Контроль как функция менеджмента
Контроль - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. Процесс контроля устанавливает реальное положение дел в организации и выявляет резервы, устанавливает и поддерживает обратную связь, ориентирует руководителей, на что нужно обращать внимание, стимулирует исполнителей к более качественной работе, играет корректирующую роль дальнейшей деятельности на основе полученных результатов. Технология контроля: 1. Выбор концепции контроля (система, процесс, предмет, цель). 2. Выбор нормы контроля (этические, правовые). 3. Выбор объема и области контроля (полный, эпизодический, выборочный). 4. Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность). 5. Методы контроля (предварительный, текущий). Основные принципы осуществления системы контроля: 1. Всеохватывающий. 2. Привлечение всего персонала организации или её значительной части. 3. Четкая стратегическая направленность. 4. Цель контроля - чтобы не допустить, предупредить возможные ошибки и упущения. 5. Своевременный. 6. Экономичный и эффективный. 7. Открытый и гласный. Разновидности контроля: 1. Предварительный - содержит проверки на этапе планирования, используется в трёх ключевых областях: человеческих (анализ деловых и профессиональных знаний, прав, обязанностей, условий поощрения), материальных (проверяется наличие запасов сырья, гарантированность поставок), финансовых ресурсов (проверка бюджета, сметы). 2. Текущий - означает наблюдения и проверки по ходу деятельности (исполнения). 3. Заключительный - осуществляется по конечному результату. В процедуре контроля выделяют три этапа: 1. Выработка стандартов и критериев оценки (определяются параметры функционирования и развития организации, которые нужно контролировать; принимают вид стандартов и нормативов). 2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (руководитель должен определить на сколько фактические результаты соответствуют его ожиданиям, установить степень допустимости или относительной безопасности обнаруженных отклонений от стандартов). 3. Принятие необходимых корректирующих действий (выбор одной из 3 альтернатив: ничего не предпринимать, если сопоставление фактических результатов со стандартными говорит о том, что установленные цели достигнуты, установить отклонения или пересмотреть стандарт). Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Виды контроля. -по периодичности : предварительный, текущий, итоговый. Предварительный контроль призван прежде всего ответить на вопрос, можно ли с его помощью решать предусмотренные планом задачи. Текущий контроль бывает стратегическим и оперативным. Стратегический контроль имеет в качестве своего основного объекта эффективности использования ресурсов организации. Такой контроль предназначен для оценки состояния организации, а не для исправления ошибок и поиска виновных. Объектом оперативного контроля является текущая деятельность организации. Итоговый контроль обычно связан с оценкой выполнения организацией своих планов и предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых ее сторон. Данные итогового контроля используются для составления очередных планов. -по источнику субъекта управления: внутренний и внешний; - по степени охвата объекта: сплошной или выборочный; - по форме: открытый, наглядный, видимый, неофициальный; - по режиму: нормальный или усиленный; -по объекту контроля: за объектом, за решениями, за результатами. Этапы процесса контроля Первый этап в контрольном процессе - установление стандартов. Стандарт - это эталон, норма, требование, контрольная цифра, с которыми сравниваются результаты деятельности людей и организации в целом. Они должны разрабатываться на основе целей и задач организации. В более широком понимании стандарты отражают организационную стратегию. Второй этап в процессе контроля - измерение фактических результатовдеятельности контролируемого объекта. На этом этапе необходимо определить качественные и количественные методы измерения. Данная проблема является сложной, так как результаты некоторых видов деятельности, например управленческой, не поддаются непосредственному измерению. Третий этап - сравнение фактических результатов и стандартов,разработанных на первом этапе. Достигнутые результаты могут превышать, быть ниже или соответствовать разработанным стандартам. Прежде чем предпринимать корректирующие действия, необходимо решить, какое расхождение со стандартами допустимо, а какое требует устранения. Заключительный этап в контролирующем процессе - оценка результатов и осуществление корректирующих действий.На этом этапе руководствуются сравнением, сделанным на предыдущем этапе. Эффективность контроля. Сюда входят: выполнение обязательств, предотвращение недостатков, затраты на контроль. Основными целями должны быть: уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль; сокращение затрат на персонал и технику контроля. Эффективно поставленный контроль обязательно должен: иметь стратегическую направленность, т.е. быть целеустремленным; ориентироваться на результаты; соответствовать характеру деятельности предприятия; быть своевременным, гибким, экономичным, полным, систематичным, упреждающим, объективным (справедливым), компетентным, деловым, доброжелательным.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |