ИНИЦИАЦИИ И ИНИЦИАТИВЫ
С древнейших времен до нас дошла особая посвятительная практика, связанная с символическим закреплением перехода из одного возрастного статуса в другой. Речь идет об шшщащях, хотя нам более понятны такие слова, как «инициатива» и «инициативность». В прессе можно встретить сообщения о встрече инициативных групп, молодых и инициативных сотрудниках, инициативной рекламе, инициативном (добровольном) аудите, инициативных усилиях и т.п. В подмосковном городе Люберцы есть улица Инициативная. Инициатива может быть социальной, родительской, жилищной, государственной, законодательной, гражданской, деловой, глобальной, местной, европейской, сельской, наказуемой, интересной, новой. Случайна ли связь между посвятительными обрядами примитивных племен и социальными действиями людей, живущих в постиндустриальную эпоху? Попытаемся разобраться в этом и установить, какое отношение они имеют к смене статуса. Слово «инициатива» и подобные ему имеют латинский корень. У глагола 1пШагетри, на первый взгляд, совершенно непохожих значения: посвящать в таинства культа; обучать, наставлять; начинать, вступать. Первые два значения — родственны. Действительно, посвящать в секреты или приобщать к культу вместе с тем означает обучать и наставлять человека, прежде всего новичка. А там, где есть новичок, там обязательно дол ж- но быть начинание нового дела или вступление в организацию, должность. Так протягивается ниточка к третьему значению. Посвящать одновременно — значит допускать и начинать. Латинское слово «initio» переводится как «вначале». Поставив термин во множественное число, получим initio — основные начала, элементы, принципы. Философия, как известно, изучает основные принципы познания и фундаментальные начата бытия, а религия приобщает к началам духовной жизни. Просвещение ставит своей задачей приобщить новичка к элементарным знаниям и основам правильного мышления. Теперь понятно, что проявить инициативу означает начинание нового дела — в экономической, политической или социальной жизни. Поэтому мы говорим о культурных и гражданских инициативах, инициаторах бизнеса, т.е. предпринимателях. Можно убедиться, что современные словари дают именно те значения слова «инициатива», о которых мы говорили: ♦ почин, первый шаг в каком-либо деле; ♦ внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; ♦ руководящая роль в каких-нибудь действиях; ♦ предложение, выдвинутое для обсуждения. К примеру, инициативной считается только такая речь, которая побуждается не внешними причинами (приказом начальника, принуждением обстоятельств или просьбой собеседника), а внутренним позывом и собственной инициативой. При этом говорящий самостоятельно выбирает содержание высказывания, языковой материал и выразительные средства языка. Речь соискателя на защите кандидатской диссертации нельзя назвать инициативной, зато спонтанные выкрики из зала, вопросы к защищающемуся или замечания оппонентов относятся к разряду инициативных актов. С точки зрения православной этики инициатива есть духовное начало, особого рода действенная самостоятельность. Она зачисляется в ранг воинских добродетелей'. Теперь мы понимаем, почему все или большинство действий, связанных с переходом из одного статуса в другой (автоматически это означает переход из одной социальной группы в другую), равно как и со сменой статуса, отнесены к категории инициативных, а их исторической первопричиной является обряд инициации. ВОЗРАСТНЫЕ ИНИЦИАЦИИ Термин «инициация» мы будем, как принято в науке, употреблять в двух значениях. В широком смысле инициация — любая символическая процедура, существовавшая прежде или существующая сейчас, при помощи которой обозначается переход индивида или группы из одного статуса в другой. Скажем, коронация — торжественная церемония возложения короны на голову монарха, вступающего на престол, равно как и венчание — совершение церковного обряда бракосочетания, несомненно, относятся к инициационным практикам, отмечающим переход из одного статуса в другой. В эту катего- Инициатива как воинская добродетель. — http://www.voskres.ru/army/spirit/baiow2_printed.htm. рию следует включить крещение и рукоположение в сан. Инициация сопровождала включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмацию, первое причастие, посвящение в сан и др. В энциклопедии «Народы и религии мира» (http://www.rubricon.ru) говорится следующее: Инициации в широком значении —любые обрядовые действия, сопровождающие и формально закрепляющие изменения социального статуса и социальной роли индивида или группы людей в связи с вступлением в какое-либо корпоративное объединение или возведением в какую-либо социальную должность, сопряженную с выполнением особых функций (служителей культа, носителей общественной власти и т.п.). Инициации в широком значении — явление универсального географического распространения, встречающееся в любые исторические эпохи и на любых стадиях социального развития: от посвящений в члены тайного союза2 до приема в пионерскую организацию, от посвящения в жрецы или в вожди до инаугурации президента индустриальной державы. Сюда же относятся обряды включения в касту или профессиональную корпорацию (например, в средневековую ремесленную или купеческую гильдию), в религиозную общину (например, христианское крещение или католическая конфирмация), в сословие (посвящение в рыцари), посвящения первобытных шаманов, возведения в сан священнослужителей, коронации монархов и т.д. В узком смысле инициация (в полном соответствии с этимологией: от лат. initiatio — совершение таинств, посвящение) означает посвятительные обряды в родоплеменном обществе, связанные с переводом юношей и девушек в возрастной класс взрослых мужчин и женщин. Инициация была одним из «ритуалов перехода», сопровождающих наиболее значимые социально-личностные изменения в жизни человека: рождение, взросление, брак, зрелость, смерть и пр. Выражение «ритуал перехода» показывает, что человек перешел с одного уровня своего опыта на другой. Обряды посвящения и переходные ритуалы могут показаться современному европейцу странными, можно сказать, экзотическими. В одних культурах такими могут быть похороны, в других — рождения людей, в третьих — обряд инициации. Этот обряд в примитивных племенах достаточно уникален для европейца, так как в европейской культуре переход от юности к зрелости не считается важным событием и практически не отмечается. Напротив, у североамериканских индейцев и племен, обитающих в Папуа Новая Гвинея, инициация считается чуть ли не главным событием в жизни мужчины. На Мадагаскаре похороны отражают достигнутый в течение жизни социальный статус и уважение человека в сообществе. Поэтому для прощания с одними стекаются тысячи людей, а к другим приходят единицы. У некоторых племен прощание с умершим растягивается на целые недели. Напротив, в современной России или США похороны проходят за несколько часов. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами: примитивные народы верят в духов 2 Тайные союзы — тайные общества, ранговые союзы, социальный институт, существовавшие в первобытном обществе и выполнявшие функцию контроля и регулирования взаимоотношения людей; были одним из механизмов формирования политической власти. умерших, в посмертное существование как органичное продолжение посюсторонней жизни, поэтому основательно готовятся к встрече с иным миром. Ребенок и взрослый — совершенно разные люди, в этом сходятся представления первобытных племен в самых далеких уголках Земли. И поэтому они считают, что в процессе инициации один человек, ребенок, умирает, а другой человек, взрослый, рождается. Инициация выполняет две функции: 1) социальную, поскольку означает смену статуса, переход из одной социальной категории (дети) в другую (взрослую); 2) культурную, так как разыгрывается, подобно театральному представлению, оформляется или перерастает в общеплеменной праздник. Социальную функцию инициации следует разделить на две части: а) инициация как элемент социальной структуры, связанный с социальной мобильностью (переход из одного статуса в другой); б) инициация как институт социализации, способствующий кардинальному преобразованию личности неофита путем включения в замкнутую возрастную структуру и приобщения к ее нормам и ценностям. В культурном плане инициация означает не только посвящение, но и просвещение, обучение всему, что потребуется в жизни. Рис. 20. Обряд инициации взросления — общеплеменной праздник В традиционных культурах обряды перехода имеют трехэтапную структуру: сегрегация — разрыв неофита с его окружением, изоляция (уход, увод, смена образа жизни); транзиция — промежуточное, лиминальное, бесстатусное состояние посвящаемого; инкорпорация — возвращение к общественной жизни в новом статусе. Распространенный сценарий инициации — символическая смерть посвящаемого и его последующее возрождение в новом качестве, что, в частности, находит отражение в присвоении ему нового или дополнительного имени. По окончании инициации проводятся очистительные обряды (омовение, окропление водой, иногда кровью, окуривание дымом). Как правило, вновь посвященный получает определенные знаки отличия (в традиционных культурах это могут быть шрамы на теле или татуировка), подчеркивающие социальную грань между инициированными и неинициированными3. Мучительные экзамены (пост, испытание бессонницей, хирургические операции, например обрезание) не только выполняют религиозно-посвяти- Артемова О.Ю., Тендрякова М.В. Инициации. — http://www.rubricon.ru. тельную функцию, но также играют роль психологических механизмов, способствующих овладению неофитом новой социальной ролью. Когда старики австралийского племени Камиларои решают, что юноше пора пройти инициацию, его уводят из стойбища. Женщины делают вид, что сопротивляются: они кричат, плачут, пытаются отбить у стариков юношу. В рядах защитников находится и его отец, который помогает женщинам. Но юноша не сопротивляется, он словно лишился дара речи и способности двигаться: его уносят, положив на скрещенные копья. Затем его тело окрашивают красной охрой — так всегда поступают во время погребального обряда. Он и ведет себя, как мертвый: не отвечает на вопросы, не реагирует на прикосновения, уколы и пощипывания. Плач женщин — обязательный атрибут похоронного обряда почти во всех культурах мира. У большинства народов обряды инициации включали в себя временное отделение от племени, посвящение в ритуалы, ознакомление с мифами, истязания, часто мучительные, иногда — определенные операции (татуировка, выбивание зубов, обрезание, кое-где — ритуальная дефлорация). Обряды инициации у разных народов проходят по-разному. У горного племени Ара-пеши девочку отправляют в дом, специально для этого выстроенный ее братьями, перед этим она садится на землю в центр очерченного круга, ее братья кладут перед ней свои дары, затем они берут факелы из кокосовых листьев, зажигают их и окружают девушку огнем. Ее задача — защититься от него и отвести огонь от себя. Если она выполняет эту задачу, то считается взрос- Врезка Э.В. Соколов Борьба с пережитками На одном из островов Тихого океана существовал обычай «охоты за головами». Юноша, достигший совершеннолетия, в день инициации, т.е. посвящения во взрослые, должен был принести голову иноплеменника, чтобы доказать свое мужество и способность к воинскому ремеслу. Этот обычай был запрещен английской администрацией как вредный и антигуманный. Вскоре после этого в обществе аборигенов начались процессы дезорганизации. Люди бросали обжитые места. Рисовые поля и хранилища зерна оставались без присмотра. Старые и больные не получали помощи. Старейшины, руководившие полевыми работами и распоряжавшиеся запасами риса, утратили авторитет. Приглашенные на остров этнографы установили, что порядок и власть в данном обществе были тесно связаны с культурой рисосеяния, которое не было, однако, жизненной необходимостью, поскольку остров был богат рыбой, дичью и вкусными плодами. Рис использовался для приготовления ритуальной еды, употреблявшейся во время инициации. Инициации и «охота за головами» были, по мнению этнографов, теми праздничными, «пусковыми» событиями, которые придавали смысл движению времени и приводили в действие всю систему хозяйственно-культурных свя- зей. Без рисосеяния вполне можно было прожить несколько лет. Но случись неурожай фруктов или мор рыбы, и население умерло бы с голоду. Запасы риса имели не только ритуальное значение, они давали гарантию выживания в экстремальных условиях. Если бы люди каждый год не сеяли риса, навыки работы с этой культурой скоро бы забылись и восстановить их в нужный момент было бы трудно. Полезность, функциональность земледелия определялась также тем, что оно стабилизировало отношения между семьями и кланами. Полевые работы, которые в утилитарном смысле представлялись необязательными, должны были как-то поддерживаться. Таким поддерживающим символом была «охота за гловами». Источник: Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры. Пособие для старшеклассников. М., 1994. С. 106-107. лой. Мальчики удаляются на продолжительное время далеко от места жительства, где над ними проводятся различные обряды. В племени Камиларои посвящаемому выбивают зуб, который бережно передают из рук в руки, даже тем, кто находится на отдаленных стойбищах, оповещают всех родственников и неродственников, что юноша проходит обряд. Потом зуб зарывают в землю. Этот обряд символичен: умер ребенок, и его хоронят. Посвящаемый не возвращается домой, и ни одна женщина не должна его видеть, и ни один чужой мужчина. Посвящаемый прячется ото всех, иногда — чтобы помогать друг другу — вместе со своим сверстником. Пищу им приносят отцы, а сами они ни под каким предлогом в стойбище ходить не имеют права: их «нет на свете». Состояние «небытия» длится почти год, в течение которого подростки учатся. У каждого юноши есть руководитель, который говорит, что предстоит сделать, помогает ему перенести трудности и мучения, а самое главное — обучает его секретному языку, который знают все посвященные, но который не известен женщинам и детям, его знают только двое — руководитель и ученик. Рис. 21. Институт инициации имеет целью подготовку молодежи к трудовой, общественной и семейной жизни Ученые квалифицируют их как условные языки (арго) — лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного для посвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолироваться от окружающих. Цели засекречивания — сохранение «тайн» ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превосходство. Арго распространен у юношей, проходящих обряд инициации (Африка). За год обучения юноша узнает смысл священных обрядов. Ему внушают, что все виденное им — тайна, которую нельзя открывать никому. Юношу смазывают кровью, взятой у одного из посвященных. Кровь — символ жизни, она вселяет силу и мужество и символизирует связь всех мужчин племени другсдругом и с мифическим родовым предком. Когда выучены все мифы и пройдены испытания, приходит очередь «церемонии огня». Посвящаемые садятся вокруг костра и долго пристально смотрят в огонь, распевая священную песню. В конце церемонии испытуемые затаптывают босыми ногами тлеющий огонь, после чего присутствующие ликуют, приветствуя новых мужчин. Заключительный этап — обряд омовения, чтобы следы, оставленные обрядом инициации, не заметили непосвященные — те, кому нельзя видеть и знать всего, что знают взрослые мужчины4. Сегодня инициации в своей первоначальной форме, связанной с членовредительством, считаются у цивилизованных народов варварским пережитком. Но примитивные народы представить себе жизнь без них не могут. Когда их пытаются насильно искоренить, меняются строй и образ жизни, рушатся социальные структуры. Действия английской администрации, описанные Э.В. Соколовым (см. с. 506), безусловно, были ошибочными. Если мы хотим устранить какой-то вредный, на наш взгляд, обычай, мы должны спросить себя: чем он полезен в данном обществе, какую функцию выполняет. Выяснив это, можно искать ему эквивалентную замену, которая выполняла бы в социальной структуре общества ту же функцию, что и оригинал. Антропологи установили, что первобытные инициации возникли не случайно. Они отвечают потребностям не только общества, например в социализации и социальном контроле, но и человека. Исследования в глубинной психологии и мифологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф) показывают, что переживание «смерти — возрождения», «перехода» являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов бессознательного («коллективного бессознательного» по Юнгу). Это означает, что бороться с ними бесполезно, они будут спонтанно проявляться в подростковый период в той или иной форме. Бессознательные архетипы, проявляются и сегодня в виде побегов подростков из дома, стремления к самостоятельности и независимости, желания рисковать и испытать себя «на прочность», раннего утверждения себя в статусе взрослого и намеренного демонстрирования символически обретенного статуса (курение, употребление нецензурных выражений и разговор басом, «как у взрослых»), утверждения своего лидерства в группе ровесников (подростковый вождизм), разрушения родительских стереотипов и привязанности к родителям, желания избежать родительской опеки, ранней сексуальности, испытания себя болью, стремления к героизму, жертвенности и поиска кумиров. Когда из культуры изымают оригинал, в данном случае институт инициации, его место обязательно занимает паллиатив. В наше время это подростковые преступные группировки с их жестокими правилами и ритуалами, асоциальные сообщества спортивных фанатов и рокеров с присущими им ритуалами псевдоинициации (раздел и маркировка «своей» территории, жестокая борьба с конкурирующими группами, знаки отличия в виде татуировок, особой формы одежды, собственного сленга, церемонии посвящения в «банду», 4 Инициация. — http://slang-rd.chat.ru/ritini.htm. которой предшествуют болезненные испытания, жесткая иерархия в группе, попрание общепринятых норм морали), сексуальной распущенностью, увлечением экстремальными акциями (поездка на крыше поезда, подножках вагона, бамперах автомобиля), бравадой выдуманными качествами и отношениями (физической силой, как улюберов 1980-х гг., связями с криминальными авторитетами), ухарством и вандализмом (футбольные фанаты, после матча громящие витрины магазинов и вагоны пригородных электропоездов), нравственным цинизмом и бунтом против родительских авторитетов, а также интерес к темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино). Специалисты относят их к деструктивным формам поведения. По сути, они являют собой суррогат — временный и искаженный заменитель — инициации. Наша культура, победив многочисленные пережитки и добившись всеобщей грамотности, не смогла найти достойной замены ритуалам инициации, разработать эффективные психосоциальные и духовные средства для поддержания человека, совершающего, быть может, самый сложный в своей жизни переход. Культурологи считают, что пережитки инициации существуют и в мире взрослых. К ним, в частности, относятся присутствующий в исламе и иудаизме обычай обрезания крайней плоти, христианское крещение, возложение священного шнура у индуистов. В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь рудименты инициации, утратившие свой глубинный смысл и структуру. Примером могут служить прием в скауты и пионеры (в Советском Союзе), профилирующее тестирование в 11 — 12 лет, некоторые религиозные обряды, походы и трудовое обучение у мальчиков, домоводство у девочек. Термины «пережиток» и «рудимент» несут негативный смысл, их употребление может привести исследователя, в том числе социолога, к неправильному выводу о том, что институт инициации вообще не нужен современному обществу. Здесь следует обратиться к причинам кризиса, охватившего современную культуру. Он в немалой степени связан с институтом воспитания, и, судя по всему, цивилизация не нашла от него эффективного противоядия. Когда говорят о духовном кризисе общества, то прежде всего подразумевают молодежь. Именно в этой среде наблюдается рост преступности, наркомании и самоубийств. Подростковый возраст, будучи переходом от детства к взрослости, сам по себе является трудным, кризисным моментом в развитии личности. На естественные для этого возраста психофизиологические кризисы накладываются социокультурные деформации, в итоге получается убийственная для общества смесь. В традиционном обществе умели канализировать кризис подросткового возраста в символические и ритуальные практики, смягчающие статусный переход. Возможно поэтому многие исследователи обраща- ются к опыту прошлых культур, пытаясь обнаружить там модели и рецепты для решения проблемы подросткового кризиса. Современные исследования в антропологии, религиоведении и психологии культур дают богатый материал для сравнений и, возможно, позволяют найти выход из создавшегося тупика. Инициация несет в себе мощный воспитательный потенциал, которым не обладает, смеем это заявить, ни один из современных институтов образования. Посвящаемый не просто проходит мучительные церемонии или превращается в беззащитную жертву во имя несуществующих мифов и идей. В процессе посвящения, требующего от юноши полной самоотдачи, психологического переживания и концентрации духовных сил, он уподобляется культурному идеалу своего племени, представленному в виде обожествляемого первопредка, героя или божества, легендарный и трудный путь которого он способен теперь повторить в инициации, пусть и символически. Вся церемония инициации, ее антураж и события насыщены глубоким смыслом и представляет эффективный способ инкультурации — приобщения к национальной культуре. Помимо этого инициация выполняет важную функцию культурной эстафеты, связывая реальным жизненным опытом поколения людей, создавая живую плоть культурной преемственности народа. В последнее время рядом психологов и исследователей разработаны методы и психотехнологии, основанные на практике инициации. Примером может служить семинар-тренинг «Визионерский поиск» (Vision Quest), разработанный еще в 1973 г. Томасом Пенксоном (США). Он использовал одноименные церемонии и ритуалы перехода американских индейцев в своей работе с детьми, подростками, молодежью и наркоманами. Для индейцев Визионерский поискускорял их социально-психологический рост в потенциально кризисный период изменения и перехода от юности к зрелости, на жизненно важной стадии формирования в душе образа своего Я, самоидентификации5. РЫЦАРСКИЕ ИНИЦИАЦИИ Возникнув в первобытном обществе, институт инициации, обозначающий статусные переходы, претерпел в разных культурах огромные изменения. На разных исторических этапах он проявлял себя в таких формах, как посвящение в рыцари в Средневековье, конфирмация, первое причастие, присяга, посвящение в сан, свадьба, коронация, соборование и пр. В советское время к ним относят ритуальные процедуры приема в октябрята, пионеры и комсомольцы, военно-спортивные организации (аналог зарубежного скаутского движения), студенческие строительные отряды, испытательный срок для молодого специалиста, направленного вузом на три года на предприятие, посвящения в студенты или рабочие. Посвящение в рыцари — символическая церемония вступления в рыцарство. Оно знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократических корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне дамуазо (ученик рыцаря) должен был выкупаться в ванне. Он надевал белую рубашку, алое сюрко (выходная, парадная, церемониальная одежда), коричневый шосс (штаны типа плотных чулок), золотые 4 Белковский С.А. Инициация взросления в различных культурах. — http://www.follow.ru/article/265. шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом (на французском языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем). Опоясывание мечом — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, шеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощечина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения завершался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень — «чучело». Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Позднее церковь включила ее в свой арсенал, превратив в религиозную церемонию. Так, установился обычай «ночного бодрствования»: вечером накануне посвящения юноша отправлялся в церковь и проводил у алтаря всю ночь в молитве. На рассвете церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедаться, причаститься, затем возложить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и с молитвой вручал его юноше. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть — опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело». Иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, т.е. совершал основной элемент посвящения. Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к христианским праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца6. Культура господствовавшего сословия европейского Средневековья складывалась при дворах государей и вельмож и носила рыцарский характер: ее основой был культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII — начале XIII в. в замках французских аристократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Воспитание французского рыцаря начиналось с детства. В семь лет будущий рыцарь становился пажом и до 21 года обучался верховой езде, фехтованию, другим основам боевого искусства, плаванию, музыке, пению, танцам и придворному этикету. Обучение завершалось посвящением в рыцари. Придворное воспитание отличалось от монастырского. Немалое влияние на придворную жизнь и, соответственно, придворное воспитание оказывали «певцы любви» — трубадуры, труверы, миннезингеры. В период крестовых походов рыцарская культура получила мощный духовный импульс. Устав возникших в XII в. в Святой Земле рыцарских орденов — тамплиеров (храмовников), госпитальеров (иоаннитов) и немецкого Тевтонского ордена — предписывал членам этих братств монашеский аскетизм. Подготовка немецкого рыцаря, равно как французского и всех других европейских, начиналась в детстве. Служба пажом или оруженосцем у сеньора в течение 10—12 лет являлась для будущего рыцаря лучшей практической школой. После окончания срока такой службы производилось торжествен- Военно-исторический словарь. — http://www.medievalfortress.com. ное посвящение в рыцари. Король требовал от немецких рыцарей совершенного владения всеми семью рыцарскими искусствами — верховой ездой, плаванием, стрельбой излука, кулачным боем, соколиной охотой, игрой в шахматы и сложением стихов. Кроме войн достойным для себя занятием рыцари считали только охоту и турниры7. Турниры представляли собой военные упражнения, происходившие на арене, окруженной зрителями. Во Франции, в Англии, Испании и других европейских государствах короли и верховные владельцы в праздничные и торжественные дни по случаю их браков, коронаций, крестин их детей и других событий, собиравших множество гостей, имели обыкновение устраивать рыцарские турниры. На этих турнирах одинаковое число рыцарей с каждой стороны бились друг с другом тупым оружием (amies courtoises), т.е. копьями с закругленными, тупыми концами, или затупленными мечами, так что удары бывали не слишком опасны. Участники турнира стремились показать совершенное владение оружием и умение держаться в седле. Обычно он начинался боем двух групп рыцарей, затем состязались пары. Первое упражнение заключалось в том, чтобы выбить соперника из седла ударом копья Затем следовало сражение на мечах. Несмотря на то что уже с XIII в. их острие не затачивали, чтобы уменьшить опасность ранений, турниры часто заканчивались трагически. После гибели на турнире в 1559 г. французского короля Генриха II ристалища были окончательно запрещены. Турниры служили не только формой утверждения дворянского статуса, но и способом продемонстрировать те качества мужчины, которые требовались от дворянина с рыцарским званием. Кроме того, они помогали постоянно держать себя в боевой форме, что было немаловажным в неспокойное Средневековье. Рыцарский турнир можно понимать как форму демонстративного поведения и демонстрации своего мужества в ритуально-состязательном поединке. У этого праздничного шоу Средневековья существовали строгие правила, ограниченные статусными привилегиями. Так, согласно эдикту короля Филиппа Валуа: ♦ дворянин или рыцарь, сказавший или сделавший что-либо противное католической вере, исключается из турнира; ♦ кто не дворянин по отцу и матери, по крайней мере в третьем колене, и кто не представит свидетельства о своем воинском звании, тот не допускается в число сражающихся; ♦ кто изобличен в вероломстве, тот со стыдом изгоняется с турнира, а гербы его бросаются и попираются участниками турнира; ♦ кто употребит в дело насилие или оскорбит словами честь или честное имя дамы или девицы, да будет побит и изгнан с турнира; ♦ пьяница и сварливый изгоняются из общества, участвующего в турнире; ♦ кто ведет недостойную дворянина жизнь, существуя ленными доходами и щедротами своего государя, и кто промышляет товарами, подобно простолюдинам, кто вредит соседям и таким образом своими дурными поступками порочит дворянское звание, тот да будет высечен на турнире и изгнан с позором; 7 Балакин В.Д. Фридрих Барбаросса. М., 2001. ♦ кто не явится в собрание, когда он приглашен, кто по алчности или по какой-либо другой причине женится на простолюдинке, тот исключается из турнира. Рис. 22. Культура господствовавшего сословия европейского Средневековья носила рыцарский характер Как видим, рыцарские турниры представляли собой не только, а может, и не столько королевские потехи для зрителей, сколько благородные собрания, к участию в которых допускалась избранная часть дворянства. Турниры-собрания были одновременно привлекательны и трудны. Чтобы попасть на престижное мероприятие и быть на виду у короля, рядовым дворянам приходилось прилагать огромные усилия, ежедневно тренируясь, отказываясь от вредных привычек, совершенствуя нравственность и образ жизни. Таким образом, рыцарские турниры выполняли функцию некоего воспитательного учреждения, призванного в эпоху Средневековья привить еще не успевшим стать цивилизованными европейцам свод благородных манер. На Мальте ныне производится театрализованное шоу, воспроизводящее битву французских и мальтийских войск в 1800 г. в форте св. Эльмо в Валлетте, и костюмированный военный парад времен рыцарей св. Иоанна. Первый день фестиваля знаменуется историческим шоу «Посвящение в рыцари». ПОСТРИЖЕНИЕ Пострижение(постриг) — вид религиозного обряда инициации в монашестве, означающий переход человека из одного статуса в другой, из старой жизни в новую; обряд посвящения в монашество, сопровождавшийся крестовидным выстрижением волос на голове посвящаемого. Этот церковный обряд совершался при крещении после миропомазания либо при посвящении в чтецы и певчие, совершаемый архиереем. Пострижение — основное действие при посвящении в монашество и его степени. Православное монашество делится на три степени в соответствии с принятыми обетами: 1) рясофорный монах (рясофорное пострижение) —человек, принятый в монашескую общину и получивший право носить монашескую одежду — рясу; 2) монах малой схимы — принимает обет целомудрия, нестяжательства и послушания; признается настоящим монахом: получает новое имя, носит схиму (часть одежды с изображением креста), наметку на клобуке и мантию; обязуется оставаться в монашеской общине, приняв полное послушание своему духовному отцу или матери и главе монастыря (который называется игумен или игуменья); 3) монах великой схимы (схимонах) — высшая ступень посвящения, которой достигают немногие монахи и которая предполагает строгое исполнение монашеских идеалов, принятие обета отречения от мира и всего мирского, постоянной молитвы и духовного сосредоточения. Монах еще раз получает новое имя и на него надевается новое облачение — великая схима. Готовящийся к постригу в рясофорные монахи и проходящий испытание в монастыре называется послушником. Это кандидат в монашескую жизнь: он просто живет в монастыре под руководством духовного отца или матери. Послушнический искус, а именно так он называется, продолжается 3 года. Пострижение в монахи допускалось с разрешения архиерея: мужчин не ранее 30 лет, женщин — не ранее 40, лиц с высшим образованием — 25 лет (учащихся духовных семинарий и академий). Запрещалось пострижение супругов по отдельности, а одновременно постригали при отсутствии несовершеннолетних детей. Желавший стать монахом не должен состоять под судом, иметь долги, быть военнообязанным. Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства. Необходимо только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ жизни в прошлом не препятствует постригу, ибо монашество и есть подвиг непрестанного покаяния. Необходимое условие для пострига — свободное и непринужденное стремление к иночеству. Постриг совершали настоятели монастырей. В VI в. считалось, что пострижение может совершать только монах-пресвитер. При постриге рясофоров после чтения молитв и тропарей крестообразно выстригаются волосы на голове с произнесением слов «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», после чего посвящаемый облачается в рясу и камилавку. Во второй степени монашества постриг совершается после увещевания, принесения обетов и наставления (оглашения), игумен трижды повелевает постригаемому подать ножницы и трижды бросает их, и каждый раз постригаемый подает их и целует руку игумену (ритуал бросания ножниц призван испытать твердость намерения стать монахом). После этого игумен крестообразно выстригает волосы посвящаемого и дает ему новое имя, а затем его облачают в хитон, параман, рясу, пояс, мантию, клобук и сандалии. Обряд пострига великосхимников отличается большей торжественностью и продолжительностью. Монашеские обеты, смысл которых заключается в отречении от привычного для непосвященных образа жизни, влечет за собой немало ограничений: мон
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1463)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |