ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Традиционное обучение — целенаправленный процесс формирования знаний, умений и навыков посредством осмысления и запоминания учебного материала. В основе традиционного обучения лежит ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то сходны или различны.
Процесс образования ассоциаций (приобретение знаний, умений и навыков) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие). • восприятие учебного материала; • осмысление; • запоминание и сохранение; • применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию, отражающему последовательность двигаться в обучении от частного к общему. «Общее» выступает здесь как результат сравнения единичных или частных предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.
Принципы традиционного обучения. Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов (Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности и обучение). Содержательные принципы обучения отражают закономерности, связанные с отбором содержания образования и его совершенствования. К ним относятся: · принцип гражданственности; · принцип научности; · принцип воспитывающего обучения; · принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения. Организационно-методические принципы обучения отражают закономерности социального, психологического и педагогического характера. К ним относятся: · принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения; принцип единства группового и индивидуального обучения; · принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых; · принцип сознательности и творческой активности; · принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности; · принцип наглядности; · принцип продуктивности и надежности обучения. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ. Проблемное обучение — способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер). Этапы проблемного обучения. · Осознание проблемной ситуации. · Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций. · Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез. · Проверка решения.
Уровни трудности. Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет (Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии).
Достоинства и недостатки проблемного обучения (Б. Б. Айсмонтас). Достоинства. 1. Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обусловливает возможность трансформации их в убеждения. 2. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы. 3. Развивает мыслительные способности учащегося. 4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Недостатки 1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения.
Проблемная ситуация для человека возникает, если: • есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу; • имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2283)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |