Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин



2016-01-26 1920 Обсуждений (0)
П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин 0.00 из 5.00 0 оценок




Гигиена как главная профилактическая мед. дисциплина, ее место в системе других мед. Наук. Основные этапы развития. Дифференцация

Гигиена— область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни. В процессе достижения своей цели гигиена взаимодействует практически со всеми медицинскими дисциплинами, участвующими в формировании профилактического мышления и действий будущего врача. Естественно, в первую очередь такое взаимодействие происходит между научными дисциплинами внутри профилактического блока. Но при этом не остаются в стороне фундаментальные науки (биология, биохимия, биофизика, генетика, физиология и др.), клинические дисциплины. С одной стороны, такое взаимодействие позволяет врачу-профилактику более глубоко, с использованием новейших достижений указанных наук осуществлять гигиеническую диагностику состояния здоровья людей и окружающей (внешней) среды с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. С другой стороны, полученная в ходе гигиенической диагностики информация позволяет врачу-клиницисту осуществлять более обоснованную диагностику заболеваний, их лечение и профилактику (вторичную, третичную). Гигиена особенно тесно должна взаимодействовать с такой клинической отраслью, как инфектология. И это взаимодействие, в общем-то, существует в плане изучения, диагностики, профилактики и лечения как давно известных («старых»), так и вновь «появляющихся», а также «возвращающихся» инфекций.

Гигиена тесно взаимосвязана с общей экологией и экологией человека. Часто гигиена и экология человека занимаются общими вопросами (например, вопросы демографии). Но есть существенное различие — экология не изучает отдельного индивидуума и не разрабатывает мероприятия по улучшению его жизни и здоровья. Стоит отметить также, что Российские экологические нормативы , в настоящее время рассчитываются исходя из гигиенических нормативов — ПДК.

В основу изучения физиологических реакций организма на воздействие внешних факторов должно быть положено учение И. П Павлова о неразрывном единстве организма и среды, целостности организма и ведущей роль ЦНС в приспособлении организма к условиям внешней среды.

Большой вклад в развитие гигиенической науки и организацию здравоохранения в первый период становления Советского государства внесли такие выдающиеся ученые-гигиенисты, как Н. А. Семашко

П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин.

 

Н. А. Семашко — основоположник социальной гигиены как самостоятельной дисциплины. Им была основана первая в стране кафедра социальной гигиены, которой он руководил в течение 30 лет. Н. А. Семашко писал: "Все болезни социальные, ибо все они зависят от тех условий, в которых живет человек". Как Нарком здравоохранения Н. А. Семашко много сделал для принятия законодательств по охране водоисточников, водоснабжению и канализации городов, гигиене питания, труда и др. Им написано много научных трудов по различным разделам гигиены и, в частности, "Очерки по теории организации советского здравоохранения", в которых были заложены основные принципы советского здравоохранения.

 

Выдающимся гигиенистом был 3. П. Соловьев руководитель и организатор Военно-санитарной службы Советской Армии. Он решал многие вопросы организации гигиенического обеспечения армии (питание, профессиональная гигиена, строительство казарм и др.).

Совместно с Н. А. Семашко 3. П. Соловьев внес большой вклад в разработку проблем социальной гигиены и организации здравоохранения.

 

До 30-х годов гигиена как наука и предмет преподавания была недифференцированной. Ведущие гигиенисты этого периода выступали как специалисты широкого профиля. К ним прежде всего следует отнести Г. В. Хлопина, которым были проведены фундаментальные работы в области гигиены воды и водоснабжения, гигиены труда и профессиональных заболеваний, гигиены умственного труда, предложено много методов гигиенического исследования различных объектов внешней среды и т. д. Под руководством Г. В. Хлопина выросла большая школа советских гигиенистов, написаны и многократно переизданы учебники и практические руководства по гигиене.

 

Развитию гигиены в СССР способствовала в значительной мере деятельность А. Н. Сысина, который совместно с Н. А. Семашко заложил основы советской санитарии и санитарного законодательства, проводил большую научную и педагогическую работу.

 

Одновременно с развитием гигиенической науки и совершенствованием ее преподавания развивалась и укреплялась на научной основе практическая санитарная служба страны. В начале 20 века был издан декрет "О санитарных органах республики". Чуть позже

вышло Постановление об учреждении Государственной санитарной инспекции. Оно явилось основополагающим документом, который значительно повысил роль санитарной службы в стране и расширил ее полномочия. В этот период создается основное подразделение санитарной службы СССР — санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС), в состав которой входит ряд лабораторий и отделов, позволяющих проводить широкую противоэпидемическую и профилактическую работу.

 

В последние годы (1990—2001) деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществлялась в совершенно новых правовых, экономических и организационных условиях. Принято 8 Федеральных законов, среди которых особое значение имеет Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", заложивший основы единой федеральной централизованной системы госсанэпиднадзора, обеспечившей единство санитарного законодательства на всей территории страны.

Дифференциация гигиены на отрасли:

1. Коммунальная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния на человека окружающей среды населенных пунктов, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения сохранения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

А) гигиена воздуха населенных мест — раздел коммунальной гигиены;

Б) гигиена воды и водоснабжения — раздел коммунальной гигиены;

В) гигиена почвы — раздел коммунальной гигиены;

Г) гигиена жилищ и общественных зданий — раздел коммунальной гигиены.

2. Гигиена питания — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы качества и безопасности продуктов питания и готовой пищи, их значения и влияния на организм человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования, рекомендации по изготовлению, хранению и применению пищевых продуктов.

3. Радиационная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы значения и влияния ионизирующего излучения на организм персонала работающего с источниками ионизирующих излучений и населения, разрабатываются и проводятся профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования радиационной безопасности.

4. Гигиена труда — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы воздействия трудовых процессов и факторов производственной среды на человека, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования для обеспечения благориятных условий труда.

5. Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды, с учётом возрастных особенностей детского и подросткового организма, процессов обучения и воспитания, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с целью укрепления их здоровья и нормального развития.

6. Военная гигиена — отрасль гигиены и военной медицины, в которой изучаются вопросы сохранения, повышения здоровья и работо-, боеспособности личного состава, в быту, при повседневной жизнедеятельности и в военное время, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования с учётом особенности жизни и быта в Вооруженных Силах. Включает в себя практический все отрасли и разделы гигиены, но касательно военнослужащих и лиц гражданского персонала.

7. военно-морская гигиена — раздел военной гигиены, в которой изучаются вопросы, с учётом особенностей условий деятельности и быта на кораблях и военно-морских базах Военно-Морского Флота.

8. Спортивная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий окружающей среды на оздоровительный и спортивный эффект физических упражнений, разрабатываются рекомендации по улучшению физического воспитания населения, проведения тренировок и режима жизни спортсменов, разрабатываются профилактические мероприятия и принимаются гигиенические нормативы и требования к размещению, сооружению и содержанию мест занятий физической культурой и спортом.

9. Гигиена транспортная — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий труда работников и условия проезда пассажиров авиационного, автомобильного, водного, железнодорожного транспорта, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования к транспортным средствам и сооружениям, направленные на обеспечение оптимальных условий деятельности, сохранение здоровья и работоспособности работников, создание гигиенических условии и комфорта для пассажиров.

10. Гигиена села — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы влияния условий сельскохозяйственного труда и быта в сельских населённых пунктах, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования к сельскохозяйственному производству, благоустройству и санитарному состоянию сельских населённых мест.

11. Гигиена больничная — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы обеспечения оптимальных условий для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях и благоприятных условий труда медицинского персонала, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования.

12. Курортная гигиена — отрасль гигиены, в которой изучаются вопросы обеспечения благоприятных условий окружающей среды курортов и рекреационных зон, разрабатываются и проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия, принимаются гигиенические нормативы и требования с целью охраны природных лечебных факторов.

Также, подразделяется по мероприятиям:

1. Личная гигиена (индивидуальная) — раздел гигиены, в которой изучаются вопросы сохранения и укрепления здоровья человека, соблюдения гигиенических правил и мероприятий в его личной жизни и деятельности, разрабатываются и проводятся мероприятия гигиенического воспитания, пропаганда гигиенических знаний и здорового образа жизни с целью повышения гигиенической культуры населения.

2. Общественная гигиена — комплекс мероприятий медицинского и немедицинского характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья в рамках групп людей, популяций.

Развитие гигиены в России. Вклад Н А Доброславина и Ф. Ф. Эрисмана в формировании гигиены как науки. Влияние крупнейших клиницистов и физиологов ( М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, И. М. Сеченов, И. П. Павлов) на развитие профилактического направления в медицине.

Развитию гигиены в России во многом способствовал выдающийся отечественный врач М. Я. Мудров, придававший большое значение вопросам медицинского и санитарного обслуживания войск. Им впервые был прочитан цикл лекций на тему: "О гигиене и болезнях, обыкновенных в действующих войсках, а также терапия болезней в лагерях и госпиталях, наиболее бывающих". Актовая речь М. Я. Мудрова (1809) "О пользе и предметах военной гигиены или науки сохранять здоровье военнослужащих" была посвящена актуальным проблемам гигиены вообще и военной гигиены в частности и, что самое главное, определены ее задачи на будущее. Он также написал "Наставление простому народу, как уберечь себя от холеры".

Великий русский хирург Н. И. Пирогов предопределил будущее медицины. Он писал: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предупредительной. Эта наука принесет несомненную пользу человечеству".

 

Большой вклад в развитие отечественной гигиенической науки внесли в этот период крупнейшие ученые А. П. Доброславин и Ф. Ф. Эрисман, которые по праву считаются основоположниками экспериментального направления гигиены в России. А. П. Доброславин создал и возглавил первую самостоятельную кафедру гигиены при Петербургской военно-медицинской академии. До этого краткие сведения по гигиене преподавались санитарной полиции в курсе судебной медицины. Педагогическую деятельность А. П. Доброславин сочетал с большой научной работой, особенно в области гигиены питания. В своих научных исследованиях он широко использовал эксперимент. Много полезного сделано ученым для развития санитарной практики. А. П. Доброславин был основателем журнала "Здоровье", руководителем Общества охраны народного здоровья, организатором земской санитарии.

 

Другим основоположником отечественной гигиены по праву считаетсяФ. Ф. Эрисман, по происхождению швейцарец, получивший медицинское образование на родине, но посвятивший всю свою жизнь становлению и развитию гигиены в России, где он сформировался как ученый и общественный деятель. Ф. Ф. Эрисман считал гигиену наукой об общественном здоровье. Ему принадлежат исследования близорукости школьников, в которых он впервые делает вывод о зависимости между санитарным благоустройством школьных классов и состоянием зрения учащихся. Большое социально-гигиеническое значение имели проведенные совместно с другими гигиенистами работы Ф. Ф. Эрисмана по изучению условий труда рабочих фабрик и заводов Московской губернии. Они вскрыли прямую зависимость состояния здоровья рабочих от санитарных условий труда и степени эксплуатации. Ф. Ф. Эрисманом были разработаны гигиенические нормы для оценки качества воды, создана первая санитарная станция, которая впоследствии была реорганизована в Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана. Им было написано фундаментальное руководство и несколько монографий по гигиене. Он первым возглавил кафедру гигиены и стал профессором гигиены при медицинском факультете Московского университета. Нет такой области гигиены, в которую не внес бы свой вклад Ф. Ф. Эрисман. Много полезного он сделал для развития земской медицины и санитарной практики. Ф. Ф. Эрисман был не только выдающимся ученым, но и активным общественным деятелем.

Основоположники отечественной медицины Пирогов, Боткин, Захарьин были активными сторонниками профилактических направлений в медицине и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Захарьин говорил: " Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования,но и одним из важнейших предметов деятельности врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены".

 

Н.И.Пирогов-военно-полевой хирург. Н.И. Пирогов был сторонником профилактического направления в медицине. Ему принадлежат знаменитые слова, ставшие девизом отечественной медицины: "Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной".

Деятельность Н.И. Пирогова сыграла заметную роль в истории асептики и антисептики, к-рые наряду с обезболиванием обусловили успехи хирургии. Н.И. Пирогов высказал гениальную догадку о том, что нагноение ран зависит от живых возбудителей ("госпитальных миазм"). Во время крымской кампании предложил разделять операции по степени загрязненности. Н.И. Пирогов последовательно проводил противогнилостное лечение ран, применяя йодную настойку, р-ры азотнокислого серебра и др., подчеркивал значение гиг. мер в лечении раненых и больных.

И М Сеченов-выдающийся русский физиолог, обосновал влияние факторов окр среды на психическое состояние человека, на процессы торможения в коре.

И.П.Павлов - русский учёный, первый русский нобелевский лауреат, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы.Всю совокупность рефлексов разделил на две группы .В основу изучения физиологических реакций организма на воздействие внешних факторов должно быть положено учение И. П Павлова о неразрывном единстве организма и среды, целостности организма и ведущей роль ЦНС в приспособлении организма к условиям внешней среды. Пирогов, Боткин, Захарьин были активными сторонниками профилактических направлений в медицине и считали гигиену важнейшей отраслью медицинских знаний в борьбе за здоровье населения. Захарьин говорил: " Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования,но и одним из важнейших предметов деятельности врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения. Успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены".

 

Деятели отечественной гигиенической науки и санитарного дела (Г. В. Хлопин, Н.А. Семашко, З. П. Соловьев) их вклад в развитие гигиенической науки.Возникновение и этапы развития санитарно-эпидемиологической службы в России.А.Н.Сысин,его роль в развитии отечественной гигиены и в становлении санитарно-эпидемиологической службы в России.

Н.А.Семашко - первый нарком здравоохранения. Им была организована в Московском университете первая в нашей стране кафедра социальной гигиены. Под руководством Семашко началось изучение социально-гигиенических проблем: борьба с социальными болезнями, охрана материнства и детства, заболеваемость населения, разработка теоретических и организационных основ советского здравоохранения,важнейших законодательных документов по вопросам профилактической медицины.

 

В разработку проблем социальной гигиены большой вклад внес Соловьев - многолетний руководитель Военно-санитарной службы Советской Армии. Говоря о перестройке лечебного дела он подчеркивал значение факторов среды, вызывающих то или иное заболевание. В сфере его внимания находились и вопросы профессиональных заболеваний, условия труда на промышленных предприятиях, организация медицинского обслуживания рабочих, а также деятельность сельского участкового врача.Много сделал для организации гигиенического обеспечения Красной Армии(нормирование питания,строительство казарм и т.д.)

 

Сысинбыл активным сторонником профилактического направления в медицине. Принимал участие в создании санитарного законодательства, санитарных органов СССР. Написал ряд работ по дезинфекции, дезинсекции, имевших большое значение для успешной борьбы с инфекционными заболеваниями. В 30-е годы Сысин руководил Научно-исследовательским институтом санитарии и гигиены и одновременно заведовал кафедрой коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей. Изучал гигиенические проблемы охраны атмосферного воздуха, водоснабжения, вопросы больничной гигиены,акклиматизации,планировки и благоустройства городов и поселков.

Г. В. Хлопин был сторонником экспериментального направления в гигиене. Им написаны ценное руководство «Методы санитарно-гигиенических исследований», учебники «Основы гигиены», «Курс общей гигиены» и др. .Г. В. Хлопин везде, где руководил кафедрой, создавал хорошо оборудованные лаборатории с очень ценными библиотеками. В его гигиенических лабораториях широко применялись физические, химические и бактериологические методы, что обеспечило ему возможность разрешать самые разнообразные гигиенические вопросы. В России он является создателем капитального руководства по методам санитарных исследований, причем четыре выпуска этого руководства посвящены методам исследования пищевых продуктов и предметов обихода. Это руководство, обогащенное данными личных исследований и его огромным опытом, долгие годы являлось основным пособием для всех санитарных лабораторий России и СССР. Уже в советское время часть этого труда была переиздана и до настоящего времени используется как богатейший источник для оценки пищевых продуктов.

 

Организационные формы и содержание работы по санитарно-эпидемиологическому обеспечению населения менялись соответственно развитию народного хозяйства страны. В дореволюционной России ежегодно регистрировались десятки и сотни тысяч случаев заболеваний сыпным тифом, оспой, холерой.

Первый этап организационного построения санитарно-эпидемиологической службы относится к периоду Октябрьской революции и гражданской войны. Важнейшими задачами того времени были оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха); организация общественного питания на научно-гигиенических началах; принятие мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней; создание санитарного законодательства; борьба с социальными болезнями (туберкулезом, венерическими болезнями, алкоголизмом и др.). В первые месяцы существования Республики санитарно-противоэпидемической деятельностью в стране руководила санитарно-эпидемиологическая секция которую возглавлял А. Н. Сысин.

Основными принципами построения санитарно-эпидемиологической службы того времени являлись государственный характер санитарного дела, централизация управления им, специализация санитарного надзора, приближение санитарного обслуживания к населению. Позднее были определены структура санитарных органов, их функции и задачи, при этом в составе центрального санитарного органа предусматривались отделы: санитарный, санитарно-технический и общественного благоустройства, эпидемиологический, санитарного просвещения.

Всероссийский съезд по вопросам жилищной гигиены и борьбы с социальными болезнями (1919 г.) вынес решение об учреждении жилищно-санитарной инспекции, определил ее функции, нормативы. На Всероссийской конференции по вопросам гигиены питания (1919 г.) были намечены главные направления работы санитарных органов в области пищевой гигиены. К 1920 г. было создано 6 научно-исследовательских медицинских институтов, в том числе Государственный институт народного здравоохранения, включавший 7 институтов (питания, контроля вакцин и сывороток, микробиологический, тропический, санитарно-гигиенический, биохимический, экспериментальной биологии).

4. Гигиена и санатария.Определение,содержание.Цели,задачи. Эпидемиологический метод.

Гигиена-медицинская наука, которая изучает взаимодействие факторов окружающей среды и разрабатывает профилактические мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на организм человека. Санитария– это практическое применение разработанных гигиенической наукой нормативов, правил и рекомендаций, которые обеспечивают оптимизацию условий обучения и воспитания, быта, работы, отдыха и питания людей с целью укрепления и сохранения их здоровья.

Санитария обеспечивается санитарными и противоэпидемическими мероприятиями. Исполнителями санитарных мероприятий являются государственные органы, предприятия, учреждения и организации, частные предприниматели и фермеры, банки и фонды, профсоюзы и другие общественные организации.

 

-сохранение , укрепление здоровья, как отдельного человека, так и людей объединенных в коллективы, популяции, общество в целом.

Задачи.

1.Изучение природных и искусственных факторов внешней среды, социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

2.Изучение закономерностей влияния факторов внешней среды и социальных условий на человека или популяцию.

3.Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил, мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих компонентов.

4. Использование в практике здравоохранения и народном хозяйстве разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, проверка их эффективности и усовершенствование.

5.Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиеничных проблем, научная разработка этих проблем.

Цели:Совершенствование способов изучения здоровья населения под влиянием различных эндо- и экзогенных социальных и природных факторов.

Сущность эпидемиологического метода заключается в том, что с его помощью изучается не только здоровье отдельного человека, но и группы людей, сформированных по определенным признакам ( возраст, пол, стаж и условия работы, место жительства)

4 способа реализации метода:

1) санитарно-статистическое изучение

2) метод обследования популяции

3) клиническое наблюдение за отобранными людьми

4) натуральный эксперимент среди населения

1) Сущность санитарно-статистического способа заключается в изучении здоровья человека для характеристики здоровья населения; использование официальных документов и отчетов, содержащих информацию для расчета по специальным формулам различных показателей здоровья. К их числу относятся:

· Показатель заболеваемости

· Демографические показатели естественного движения населения (рождаемость, смертность)

· Показатели физического развития

· Показатели инвалидности

2) Метод обследования популяции. Сущность: специально организованная группа врачей различных профессий обследуют группу населения, которая подверглась воздействию исследуемого фактора. Одновременно могут проводить простые лабораторные исследования, выявлять факторы риска и жалобы, антропометрические данные.

Результаты данных подвергаются обработке санитарно-статистическим методом

При проведении медицинского обследования для полной коррекции результатов необходимо правильно сформировать группу обследуемых, одна их которых должна быть контрольной, соответствовать основной за исключением того, что они не подлежат воздействию изучающего фактора.

3) Клиническое наблюдение за отдельно отобранными группами. Углубленное клиническое, инструментальное, лабораторное обследование и динамическое наблюдение в условиях стационара.

4) Натуральный эксперимент среди населения. В комплексе изучается здоровье группы людей, подверженных острому или хроническому воздействию определенных факторов, химической, физической или биологической природы.

Использование многофакторного анализа позволяет оценить совокупность и изолированную особь на состояние здоровья, т.е. выявить удельный вес каждого из них, разработать комплексные профилактические мероприятия.

5. Предмет, цель, содержание, объекты и задачи общей гигиены.

Гигиена-медицинская наука, которая изучает взаимодействие факторов окружающей среды и разрабатывает профилактические мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов на человека.

Цель гигиены-сохранение , укрепление здоровья, как отдельного человека, так и людей объединенных в коллективы, популяции, общество в целом.

объект изучения - практически здоровый человек(индивидуальное здоровье), коллективы практически здоровых людей, популяции, все население страны (общественное здоровье). При этом под практически здоровым следует понимать такого человека, который способен полностью выполнять свои биологические и социальные функции.

Задачи.

1.Изучение природных и искусственных факторов внешней среды, социальных условий, оказывающих влияние на здоровье человека.

2.Изучение закономерностей влияния факторов внешней среды и социальных условий на человека или популяцию.

3.Научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил, мероприятий по максимальному использованию положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды и устранению или ограничению до безопасных уровней неблагоприятно действующих компонентов.

4. Использование в практике здравоохранения и народном хозяйстве разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, проверка их эффективности и усовершенствование.

5.Прогнозирование санитарной ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом планов развития народного хозяйства, определение соответствующих гигиеничных проблем, научная разработка этих проблем.

 

6. Методы гигиены, их сущность и содержание.

 

1. Эпидемиологический (изучение здоровья населения)

Совокупность методик изучения здоровья населения под влиянием различных эндогенных и экзогенных факторов окружающей среды. С помощью этого метода изучают здоровье не только одного человека, но и группы людей. Проводится анализ определенных медицинских учетных и отчетных документов, медицинских обследований населения, с последующим расчитыванием отдельных показателей или их комплекса. Характер здоровья населения, по специальным формулам, программ вычислительных технологий.

Этот метод можно считать процессом изучения связывание воедино основных составляющих процесса изменения здоровья:

А.групп здоровья людей

Б.специфических и неспецифических основных благоприятных и неблагоприятных факторов среды, влияющих на уровень здоровья людей

В.социально-экономические и природно-климатические условия, в которых эти факторы влияют на здоровье

4 основных способа реализации изучения здоровья населения:

-санитарно-статистический;

-медицинское обследование популяции;

-клиническое наблюдение за специально отобранным людьми;

-натурального экспер. среди населения

2. Санитарного обследования

Врач-гигиенист на основании собственных визуальных наблюдений, опроса населения или обслуживающего персонала по специально разработанной карте проводит санитарное описание исследуемого фактора

Виды:

1.санитарное описание

2.углебленное санитарное обследование с применением инструментально-лабораторных исследований факторов внешней среды

 

3.Метод натурного гигиеничного эксперимента

 

Врач-гигиенист в реальных условиях трудовой деятельности, жизни людей изучает факторы внешней среды, дает им качественную и количественную характеристику и выявляет их влияние на здоровье и санитарно-бытовые условия жизни людей.

Различают 2 разновидности метода:

-по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье людей

-по изучению количественной и качественной характеристик неизменной или изменной внешней среды, в результате трудовой и бытовой деятельности человека.

Сущность метода состоит в том, что в лабораторных условиях на математических и санитарно-технических моделях или лабораторных установках проводят исследование по обоснованию гигиенических нормативов, оптимальных параметров санитарно-технических устройств, предельно допустимых концентраций (ПДК), максимально допустимых уровней, максимально допустимых нагрузок (МДН), реально допустимых нагрузок (РДН), ориентировочно безопасных уровней внесения (ОБУВ) химических веществ в почву, предельно допустимого выброса (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу.

 

4.Метод санитарной экспертизы

Исследование и выдача заключений высококвалифицированными специалистами в соответствующей области.

5.Санитарное просвещение

Гигиеническое воспитание и обучение населения правилам здорового образа жизни, профилактики заболеваний, формирование его общей гигиенической и экологической грамотности



2016-01-26 1920 Обсуждений (0)
П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: П. Соловьев, А. Н. Сысин, Г. В. Хлопин

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)