Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Из святого Анастасия Синаита



2016-01-26 411 Обсуждений (0)
Из святого Анастасия Синаита 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопрос: Как можно не осуждать того, кто открыто грешит?

Ответ: Вспомни слова Господа: <i>Не судите, и не судимы будете, не осуждайте, и не будете осуждены</i> (Лк 6, 37). И апостол советует нам и предупреждает: тот, кто думает, что он (крепко) стоит, пусть остережется, как бы не упасть. И еще: <i>тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя</i> (Рим 2, 1). Никто не знает дел человека, только, по слову Спасителя, Дух, обитающий в нем.

Многие часто грешат так, что другие это видят, но тайно исповедуются Богу и получают отпущение грехов. Благоугодив Богу, они получают Святого Духа. Поэтому те, кого мы считаем грешниками, у Бога могут оказаться уже оправданными. Мы увидели грех, но ничего не знаем о добрых делах, которые тайно сделали эти люди. Поэтому не следует никого осуждать, даже если человек грешит на наших глазах.

Уже на расстоянии десяти шагов мы не знаем ни тайные дела грешника, ни волю Божию, сказавшуюся на нем. Предатель Иуда еще в Великий Четверг был со Христом и с учениками. А благоразумный разбойник был тогда злодеем и человекоубийцей. Но настала пятница, и Иуда отправился во тьму внешнюю, а благоразумный разбойник поселился в Раю со Христом.

Вот какие бывают внезапные изменения с человеком. Поэтому доброе дело - не судить никого, пока не придет Христос, ведающий ум человеческий, и не откроет сокровенное в сердцах. Отец даровал Сыну весь суд. Поэтому всякий, кто судит ближнего, присваивает себе достоинство Судьи и становится антихристом. Некоторые люди получили оставление грехов, когда подверглись различным искушениям, о которых мы не знаем. А другие получили очищения благодаря телесным немощам и долгим болезням. «Наказуя, - сказано в Писании, - наказал меня Господь, смерти же не предал меня».

И апостол говорит: «Судимые Господом наказуемся, чтобы не быть с миром осужденными». Апостол так и поступил с блудником, предав его власти сатаны на погибель плоти, чтобы спасти его дух в час Суда. Из этого примера мы узнаем, что даже одержимые люди, если с благодарностью терпят свою одержимость, спасаются благодаря этому наказанию. А некоторые, пораженные смертельной болезнью, умолили Бога горячими слезами и сподобились милости, как царь Езекия.

Некоторые тайно заключили завет покаяния с Богом, и за несколько дней перед кончиной спаслись. В чем обретен будет человек, в том и судим, в благом или лукавом. Как сказал Бог через пророка Иезекииля, что, если сотворит человек всякую неправду, но, обратившись, сотворит правду, беззаконий его Я не вспомню. В чем застану его, в том и сужу. (Ср.; Иез 18, 24-28). Некоторые получили отпущение грехов благодаря праведникам, ибо волю боящихся Его сотворит Господь. Об этом свидетельствует божественное Писание. Аарон, поставивший в Хориве Израилю золотого тельца, получил прощение по молитвам Моисея. Также и сестра Аарона Мариам очистилась от проказы, когда Моисей умолил Бога за нее. И Навуходоносор сподобился милости от Бога по молитвам пророка Даниила.

Часто бывает, что святые ангелы, как истинные Божии служители, имеющие большое дерзновение к Богу как ни в чем перед Ним не погрешившие, просят о спасении какого-нибудь человека, и Бог исполняет их просьбу. Они молят днем и ночью Бога, служа и благоугождая Ему. Так и земные цари, если их попросят верноподданейшие друзья, отдадут им даже приговоренного к смертной казни. Святые ангелы весьма человеколюбивы и сострадательны к нашему роду. Ведь они узрели Бога Слово в нашей плоти, как и хотели видеть Его от века. Об этом прямо говорили первоверховные апостолы Петр и Павел. Так, Петр сказал, что Бог даровал нам блага, которых желали и ангелы - прямое лицезрение Его. Когда Бог воплотился, мы сразу увидели Его раньше ангелов. А апостол Павел воскликнул о Вознесении Христовом: Ныне вознесся Христос, чтобы быть видимым началам и властям благодаря церкви! По этой самой причине святые ангелы весьма человеколюбивы. Об этом сказал Господь: <i>Бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся</i> (Лук 15,10). Поэтому и каждому из верующих во время Крещения дается от Бога ангел, страж, путеводитель и учитель. <i>Смотрите, - сказал Господь иудеям, - не презирайте ни одного из малых сих; (верующих в Меня), ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного</i> (Мф 18, 10). Ангел, приставленный к человеку как страж, если увидит, что человек уверовал, возлюбил благо и принуждает себя посильно творить это благо, содействует Ему, умоляя за него человеколюбивого Бога и прося даровать этому человеку спасение и отпущение грехов, и Бог удовлетворяет его просьбу. Если праведные мужи, как уже говорилось, умолив Бога, часто спасали грешников, то сколь более могучи молитвы святых ангелов!

Итак, не будем судить человека, даже если увидим, что он грешит у нас на глазах. Лучше наставим его смиренно и помолимся о нем. А если то, что я сказал, прозвучало не убедительно, то добавлю еще вот что.

Скажи мне, возлюбленный, кто из людей поверил бы, что известной всему Иерихону блуднице Раав Бог простил ее грехи и оправдал ее за то, что она спасла (от преследователей) израильских лазутчиков? А неправедный и алчный мытарь, который молился вместе с Фарисеем, за искреннее сокрушение сподобился такой милости от Бога, что ушел из храма домой оправданным? Или Самсона, самоубийцу, о котором апостол Павел свидетельствует, что он находится вместе с ангелами. Или Манассию, который пятьдесят два года почитал идолов, и весь народ Израиля заставлял совершать беззакония и стать отступником от Бога? Кто бы мог подумать, что за единый час, после недолгой молитвы он удостоился прощения, как рассказывается в Писании? Когда ассирийский владыка запер его в утробе медного быка, там, внутри, он помолился Богу своей обыкновенной молитвой, то Божией силой утроба разверзлась, и ангел Господень перенес его в Иерусалим, о чем рассказывают историки, и после этого он жил до самого покаяния. Не говоря уже об остальных событиях Ветхого Завета, достаточно вспомнить святого разбойника, которого помянул Господь, и на этом завершить речь. Если бы благоразумный разбойник не покаялся во всеуслышание, то разве кто-нибудь из живущих на земле поверил бы, что исполнилось таинство покаяния? Этот страшный человек, грабивший, убивавший взрослых и детей, праведных и неправедных, обучавший и других разбойному ремеслу, был оправдан в конце жизни за одно слово и первым вошел в Рай!

Все это я рассказал не для того, чтобы затянуть беседу, но потому что знаю: язык у многих острее обоюдоострого меча на то, чтобы осуждать чужие дела. Они видят в человеке много хорошего. Но стоит им заметить в нем малейший недостаток, который он допускает в своем поведении, (ибо кто может быть непогрешим, кроме одного Бога?), как они сразу забывают и не считаются ни с какими твоими подвигами и только разносят слухи и судачат об этом ничтожном недостатке. Таких людей настигнет возмездие от Бога, потому что не только самим себе, но и другим они несут духовный вред и погибель.

 

Из святого Максима

 

Не следует переживать, ни изумляться, ни сомневаться, но только помнить, что Бог Отец никого не судит, а весь суд передал Сыну. Сын же Его призывает нас: <i>Не судите и не будете судимы</i> (Лк 6, 37). И Павел тоже говорит: <i>Не судите до времени, пока не придет Господь. Тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя</i> (Рим 2,1). А люди, забыв о своих грехах, отняли суд у Сына и осудили самих себя. Небо было изумлено, земля задрожала, но эти бесчувственные люди даже не устыдились.

 

Из Патерика

 

Рядом со старцем жил монах, небрежный в монашеской жизни. Когда он умирал, к нему пришли несколько братьев. Вдруг старец увидел, как душа брата весело и легко покидает тело, и чтобы укрепить братьев, он сказал:

- Знаешь, брат, мы все знали, что ты не был замечен в усердном подвижничестве. Почему же ты так бодро направляешься на небо?

- Поверь, отче, - ответил умирающий, - ты сказал истину. Но с тех пор, как я стал монахом, то не знаю, чтобы я осудил кого-либо, (а если и допускал чего-нибудь), то мирился с человеком в тот же день. И хочу сказать Богу: «Ты говорил, Господи: <i>Не судите, и не будете судимы и прощайте, и прощены будете</i> (Лк, 37 и 18, 9-14)

- Мир тебе, чадо, - воскликнул старец, - ибо ты спасся без тяжких трудов.

2. Когда авва Агафон видел какой-нибудь случай или чью- либо ошибку, и помысел подсказывал ему осудить этого человека, то он говорил себе: «Агафон, будь осторожен, как бы тебе и самому не натворить того же». И помысел сразу же замолкал.

3. Однажды авва Антоний пророчески сказал авве Аммону:

- Ты преуспеешь в страхе Божием, - потом вывел его из кельи, показал камень и сказал, - Обругай его и ударь.

Авва Аммон так и сделал. Авва Антоний сказал:

- Так и ты тоже достигнешь этой меры.

Так и произошло. Авва Аммон достиг столь великого незлобия и благости, что даже не представлял, что такое зло. Когда он стал епископом, к нему привели деву, соблазненную и понесшую в чреве, и самого соблазнителя и сказали:

- Наложи на них епитимию.

Епископ перекрестил чрево женщины и велел выдать ей шесть связок чистых пелен.

- Может так случиться, - заметил он, - что при родах умрет она или ребенок, и тогда придется обмотать тело пеленами.

Стоявшие за спиной женщины, видя, что происходит, сказали авве Аммону:

- Что ты делаешь? Наложи епитимью!

- Видите, братья, - сказал он, - я уже на пороге смерти. Зачем мне это делать?

С этими словами он отпустил беременную и не осудил ее.

4. Как-то в обед он пришел в обитель, где жил брат, прослывший блудником. Случилось так, что женщина, из-за которой страдал брат, как раз находилась у него в келье. Братья заметили, как она зашла к блуднику, и решили все вместе придти к нему и выгнать грешника вон. Епископ из разговоров узнал об их затеи, подошел к ним и попросил разрешить ему пойти вместе с ними, чтобы обличить брата, и тогда тот сразу уйдет из обители. Но брат увидел, что к нему идут, и успел спрятать женщину в большую бочку, поставив ее к верху дном. Авва Аммон догадался об этом, первым вошел в келью, сел на бочку и велел обыскать все кругом. Братья все тщательно обыскали, но женщины не обнаружили. Тогда авва Аммон сказал:

- Бог да простит вас, - и, помолившись, благословил всех в обратный путь. Взяв брата за руку, добавил, - А ты будь к себе внимательным, брат.

Он попрощался и ушел.

5. Священник исключил согрешившего монаха из братства. Авва Виссарион подошел к священнику вместе с провинившимся и сказал:

- Я тоже грешник.

6. Авва Исайя сказал: «Если придет помысел осудить ближнего за какой-нибудь грех, сначала подумай о том, что ты грешнее его и что дела, которые ты считаешь добрыми, вряд ли непременно угодят и Богу. Тогда ты больше не дерзнешь осуждать ближнего».

7. Он же сказал: «Не судить и не унижать ближнего - это путь к успокоению совести».

8. Старец увидел брата, оставшегося наедине с другим, не обличил его, подумав про себя: «Если сотворивший их Бог видит и не сжигает их, то кто я такой, чтобы обличать их».

9. Как-то авва Исаак Фивейский пришел в общежительный монастырь, увидел брата, творившего всякие грехи, и осудил его. Когда он вернулся в пустыню, ему явился ангел Господень, встал пред дверями его кельи и сказал:

- Я тебя не пущу в келью.

Авва стал умолять его.

- Что случилось? - спросил он.

- Бог, - ответил ангел, - послал меня с такими словами: «Спроси у него: в какую область ада ты велишь Мне отправить согрешившего брата, которого ты осудил?»

Авва тотчас принес покаяние:

- Я согрешил, прости меня.

- Вставай, - сказал ангел, - Бог простил тебя. Но впредь берегись, чтобы не осуждать никого, прежде чем Бог не осудит всех (ср.: 1 Кор. 4, 5).

10. Говорили об авве Макарии Великом, что он был, как сказано в Писании, богом на земле (ср.: Ин 10, 34). Как Бог облекает покровом весь мир, так и авва Макарий накрыл своим покровом все прегрешения, которые видел, словно бы не видел, и все прегрешения, о которых слышал, словно бы не слышал.

11. Один брат согрешил в Скиту. Когда монахи собрались, то послали за аввой Моисеем, но он отказался прийти. Тогда к нему направили пресвитера со словами:

- Приходи, народ тебя ждет.

Авва встал и отправился в путь, но с собой взял дырявый мешок, наполнил его песком и взвалил на спину. Встретившие его братья спросили:

- Что это значит, отче?

- Мои грехи за моей спиною сыплются, а я и не вижу. А вот теперь мне придется осуждать чужие грехи.

Услышав это, братья не стали судить и простили брата.

12. Он же сказал:

- Человек должен умереть для всякого другого, чтобы не судить никого ни за что. Когда рука Господня умертвила каждого первенца в земле Египетской, не было ни одного дома, где бы не было мертвеца (Исх 12, 29-30).

- Что это значит? - спросил брат.

- А вот что, - ответил старец. - Если нам откроются наши грехи, то мы не будем смотреть на грехи ближнего. Ибо неразумно человеку, у которого дома умерший, бросать его и идти оплакивать покойника в доме ближнего. А умереть для ближнего означает смотреть на свой грех и никого не судить, хороший он человек или дурной, и никому не творить зла. Не держать ни о ком лукавые помыслы в своем сердце. Не унижать никого из творящих зло и не соглашаться с причиняющим зло ближнему. Это и означает умереть для ближнего. Не говори плохо ни о ком, а тверди одно: «Бог весть жизнь каждого». И не соглашайся со злословящим, не радуйся, когда злословят ближнего, но и не ненавидь злословящего. Это и означает не осуждать. Не враждуй ни с кем. Не держи вражду в сердце. Не ненавидь враждующего против ближнего. Это и называется хранить мир. К этому подвигай себя. Ибо этот труд не займет много времени, но вечным будет потом отдохновение».

13. Брат спросил авву Пимена:

- Скажи мне, как стать монахом?

Старец ответил:

- Если хочешь обрести покой и здесь и в будущем веке, то при всяком деле спрашивай себя: «Да кто я такой?» И никого не осуждай.

14. Как-то пресвитер из Пелусия услышал, что некоторые его братья часто ходят в город, моются в бане и забывают о своем спасении. Тогда он во время богослужения снял с них монашеские рясы. Но потом его стала мучить совесть. Он пришел к авве Пимену, едва держась на ногах от смущавших его помыслов, и стал каяться. Держа в руках рясы братьев, священник исповедал старцу, как все было. Авва Пимен спросил его:

- Не чувствуешь ли ты в себе остатки ветхого человека?

Пресвитер ответил словами апостола:

- В чем осуждаешь другого, себя осуждаешь; и осуждая, делаешь то же самое. Ты такой же, как и эти братья. Если в тебе есть хоть малая доля ветхого человека, ты по-прежнему находишься во власти греха.

Священник вернулся в монастырь, созвал братьев (всего их было одиннадцать), покаялся перед ними и, вновь облачив их в монашеские одеяния, отпустил.

15. Брат спросил авву Пимена:

- Если я вижу падение брата моего, хорошо ли будет скрыть это падение?

Старец ответил:

- Всякий раз, когда мы покрываем прегрешение брата, Бог покрывает наше прегрешение, а когда мы объявляем прегрешение брата, Бог объявляет наше прегрешение. Речь идет не о только брате, спасающемся в твоем монастыре, но и о том, кто живет по соседству или даже совершает подвиг в том же монастыре, что и ты, но под руководством другого духовника. А если у брата тот же духовник, что и у тебя, то скрывать его грех и вменять этот грех ни во что будет грехом весьма значительным. Ты не извинишь себя тем, что должен думать только о самом себе. Если вы живете общинной жизнью, то, будучи в разных телах, вы все равно одно тело. Уставы отцов велят вам думать друг о друге как о собственных членах тела и смиренно напоминать друг другу о духовных правилах. Поэтому если увидите, что какие-то братья грешат, то нужно им сделать замечание, а если они откажутся исправляться, сказать настоятелю. В таком случае поистине освятится долг любви по отношению к братьям».

16. Другой брат спросил его же:

- Если я слышал о брате, что он грешит, то не хочу пускать его к себе в келью. А если вижу хорошего брата, то радуюсь вместе с ним.

- Если, - ответил старец, -ты оказываешь хорошему брату какое-нибудь малое благо, то другому, о ком слышал плохое, отнесись в два раза лучше, поскольку он немощен. Тогда Господь и тебе сотворит милость.

17. В одной киновии был насельник по имени Тимофей. Когда игумен услышал, что один брат впал в искушение, то стал советоваться о нем с Тимофеем. И тот поощрил его изгнать брата. Как только игумен так сделал, то искушение брата перешло на Тимофея - тот уже готов был даже согрешить на деле. Тимофей разрыдался перед Богом, говоря:

- Я согрешил, прости меня, Господи

И был ему глас:

- Запомни, Тимофей - Я посылаю тебе искушение только за то, что ты презрел брата во время его искушения.

18. Один брат в киновии согрешил. А неподалеку жил отшельник, который многие годы не выходил из затвора. Авва монастыря пошел и рассказал о грехе брата старцу, который посоветовал прогнать грешника. И брата прогнали, несчастный пришел в ущелье, сел и заплакал. Так случилось, мимо проходили по дороге братья. Они направлялись к авве Пимену. Услышав плач, путники подошли и увидели, как тяжело брат страдает. Они позвали его вместе с ними пойти к старцу, но он отказался.

- Лучше мне умереть здесь, ибо я согрешил.

Монахи пошли к авве Пимену и рассказали ему о брате. Авва утешил их и отправил к брату со словами:

- Передайте ему: «Авва Пимен зовет тебя».

И несчастный пришел к старцу. Тот увидел, в каком он отчаянии, встал, расцеловал его и пригласил к обеду. Между тем авва Пимен послал одного брата к отшельнику со словами:

- Я уже много лет хочу встретиться с тобой, ибо весьма о тебе наслышан, но из-за нашей общей лености мы так и не увиделись. А теперь Бог благословил нашу встречу, и есть, о чем поговорить. Приходи ко мне поскорее, чтобы мы могли увидеться.

Отшельник никогда не выходил из своей кельи, но, услышав о приглашении аввы Пимена, подумал: «Если бы Бог не известил старца, то он и не послал бы за мной», - и сразу пошел в гости. Они встретились, с радостью облобызались и сели в келье. Авва Пимен стал рассказывать:

- В одном селе жили два брата. И у того и у другого дома умерли родственники. Но один брат оставил своего скончавшегося родственника и пошел оплакивать чужого.

Услышав эти слова, старец умилился, вспомнил, как поступил с братом, и сказал:

- Пимен пребывает высоко в небе, а я - низко на самой земле.

19. Отцы спросили авву Пимена:

- Если мы увидим согрешающего брата, ты благословишь обличить его?

- Если мне понадобится идти через Кельи, - ответил авва, - и я увижу согрешающего брата, то пройду мимо и не обличу.

20. Они спросили у него:

- Как же авва Нисферой всю жизнь терпел своего ученика?

- Если бы, - ответил авва, - это был я, то я бы и подушку клал ему под голову.

Авва Анув спросил:

- А что бы ты сказал Богу?

Авва Пимен ответил:

- Богу я бы сказал: «Ты говорил: Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф 7, 5).

21. Брат спросил авву Пимена:

- Что мне делать?

- В Писании сказано, - ответил авва, - беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем (Пс. 37,19).

22. Как-то авва Пимен пришел в Египетскую землю, чтобы там поселиться, и случилось так, что рядом с ним жил брат, у которого была жена. Но авва не обличал его. И вот однажды ночью женщина родила. Старец, поняв это, позвал своего младшего брата, жившего вместе с ним, и сказал:

- Возьми сосуд вина и отнеси соседу - ему сейчас это очень нужно. Никто не знал, что женщина родила, но младший брат сделал так, как велел старец. А брат получил пользу, раскаялся и через несколько дней отпустил жену, снабдив ее всем необходимым. Он сказал старцу:

- С сегодняшнего дня я начну каяться.

Брат построил себе келью рядом со старцем, часто заходил к нему, и авва просвещал его, каким путем идти к Богу и так привел его душу к спасению.

23. Однажды весь Скит собрался обсуждать согрешение брата. Отцы выступали, но авва Пиор молчал. Затем авва встал и вышел, взял мешок, наполнил его песком и взвалил себе на плечи. Потом еще и в кошель насыпал песок и подвесил его спереди. Когда отцы спросили его, что это значит, он ответил:

- Мешок, доверху заполненный песком, - мои грехи. Их много, но я ношу их за спиной, не печалюсь о них и не плачу. А малые грехи брата всегда передо мной, я думаю о них и осуждаю его. Но так делать нельзя. Свои грехи следует держать перед собой, о них думать и просить Бога о прощении.

Отцы встали и сказали:

- Поистине, это путь к спасению.

24. Авва Пафнутий рассказывал:

- Однажды я шел в тумане, сбился с дороги и оказался у какого-то селения и увидел, что там все осуждают друг друга. Я остановился и стал молиться Богу о своих грехах. И вот ко мне спустился ангел, державший в руках меч, и сказал:

- Пафнутий, все, осуждающие братьев своих, погибнут от этого меча. А так как ты никого не осудил, но смирил себя перед Богом как грешник, за это твое имя будет написано <i>в книге жизни</i>.

25. Старец сказал: «Не осуждай блудника, даже если сам целомудрен. Ты так же преступил закон, как и он. Ведь Кто сказал <i>не прелюбодействуй</i> (Мф. 5, 27), Тот сказал и <i>не суди</i> (Мф. 7, 1).

26. Рассказывали про одного старца, который жил в крошечной келейке в Египте. Обычно его навещали молодой монах и дева-монахиня. Как-то гости засиделись до вечера, и старец постелил циновку и лег между ними. Но молодого брата одолело искушение, он накинулся на деву и совершил грех с ней. Старец лежал, будто ничего не видел, и ничего не сказал им. Когда наступило утро, он проводил их и даже не подал вида, что знает. Они всю дорогу рассуждали, видел ли он их грех или нет. Они вернулись к старцу, раскаялись перед ним и спросили:

- Авва, ты видел, что сатана посмеялся над нами?

- Нет, не видел, - ответил он.

- А где был твой помысел в это время? - спросили они.

- Мой помысел был там, где распяли Христа и в час крестной смерти стоял рядом и рыдал.

Они ушли от старца, получив покаянную епитимью, и стали <i>сосудами избранными</i>.

27. Был старец, который питался только тремя сухарями в день. Как-то его навестил брат. Когда они сели есть, старец предложил гостю три сухаря. Но, увидев, что тот остался голоден, принес еще три. Когда они насытились и встали, старец осудил брата, сказав:

- Брат, не стоит потакать плоти.

Брат поклонился ему до земли и ушел. На следующий день, когда настало обеденное время, старец положил перед собой три сухаря. Когда он съел их, то почувствовал голод, но сдержался. На следующий день произошло то же самое. Бедняга начал слабеть. Тут он понял, что Бог оставил его, и бросился ниц перед Всевышним со слезами и, рыдая, спросил, почему Он оставил его. Ему явился ангел и сказал:

- Ты осудил брата - вот почему это произошло с тобой.

Тогда старец понял: кто может воздерживаться или творить какое-либо благо, тот достигает это не собственными силами, но Божией благодатью, которая укрепляет человека.

28. Святой муж, увидев человека, совершающего грех, со слезами сказал: «Он грешит сегодня, а я непременно согрешу завтра».

29. Он же сказал: «Если кто-то грешит у тебя на глазах, не осуждай его, но считай себя грешнее его, даже если он мирянин».

30. Кто-то из отцов сказал: «Нет народа под небесами, равного народу христиан. Нет чина под небесами, равного чину монахов. Но одно только вредит им страшно: злопамятство и осуждение. Если бы они изгнали это из своих сердец, то жили бы ангельской жизнью на земле».

31. Два брата в киновии стали великими. Они удостоились дара видеть Божью благодать на своем брате. И вот как-то раз один из них вышел из монастыря в пятницу и увидел утром, что человек ест, и сказал ему:

- Как ты можешь есть в пятницу в такой ранний час?

На следующий день, как обычно, во время богослужения другой брат посмотрел на него и увидел - благодать оставила его и огорчился. Когда они вернулись в келью, он спросил:

- Что ты сделал, брат - я не видел на тебе Божией благодати, как прежде?

- Но я ни в помыслах ни на деле не сотворил ничего лукавого.

- И ты никому ничего не говорил?

Только тут он вспомнил.

- Вчера утром я увидел, как человек ест за стенами монастыря, и сказал: «Как ты можешь есть в пятницу в такой час?» Вот в чем мой грех. Потрудись в молитве, прошу тебя, вместе со мной две недели, будем просить Бога, чтобы Он простил мне этот грех.

Они так и сделали. Через две недели брат увидел, как Божья благодать снова сошла на брата. Они утешились и возблагодарили Бога.

32. Брат спросил старца:

- Если я приду к старцу и спрошу: «Я хочу жить рядом с таким-то братом, но знаю, что мне это не полезно, что тот ответит мне?» Ведь если он скажет «не общайся с ним», то не осудит ли его в помысле?

Старец ответил:

- Такой тонкостью, то есть гибкостью и остротой мышления, мало кто обладает. Если старец будет подвигнут страстью и скажет «не общайся с ним», то повредит себе, и его слово окажется лишенным смысла и сути. Поэтому что ему нужно сказать? Только «не знаю». Тогда он не позволит страсти овладеть собой. А если он уже свободен от страсти, то никого не будет осуждать, но только себя будет почитать причиной вреда и скажет: «Конечно, вот я не переселяюсь ни на какое другое место, и тебе не будет полезно переселяться». И если брат разумен, то с верой примет сказанное, и исполнит то, что ему было возвещено, осознав суть этого совета.

33. Один святой старец услышал, что брат впал в блуд, и сказал:

- О, как плохо он поступил.

А через несколько дней согрешивший брат почил. Ангел Господень явился к старцу с душою брата и спросил: «Видишь, осужденный тобой почил. Куда прикажешь его отправить, в Царство Небесное или в ад?»

После этого старец до самого своего смертного часа просил у Бога прощения за свое осуждение, плакал и жестоко страдал.

34. Сказал старец: «Если ты увидишь кого-то смеющимся или много едящим, не осуждай его, но скажи: «Блажен он, что греха не имеет», и пусть душа радуется за него.

35. Старец говорил: «Если ты увидел, как кто-нибудь пал у тебя на глазах, скажи сразу: «Анафема тебе, сатана, а человек туг не при чем». И утверди в своем сердце то, чтобы не осуждать брата, иначе Святой Дух отступит от тебя. И снова повтори себе: «Как он проявил слабость, так и я». Плачь и проси помощи у Бога. Посочувствуй тому, кто пострадал против своей воли. Никто не хочет грешить перед Богом - просто все мы часто заблуждаемся.

36. Кто-то из старцев рассказывал: «Когда я жил в отдаленной пустыне, ко мне пришел один брат из монастыря. Я спросил его, как живут отцы. Он ответил мне:

- Хорошо, вашими молитвами.

Тогда я спросил его об одном брате, о котором шла дурная слава. Он ответил:

- Поверь, отче, он совсем избавился от всякого поношения.

Услышав это, я сказал:

- Ну и ну.

Только я это произнес, как пришел в исступление и увидел себя, как бы во сне перед святой Голгофой, где Господь наш Иисус Христос распят между двумя разбойниками. Я бросился ниц перед Ним. Господь увидел меня, повернулся к предстоящим Ему святым ангелам и громко сказал:

- Бросьте его во тьму внешнюю, ибо он антихрист. Он осудил брата прежде Моего суда!

Услышав это, я бросился вон из кельи, но рясой зацепился за дверной косяк, и кусок ее так и остался там. Тут я пришел в себя и сказал своему собеседнику:

- У меня сегодня лукавый день.

- Почему, отче?

Тогда я рассказал ему о том, что видел, и добавил:

- Моя ряса, то есть Божий покров, был на мне, а теперь я его лишился.

И с того дня, Господь Славы мне Свидетель, я семь лет скитался по пустыне, не вкушал хлеба, не входил ни к кому под крышу и не встречался с людьми, пока не увидел, что Господь не явился мне во сне и не вернул мой покров».

37. Старца спросил кто-то:

- Почему я не могу жить вместе с братьями?

- Потому что ты не боишься Бога, - ответил старец. - Если бы ты вспоминал сказанное в Писании, что в Содоме Лот спасся, поскольку никого не осудил, то смог бы жить даже среди диких зверей.

38. Сказал старец: «Двадцать лет я воевал с одним помыслом и молился Богу видеть всех людей как одного».

 

Из святого Ефрема

 

Монах, не унижай мирянина в своем помысле. Только Господь ведает тайны сердца. Почитай всех ради Господа, как тебя почтил Господь всех.

Пояснение Павла Благолибового: Святой Ефрем дивно добавил: «в своем помысле». Ведь бывает, что монах бранит мирян только языком для поучения монахам, которые чрезмерно любят мирское или же близки к отчаянию. В другом месте святой Ефрем произносит об этом особое поучение.

 

Глава 3: О том, что нарушение заповедей может ввести других в соблазн, и что означает само слово «соблазн»; и о том, что не должно соблазняться, а тех, кто соблазнился, следует исцелять беседой

 

Из Отечника

 

Братья из киновии пришли к анахорету в пустыню. Он принял их с радостью. И по обычаю пустынников, увидев, что они устали с дороги, покормил их до наступления времени вечерней трапезы всем, что у него было, дабы они восстановили силы. С наступлением вечера анахорет прочел двенадцать псалмов. Так же он поступил и в полночь. И вот когда старец стал засыпать, то сквозь дремоту услышал, как гости говорят друг другу, что отшельники в пустыне больше отдыхают, чем монахи в монастырях. Когда те собрались утром пойти к соседнему старцу, анахорет попросил их:

- Облобызайте его от моего имени и передайте: «Не поливай зелень».

Они так и сделали. Тот, услышав, понял его слова и заставил их до вечера работать голодными. Когда наступил вечер, он совершил длительное богослужение.

- А теперь отдохнем только ради вас, потому что вы устали, - сказал он и добавил. - Обычно мы едим не каждый день, но ради вас поедим сегодня.

Он принес сухари и соль и сказал, что для гостей нужно устроить праздник, и добавил в соль немного уксуса. Когда они встали от трапезы, сразу началось богослужение, длившееся до утра. Старец сказал:

- Мы не можем совершить обычное правило ради вас, знаем, что вам надо немного отдохнуть, ведь вы пришли в гости.

Когда рассвело, братья собрались уходить. Старец попросил:

- Останьтесь с нами еще на какое-то время. А если не можете остаться, потому что на вас возложено поручение, то хотя бы, по обычаю пустыни, пробудьте у нас три дня.

Они поняли, что старец их не отпускает, встали и ушли тайком.

2. Как-то два монаха пришли из Египта в Скит и зашли к старцам. Они сели за трапезу и увидели, что скитяне едят жадно, изможденные строгим постом, и тем были введены в соблазн. Священник, желая уврачевать их, так объявил братьям в церкви:

- Поститесь, братья, и придерживайтесь того образа жизни, которого требует ваш подвиг.

Египтяне уже собрались было уходить, но священник их не отпускал. После первого дня поста у них уже было темно в глазах. Им разрешили по два дня поститься и по два дня вкушать пищу, тогда как скитяне постились всю неделю. Когда же наступила суббота, и египтяне сели за трапезу вместе со старцами, то с алчностью набросились на еду, но старец удержал их руки, заметив:

- Вам нужно есть с рассуждением, раз вы монахи.

Но египтянин оттолкнул его руку, сказав:

- Позволь - я умираю. Я целую неделю не ел вареного.

- Если вы, - сказал священник, - постились по два дня и так изголодались, как же вы соблазняетесь о братьях, которые постоянно совершают такой подвиг?

Он простил им грех на исповеди, и египтяне, получив пользу, с радостью ушли.

 

Из святого Варсонофия

 

Брат спросил старца:

- Если я занимаюсь каким-нибудь делом, которое считаю разумным, а меня станут поправлять неразумно, должен ли я выступить в свою защиту или лучше промолчать, чтобы избежать тщеславия?

- Если в оправдании нет нужды, - ответил старец, - то молчи. А если твое дело вселяет в брата помысел, то побори тщеславие и уврачуй брата.

Монах снова спросил:

- Я выполняю одно безотносительное дело, которое точно не греховно, но знаю: если меня увидит брат совершающим это дело, то войдет в соблазн. Я скрываю совершаемое дело, чтобы избежать тщеславия, но стыжусь, вдруг меня застанет брат. Должен ли я не скрывать свое дело, подвергая себя опасности тщеславия, или же скрывать, опасаясь соблазна. И если я не знаю в точности, что это может стать брату соблазном, но только предполагаю, то как мне поступить?

- Если сердце извещает тебя, - ответил старец, - что твой брат может соблазниться, скрывай делаемое тобой, чтобы не вселить в брата помысел. А если в точности не знаешь, а только предполагаешь, то спокойно делай свое дело.

2. Брат спросил:

- Если я скажу слово, которое задевает человека, но он этого не поймет, должен ли я покаяться перед ним или промолчать, чтобы не вселять в него помысел?

- Если брат, - был ответ, - не поймет, что ты его уязвил, молчи и не смущай его, но постарайся принести Богу покаяние за грех против него.

3. Брат спросил:

- Скажи мне, владыко, что собой представляет свобода в Делах и как нужно употреблять ее?

- Свобода, - ответил старец, - в том, чтобы открыто говорить истину. Так, кому-то нужна пища, одежда или вообще какая-то вещь. Он должен ясно об этом сказать тому, кто может ему дать ее. Но не ко всякому человеку следует применять эту свободу, но только к тем, кто не соблазнится таким свободным обращением.

Кто обладает даром различения, тот стоит на прочном основании и радуется этому. А без него человек часто впадает в соблазн. Однако кто применяет этот дар, должен поступать бесстрастно и не для того, чтобы любыми средствами уврачевать докучающую ему страсть, но лишь для удовлетворения необходимых потребностей. Только когда ты не ввергаешь в соблазн ни единого человека и себя не отдаешь во власть страсти, то можешь пользоваться своей свободой.

А если кто-нибудь соблазняется ею, то следует действовать как домоправитель, а не применять ее неосмотрительно, вводя ближнего в соблазн. Например, кто-то пришел после тяжких трудов и хочет скорее поесть. А другой, услышав или увидев, что человек захотел есть или уже принялся за еду, впадает в соблазн. Или, бывает, попросишь какую-нибудь вещь, а твой брат еще не стоит на прочном основании. Тогда нужно наедине излагать свою просьбу тому, кто может тебе дать эту вещь, тогда помысел брата не претерпит никакого вреда. Как говорят, хороша та свобода, которая совершается со страхом Божиим.

А разрушаешь ты свою свободу вот в каком случае. Тебе нужна вещь, но ты не говоришь о своей нужде тому, кто может дать ее, а ждешь, что он сделает это по собственному почину. Получается так: он совсем не знает или мало знает о твоей нужде, или же не помогает тебе, чтобы испытать твое терпение. А ты сидишь и ропщешь на него и вводишь себя в соблазн. Так ты погрешаешь против этого человека.

Если же ты воспользуешься своей свободой и прямо скажешь, что тебе нужно, то ничего из названного выше не помрачит твой помысел. А если ты попросишь то, что тебе нужно но не получишь, не огорчайся, не соблазняйся, не сетуй. Скажи своему помыслу: «Либо он сейчас не может мне помочь, либо я недостоин, и эта вещь мне не полезна, поэтому Бог и не попустил, чтобы мне это было дано». Смотри, если будешь оглядываться на эту неудачу, то разом упразднишь всю свою свободу. Поэтому если нужда требует, обратись к нему повторно. Повторю еще раз: везде и всегда храни себя, тогда тебя не смутят неудачи.

Подобным образом, если кто по своему почину спросит тебя о вещи, нуждаешься ли ты в ней, скажи правду. А если ты забудешься и скажешь, что не нуждаешься, не постыдись после признаться и сказать правду. Соберись с мыслями и скажи: «Прости меня. Я по гордыне сказал, что вещь мне не нужна. А мне она очень нужна».

4. Брат спросил:

- Но если я не извещен и сомневаюсь в человеке, с которым веду дело, не будет ли для него соблазном такая моя большая свобода, и как мне быть в таком случае?

- Ты можешь узнать это на опыте, - ответил старец, - соблазн для него твои просьбы или нет. Допустим, ты хочешь поесть. Не говори ему: «Дай мне это». Скажи лучше: «Я чувствую, что я голоден по такой-то и по такой-то причине. По тому, как он тебя будет слушать, станет ясно, что он думает. Ты сразу поймешь его расположение, <



2016-01-26 411 Обсуждений (0)
Из святого Анастасия Синаита 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Из святого Анастасия Синаита

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (411)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)