Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление собственным капиталом предприятия



2016-01-26 538 Обсуждений (0)
Управление собственным капиталом предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Управление акционерным капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия

Рисунок 1.3 - Основные задачи управления акционерным капиталом предприятия

 

Стоимость собственного капитала (Ks) рассчитывается по методу САРМ:

, (7.7)

где rf - безрисковая ставка доходности (ставка по депозитам) в процентах;

E (rm )– средняя доходность акций на фондовом рынке;

b – коэффициент, характеризующий систематический риск вложений в обыкновенные акции конкретного эмитента.

«дивидендная политика» - это набор концептуальных принципов, правил и методов, используемых акционерным обществом, в процессе распределения чистой прибыли и выполнения обязательств по выплате дивидендов в соответствии с экономическими возможностями в течение длительного периода времени.

Целью дивидендной политики является оптимальное сочетание интересов всех акционеров и акционерного общества в целом при взаимном соблюдении прав всех заинтересованных сторон при определении размеров дивидендных выплат, а также необходимость повышения капитализации и стоимости предприятия.

Задачами, решаемыми в процессе разработки и выбора оптимальной дивидендной политики являются:

1) распределение чистой прибыли;

2) обеспечение максимизации благосостояния акционеров;

3) увеличение текущей стоимости акций;

4) формирование долей собственников в соответствии с их вкладами;

5) обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия;

6) установление оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой частью прибыли;

7) предотвращение вложений инвестиций в проекты с низкой или отрицательной чистой приведенной стоимостью;

8) определение размера дивидендов, порядка, срока и организации их выплаты;

9) оценка реального уровня дивидендов;

10) повышение информационной прозрачности предприятия;

11) улучшения качества корпоративного управления.

 

Факторы, влияющие на дивидендную политику предприятия

Наименование группы факторов Характеристика факторов
1. Инвестиционные возможности - стадия жизненного цикла; -масштабы акционерного общества; -возможности для осуществления капитальных вложений в прибыльные проекты; - необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ
2. Финансовые факторы - возможность привлечения внешних источников финансирования; - достаточность резервов собственного капитала; -стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала; -стоимость привлечения дополнительного заемного капитала; -уровень ставки дохода на оплаченный капитал; - налоговая политика; - достигнутый эффект финансового левериджа; -фактический размер получаемой прибыли.
3. Ограничения различного рода Факторы, ограничивающие размер дивиденда сверху Факторы, ограничивающие размер дивиденда снизу Разнонаправленные факторы
- ограничения правового характера; - ограничения контрактного характера; - ограничения в связи с недостаточной ликвидностью; - ограничения в связи с расширением производства -ограничения рекламно-финансового характера; - ограничения обещанного дивиденда по привилегированным акциям - «эффект клиентуры»: предпочтение различными группами инвесторов акций с различным уровнем дивидендов.
4. Прочие факторы - конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является акционерное общество; -уровень дивидендных выплат предприятий-конкурентов; - неотложность платежей по ранее полученным кредитам; -возможность утраты контроля над управлением предприятием

 

С теоретических позиций формирование основных типов дивидендной политики, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на рыночную стоимость предприятия и благосостояние акционеров.

1. Теория независимости дивидендов, авторами которой являются Ф. Модильяни и М.Миллер, утверждает что при соблюдении ряда условий дивидендная политика не оказывает влияния на рыночную стоимость предприятия и доходы его владельцев в текущем и перспективном периодах, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.

2. Теория предпочтительности дивидендов, авторами которой являются Д. Гордон и Линтер, показывает, что каждая единица дохода выплачиваемая в виде дивидендов, уже очищена от риска и поэтому стоит больше, чем доход, получение которого отложено на будущее. Следовательно, максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация дохода.

3. Теория минимизации дивидендов ( теория налоговых предпочтений), авторами которой являются Литценбергер и Рамасвами) заключается в том, что эффективность дивидендной политики определяется возможностью минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим выплатам собственникам.

4. Исходя из сигнальной теории дивидендов текущая реальная стоимость акции оценивается и устанавливается на основе размера выплачиваемых по ним дивидендов. Рост дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание расчетной стоимости акции, что при их реализации принесет акционерам дополнительный доход.

5. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров ( теория клиентуры) утверждает, что акционерное общество должно осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров.

Практическое использование данных теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной политики:

1) Консервативный подход, который предполагает, что выплата дивидендов происходит в пропорциях, которые позволяют удовлетворять потребности производственного развития и более высокими темпами наращивать стоимость чистых активов.

2) При использовании умеренного (компромиссного) подхода предприятие пытается соблюсти баланс интересов акционеров и потребностей организации в наращивании капитала.

3) Агрессивный подход предполагает начисление максимально возможного размера дивидендов. В российских условиях такой подход наиболее актуален для предприятий, акционерами которых является большое количество физических лиц.

Каждому из перечисленных подходов соответствуют определенные методики дивидендных выплат, характеристика которых представлена в таблице 3.6..

 

Характеристика методик дивидендных выплат

Название методики Основной принцип Преимущества методики Недостатки методики Примечания
Методика остаточного размера выплаты дивидендов фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих позволяет обеспечить высокие темпы развития и повысить финансовую устойчивость предприятия нестабильность размеров дивидендных выплат, полная непредсказуемость размеров дивиденда, отказ от выплаты дивидендов в период высоких инвестиционных возможностей используется обычно на ранних стадиях жизненного цикла предприятия

 

  в определенной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия      
Методика фиксированных дивидендных выплат соблюдение постоянства суммы дивиденда на акцию в течение длительного периода вне зависимости от динамики курса акций. Регулярность дивидендных выплат простота. сглаживание колебаний курсовой стоимости акций отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности, если прибыль сильно снижается, то выплата фиксированных дивидендных выплат подрывает ликвидность предприятия слабая связь с финансовым результатом деятельности предприятия, использование такой методики могут позволить себе реально процветающие предприятия
Методика минимального стабильного размера дивидендов и экстра-дивидендов соблюдение постоянства регулярных выплат фиксированных сумм дивидендов, в зависимости от успешной работы предприятия выплата чрезвычайного дивиденда как премии в дополнении к фиксированной сумме сглаживание колебаний курсовой стоимости акций «экстра»-дивиденд при слишком частой выплате становится ожидаемым перестает играть должную роль в поддержании курса акций; не дает инвесторам определенности в отношении получения конкретной суммы дивидендов «экстра»-дивиденды не должны выплачиваться слишком часто
Методика стабильного уровня дивидендов соблюдение постоянства показателя «дивидендного выхода» простота снижение суммы дивиденда на акцию приводит к падению курса акций только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе использование данной методики

 

Методика постоянного возрастания размера дивидендов стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию, возрастание происходит в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде обеспечение высокой стоимости акций предприятия отсутствие гибкости, постоянное возрастание финансовой напряженности если использование данной методики не подкреплено постоянным ростом прибыли, то она представляет верный путь к банкротству

 



2016-01-26 538 Обсуждений (0)
Управление собственным капиталом предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление собственным капиталом предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (538)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)