Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типологическая классификация языков



2016-01-26 1014 Обсуждений (0)
Типологическая классификация языков 0.00 из 5.00 0 оценок




Языки
Аморфные Агглютинативные Флективные (фузионные)
Изолирующие (аморфно-аналитические) Инкорпорирующие(полисинтетические) агглютинативно-аффиксирующие флективно-агглютинативные флективно-синтетические флективно-аналитические
китайско-тибетские языки палеоазиатские языки, в частности, языки чукотско-корякской семьи тюркские монгольские уральские языки семито-хамитские языки (арабский, древнеегипетский, иврит и др.) древние индоевропейские языки (санскрит, древнегреческий, латинский) и нек. современные (русский и большинство славянских, балтийские) английский, отчасти и др. германские, французский, румынский, отчасти и др. романские; болгарский
1)Нет никаких форм словоизменения. 2)Основной способ выражения любых значений – сочетание слов-корней, их различная комбинация в составе предложения. 3) слова обладают позиционной самостоятельностью, и грпмматические значения в основном выражаются порядком слов. Напр., китайск.: leng tianki – холодная погода – tianki leng – погода холодна     1)Нет никаких форм словоизменения. 2)Основной способ выражения любых значений – сложение (склеивание) слов-корней друг с другом в одно словопредложение 3) Нет четкой грани между морфемой, словом и предложением: Напр., чукотск. ты-ата-каа-нмы-ркын; досл.: я-жир-олень-смерть-дел(ать) 1)Основным способом словоизменения и выражения грамматических значений являются однозначные аффиксы. 2)Аффиксы «приклеиваются» к корню и друг к другу, не вызывая в корне (основе) никаких морфонологических изменений. 3) Сингармонизм (звуковая гармония) между корнем и аффиксами. Напр., каз.: жаз – пиши жазу – письмо жазушы – писатель жазушылар – писатели жазушыларга – писателям 1)Корень состоит из согласных; грамматическое значение выражается с помощью гласных-аффиксов. 2)Аффиксы – гласные, разрывающие корень (инфиксы и трансфиксы). 3)Внедрение аффикса никаких морфонологических изменений в корне не вызывает. Напр., араб.: ктб – писать, китаб – книга. 1) Грамматическое значение выражается в пределах самого слова (синтетически); основным (но не единственным) способом выражения грамматического значения является флексия. 2)Флексия синкретична, т. е. способна выражать сразу несколько грамматических значений. 3)На стыке основы и флексии, основы и аффикса происходят различные морфонологические процессы – фузия. Напр., русск.: пис-а-ть пиш-и(2л. ед. императив) пис-а-тель (И.ед) пис-а-тель-и (И. мн.) писател-ям(Д. мн.) 1)Грамматическое значение выражается в основном аналитически; однако используются также флексии и аффиксы. 2)Большую роль в выражении грамматического значения играет порядок слов; поэтому это языки с фиксированным порядком слов. Напр., англ.: the light lamp – светлая лампа – the lamp light – ламповый свет

 

5.Синтаксическая типология языков

Первый опыт типологической классификации языков на основе общности их синтаксического строя был предпринят академиком И. И. Мещаниновым [8].Мещанинов был учеником Н. Я. Марра, основателя так называемого «Нового учения о языке». В понимании развития языка Марр в какой-то степени продолжал линию Шлейхера, полагая, что языки в своем развитии проходят определенные стадии, подобно тому, как определенные стадии проходит в своем развитии общество (первобытный строй – рабовладение – феодализм – капитализм – коммунизм), и подобно тому, как определенные стадии проходит в своем развитии человеческое мышление (мифологическое мышление – логическое мышление – диалектическое мышление). Этот процесс прохождения человеческим языком определенных стадий Марр назвал единым глоттогоническим процессом. Как и разные общества, одни языки могут задерживаться в своем развитии на ранних стадиях, другие – в результате революционного скачка переходить на другую стадию, более высокую. Марр, а вслед за ним и Мещанинов, вернулись, таким образом, к идее прогресса в развитии языковых форм: рассматривая одни языковые формы и языки как прогрессивные, отражающие новые, более высокие этапы развития мышления, другие формы и языки – как пережиточные, отражающие архаичные типы мышления.

В отличие от Шлейхера, Мещанинов обратил внимание не на форму слов, а на структуру предложения, а именно: на способ выражения субъектно-объектных отношений в языке. Этот критерий взят за основу не случайно: субъектно-объектные отношения являются ключевыми для понимания структуры предложения в любом языке. А поскольку предложение является минимальной коммуникативной единицей языка, то любое предложение – это как бы язык в миниатюре. Структура типичного предложения в известной степени репрезентирует (представляет) грамматический строй языка в целом. Любое предложение представляет собой некую пропозицию (событие, положение дел); у события, как правило, есть производитель, источник, или субъект, агенс; и есть предмет, испытывающий на себе воздействие агенса, предмет, на который переходит действие, прямо или косвенно вовлеченный в действие, но сам при этом «бездействующий» – пациенс, объект. В зависимости от способа выражения субъектно-объектных отношений можно выделить три основных типа языков (табл. 3):

Таблица 3



2016-01-26 1014 Обсуждений (0)
Типологическая классификация языков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типологическая классификация языков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1014)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)