Ошибки статистического наблюдения и методы контроля его результатов
Ошибки статистического наблюдения принято разбивать на 2 группы: - ошибки регистрации; - ошибки репрезентативности. Ошибки регистрации присущи всем видам статистического наблюдения и возникают в результате неправильного установления фактов или неправильной их записи. В теории статистики их принято делить на: - случайные и систематические; - преднамеренные и непреднамеренные. Случайные ошибки (они непреднамеренные) возникают в результате описок, оговорок, низкой квалификации наблюдателей и т.д. (например, цифра записана не в ту графу). Они с одинаковой вероятностью могут давать искажение как в большую, так и в меньшую сторону. Систематические ошибки (они могут быть преднамеренными и непреднамеренными) более опасны, так как они в значительной степени влияют на итоговые показатели. Они возникают за счёт округлений, за счёт неточности измерительных приборов, а иногда за счёт тяги к круглым цифрам (возраст 30 могут выбрать и 29-летние и 31-летние). Преднамеренные ошибки искажают сведения в одном направлении: либо увеличивают, либо уменьшают. Их принято относить к разряду систематических. Возникают они в силу сознательного стремления лиц, дающих сведения, исказить истину. Ошибки репрезентативности присущи только выборочным наблюдениям и возникают вследствие того, что наблюдению подвергается только часть единиц совокупности, которая не может полностью точно отобразить всю генеральную совокупность (см. тему «Выборочное наблюдение»). Для проверки правильности полученных в результате статистического наблюдения сведений используется логический и арифметический контроль. Логический контроль состоит в сопоставлении ответов на взаимосвязанные вопросы программы. Например: 1) возраст – 10 лет; 2) пол – мужской; 3) образование – начальная школа; 4) семейное положение – женат. Арифметический (счётный) контроль имеет своей целью проверку правильности вычислений. Он сводится к проверке общих и групповых итогов, их сопоставлению. Например: Объем производства, шт.: продукции А – 2800; продукции Б – 2200; продукции В – 3000; Всего - 9000. 3.1. Понятие статистической сводки, ее содержание. 3.2. Понятие и задачи группировок. Виды статистических группировок. 3.3. Выбор группировочных признаков. Построение статистических группировок. 3.4. Метод вторичной группировки. 3.5.Статистические ряды распределения, их графическое изображение. 3.1 Понятие статистической сводки, ее содержание В результате статистического наблюдения (первого этапа статистического исследования) получают сведения о признаках каждой обследованной единицы статистической совокупности. Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы систематизировать эти материалы, дать сводную характеристику изучаемой совокупности. Поэтому вторым этапом статистического исследования является сводка и группировка информации, полученной в результате статистического наблюдения. Основной задачей этого этапа исследования является обобщение и анализ первичных статистических данных для получения полной и всесторонней характеристики совокупности в целом и отдельных ее частей и представление информации в наиболее удобной для пользователя форме. Статистическая сводка – это научно организованная обработка материалов наблюдения с целью характеристики изучаемой совокупности обобщающими показателями. По глубине обработки материала сводка может быть простой или сложной. Простая (итоговая) сводка проводится без распределения полученных сведений на группы, а предполагает подведение общего итога по изучаемой совокупности. Например, общая численность студентов г.Витебска. Сложная сводка предполагает предварительное распределение совокупности на группы и подсчет итогов по группам и в целом. Например: а) общая численность студентов г.Витебска, в т.ч. - экономических специальностей; - инженерных специальностей; - педагогических специальностей и т.д. либо: б) общая численность студентов г. Витебска, в т.ч. - государственных вузов; - негосударственных вузов. По технике или способу выполнения сводка может быть: - ручная; - механизированная (автоматизированная) т.е. с помощью ЭВМ. По форме обработки материала или по организации сводки она может быть: - централизованная; - децентрализованная. Централизованная – предполагает, что весь первичный материал поступает в одну организацию, где и подвергается обработке от начала до конца (например, в Национальном статистическом комитете). Децентрализованная – предполагает поэтапную обработку материалов (например, сначала в облстатуправлениях, а затем итоги по области – в Национальный статистический комитет). Проведение сводки включает в себя 3 этапа: 1) предварительный контроль материалов (т.е. проверка исходных данных); 2) группировка данных по заданным признакам, определение производных показателей; 3) оформление результатов сводки в виде статистических таблиц, удобных для восприятия информации. Для того, чтобы была достигнута цель исследования, сводка научно организуется (обосновывается), т.е. разрабатывается ее программа и план. Разработка программы сводки состоит из следующих этапов: - выбор группировочных признаков; - определение порядка формирования групп; -разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом; - разработка макетов статистических таблиц, в которых должны быть представлены результаты сводки. Программу сводки дополняет план, который содержит указание о: - последовательности выполнения сводки; - сроках выполнения отдельных частей сводки; - исполнителях; - порядке изложения и представления результатов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |