Методы исследования в психологии, их характеристика
Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Психология – область знаний о внутреннем психическом мире. Наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики. Термин в переводе «учение о душе». (Житейская – знания точные, интуитивный характер, наблюдение; научная – эксперимент, знания обобщены). Объект – человек. Предмет: · психические процессы личности (первичные регуляторы поведения, имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые); · психические состояния личности (характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми); · психические свойства личности (характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности). Особенности психологии как науки состоят в том, что она изучает самый сложный предмет – свойство высокоорганизованной материи, называемое психикой, при этом мысль как бы совершает поворот на себя(в сихологии сливаются объект и субъект познания), кроме того, психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как позволяет: а) глубже познать самого себя, а значит, и изменять себя; б) научиться управлять своими психическими функциями, действиями и всем своим поведением; в) лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов. Частными задачами психологии являются: 1) изучение механизмов психических явлений и процессов; 2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности; 3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Сравнительный анализ житейской и научной психологии. Научная психология существенно отличается от житейской, при этом их соотношение проявляется в следующем: • житейские знания более конкретны, они приурочены, как правило, к конкретным ситуациям, научная же психология стремится к обобщениям, позволяет увидеть общие закономерности развития личности, группы; • житейские психологические знания обычно носят интуитивный харак- тер, приобретаются чаще всего путем практических проб, а научные – более рационально, осознанно и целенаправленно; • житейская психология в отличие от научной имеет ограниченные воз- можности для передачи информации, так как житейский опыт – конкретный и интуитивный; • научная психология располагает уникальным фактическим материалом, не доступным ни одному носителю житейской психологии; • в научной психологии в отличие от житейской используется более фундаментальный и разнообразный инструментарий для получения знаний.
Методы исследования в психологии, их характеристика. В современной психологии весь набор методов исследования можно раз- делить на три группы: 1. Методы сбора информации (эмпирические): · Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие и фиксация внешних проявлений психики. По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим. Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования. Внутреннее наблюдение (самонаблюдение, интроспекция) дает возможность человеку оценить те элементы своей деятельности, которые он раньше не замечал. В процессе самонаблюдения человек описывает и анализирует свое поведение, ощущения, чувства, мысли (ведение дневника, письма, автобиографии). · Эксперимент – это тоже наблюдение, но проводимое в специально созданных условиях. Целью эксперимента является определение влияния какого-либо параметра внешней среды (независимая переменная) на поведение участников эксперимента (зависимая переменная). Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент — это моделирование той или иной деятельности в условиях лаборатории. Лабораторный эксперимент часто предполагает исследование какого-либо одного аспекта трудовой деятельности. Естественный эксперимент проводится в повседневных условиях, на обычном рабочем месте, причем испытуемый может и не знать, что его поведение становится объектом исследования. Преимуществом этого метода является полная естественность условий. ·Изучение документов ·Изучение результатов деятельности ·Опрос мб устным (беседы, интервью) и письменным (анкетирование). Беседа - один из распространенных психологических методов, особенно необходим при определении профессиональных качеств работника, выявлении особенностей мотивации работника данной специальности, оценке качества рабочих мест. Беседа должна: строиться по заранее продуманному плану; проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер; свободного диалога, а не допроса; исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения. Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику. Анкетирование — наиболее удобный и дешевый по сравнению с интервью способ получения информации от многочисленных групп людей. Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. · Тестирование проводится на основе стандартизированных вопросов и задач-тестов. Тест — это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тестирование широко применяется для стандартизированно-го измерения индивидуальных различий, для профессиональной экспер-тизы, а также в системе образования для определения уровня знаний. · моделирование, биографический метод. 2. Методы обработки данных: методы математико-статистического анализа данных, методы качественного анализа. 3. Интерпретационные методы: генетический (филогенетический и онто- генетический), структурные методы (классификация, типологизация). Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития; этот метод, известный так же как генетический иди исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития как всего человеческого рода (в филогенезе), так и отдельного индивидуума (в онтогенезе); Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения. Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (388)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |