ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
В соответствии с поставленными целями программа курса "Экономика" предусматривает реализацию требований Государственного стандарта ВПО к подготовке специалистов, в соответствии с которыми изучение дисциплины предполагает: Научить студентов использовать теоретические знания в анализе оценке микро- и макропроцессов, происходящих в России, тенденций развития мировой экономики и общества; понимать содержание макроэкономической политики на основе расчетов и способов моделирования ситуаций: Студенты должны знать: 1. все базовые экономические категории и термины. 2. основные направления современной экономической мысли по прин-ципиально важным проблемам экономической теории и практики. 3. сущность, виды и механизмы действия различных рынков. 4. аналитические и графические иллюстрации экономических законов. Студенты должны приобрести навыки: 1. первой ступени научного исследования, которые формируются в ходе под-готовки рефератов, докладов, выступлений на конференциях, контрольных работ. 2. теоретических дискуссий, обсуждений в ходе семинаров и конференций. 3. научного мышления. В результате изучения курса студенты должны уметь: 1. решать задачи и ситуации по любому разделу курса. 2. грамотно анализировать решения на микро- и макроуровне по эконо-мическим проблемам. 3. уметь аргументированно защищать собственную позицию. 4. грамотно объяснить экономические и социально-экономические явления на основе знаний экономической теории. Студенты должны иметь представление о новых принципиальных достижениях отечественных и зарубежных ученых и в области экономической теории. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ Оценка "отлично" означает, что: 1. на основе программного объема знаний студент свободно ориентируется в тематике учебного курса. 2. владеет принципами анализа и моделирования. 3. в самостоятельной работе проявил элементы творчества. 4. способен достаточно свободно и грамотно ориентироваться в проблемах окружающей действительности, анализируя их на "экономическом языке". Оценка "хорошо" означает, что: 1. студент владеет основным программным объемом знаний. 2. прочно усвоил основные понятия и категории. 3. активно работал на семинарах. Оценка "удовлетворительно" означает, что: 1. студент знает основные понятия и категории. 2. может дать, в основном, правильные определения. 3. на семинарах работал не систематически в форме формального воспроизводства учебного материала.
Оценка "неудовлетворительно" означает, что: 1. студент не знает основных категорий курса. 2. не вышел за пределы обыденных представлений. 3. не овладел "экономическим языком". 4. не выполнял задания к семинарам и не справлялся с контрольными работами. БАЛЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ТЕКУЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ В целях активизации самостоятельной работы, повышения качества знаний, усиления текущего контроля и дифференциации работы студентов в межсессионный период целесообразно применять следующую схему накопления баллов оценок текущей успеваемости в течение семестров. Основные виды работ оцениваются баллами; исходя из количества лекций и семинаров, определяется общее количество баллов, полученных студентом непосредственно перед зачетом или экзаменом. Минимальное количество баллов позволяет допустить студента к зачету или экзамену. Максимальное количество баллов служит основанием для оценки "отлично" (или "зачтено"), выставляемой "автоматически". Примерная схема балльной оценки текущей успеваемости студентов.
Итоговое число баллов зависит от количества аудиторных занятий. Подобная схема предполагает внесение изменений в зависимости от учебных планов, графиков учебного процесса, использование различных форм аудиторных и внеаудиторных занятий, а также дает возможность выбора направлений и форм самостоятельной работы студента, совершенствования методики его подготовки. КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА» Настоящий раздел включает типовые задания по основным темам стандартного курса; подбор материала носит тематический характер и охватывает важнейшие вопросы темы. Тесты и задачи могут использоваться для самостоятельной работы студентов, для закрепления изучаемого материала на семинарах, для контроля знаний студентов по отдельным темам, разделам или по всему курсу – в письменной форме на зачетах и экзаменах. Предлагаемые в каждой теме задания составлены по содержательному принципу, а их подбор позволяет использовать материал на разных факультетах с учетом уровня подготовки студентов и специфики факультета. Тесты нацелены на определение уровня общей подготовки и усвоение знаний по основным категориям. Решение задач требует проведения определенных математических действий и предполагает более глубокие знания не только категорий, но и взаимозависимостей экономических процессов, законо-мерностей развития. Содержание задач разной степени сложности также рассчитано на их дифференцированное использование. Для самостоятельного выполнения заданий может быть использована литература, рекомендованная ранее для изучения курса "Экономика". Краткие методические указания к выполнению тестовых заданий и задач по курсу "Экономика" Тестовые задания – одна из эффективных форм промежуточной, а при определенных условиях и итоговой аттестации уровня успеваемости студентов высших учебных заведений (вузов). Однако, помимо проверки уровня и глубины знаний тестовые задания способствуют развитию познавательных способностей, а также формированию устойчивых, логических учебно-информационных взаимосвязей в контексте детальной проработки каждой темы семинарских занятия. При подготовке заданий в первую очередь выдерживались принципы развивающего обучения, самостоятельности и доступности. Это особенно важно не только для студентов дневной, но и заочной (вечерней) формы обучения. Еще большее значение тесты и задачи, сгруппированные вокруг ключевых проблем экономической теории, приобретают в условиях сокращения количества учебных часов, выделяемых на проведение аудиторных занятий. Определенной, хотя и неполной компенсацией подобной негативной тенденции в развитии высшего профессионального образования, можно считать усиление прикладной методической составляющей образовательного процесса, т.е. разработку корректных, тщательно выверенных тестовых заданий. Такие тесты и задачи, несомненно, должны быть привязаны к содержанию конкретных учебников и учебных пособий. В данном случае в качестве ориентира взят комплекс основных учебных пособий, рекомендуемых для изучения курса "Экономика": Однако данный учебно-образовательный ориентир не исключает подготовки студентов к семинарским занятиям, зачету экзамену и по учебникам, учебным пособиям, написанным или составленным другими авторами. Помимо прочего разработка тестовых заданий и задач нацелена на перспективу Формирующееся рыночное образовательное пространство в России требует диверсификации как деятельности вузов, так и их образовательной практики. Целесообразным и вполне вероятным для многих вузов становится развитие дистанционных форм обучения, которые совершенно невозможны без наличия соответствующего учебно-методического обеспечения. Первым шагом в этом направлении в рамках решения функциональных задач специализированной кафедры является создание блока-комплекса учебно-прикладных материалов, среди которых соответствующее место занимают тестовые задания и задачи. При выполнении тестов студенты должны знать следующее: 1) к каждому занятию той или иной темы семинара прилагается по 10 вопросов – тестовый мини-блок; 2) на его подготовку отводится 15 минут; 3) тесты имеют средний уровень сложности, поэтому не должны вызывать особенно долгих размышлений у тех, кто на них отвечает; 4) ответы на тестовый мини-блок даются на отдельном листе бумаги, но не на самом тестовом задании; 5) на отдельном месте указываются фамилия и имя студента, факультет и шифр группы, а также последовательно нумеруются все 10 вопросов; 6) при выборе единственно правильного ответа из четырех предлагаемых различных вариантов студент с учетом своих знаний обязан руководствоваться критериями: наибольшей полноты и точности, историзма, детерминизма и логики; 7) верный вариант ответа под соответствующей буквой "а", "б", "в" или "г" фиксируется рядом (на одной горизонтали) с порядковым номером тестового задания; 8) исправления ответов не допускаются и рассматриваются как ошибки (по этой причине целесообразно тщательным образом продумывать ответ до момента его письменного оформления); 9) тестовые задания и ответы на них сдаются преподавателям сразу по истечении 15 минут; 10) значительное промедление со сдачей тестов и ответов на них может по усмотрению преподавателя рассматриваться как одна дополнительная ошибка в ответе студента. Решение задач предполагает более высокий уровень подготовки студента: знание не только фундаментальных категорий, но и способность логически мыслить, определять и различать взаимосвязи экономических процессов, прослеживать их динамику, представлять модели развития событий, знать содержание законов и уметь использовать определенные математические действия на основе экономико-математических уравнений. В процессе аудиторных семинарских занятий рекомендуется решать 1 -2 задачи с подробными комментариями и пояснениями. Для домашних заданий целесообразно предлагать 2-3 задачи с подробными описаниями хода решения (в зависимости от степени сложности). Для самостоятельных аудиторных работ контрольного характера целесообразно использовать комплексные задания, содержащие и тесты и задачи в различных комбинациях (с учетом специфики факультетов). Например, студентам гуманитарных факультетов предлагается большее количество тестовых заданий: студентам физико-математического и технологического факультетов можно предлагать большее количество задач и т.д. На выполнение такой самостоятельной работы отводится от 40 до 80 минут.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (444)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |