Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ



2016-01-26 2352 Обсуждений (0)
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Наименование двух типов групп достаточно условно и часто вводит в за­блуждение. К примеру, к какому типу отнести общество по защите памят­ников культуры или общество по охране окружающей среды? Если рассмат­ривать формально, то к первому типу, поскольку в их названии есть слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых ин­тересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая

собственные интересы, постоянно вы­ступают с законодательной инициати­вой и требуют внести те или иные изме­нения в общество. Правильнее группы различать по тому, чьи интересы они защищают — свои собственные или дру­гих людей. Поэтому первые группы на­зывают группами давления, а вторые — группами интересов. Очевидно, что советы ветеранов труда относятся к первым, а Красный Крест и Армия Спа­сения — ко вторым.

Термин «группа интересов» {interestgroup) используется прежде всего в по­литической науке. Здесь группа интересов — это объединение людей, стре­мящихся выразить и отстаивать свои властные интересы в отношениях с го­сударственными органами и другими политическими институтами. Это вы­ражается: а) в артикулировании группой своих интересов, т.е. преобразовании социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидар­ности граждан в определенные политические требования; б) в агрегирова­нии интересов, т.е. их упорядочении, согласовании, иерархизации по при­оритетам и выработке общегрупповых целей; в) в трансляции до органов власти и других политических институтов сведений о состоянии той пробле-

мы, в решении которой заинтересована группа интересов; г) в участии в процессе формирования политических элит, властных структур общества6.

В социологии группа интересов понимается как социокультурная ячейка гражданского общества. Это социальный субъект, основная функция кото­рого состоит в институционализации новых интересов граждан России7.

Группы интересов существуют на протяжении всей истории человече­ства — с тех пор как стали складываться системы власти. Движущим моти­вом является стремление реализовать специфический интерес, выражаемый, как правило, в статусных привилегиях, во властных полномочиях либо в фор­мах материальной выгоды. В качестве групп интересов (и одновременно групп давления, если они пытаются реализовать свои интересы путем воз­действия на органы власти) фигурировали родственные кланы, иные груп­пы, связанные какой-либо иной общностью — профессиональной, террито­риальной, политической, экономической. В условиях авторитарных режи­мов удовлетворение групповых интересов во многом зависело от личных отношений с вождем (диктатором, генсеком и т.д.). Борьба велась в основ­ном за статусные привилегии и право распределения ограниченных ресур­сов8. Группы давления существовали и в советский период.

От политических партий группы интересов отличаются по двум критери­ям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать полити­ческую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде дек­ларативных утверждений, составляющих программу партии.

Группа интересов озвучивает (артикулирует) эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придает им удвоенную силу и благодаря коллек­тивным действиям делает их достоянием общественности. В 1970—1980-е гг. в нашей стране практически никто не знал об экологических движениях. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, кислотные осадки, промышлен­ные отходы стали массовыми и это затронуло здоровье жителей многих го­родов, сформировались группы энтузиастов, которые планомерно, терпеливо и последовательно привлекали к проблеме внимание общественности. В ре­зультате в 1990-е гг. проблемы защиты окружающей среды стали одними из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, радио и те­левидении, в средней школе ввели специальный учебный предмет.

Как только какая-то проблема становится актуальной, она сразу привле­кает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, занятые множеством су­щественных и менее существенных вопросов, благодаря тому, что их вни­мание на актуальные проблемы обратили активно действующие группы ин­тересов, лучше ориентируются и выделяют ключевые проблемы.

Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бу­маги — они выявляют наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в нашей армии процветала дедовщина и в мирное время гибли тыся­чи молодых солдат. Когда в 1990-е гг. в стране сформировалось движение

6 Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 14.

7 Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества//Социс. 1997.№ 3. С. 14-24.

s Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3. С. 55.

солдатских матерей, оно заставило обратить на себя внимание самого кон­сервативного в мире властного органа — армейского командования. Через такие движения граждане страны вовлекаются в активную политику и вли­яют на нее не меньше, чем министерства или крупные чиновники.

От социальных движений группы интересов отличаются прежде всего компактностью, развитостью межличностных контактов, большей управля­емостью, хотя они могут возникать в среде социальных движений и при оп­ределенных условиях трансформироваться в политические партии (рис. 51).

Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов — знатоков данной проблемы. Если вы хоти­те получить сведения о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращать­ся в Совет солдатских матерей. Если нужна исчерпывающая информация об ок­ружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкрет­ное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.

Рис. 51. Эволюция группы интересов

Среди типологий групп интересов наиболее распространенной является предложенная Жаном Блонделем9. Он выделяет, в частности, группы по обычаю, которые вырастают на почве идеальных общинных интересов и наиболее развиты в развивающихся странах Востока и Юга, к ним также от­носят некоторые образования в развитых странах (например, католическая церковь в Италии, Польше, Ирландии). Институциональные группы бази­руются на формальных организациях внутри государственного аппарата. Их влияние связано с близостью к процессу принятия решений. Они существу­ют там, где есть государственная форма управления обществом. К группам защиты относят прежде всего профсоюзы и предпринимательские ассоциа­ции. Они распространены преимущественно в странах зрелой демократии.

Характер осуществления функций группами давления в первую очередь зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.

Группы интересов и группы давления как посредники между государством и народом выполняют свои функции следующим образом:

♦ взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами исполнительных и представительных органов (в виде советов, рекомендаций, убеждения);

BlondelJ. Comparative Legislatures. Englewood Cliff, N.Y., 1973.

♦ участвуют в составлении законопроектов, экспертиз, заключений пра­вительственных органов;

♦ контролируют соблюдение принятых решений (законов) вплоть до об­ращения в суд;

♦ наблюдают за деятельностью правительства в отдельных отраслях уп­равления, расходованием финансовых средств и т.д.

Кроме перечисленных законных (или легитимных) форм взаимодействия существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в част­ности, относятся взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка не­легальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д. Яркий пример — кризис в России августа-сентября 1998 г. Некоторые специалисты полагают, что обвал рубля был спровоцирован на­меренно теми группами, которые хотели лишить финансирования оппози­ционные партии и часть населения, не поддерживающее правящий режим. Результат оказался противоположным: население окончательно потеряло до­верие к правительству и стоящей у власти политической элите.

ГРУППЫ ЛОББИРОВАНИЯ

Средства массовой информации и научная периодика в последнее время стали уделять значительное внимание промышленным и финансовым груп­пам, общественным движениям и объединениям, стремящимся оказывать систематическое целенаправленное влияние как на законотворческую дея­тельность, так и на процессы реализации принимаемых законов и админис­тративных актов.

Эти группы называются «группами давления», «группами влияния», лоб­бистскими группировками. Все названия справедливы, поскольку такие объе­динения осуществляют давление на парламент и администрацию с целью реализации групповых интересов.

В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. Их можно определить как группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур, и отличать от групп интересов, сформиро­ванных рядовыми гражданами по собственной инициативе.

Термины «лобби», «лоббист», «лоббирование» пришли из англоязычной по­литической лексики. Лоббизм сам по себе — это высококвалифицированная деятельность, имеющая политический смысл и правовое обоснование и явля­ющаяся интегральным элементом демократической политической системы. Лобби, лоббизм — это система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов.

Лоббизм выполняет несколько функций. Во-первых, лоббистские груп­пы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством, прежде всего в сфере обмена информацией. Во-вторых, лоббизм выполняет функцию организации плюрализма общественных интересов. Процессы лоб­бирования всегда осуществляет небольшая группа людей, но результаты лоб­бирования имеют значительные последствия и в отдельных случаях затраги­вают большие слои населения страны. В-третьих, лоббизм как бы дополня­ет конституционную систему демократического представительства, позволяя

участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой возможности.

Положительные стороны лоббизма не только в том, что кто-то, действуя в своих интересах, «проталкивает» нужное для общества дело. Обществу это выгодно, ибо сопоставление групповых интересов, возможностей и послед­ствий разного рода действий, реализованное в рамках демократической про­цедуры и выраженное в политических решениях, образует сложную систему сдержек и противовесов. Если так понимать лоббизм, то его не следует от­вергать, тем более, как показывает история, это пока не удалось никому10. Лоббистские группы всегда нацелены на доминирование, господство, пре­обладание, завоевание командных вы­сот, наконец, на достижение —скрыты­ми или открытыми путями — политичес­кой власти в стране либо экономической монополии. В нерыночном обществе, в том числе в советском, лоббирование своих интересов, например военно-промышленным комплексом, происходило в скрытых формах, поэтому такие формы борьбы за власть именовали «схват­ка бульдогов под ковром». В рыночном обществе получили распространение такие методы воздействия на власть, как скупка голосов в парламенте или подкуп чиновников. В постсоветской России сохранились первые и появились вторые рычаги давления на общество и власть: у нас борются «под ковром» путем всевозможных махинаций, интриг, перераспределения постов и одно­временно открыто скупают и продают голоса, вовлекают в этот процесс сред­ства массовой информации. Не только в «новых демократиях», но и в эконо­мически развитых странах периодически случаются скандалы, связанные с нарушением правил игры как лоббистами, так и чиновниками и депутатами. К лобби относят тех, кто способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например, сформировав большинство в парламенте, подкупив депу­татов, войдя в доверие к родным и близким членов высшего эшелона влас­ти, запугав правительство или парламент мнимой угрозой.

Последний вариант часто проигрывался во властных коридорах России в 1990-е гг. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, во­енные — недовольством армии и ее готовностью свергнуть правительство в слу­чае невыделения нужной суммы из госбюджета. Но выделенные деньги зачас­тую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах начальства. Массы аграриев и военных, не получив средства к существованию, выражают недовольство. Их лобби, представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и требуют денежных вливаний. И так без конца.

Мощные лоббистские группы типа названных всегда «тусуются» около власти. Напротив, группы интересов типа движения солдатских матерей или экологических стоят очень далеко от коридоров власти — у самого основа­ния социальной пирамиды. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, теле­видение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс. Итак, в число важнейших условий воздействия лоббистских групп на власть и общество относятся:

Лоббизм в России: этапы большого пути // Социс. 1996. № 3. С. 54-62.

♦ близость к лицу или организации, принимающим решение (этот при­знак детально обсуждается в прессе, журналисты чаще всего основы­ваются на карьере и местах работы тех или иных членов правительства, депутатов парламента, работников аппарата правительства или прези­дента);

♦ наличие средств, достаточных для всего комплекса действий, обеспечи­вающих реализацию интересов (вне зависимости от степени легитимно­сти действий, в том числе, например, для финансирования предвыбор­ной кампании);

♦ возможность оказания политического давления в самом широком смыс­ле (от угроз забастовок до голосов в парламенте);

♦ возможность оказания экономического давления (наиболее сильно про­является в отношениях федеральных и региональных органов власти — угрозы о прекращении перечисления налогов, требования экономичес­кого отделения, самостоятельности в выдаче квот, лицензий, самосто­ятельность заключения экономических договоров и соглашений без согласования с федеральными органами);

♦ информационные возможности (близость контактов и возможность оказания влияния на средства массовой информации) с целью форми­рования общественного мнения".

Объектом воздействия групп интересов чаще всего являются условия хо­зяйственной деятельности: собственность и право распоряжения ею; право на занятие конкретной деятельностью (то, что ранее входило только в ком­петенцию государства); налоги, квоты, лицензии; государственный заказ (имеется в виду не только гарантированность сбыта, но, может быть, и цена, хотя в наших условиях это не гарантия финансирования).

Основным субъектом лоббирования являются финансово-промышленные группы. Везде, даже в странах с богатыми традициями лоббизма, цели лоб­бистской деятельности преимущественно экономические — как правило, налоговые льготы или борьба за кусок «бюджетного пирога».

Лобби потому сильны, что контролируют какие-то стратегические ресур­сы: военные контролируют оборону, аграрии — продукты питания, банки­ры — деньги. До революции 1917г. мощную лоббистскую фракцию в Госу­дарственной думе составляло дворянство, которое контролировало основной ресурс — собственность на землю. С ними соперничало промышленное лоб­би, также контролировавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Заметим, что группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в последнюю очередь.

Если лобби все время потакать, то они монополизируют власть в государ­стве, заставят его работать только на решение собственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX в., поэтому в 1946 г. приняли федераль­ный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борь­бе. С тех пор деятельность лобби предается публичной огласке, и желание обходить закон усмиряется.

Элементы лоббистской тактики — тактики силового проталкивания нуж­ных решений через властные структуры — используют не только сами лоб-

" Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 56.

би, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г., по их собственным словам, не являлись лобби. Они пред­ставлялись «дойными коровами», которые дают государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, проедаемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Но заработали средства массовой информа­ции, давшие возможность нефтекоролям рассказать о своей важности для экономики страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень уме­ло и тонко, благодаря чему слушание отчета нефтяных компаний в Госдуме

получило ожидаемый нефтяниками ре­зультат.

Различают два вида лоббистских групп — плюралистское лобби и корпо- ратистское лобби. В советской политике преобладало корпоратистское лоббирова­ние. В этом случае государство заключает с какой-то группой своего рода кон­венцию (явное или неявное соглашение), получая в обмен на предоставляе­мые привилегии лояльность и гарантию содействия своим интересам. В раз­витых демократиях преобладает плюралистское лоббирование — такой тип представительства интересов, когда группы давления организуются спонтан­но. Они многочисленны, конкурируют между собой и не организованы в не­кую иерархическую систему. В одной и той же сфере деятельности может быть несколько групп, и ни одна из них не обладает монополией на представитель­ство интересов. Достижение целей — результат конкурентной борьбы.

Главным признаком плюрализма является конкуренция, свободное сорев­нование групп давления в их воздействии на государство, тогда как в корпо­ратизме налицо род «картельного соглашения», функциональная дифферен­циация и монополия определенных групп на представительство интересов. В советском обществе существовала довольно сложная и сбалансирован­ная система управления, которая включала в себя отраслевые вертикали и ре­гиональную систему. Она контролировалась жестко выстроенной системой ЦК КПСС союзных республик и обкомов КПСС. В этой системе вопросы приоритета региональных или общегосударственных интересов или же кон­фликты между отраслями решались на уровне ЦК КПСС. В качестве лоббист­ских структур как в правительстве, так и в самом ЦК и Политбюро выступа­ли, в частности, Комиссия по оперативным вопросам, Комиссия по объек­там «группы 100», Комиссия по военно-промышленному комплексу, которые создавались решениями Совета Министров СССР и ЦК КПСС. В сформи­ровавшуюся таким образом структуру лоббистских воздействий входили сле­дующие составляющие (ниже иерархически упорядоченные в зависимости от их влиятельности):

♦ военно-промышленный комплекс (ВПК), объединенный в так назы­ваемую «девятку», т.е. девять основных военно-промышленных мини­стерств;

♦ строительный комплекс, который объединял семь общесоюзных мини­стерств, систему Госстроя СССР, а также республиканские строитель­ные и специализированные ведомства, причем часть ведомств и мини­стерств имели приписанные войсковые части;

Б9

♦ горно-металлургический комплекс, имевший два общесоюзных мини­стерства и несколько самостоятельных главков;

♦ топливно-энергетический комплекс, который включал в себя четыре обще­союзных министерства, имевших и свой строительный комплекс, не вхо­дивший в общесоюзный (Миннефтегазстрой и строительные организации Минэнерго);

♦ химический комплекс, который включал три союзных министерства;

♦ аграрный комплекс, созданный путем слияния четырех союзных мини­стерств и одного ведомства, а также союзно-республиканских мини­стерств;

♦ машиностроительный комплекс;

♦ транспорт и связь.

