Стилистические особенности интернет-коммуникации
Интернет-коммуникация – это коммуникация, которая протекает в виртуальном (цифровом) пространстве. В англоязычной лингвистической традиции обычно используется термин СМС – Computer-Mediated Communication – ‘коммуникация, опосредованная компьютером’, содержащий указание на то, что само средство в какой-то мере определяет тип коммуникации. Проблемы языковой и речевой специфики Интернета активно обсуждается социологами, психологами и лингвистами, т.к. эта новая языковая подсистема до сих пор находится в процессе становления. Некоторые исследователи (например, Л.Ю. Иванов) рассматривают язык электронных средств коммуникации в качестве функциональной разновидности русского языка, имеющей особую сферу функционирования, систему жанров и обладающую спецификой языковых средств. При этом в другой своей работе тот же автор отмечает, что жанровое и функциональное разнообразие Интернета позволяет предположить, что он представляет собой образование, находящееся над подъязыками и отдельными функциональными разновидностями (как, например, язык художественной литературы). Несмотря на то, что стилевой статус интернет-коммуникации еще не определен, общение в Интернете тем не менее имеет отличительные особенности по сравнению с традиционной коммуникацией. Исследователи отмечают, что Интернет-коммуникация характеризуется следующими чертами: 1. Полифоничность Интернет-общения, объединяющее в себе огромное количество различных типов дискурса. 2. Гипертекстуальность Интернета меняет или крайне видоизменяет порождение и восприятие текста. Например, возможность гиперссылочного аппарата позволяет читателю не только следовать авторскому развертыванию текста, но и осуществлять собственную навигацию. 3. Интерактивность (диалогичность) общения, возрастание роли обратной связи, паритетности (равноправия) общения является яркой чертой интернет-коммуникации. Адресатом интернет-сообщения становится отдельный пользователь со свойственными только ему запросами. Информационная деятельность здесь не "широковещание", а "узковещание", причем производитель информации и её потребитель абсолютно равноправны в силу интерактивной природы самого сетевого общения. 4. Виртуальность интернет-коммуникации, ее протекание не в физической реальности. Названные черты имеют глубокие и прочные корни в истории разных видов докомпьютерного общения, однако в интернет-коммуникации они резко усилены. Как отмечает А.И. Акопов, Интернет представляет собой множество не связанных между собой областей общения, функционирующих автономно. Соответственно язык Интернета функционально-стилистически весьма разнороден, следовательно, неоднородны и его жанры, использующиеся в различных сферах общения, представленных в сети. Причем, по мнению Л.Ю. Иванова, в такой активно развивающейся среде функционируют жанры, заимствованные из традиционной, несетевой коммуникации, и исконно сетевые; среди тех и других регулярно появляются новые жанры и отмирают старые. Заимствованные жанры (науч. и публиц. статьи, худож. произведения и т.п., переведенные в цифровой формат) транспонированы из традиционной коммуникации и не изменяются в условиях их виртуального бытования, тогда как исконно сетевые жанры формируются под влиянием условий интернет-общения (чаты, конференции, форумы, опросы, блоги, "сетература", т.е. произведения разных стилей и жанров, созданные специально для публикации только в сети). Формирование и функционирование различных жанров происходит в условиях дистантного, опосредованного совокупностью сетей и технических систем общения, внутри соответствующих сфер деятельности (науч., публиц., правовой, эстетич., религиозной, бытовой). Качественное своеобразие языкового облика сетевых жанров создается контаминацией речевых разновидностей, своеобразным сочетанием их признаков. В частности, монологические тексты отдельных пользователей являются реакцией на предыдущие сообщения и стимулом для последующих, что делает эти тексты в высшей степени диалогичными. Письменная по форме речь близка к устной: будучи обычно спонтанной или частично подготовленной, она исправляется на ходу, содержит повторы, оговорки, поправки, самоперебивы, уточнения, добавления, т.е. характеризуются прерывистостью. Потребность полноценного общения в Интернете вызвала к жизни новые знаковые системы. Так, невозможность использовать в сетевой коммуникации традиционные невербальные средства привела к созданию специальных пиктограмм (эмограмм, эмотиконов), так называемых смайликов, а также к применению аббревиатур (обычно англоязычных), заглавных букв, которые в качестве заменителя модуляции голоса передают его повышение, и нек. др. Все перечисленные особенности накладывают отпечаток на язык и стиль сетевых жанров, в которых сочетаются вербальные средства и специальные знаки, заменяющие средства невербальные, а также устная и письменная формы речи и пр. Язык Интернета пополняется новой лексикой за счет словообразования, напр. путем аффиксации (отладчик, загрузчик, сопроцессор, оцифровка и др.). При этом активно используются морфемы, свойственные разг. речи. Другой источник расширения словарного состава глобальной сети – лексические заимствования, главным образом из английского языка, напр.: сервер, хакер, сайт, веб и др. Кроме того, язык Интернета формируется под влиянием технического, в частности компьютерного, жаргона. По мнению И.А. Стернина, компьютерный жаргон содержит экспрессивные обозначения действий пользователя компьютером, деталей компьютера, названий операционных систем и программного обеспечения, языков программирования, неполадок в работе компьютера и т.п. вместо принятых официальных терминов данной сферы. Наиболее значительными тематическими группами в этом жаргоне оказываются наименования действий пользователя компьютером, деталей комплектующих, названий операционных систем. Подавляющее большинство компьютерных жаргонизмов образовано на английской основе или является кальками с английского, напр.: аппликуха – прикладная программа; вин, виндуза – операционная система Windows; брендовый – новый; вишасы – добрые пожелания; гама – компьютерная игра и др.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |