Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Парадигма, построенная по координатам «устная/письменная»



2016-01-26 917 Обсуждений (0)
Парадигма, построенная по координатам «устная/письменная» 0.00 из 5.00 0 оценок




и «естественная/«искусственная» (искусная) речь

  Устная Письменная
Естественная ЕУР . естественная устная речь ЕПР . естественная письменная речь
Искусственная ИУР . искусственная устная речь ИПР . искусственная Письменная речь

 

Что же касается естественной письменной русской речи (ЕПР), то она гораздо

меньше привлекает внимание исследователей и остается малоизученной, и одной из причин такого положения является все еще бытующее среди лингвистов наивное представление о ЕПР как вторичной, отражательной по отношению к устной речи форме.

 

Признаки ЕПР:

1.письменная форма,

2.спонтанность,

3.непрофессиональность исполнения

Первый признак . письменный способ воплощения . отличает этот вид речевой

деятельности от ЕУР. Остальные признаки . спонтанность и непрофессиональность исполнения

-объединяют ЕПР с естественной устной речью, но отличают ее от двух других разновидностей ИПР и ИУР. . ЕПР же характеризуется

спонтанностью изложения, хотя определенная подготовленность текста в какой-то мере может иметь место, например, при составлении заявления, объявления, объяснительной, автобиографии, письма в редакцию . всего того, что граничит с официально-деловой, газетно-публицистической, художественной речью. Профессиональность исполнения ИПР предполагает подготовленность

автора к выполнению этого вида деятельности (следовательно, обученность определенным традиционным способам и приемам, выработанным предыдущими поколениями), во-вторых, этот вид деятельности должен быть источником дохода автора, он должен выполнять чей-то заказ, то есть исполнять чужую волю, чужую интенцию, чтобы ему заплатили за работу. Специальная подготовка и плата за выполнение письменно-речевой деятельности отсутствует в

ЕПР, в которой выполняется своя воля, реализуется своя интенция, она совершается под влиянием возникшего внутреннего побуждения. Все это отличает ЕПР от ИПР более непосредственной связью отправителя и адресата, что сближает ЕПР с устной речью.

Разновидности, жанры и поджанры ЕПР находится пока на уровне

интуитивного подхода. Настоящее время идет эмпирический

сбор материала, который подается в списочном порядке - объявление, открытка, письмо,записка, компьютерная переписка «чат»; телеконференции Фидонет; современные граффити (настенные, аудиторные, подъездные, лифтовые, сортирные, «наскальные»); рукописный альбом, рукописный журнал, разные виды «поздравлений» (коллаж, альбом, рукописные виды открыток, гравировка и надписи на подарочных вещах, на фотографиях и пр.), мемуары,

дневник, автобиографические записки, рукописная родословная, поздравительный, памятный, «дембельский» альбом; автобиография, заявление, объяснительная; записи на доске, шпаргалка,

разные виды конспектов, контрольные работы, сочинения, изложения, черновики; вахтовый журнал, журналы дежурств, книги отзывов и предложений; записная книжка, перекидной календарь с записями, еженедельник; хозяйственные расходные записи, планы, тетради рецептов; заговоры, молитвы; «последняя обложка тетрадей», спонтанно-рефлекторные

записи, детские «каракули» и многое другое, невыявленное, неописанное и . главное не осмысленное как специфический объект лингвистики.

 

В основу коммуникативно-семиотической модели ЕПР положены два основных

взаимодействующих признака: 1) коммуникативность всех элементов модели и 2)

материальность, «вещественность» формальной стороны знака.

Характер коммуникативности ЕПР сближает ее с естественной звучащей речью. Но между ними имеется и существенное отличие, заключающаяся в том, что коммуникация в ЕПР непрямая: между написанием сообщения и получением ее адресатом имеется временной «зазор», больший или меньший2. Это важнейшая коммуникативно значимая характеристика ЕПР: в этот«зазор» потенциально может «втиснуться» другой, «незапланированный» и «неотслеженный»

коммуникант (в качестве соавтора, «со-адресата» или другого участника), и ход коммуникации может выйти из-под контроля, получить непредсказуемое развитие: записка, письмо, дневник, конспект и пр. могут быть прочитаны, в них может быть дописано или вычеркнуто что-нибудь. Результат всей коммуникации может

оказаться неожиданным, он может смоделировать иной «возможный мир», чем тот, на который рассчитывает Автор.

В модель ЕПР мы включаем особый конституирующий элемент . «ход

коммуникации».

Второй важнейшей специфической чертой, отличающей ЕПР от звучащей речи, является материальная, вещественная субстанция (субстрат) «носителя знака».

Художественные, газетно-публицистические, научные, официально-деловые, коммерческие (рекламные) тексты не имеют той почти органической связи с материальным субстратом, на котором начертаны знаки, как в ЕПР. Открытка пишется на специализированных «бланках», на которых регламентировано и место расположения, и допустимый объем информации, и сама

«открытость» текста, и социокультурно обусловленные тематика, стиль и структура (необходимые составляющие речевого жанра по

Бахтину ). Причем все это связано в неразрывное целое, так же как случайным, часто «отрывочным» характером бумаги для записки, размером парты или лифтовых стен обусловлен во многом содержательный и стилистический признак этих жанров.

Коммуникативно-семиотическая модель ЕПР имеет цель учесть максимальное число элементов ситуации, конституирующих ЕПР и являющихся факторами ЕПР. Поэтому мы назвали их термином «фациенты»3. К фациентам относятся субстанциональные участники письменно-речевого акта (основные из которых . актанты) и несубстанциональные компоненты.

Модель ЕПР конституируют следующие фациенты.

Субстанциональные:

1) Автор(кто?);

2) Адресат (кому?);

3) Знак - Диктумно-модусное содержание (что?);

4) Орудие и Средство (чем?);

5) Субстрат - Материальный носитель знака (на чем?);

6) Место расположения Знака - Носитель субстрата (в чем?, на чем?). Несубстанциональные фациенты:

1) Цель -Коммуникативно-целевой фациент (зачем?);

2) Графико-пространственный параметр Знака (как?);

3) Среда коммуникации (где?), в которую, включаются потенциальные соавторы,

читатели (реципиенты), опосредствующие передатчики и возможные «уничтожители» письменно-речевого произведения;

4) Коммуникативное время - временной интервал между

созданием письменного знака и его восприятием (когда?);

5) Фациент «Ход коммуникации»;

6)Фациент «Социальная оценка».

1. Автор . продуцент текста (кто?)

Категория Автора имеет следующие параметры: 1) количество авторов (моноавторский текст, таких большинство; полиавторский: граффити, «чат», «коллективное поздравление»); 2) эксплицированность: продавец, покупатель, владелец котят, хозяин потерявшегося животного и др. ; близкий человек адресата, склонный к письменной форме выражения мыслей и чувств (жанр . письмо); лицо, соблюдающее ритуалы, этикетные формулы поведения, признающее фатическую функцию языка (жанр . поздравительная открытка); готовящийся к демобилизации солдат (жанр - «дембельский» альбом) неэксплицированность (автор анонимный, безразличный, «в маске»): молодой человек активного протестного настроя, скучающий на лекциях студент и др. (жанр . граффити); преподаватель, студент и школьник . лица, функционирующие в школьной или вузовской аудитории (жанр . запись на доске) и др.

.) 3) пол (гендерный аспект важен в таких жанрах ЕПР, как «альбом», дневник, открытка, «спонтанно-рефлекторные записи» и др.); 4) возраст и пр.; 5)

социологические характеристики (образование, профессия, место жительства); 6)

психологические характеристики.

2. Цель - Коммуникативно-целевой фациент (зачем?):информационная, эмоциональная, экспрессивная (жанры . объявление, письмо, личный дневник, «дембельский» альбом, хозяйственная книга дачника, записи на доске и пр.), мнемоническая (жанры - записная книжка,хозяйственные планы закупок, действий, расходов); этикетная (жанры . поздравительная открытка, рукописный альбом), фатическая (граффити, поздравительная открытка) и др.

3. Адресат (кому?)

Объявление может прочитать любой проходящий мимо человек (Читатель), но адресовано оно «избранным» (Адресат). Категория Адресата имеет, кроме общих с Автором 1) социологического, 2) психологического, 3) гендерного, 4) возрастного, еще и такие параметры, как: 5) «Я» и «Другой» («авто-адресат» - «альтер-адресат»), 6) эксплицированный (неопределенный . определенный, последний, в свою очередь, - «названный» - «неназванный»), 7) количественный: нулевой адресат (безадресное письмо), моноадресат, полиадресат, 8) взаимоотношения с Автором (параметры: статусный, «свой/чужой», «контролер-подконтрольный», эмоциальный и др).

4. Знак, «письмо» (что?)имеет две стороны .содержательную (ЧТО?), и формальную (КАК?). Содержательная сторона имеет свои параметры: а). тема; б) «монолог . диалог . полилог» и др.

Диктумно-модусное содержание: информация о продаже и об объекте продажи, запрос о продаже чего-либо, информация о потере животного плюс запрос о помощи и т.д. (жанр . объявление),спонтанная, импульсивная маркировка личностно значимого элемента эмоционального,

ментального и т.д. состояния (жанр . граффити), информация о личностно и семейно значимых вещах (жанр . письмо), информация о событиях глубоко личной, чаще всего душевной, жизни(жанр - личный дневник), этикетные формулы поздравления и пожелания (жанр поздравительная открытка), информация, касающаяся приближающегося окончания военной службы солдат (жанр - «дембельский» альбом), информация интеллектуального или организационного характера, значимая для школьной или вузовской жизни (жанр - запись на доске).

5. Фациент «Графико-пространственный параметр Знака» (как?), в котором различаем параметры: а) код (алфавит: кириллица . латиница - смешанный; вербальный, паравербальный, пиктографический, смешанный); б) графическо-пространствен-ный (вид: рукописный . печатный компьютерный и др.); в) графологический (почерк, выбор типа букв и знаков);г) ортологический (нормативность, «правильность» внешней формы: каллиграфия, аккуратность,

разборчивость, размер букв и т.д., правильность внутренней формы разных уровней: стиль,связность . разорванность, орфография, пунктуация и пр.).

6. Орудие и Средство написания Знака (чем?):орудие . ручка, средство . чернила; орудие -кисть, средство - масляная краска, гуашь; орудие и средство денотативно могут совпадать: карандаш, мелок, компьютер.

7. Субстрат - Материальный носитель знака (на чем?):бумага, стена, парта, забор,камень, ствол дерева и пр.

Материальность субстрата приводит к двум следствиям: 1) долговечности написанного знака (это отражено в приведенных выражениях); 2) утрате автором

контроля над существованием и функционированием написанного знака: приобретя свою вещественную субстанцию, знак начинает жить своей собственной жизнью, часто . непредсказуемой и неподвластной автору, в результате чего он: а) может видоизменяться в разных направлениях (дополнительные соавторы, добавочные написания, зачеркивания, исправления,

порча, уничтожение . как предумышленные, так и случайные, как «рукотворные», так и «природные»); б) момент восприятия знака (в силу разных причин) может способствовать или препятствовать коммуникативной цели, в силу отделенности этого момента от Автора и момента продуцирования текста. Особого упоминания заслуживает выработанная нашей социокультурой такая форма субстрата объявлений, как настриженные номера телефонов.

8. Место расположения Знака - Носитель субстрата («вместилище носителя») (в чем?, на чем?): . конверт, тетрадь, альбом, столб и т.д. Этот фациент также может участвовать вкоммуникации самыми разными способами: так, в конверте могут лежать дополнительныепредметы вербального и невербального толка (деньги, плоские сувениры, календари, приписки,фотографии), «вмешивающиеся» в вербально выраженную коммуникацию - «подправляющие»,дополняющие и пр. вербальный знак. На самом конверте могут быть также приписки («лети с

приветом, вернись с ответом»), «прочеркивания» места склеивания конверта, якобы для того,чтобы предотвратить возможность вскрытия (вмешательства в коммуникативный акт). Сам выбор конверта, марки и пр. также может нести дополнительную информацию и участвовать в коммуникации. Место расположения объявления также коммуникативно значимо . столб,

официальная доска объявлений, учительская, входная дверь, фойе и т.д.

9. Среда коммуникации (где?) . пространственная, природная, социальная среда. Потенциально может участвовать в ходе коммуникации

(способствовать, препятствовать ей, вмешиваться и т.д.); в ней может содержаться потенциальный читатель, потенциальный соавтор, частичный или полный разрушитель знака и хода коммуникации: семья, лекционная аудитория, почта, город, природные силы, окружающие люди и пр.



2016-01-26 917 Обсуждений (0)
Парадигма, построенная по координатам «устная/письменная» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Парадигма, построенная по координатам «устная/письменная»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)