Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учение о государстве и праве Маритена



2016-01-26 2110 Обсуждений (0)
Учение о государстве и праве Маритена 0.00 из 5.00 0 оценок




Жа́к Марите́н — французский религиозный философ, теолог, основатель неотомизма.

Основные работы: «Права человека и естественный закон», «Человек и государство» 1951 г.

Маритен поставил перед собой цель — вписать вопрос о естественном праве в современную для него философскую мысль XX в., опираясь на правовое учение католического философа XIII в. Фомы Аквинского.

“Естественное право-не данность, оно связано с замыслом Бога. Надо определить склонности людей.”-Аквинский.

Маритен критически относится к рационалистической школе естественного права: «...Человеческий разум не открывает предписания естественного права в абстрактной и теоретической форме, в виде последовательности геометрических теорем. Более того, он не открывает их посредством логического вывода, т.е. путем рационального познания».

Маритен, следуя рассуждениям Фомы Аквинского о естественном праве, считает, что естественное право познается через склонности человеческой природы, которые и направляют человеческий разум к осознанию предписаний естественного права.

Для того чтобы познать естественное право необходимо подключить:

—> моральное сознание добродетельного человека;

—> мистическое сознание созерцателя;

—>поэтическое сознание художника.

Все эти виды сознания позволяют Маритену сформулировать динамические схемы естественного права:

• люди должны жить вместе, подчиняясь ряду правил и запрещений;

• лишить жизни человека — гораздо более серьезно, чем убить какое-либо животное;

• «семейная группа должна подчиняться неким установленным образцам поведения»;

• сексуальные отношения должны быть подчинены определенным ограничениям;

• «мы обязаны видеть Невидимое».

Эти динамические схемы естественного права исторически проявились и продолжают проявляться в разнообразных и относительных правилах поведения, «в которых разум всех народов земли выразил свое знание важнейших аспектов естественного права».

Маритен указывает на факт развития как самого естественного права, так и нашего знания о естественном праве в различные эпохи: «Так, например, в эпоху древности и Средневековья в естественном праве в большей мере уделялось внимание обязанностям человека, нежели его правам. Определенное достижение (великое достижение, разумеется) XVIII столетия состояло в освещении того, что естественное право требует также прав человека».

В XX в., по мнению Маритена, «истинная и всеобъемлющая теория должна обращать внимание как на права, так и на обязанности человека, которые заключает в себе естественное право».

Маритен решает проблему прав человека с опорой на теорию естественного права. Права человека вытекают из естественного права: «благодаря естественному закону человеческая личность имеет право быть уважаемой, быть субъектом права и обладать правами».

По мнению Маритена, школа юридического позитивизма «бессильна обосновать существование прав, которыми естественным образом обладает человек, прав первичных и высших по отношению к писаному законодательству и к соглашениям между правительствами, прав, которые гражданское общество должно не даровать человеку, но признавать и утверждать в качестве универсально ценных и которые никакая общественная необходимость не может заставить нас отменить или игнорировать хотя бы на мгновение».

«Старые» права сопротивляются появлению «новых» прав: «в человеческой истории ни одно «новое право реально не было признано без борьбы и без преодоления жесткого противостояния некоторых «старых прав».

Так было с правом на справедливую заработную плату, которое возникло в процессе борьбы с уже существующими правами: правом на свободу договоров и правом частной собственности.

Маритен участвовал в разработке Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Он считал, что эта Декларация оставляет место как для «старых», так и для «новых» (социальных, экономических, культурных) прав.

Маритен предложил классификацию прав человека, разделив их на три группы:

• права индивида;

• права гражданина;

• права трудящегося.

Права индивида — это такие права человека, которые безусловно соответствуют естественному закону, они абсолютно неотчуждаемы:

—> право на жизнь;

—> право на стремление к счастью;

—> право на религиозную свободу.

эти права основаны «на человеческой природе, которую ни один человек не может утратить».

Права гражданина — это такие права человека, которые вытекают из позитивного права:

—> право объединения в политические партии;

—>избирательное право.

Права трудящегося — это такие права человека, которые санкционированы позитивным правом при полном соответствии их рекомендациям естественного закона, обладание этими правами естественно присуще людям:

—> право на труд;

—> право на объединение в профсоюзы;

—> право на справедливую заработную плату и др.

Философия прав человека, развитая французским философом, — один из значимых идейных источников Всеобщей декларации прав человека (1948), в разработке которой Маритен принимал непосредственное участие.

 



2016-01-26 2110 Обсуждений (0)
Учение о государстве и праве Маритена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учение о государстве и праве Маритена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2110)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)