по принципу эмоциональной драматургии художественных образов, сходству и контрасту художественно-педагогических ситуаций. Поэтому работа над каждым произведением ведется в разных видах деятельности. Тем самым воплощается методика «быстрого» ведения урока, когда одна учебная задача решается на разных художественных произведениях (контрастных, или похожих). Или на одном художественном материале решаются разные задачи в разнообразных видах деятельности. Большое значение имеет художественно-ассоциативная атмосфера на уроке, которая должна создавать необходимую психологическую атмосферу. Здесь помогут не только эмоционально-образная драматургия, но и профессионализм и артистизм учителя музыки.

Кабинет музыки. Достаточно просторное и эстетически оформленное помещение, которое находится вдали от столовой и физкультурного зала. Имеет приспособления для затемнения, и для занятий ритмикой. Кабинет должен быть оформлен и укомплектован звукопроизводящей и звукозаписывающей аппаратурой, видео- и экранными средствами, фонотекой, слайдотекой, детским инструментарием, учебно-методическим комплексом по музыке, фортепиано, народные инструменты и т.д.

Личность учителя. Творческая, с развитым внутренним миром, художественным мышлением, духовной культурой личность. Учитель – тонкий психолог, владеющий мастерством художественно-педагогических отношений, интеллигентный человек, широко образованный, современный, с активной жизненной позицией. Это носитель национальной, отечественной и мировой музыкальной культуры. Он должен быть выразительным, артистичным, владеть исполнительским мастерством, уметь преподавать свой предмет в условиях двуязычья.

Системная организация развития музыкального образования в форме таблицы:

 

Классы, часы 1-й класс 2-3 4-5 6-7
Этапы развития музыкального мышления учащихся Протоинтона-ционный (донотный) Музыкально-речевой (нотный) Композиции-онный Концептуаль-ный
Приоритетная позиция учащихся в обучении   Исполнитель → Композитор → Слушатель

 

Домашние задания по музыке: должны ориентировать слуховое внимание учеников на музыку, которая звучит во круг них. Иллюстрации, подбор и сочинение слов по ритму, музыкальная или пластическая импровизация, создание собственных либретто, рассказов, частушек и т.д. разработка исполнительского плана и т.д.

Оценка. Стимулирующая. В её основе – оценивание достижений ученика, его творческих проявлений. Она служи созданию «ситуации успеха».

- от 5 до 10 баллов;

- коллективная оценка;

- в 1 и 2 классах оценки нет;

- можно выставлять оценки не за четверть, а за полугодие.

Программа 2009г. - В основе тематического построения программы лежит разработанная Д.Б.Кабалевским система обобщенных представлений о музыке как важной части культуры общества и самоценном виде искусства. Тематизм программы структурирован в соответствии с логикой развития музыкального мышления и художественного восприятия учащихся.

Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, запечатленному в музыке, происходит в процессе общения учащихся с музыкальными произведениями. В процессе обучения учащиеся должны не только практически освоить интонационный язык музыки, но и приобрести коммуникативные умения, позволяющие вступать в диалог с художественным произведением, автором, эпохой.

Программа ориентирована на постепенное накопление учащимися опыта музыкально-художественной деятельности и его последующее обобщение с помощью вводимых музыкальных понятий. В свою очередь, освоение основных понятий и музыкальных терминов постоянно должно подкрепляться музыкальной деятельностью учащихся.

Программа предполагает использование различных видов музыкально-художественной деятельности. В сферу музыкально-художественной деятельности учащихся входят слушание, хоровое и ансамблевое пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, сочинение и импровизация, театрализация, ритмодекламация и др.

Художественный репертуар, представленный в программе, является примерным. Он является ориентиром для учителя в репертуарном оснащении предмета. При использовании репертуара следует руководствоваться принципом вариативности, позволяющим приблизить образовательный процесс к личности учителя и особенностям каждого класса.

С целью формирования гражданской культуры учащихся рекомендуется ежегодное обращение к «Дзяржаўнаму гімну Рэспублікі Беларусь»: в I-III классах – для слушания, в IV классе – для исполнения. При подборе музыкального материала для ознакомления учащихся с народными праздниками целесообразно учитывать региональные традиции.

В процессе реализации программы предполагается широкое использование следующих методов:

- художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

- интонационно-стилевого постижения музыки;

- перспективных и ретроспективных связей;

- игры;

- эмоциональной драматургии;

- художественного контекста.

Основной формой организации образовательного процесса является урок. Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, для которого характерна гибкая структура и наличие эмоционально-смысловой драматургии. В соответствии с тематическим построением учебного материала выделяются следующие типы уроков:

  • уроки введения в тему;
  • уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;
  • уроки обобщения темы;
  • уроки контроля усвоения темы.

Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.

Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.

 

4. Концептуальные идеи в музыкальной педагогике

Концептуальные идеи в музыкальной педагогике. Л.А. Баренбойм и его система основных идей для организации музыкального воспитания и образования. Концепции эстетического, художественного, музыкально-педагогического и музыкально-эстетического образования в Беларуси

(Н.Н. Гришанович, Т.П.Королёва, В.А.Салеев, В.Л. Яконюк и др.).

Реформирование системы эстетического образования в 2008 году (изменения в учебных планах школ, факультативная форма обучения музыке в старших классах).

Особенности организации общего музыкального образования на современном этапе.

Идеи общего музыкального образования стали активно выдвигаться в России еще во второй половине 19 века такими деятелями, как А.Н. Карасев, С.И. Миропольский, П.П. Мироносицкий, Д.Н. Зарин, М.А. Балакирев и др.

Одной из главных концептуальных идей, меняющих общее положение в музыкальном образовании являлась идея всеобщности музыкального воспитания: Музыкальное образование и воспитание – всем детям! Охватить всех детей без исключения!

С.И. Танеев выдвигал свою концепцию содержания музыкального образования для народной консерватории с обширным циклом дисциплин в центре которого лежит хоровое пение.

В середине ХХ века музыкант-педагог, общественный деятель и просветитель Л.А. Баренбойм (Лев Аронович Баренбойм закончил Московскую консерваторию по классу профессора Золотарева и вошел в историю музыкального искусства как искусствовед – практик, выдающийся ученый).

собрал и сформулировал более определенно целый ряд основных концептуальных идей, которые не потеряли актуальности и до наших дней. В главе «Основные тенденции музыкального воспитания в современном мире» своей книги «Путь к музицированию» он отмечал:

1. Музыкальное воспитание – всем детям!

2. Музыкальное образование для воспитания личности, для гармонии в человеке, для равновесия эмоционального и сознательного в пcихике человека. В век научно-технического прогресса нельзя недопонимать важности художественного образования в развитии личности.

3. Идея изучения репертуара во всей его полноте: народной музыки, классической и современной, притом разных народов мира.

4. Главным ориентиром в образовании считал развитие способностей человека.

5. Творчество при этом, является главной задачей музыкального обучения и воспитания.

Если говорить другим языком стр. 69. книги Т.П. Королевой «Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование»).

К концу ХХ века в Беларуси появился целый ряд документов, которые так и называются - концепции:

1.Салеев В.А. Концепция эстетического образования.

2.Гришанович Н.Н. Концепция музыкально-эстетического образования, позднеее - концепция музыкального образования в 12-летней школе республики Беларусь.

3.Романенко Л.Е., Королева Т.П., Гришанович Н.Н. и др. Концепция художественного образования республики Беларусь.

4. Яконюк В.Л. Концепция музыкально-педагогического образования.

5. В Минске издана концепция Медушевского В.В. «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства».

6. Бергер Н.А. Современная концепция и методика музыкального образования. (Санкт_Петербург).



2016-01-26 8347 Обсуждений (0)
Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (8347)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)