Третий вид научения – оперантное
Лекция 14. Психологические основы обучения, учения, научения
План: 1. Характеристика понятий 2. Различия между научением, обучением и учением. Механизмы научения. 3. Теории обучения. 1. Учебная деятельность – это процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нем, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста. Обучение – предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта от учителя к учащемуся. Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов (Харламов И.Ф. Педагогика). Существенные признаки процесса обучения (С. П. Баранов) | · Обучение — это специально организованная познавательная деятельность (в отличие от научения). · Обучение — ускорение познания в индивидуальном развитии. · Обучение — это усвоение закономерностей, зафиксированных в опыте человечества. Обучение как процесс включает в себя две части: · преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансляция) системы знаний, умений, опыта деятельности; · учение как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование. Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты: · постановка целей учебной работы; · формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом; · определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися; · организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися · придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного · регулирование и контроль учебной деятельности учащихся; · оценивание результатов деятельности учащихся.
ПРИМЕР. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения.
Учение – также относится к учебной деятельности, но при использовании его в науке обращается внимание на то, что именно в составе учебной деятельности приходится на долю ученика.
!Речь идет о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений навыков! Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов: · осознание целей и задач обучения; · развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности; · осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению; · восприятие, осмысление и запоминание учебного материала; · применение знаний на практике и последующее повторение; · проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности; · самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность; · самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием – научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Понятие научение происходит от слова “научиться”. И включает в себя то, чему действительно может научиться индивид в результате обучения и учения.
Научение(краткий псих. словарь Конюхов) – процесс приобретения знаний, навыков, умений. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности. Способствует приобретению любого опыта и включает протекающее неосознанно уяснение материала и его закрепление. Но главное: не все, что связанно с развитием, может быть названо научением. В него не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. 1. В то же время всякий процесс, называемый научением, не является совершенно независимым от созревания. Научение практически всегда опирается на определенный уровень биологической зрелости организма и без него не может осуществиться.
ПРИМЕР. Вряд ли можно научить ребенка говорить до того времени, когда у него созреют необходимые для этого органические структуры: голосовой аппарат, соответствующие отделы головного мозга, ответственные за речь.
2. Научение – зависит от созревания организма по характеру течения процесса: он может быть ускорен или заторможен соответственно ускорению или замедлению созревания организма. Созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Однако между этими процессами может быть и обратная связь. Обучение и учение в определенной степени влияют на созревание организма. Виды научения У человека есть несколько видов научения. 1. Первый и простейший (объединяет человека со всеми другими живыми существами). Это научение по механизму импринтинга, т.е. быстрого, автоматического, почти моментального (по сравнению с длительным процессом обучения) приспособления организма к конкретным условиям его жизни.
ПРИМЕР. Как только новорожденный касается груди матери, у него сразу же срабатывает врожденный сосательный рефлекс.
ПРИМЕР. Достаточно дотронуться ладони новорожденного, как у него автоматически сжимаются пальцы рук. 2. Условнорефлекторное – начало его исследования было положено работами Павлова. Данный вид научения предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Благодаря условно-рефлекторному научению обеспечивается реализация более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции.
Третий вид научения – оперантное При данном виде научения знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок. Он состоит в следующем
ПРИМЕР. Задача или ситуация, с которой столкнулся ребенок, порождает комплекс разнообразных реакций.
Ребенок Инстинктивных Безусловных Условных
Ребенок пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает результат. Та из реакций, которая приводит к наилучшему результату, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте. Это и есть научение по методу проб и ошибок. Все эти три вида научения встречаются как у животных так и у человека, но у человека есть высшие способы научения.
4. Четвертый вид научения викарный (научение через прямое наблюдение за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения) По способу и результатам он напоминает импринтинг, но только в сфере приобретения человеком социальных умений и навыков (частично у обезьян).
5. Вербальное научение. Т.е. приобретение человеком нового опыта через язык. Вербальное научение становится основным способом приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе. Здесь предпосылкой и основой для эффективного научения становятся высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |