Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ СТАТУСА



2016-01-26 1287 Обсуждений (0)
ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ СТАТУСА 0.00 из 5.00 0 оценок




Иногда именно поведение становится наиболее ярким признаком прояв­ления того или иного статуса, его отличительной чертой. Одежда, знаки, при­вилегии, имущество — все это можно передать от одного человека к друго­му, но манеры поведения нельзя снять или надеть. Они воспитываются всю жизнь и характеризуют внутреннее благородство человека. Даже скромно одетый, но с изысканными манерами человек обладает более высоким ста­тусом, чем богатый грубиян. Как правило, от грузчиков, водителей и сантех­ников окружающие ожидают не только замасленную одежду, но и грубое обращение с употреблением ненормативной лексики. И наоборот, от хоро­шо одетого человека ожидают приличествующего поведения. К сожалению, подобное происходит не всегда или не так часто, как хотелось бы. Имеет место расхождение между рангом статуса и статусным поведением. Пьяный депутат явление редкое, но оно встречается, особенно в переживаемую об­ществом переходную эпоху, когда статусная атрибутика еще не получила нормативного закрепления.

Принято думать, что чем больше у человека денег, тем богаче он должен быть одет. Так происходило в течение нескольких тысячелетий в традици­онном обществе. Монарх и его двор задавали в статусной дифференциации своего рода правила игры. Но сегодня ситуация изменилась. В США и Ев­ропе высший класс одевается даже скромнее, нежели средний.

Правда, сохранилось другое статусное правило: чем выше статус, тем бо­лее жестки ограничения накладываются на поведение человека. Не случай­но говорят, что положение обязывает.

В переписи населения России 2002 г. обнаружились интересные факты, раскрывающие то, как может влиять на поведение людей их статус. Не со-

бирались принимать участие в переписи те, кто временно находился в Рос­сии и не планировал устраиваться на постоянную работу — продавцы на рын­ках и рабочие на стройках, которые часто имели временную регистрацию и официально не оформляли отношения с работодателем. Наиболее распрос­траненный мотив отказа участвовать в переписи для этой категории мигран­тов — опасение репрессий со стороны властей. Те, кто смог легализовать свое положение в России, намеревались участвовать в переписи. Статусное поведение индивида проявляется в трех сферах:

♦ приобретение статуса;

♦ поведение в статусном положении;

♦ потеря статуса.

Приобретение и потеря статуса действуют на людей по-разному. Вновь до­стигнутый статус требует от человека более жесткого соответствия представ­лениям окружающих, чем статус давно приобретенный. Профессор со ста­жем, получивший признание студентов и коллег, может одеваться очень сво­бодно, но только что получивший профессорское звание доктор наук стремится выглядеть солидно.

Человек, уровень жизни которого упал и которому трудно поддерживать прежний статус, будет использовать малейшую возможность удержаться в прежнем положении, но не позволит себе поступки, соответствующие бо­лее низкому статусу, в котором он, быть может, уже оказался из-за ударов судьбы. Можно считать такое поведение динамикой статусного несоответ­ствия.

В 1790 г. Декрет Учредительного собрания во Франции отменил инсти­тут потомственного дворянства. Декрет включал следующие положения:

♦ навсегда отменялось потомственное дворянство; вследствие этого никто не мог принимать или жаловать титулы принца, герцога, маркиза, гра­фа, виконта и пр.;

♦ французские граждане не могли использовать какие-либо иные фами­лии, кроме собственных; никто не имел права носитьливрею или иметь герб;

♦ запрещалось использовать обращения «господин», «господа», равно как и «ваше превосходительство», «ваше высочество», «ваше сиятельство», «ваша милость».

Революционные реформы, касающиеся собственности церкви, и отмена привилегий потомственного дворянства, с одной стороны, вызвали эмигра­цию целых социальных групп, а с другой — сплачивали нарождающийся ла­герь противников революции.

Обнищавшие аристократы или небогатые чиновники стараются всеми си­лами удержаться на уровне жизни своей прежнего класса. Подобное поведе­ние присуще и рабочим. Высококвалифицированный рабочий, даже в момен­ты безденежья, редко берется за неквалифицированную работу. Исполнить непрестижную работу означает потерять социальное достоинство. Можно ви­деть, пишет Ланге, как год от года рабочие питаются и одеваются все лучше: «Теперь рабочий не только хочет одеваться подобно своим согражданам в об­щепринятое приличное платье, но желает иметь кроме своего рабочего кос­тюма еще какой-нибудь хороший сюртук»'. Именно так поступали англий-

Ланге Ф.А. Рабочий вопрос. СПб., 1895. С. 122.

ские рабочие в XIX в.: «В наиболее плохие для промышленности годы, ког­да тысячи механиков или котельщиков, каменщиков или водопроводчиков блуждают по улицам в поисках работы, даже самый алчный предпринима­тель знает, что он не может предложить им работу по их специальности за десять или пятнадцать шиллингов в неделю. Чем согласиться на такое обид­ное понижение своего нормального, на их взгляд, общественного положе­ния, эти люди скорее готовы работать в качестве неквалифицированных ра­ботников или исполнять какие-либо случайные работы за ту же или даже за более низкую плату по сравнению с той, за которую они, в качестве рабочих-специалистов, отказались работать»2.

Рис. 27. Высококвалифицированные рабочие скорее будут исполнять какие-либо случайные работы, чем согласятся на понижение своего общественного положения вследствие более низкой

оплаты труда как специалистов

В связи с этим В. Железное обращает внимание на «два любопытных типа отношений рабочих... С одной стороны, рабочие держатся известного мини­мума средств существования как бы в силу инстинкта, руководясь взгляда­ми, сложившимися по старой традиции; с другой — замечаются и вполне со­знательные требования, предъявляемые по поводу такого минимума. При этом в прежнее время преобладающее значение имело инстинктивное тяго­тение рабочих к привычному уровню жизни; напротив, чем ближе мы под­вигаемся к нашему времени, тем громче слышатся сознательные требования... Первый случай — инстинктивного отстаивания привычного уровня жизни широко наблюдается повсюду. Рабочий связывает обыкновенно привычный уровень жизни с известным занятием и представлением об известном уров­не комфорта, приличествующем лицу, способному выполнять такую рабо­ту. Во время несчастий... он делает неимоверные усилия, чтобы удержаться

2 Железное В. Главные направления в разработке теории заработной платы. Киев, 1904. С. 121.

на этом уровне, лишая себя скорее удовлетворения самых необходимых по­требностей, чем тех, которые как бы отмечают занимаемую им ступень об­щественного положения»3.

Согласно данным С. Прокоповича и С. Солнцева, изучавших бюджеты рус­ских и иностранных рабочих в дореволюционное время, «во время несчастий» рабочие сокращают как раз не самые необходимые, адополнительные потреб­ности. Иными словами, при падении дохода сокращаются расходы вначале на культурные потребности, затем на кое-какие «роскошества» в пише типа масла или кофе, но не трогаются базовые потребности в картофеле, хлебе, молоке, мясе. Признаки престижного поведения, соблюдения статусных приличий наблю­даются и в XX в. При избытке свободных рабочих мест в Москве в 1990-е гг. безра­ботные — бывшие инженеры, учителя, врачи — не соглашались на непрестиж­ную работу. Они либо ждали подходяще­го случая, когда в их специальности возникнет надобность, либо переквалифи­цировались на такие занятия, которые считали «достойными». Большинство со­временных безработных не хочет зарабатывать хлеб насущный любой ценой, поступившись социально значимыми символами и статусными приличиями. Присвоение социального статуса в традиционном и современном обществе очень сильно различается. В вождестве статусы присваивались на основании принципа старшинства. В Полинезии высокое положение в обществе, престиж и доступ к ресурсам наследовались по старшей ветви родового древа, поэтому полинезийские вожди ведут необычайно длинную генеалогию. Некоторые из них прослеживают свою родословную до 50-го поколения предков. Как счита­лось, все люди ввождестве являются родственниками друг другу, поскольку весь род берет начало от какой-то одной группы общих предков, основавших дан­ное поселение. Вождем (а это обычно мужчина) является старший в роду. Сте­пени старшинства вычисляются таким сложным способом, что их получается столько, сколько человек в роду. К примеру, положение третьего сына ниже, чем положение второго, который, в свою очередь, ниже первого сына. Дети стар­шего брата по статусу выше детей следующего за ним брата, чьи дети в свой черед превосходят по положению детей младших братьев. Но даже человек, имеющий самый низкий статус в вождестве, приходится родственником вождю.

Примером потери статуса служит разжалование офицера в рядовые или уволь­нение служащего, особенно высокопоставленного. В православии это называет­ся утратой церковной правоспособности. Умершие в православной вере остаются членами церкви, но уже торжествующей, небесной, а не воинствующей, земной, и поэтому, естественно, не подлежат суду земной церковной власти. В этом смысле церковная правоспособность христиан утрачивается с наступлением смерти. Кроме того, она утрачивается вследствие отпадения от церкви и через анафему. Но в том и другом случае эта утрата не имеет безусловного характера. Печать кре­щения неизгладима. Поэтому и отпадшему от церкви и анафематствованному ею за тяжкие преступления открыт путь для присоединения к церкви через покая­ние. Причем в обоих случаях вновь принимаемый в церковь не нуждается в том, чтобы над ним повторено было таинство крещения4.

3 Железное В. Указ. соч. С. 120-121.

Цыпин В. Церковное право. — http://www.krotov.org.



2016-01-26 1287 Обсуждений (0)
ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ СТАТУСА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИОБРЕТЕНИЕ И ПОТЕРЯ СТАТУСА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)