Остальные министерства и ведомства, включающие в себя организации и предприятия по выпуску товаров народного потребления, медицинских препаратов и т.д., никогда не проявляли себя как лоббисты.

Лоббизм министерств заключался в постоянной борьбе за ресурсы и сред­ства. В качестве примера можно рассмотреть капитальное строительство. Имен­но в нем, как в зеркале, отражается весь механизм лоббирования. Он функ­ционировал следующим образом. В связи с ограниченностью ресурсов под планы строительства необходимо было «пробить строку в плане у генерального под­рядчика». Здесь годились любые методы: уменьшение сметной стоимости объек­та, выделение пусковых ниток и комплексов, завышение проектных мощнос­тей, подмена проектной документации. Шли на любые ухищрения, самое рас­пространенное — занижение сметной стоимости объекта. По сложившейся тогда практике она занижалась примерно на 30%, но все рекорды побило строитель­ство КамАЗа: сметная стоимость к концу строительства увеличилась в 2 раза по сравнению с первоначальной12.

Практиковалось давление на различных уровнях: на первом уровне — в строительных министерствах и Госплане, на втором — в Совмине СССР, на последнем — в ЦК КПСС с привлечением обкомов КПСС и соответству­ющего отдела ЦК. Использовался такой прием, как составление приоритет­ных списков пусковых объектов. Возглавляли список объекты ВПК, далее шла «группа 100», за ней — список объектов первоочередной государствен­ной важности, после этого — список мощностей, контролируемых Госпла­ном СССР, затем — список по планам министерств и ведомств.

Помимо отраслевого существовал и региональный лоббизм, где первые места занимали Москва и Ленинград. Значение области определялось нали­чием приоритетных предприятий, их удельным весом в экономике страны. Так, если Свердловская область имела всегда приоритетное значение благо­даря связям с лоббистскими структурами ВПК и тяжелой промышленнос­ти, то Вологодская область в постановлениях ЦК КПСС фигурировала как отрицательный пример реализации «планов партии и правительства». Связь области с лобби определяла возможность развития жилья и объектов соцкульт-быта, уровень снабжения, бюджет области. Это было связано с тем, что не только «девятка», но и многие другие министерства имели собственную си­стему снабжения. Именно через них формировались планы жилищного стро­ительства за счет средств, выделяемых предприятиям и организациям

12 Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 58—59.

(2/з вновь вводимого жилья строилось за счет средств министерств и ве­домств), а многие вопросы области решались путем включения строящего­ся объекта в титульный список мощностей, в первую очередь инженерных сооружений, необходимых городу или области.

В обмен министерства и ведомства требовали режима «наибольшего благо­приятствования» для своих предприятий, выделения лучших земельных участ­ков для жилищного строительства и садоводства, поддержки своих решений в ЦК КПСС. Особое положение занимали Крым, Краснодарский и Ставрополь­ский края, так как именно в этих местах концентрировались места отдыха партийной и советской элиты. Руководители данных областей могли один раз в год прямо обращаться к власть предержащим для решения собственных воп­росов в обход сложившихся правил.

В отличие от советского периода от­раслевые формирования образца 1994 г. стали ставить перед собой другие зада­чи—в первую очередь получение до­полнительных финансовых ресурсов из различных источников.

Корпоративная группа должна иметь по меньшей мере своего представи­теля в верхах пирамиды власти; экспортно-импортную структуру, желатель­но максимально монополизировавшую свой сектор сбыта продукции; соб­ственную финансово-банковскую структуру; дружественную фракцию или по­литическое движение; средства массовой информации, а дополнительно: союз предпринимателей или директоров, собственный или заказной аналитический центр, информационные центры, благотворительные фонды или программы.

К настоящему времени сформировалось несколько отраслевых групп: не­фтяная, газовая, металлургическая, коммерческо-предпринимательская, банковско-финансовая, «автомобильный альянс», аграрная. В стадии фор­мирования группировки, пытающиеся возродиться после падения: «броне­танковый ВПК», «наукоемкий ВПК», строительный комплекс. В отличие от ситуации 1989 г. первое место занимает топливно-энергетический комплекс, который лидирует со значительным отрывом. Появились как самостоятель­ные банковский и коммерческо-торговый комплексы, которые ранее не имели формирований на высшем уровне. Практически потеряли былую власть структуры ВПК и строительства, «провалились» на местный уровень аграрный комплекс и машиностроение13.

Если в первой половине 1990-х гг. российское лобби концентрировалось в финансово-промышленной сфере, где лидировали военно-промышленный, аг­рарный и топливно-энергетический (а в нем нефтегазовый) комплексы, кото­рые оказывали влияние прежде всего на правительство, то во второй половине 1990-х гг. лоббизм перекочевал в сферу избирательной кампании; реализуя стремление влиять на Госдуму и Совет Федерации через «своих депутатов». Однако и тогда, и теперь смыслом лоббирования остаются экономические цели. Основные интересы лоббистских групп концентрируются вокруг таможенных льгот, разрешений на приватизацию предприятий по специальной схеме и вы­деления государственных льготных кредитов и государственных инвестиций.

К мощным политическим центрам лоббирования относились (в разные периоды) КПРФ, «Выбор России», аграрная партия, «Новая региональная

Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 3-10.

политика», ЛДПР, «Единство»; к центрам лоббирования вряд ли можно от­носить «Яблоко» и СПС.

Центром политического и экономического лоббирования сегодня явля­ется Госдума. За создаваемые в ее недрах комитеты и комиссии идет откро­венная борьба между партиями и фракциями. Те комитеты, которые возглав­ляют представители наиболее влиятельных фракций, имеют возможность проводить необходимые им решения, не обращая особого внимания на их проработку и согласование с другими комитетами.

К числу влиятельных центров лоббирования относятся Комитет по эко­номической политике, Комитет по бюджету, Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности, Комитет по промышленнос­ти, строительству, транспорту и энергетике, Комитет по законодательству, Комитет по аграрным вопросам и др. В Государственной Думе действуют те же механизмы лоббирования, что и в бывшем Верховном Совете СССР.

В Администрации Президента и Правительстве в основном в ходу хоро­шо освоенный «коридорный лоббизм». Его суть заключается в первую оче­редь в проталкивании угодного решения и торможении (или полном отказе от принятия) неугодного. Для реализации важно иметь и поддерживать «сво­их» людей на ключевых постах.

Методы «коридорного лоббизма» требуют знать все тонкости функцио­нирования аппарата, системы принятия решений, психологические особен­ности того или иного руководителя, степень влияния на него ближайшего окружения. Например, самый простой способ «утопить» любое решение — направить его на согласование не менее чем в пять различных министерств и ведомств, назначив головным ведомство, явно перегруженное работой или не имеющее должного веса. В исключительных случаях используются мето­ды прямого воздействия посредством организации кампаний в средствах мас­совой информации.

СОЦИАЛЬНЫЕ АГРЕГАТЫ

Социальные агрегаты сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, они представляют собой случайное скопление людей. Чаще всего в качестве примеров агрегатов фигурируют публика и толпа.

Публика.Главным выразителем социологического подхода к публике на рубеже XX в. был французский социолог Габриэль де Тард(1843—1904). Вкниге « М нение и толпа» (1901) он сравнивал два социальн ых образования — толпу и публику. В отличие от толпы, психическое единство которой созда­ется физическим контактом, публика представляет собой духовную общность: индивиды физически рассредоточены, но духовно связаны друг с другом. В основе лежит сходство мнений.

По мнению Тарда, публика — продукт Нового времени. Ее истоки — в светских салонах и клубах XVIII в. Однако подлинный расцвет публики на­чинается с появлением газет, а позже — радио и телевидения. Технические средства информации, общедоступное среднее и высшее образование пре­вратили публику в самую многочисленную форму объединения людей. Если в толпе личность нивелируется, то в публике она получает возможность са­мовыражения. Благодаря средствам массовой информации сотни миллионов

людей могут активно участвовать в политических и культурных событиях, выражать свое мнение.

Промышленные компании тратят огромные деньги на рекламу, обследо­вание рынка, телевизионные кампании в поддержку того или иного канди­дата на тот или иной пост. Все они адресованы публике.

Толпа.Толпой называют любое кратковременное скопление людей, кото­рых собрал в одном месте общий интерес. У толпы нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей, нет единых норм и привычек поведения, нет предшествующего опыта взаимодействия. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается. После окончания футбольного матча множество болельщиков покидает стадионы, после закрытия супермаркета толпа покупателей оставляет помещение. В толпе люди ведут себя не как близ­кие и знакомые, а как посторонние.

Рис. 52. Когда интерес, собравший людей вместе, исчезает, толпа рассеивается

Французский ученый Густав Лебон(18411931) видел в толпе разруши­тельную силу. Группа людей, собравшихся в одном месте, воодушевленная общими чувствами, готова следовать за любым лидером, особенно если он обладает какими-то сверхъестественными способностями (например, Гит­лер). Отличительные качества толпы — анонимность, психическое зараже­ние, внушение и подражание. Ход мыслей в толпе направляется общим на­строением и подчиняется низменным инстинктам.

Чем дольше человек пребывает в толпе, тем слабее у него проявляется рациональный контроль, тем сильнее его восприимчивость ко всякому злу.

Другая особенность — физическое соприкосновение людей и скученность. Чрезмерная плотность вызывает вначале психологический дискомфорт, а затем физический. Типичный пример —давка.

Давкавозникает в переполненном автобусе, вагоне метро, в очереди. Она характеризуется негативным социальным взаимодействием — руганью, ос­корблениями, конфликтами, драками.

Различают четыре основных типа толпы: случайную, конвенциональную, экспрессивную, активную.

Случайнымназывается такое скопление людей, где каждый преследует сиюминутные цели. Таковы очередь в магазине или на автобусной останов­ке, пассажиры в одном вагоне поезда, в самолете, автобусе, прогуливающи­еся по набережной, зеваки, наблюдающие транспортное происшествие.

Конвенциальная толпасостоит из людей, собравшихся в данном месте и в данное время не случайно, а с заранее поставленной целью.

Участники религиозной службы, зрители театрального спектакля, слуша­тели симфонического концерта или научной лекции, футбольные болельщи­ки соблюдают определенные нормы и правила, которые регулируют их по­ведение, делают его упорядоченным и предсказуемым. У конвенциальной толпы много общего с публикой.

Театральные зрители знают, что во время спектакля нельзя разговаривать и комментировать происходящее, вступать в полемику с актерами, петь песни и т.п. Напротив, футбольным болельщикам разрешается громко кричать, разговаривать, распевать песни, вставать с места, плясать, обниматься и т.д. Таково неформальное соглашение (конвенция) о приличествующем поведе­нии в конкретных ситуациях, ставшем обычаем. Когда в 1980-е гг. советские чиновники от спорта решили нарушить этот обычай и запретили болельщи­кам громко выражать свои эмоции, стадионы погрузились в траурную тиши­ну. Футбол перестал быть праздничным зрелищем, посещаемость стадионов резко упала.

Врезка



2016-01-26 2352 Обсуждений (0)
ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ И ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2352)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)