Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ



2016-01-26 516 Обсуждений (0)
КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Учебный тренинг (коллоквиум) – одна из целесообразных активных форм проверки текущей успеваемости студентов. Он проводится до экзамена по наиболее сложным теоретическим вопросам определенного учебного курса, в данном случае, по курсу "Экономика". Основная цель проводимого преподавателем кол­локвиума – выявление уровня подготовленности студентов к технологии и требованиям обучения в высшем учебном заведе­нии (ВУЗе) накануне сдачи ответственного экзамена.

На коллоквиуме "отрабатывается" модель учебного взаимо­действия преподавателя и студентов. Последние поочередно проверяют степень своей психологической готовности к ответу на поставленные вопросы и задания, попадая в достаточно жес­ткие условия деловой интерактивной игры на коллоквиуме, ме­няя свои роли участников и соответствующие им функциональ­ные обязанности. Коллоквиум своего рода экстремальная ситуа­ция, в которой каждый имеет возможность проявить себя и свои способности, оценить действительный потенциал накопленных знаний, умений и навыков. Преимущества коллоквиума перед другими формами те­кущей аттестаций учебной деятельности студентов первого, вто­рого (иногда третьего) курсов, состоят в том, что он более демок­ратичен (дает шанс показать себя ранее "незаметным" или "ма­лозаметным" студентам), более динамичен (рассчитан на фор­мирование более быстрой ответной реакции у отвечающего) и, наконец, характеризуется интерактивностью (в обсуждении, а не в односторонне направленном ответе, принимают участие все присутствующие в этот период времени на коллоквиуме). Таким образом, изначально коллоквиум нацелен на повышение эф­фективности образовательного процесса.

При использовании подобной формы текущей аттестации удается досрочно определить недостатки в содержании и мето­дике ответа каждого студента, а следовательно, найти слабые звенья в их самоподготовке (самостоятельной работе) и аудитор­ном обучении. Профилактическая функция коллоквиума очевид­на и включает в себя воспитательный, развивающий и образо­вательный моменты. Это особенно важно для обеспечения мно­гофакторной эффективности образовательного процесса в ВУЗе.

Ключевая роль в достижении поставленной цели несомненно принадлежит самому преподавателю, его профессиональным характеристикам, в том числе и умению не терять учебный кон­такт с отвечающими студентами. Преподаватель, участвующий в коллоквиуме, обязан:

1. Сразу же кратко проанализировать выступление сту­дента, указав на "сильные и слабые стороны ответа". Во-первых, отмечается его содержание: степень полноты и глуби­ны, последовательность, насыщенность наглядными примера­ми из практики экономического развития России или зарубеж­ных стран, завершенность. Во-вторых, корректируются (если это необходимо) некоторые методологические аспекты выступления: умение студента "подчеркнуть" актуальность рассматриваемой учебной проблемы, её значение в экономической науке и окру­жающей экономической действительности и т.д. В-третьих, на этом первом этапе производится оценка таких технических па­раметров ответа, как темп речевого потока, громкость, интона­ции, паузы.

2. Предложить свои рекомендации по методике подготов­ки конкретного студента к экзамену, соответствующие каче­ству прозвучавшего выступления. "Персонификация" таких реко­мендаций, "привязанных" к определенным учебным и научным изданиям различной степени сложности по курсу "Экономика", поможет сконцентрировать усилия студентов в оставшиеся до экзамена дни на узловых направлениях самосовершенствования их образовательного развития.

3. На заключительном этапе – оценить участие каждого сту­дента в коллоквиуме по "пятибалльной системе", выставив в зависимости от качества ответа адекватные оценки.

Превентивное моделирование многостороннего учеб­ного взаимодействия на коллоквиуме по курсу "Экономика" – базо­вой дисциплине, являющейся фундаментом подготовки ква­лифицированных профессиональных кадров в ВУЗе, устраня­ет почву для конфликтов в студенческой аудитории, исклю­чить которые обычно полностью невозможно.

Коллоквиум психологически настраивает преподавателя и студента на "ра­бочий лад", задаёт пороговое значение образовательных тре­бований и ожиданий. Тем самым сокращается или полностью исчезает основа для взаимного неудовольствия и недоверия в ситуации, когда выставленная на экзамене оценка не нравит­ся ни студенту, ни преподавателю.

С этой точки зрения, коллоквиум – дополнительный стиму­лирующий и стабилизирующий фактор, активизирующий рабо­ту всех участников образовательного процесса. Успех, достигну­тый на коллоквиуме по курсу "Экономика", максимально согласовыва­ет интересы обучающего и обучаемых, учредителей и заказчиков ВУЗовских квалифицированных кадров. В итоге наблюдается рост результативности образовательного процесса, престижа и рейтинга ВУЗа. Как следствие, гарантируется конкурентноспо­собность и развитие данного образовательного учреждения в условиях рынка.

Реализация обозначенной цели и задач коллоквиума мо­жет быть получена только посредством применения игровых элементов. Именно для повышения эффективности вузовс­кого дисциплинарного образования и предлагается прово­дить коллоквиум по курсу "Экономика" в форме деловой игры. Ис­пользование игровых элементов в механизме коллоквиума преодолевает инертность, пассивность, "уравниловку" в оценке учебы студентов, поощряет наиболее способных и "усидчивых" из них, подталкивает их к позитивному само­развитию и самовоспитанию, формирует творческие установ­ки и задатки.

Деловая игра на коллоквиуме по курсу "Экономика" может иметь разное содержательное и структурное наполнение. Поэтому предлагаемый вариант деловой игры на коллоквиуме – лишь один из многих, который доказал свою жизнеспособность и действенность на практике в двух ВУЗах – Коломенском госу­дарственном педагогическом институте и Институте права, экономики и управления Ханты-Мансийского автономного округа (филиале Всероссийской государственной налоговой академии). Вместе с тем, разработанная схема деловой игры универсальна, понятна и доступна. Это делает ее привлека­тельной в "рабочем применении" для всех учебных и научных дисциплин без исключения, по которым обеспечивается про­межуточный, а в отдельных случаях и итоговый контроль за успеваемостью студентов. К примеру, на принципах деловой игры обоснованно проводить и зачёт.

Основными ограничителями эффективности деловой игры являются:

численность группы студентов, которая принимает в нём учас­тие; степень подготовленности студентов к коллоквиуму; доста­точно высокий и реальный, а не мнимый уровень их знаний и способностей; временной фактор.

Общая схема проведения учебного тренинга в форме деловой игры по курсу "Экономика" такова:

Организационная часть деловой игры на коллоквиуме

На предварительном этапе деловой игры осуществляется рас­пределение функциональных обязанностей по ролям. В предла­гаемом варианте деловой игры на коллоквиуме по курсу "Экономика" таких ролей четыре; роль "преподавателя", роль "основного от­вечающего", роль "учёного знатока" и роль "ведущего консультан­та". Теоретически каждая роль способна выполняться студента­ми, но для упрощения положения дел на коллоквиуме роль пре­подавателя играется им самим.

Краткое распределение функциональных обязанностей по ролям выглядит следующим образом:

1. "Преподаватель" распределяет роли игроков, выполняет ко­ординирующие функции, анализирует ответ выступающих, фор­мирует предложения по улучшению методики подготовки всех студентов к экзамену, выставляет оценки студентам по результа­там коллоквиума в журнал (список) посещаемости группы дан­ного курса. Этот журнал (список) предоставляется старостами групп.

2. "Основной отвечающий" студент должен сразу же взять экзаменационный билет, выбрать один из двух вопросов, кото­рый ему кажется более предпочтительным, и без предваритель­ной подготовки приступить к ответу. После выступления по од­ному из вопросов билета "основной отвечающий" вытягивает карточку терминов и понятий и отвечает по ней. Аудиторию "ос­новной отвечающий" покидает только по сигналу-разрешению преподавателя, уже зная свою оценку.

"Учёный знаток" внимательно слушает выступление "ос­новного отвечающего" по билету и карточке терминов и поня­тий. По своему желанию "учёный знаток" имеет право допол­нить ответ "основного выступающего", предложить свой вари­ант ответа, как на вопрос билета, так и на те термины и понятия карточки, по которым "основной отвечающий" не знает правильного ответа, либо сомневается и запросил помощь у "учёных зна­токов". Все дополнения и сообщения производятся по сигналу-разрешению преподавателя посредством поднятия руки.

3. "Ведущий консультант" обязан внимательно выслушать от­вет четырёх человек в "своей пятёрке" и дополнить ответ каждо­го из них, показав свою экономическую эрудицию и кругозор мышления, умение анализировать поступившую информацию, аргументировано излагать собственную точку зрения. Кроме того, "ведущий консультант" должен при ответе всех четырёх че­ловек по карточке терминов и понятий сформулировать по один­надцатому и двенадцатому наименованиям карточки две версии ответа: правильную (истинную) и не соответствующую действи­тельности (ложную). Эти версии записываются на листе бумаги за то время, пока "основной отвечающий" раскрывает содержа­ние терминов и понятий с 13-го по 20-е. Правильная и непра­вильная версии озвучиваются "ведущим консультантом" исклю­чительно по команде "преподавателя".

На организационно-подготовительном этапе деловой игры определяются микрогруппы студентов, участвующих в коллок­виуме. Состав микрогрупп – 5 человек в каждой. Они формиру­ются по алфавитному принципу. На роль "основного отвечаю­щего" выдвигается студент, хуже, слабее других занимавшийся на семинарских занятиях или же имеющий множество несанк­ционированных пропусков, опозданий. На роль "учёных знато­ков" претендуют те из студентов "пятёрки", которые имеют в срав­нении с "основным выступающим" более высокие показатели учебы на семинарских занятиях и лекциях. Роль "ведущего кон­сультанта" выполняет студент, набравший наибольшее количе­ство баллов на семинарских занятиях и лекциях в составе такой "пятёрки". Однако вероятна ситуация, когда в составе "алфавит­ной пятерки" просто некого будет выделить, отметить как наибо­лее "сильного студента". При подобном положении дел на роль "ведущего консультанта" приглашаются студенты – соискатели ав­томатической оценки "отлично" на экзамене или же те из них, кто вплотную приблизился по показателям учёбы к таким "от­личникам". Как уже было сказано роль "преподавателя" чаще всего выполняется им самим, но на эту игровую должность в исключительной ситуации может приглашаться и наиболее под­готовленный, одарённый студент. Он будет получать поддерж­ку от преподавателя, ведущего данную учебную, научную дис­циплину.

Из приглашённой в аудиторию "пятёрки" три человека расса­живаются по одному на задних рядах и находятся в постоянной готовности помочь "основному отвечающему", на месте которого все они обязательно окажутся. "Основной отве­чающий" садится перед преподавателем, а "ведущий консультант" рядом с ним.

Ход деловой игры по курсу "Экономика"

"Основной отвечающий" берёт билет и начинает отвечать, стремясь дать наиболее полный и глубокий ответ по своему воп­росу, завершив его выводом.

После этого по сигналу преподавателя вступает в действие "ведущий консультант" в надежде подтвердить обоснованность своих претензий на получение автоматической оценки "отлич­но". Дополнение не должно быть чисто формальным, поверхно­стным, в противном случае, если "ведущий консультант" чувствует себя неуверенно, он переводится в аудиторию в разряд "учёных знатоков" и принимает дальнейшее участие в коллоквиуме на общих основаниях. В дополнениях имеют право участвовать и "ученые знатоки". Их качественные, глубокие по содержанию ответы поощряются начислением баллов по принципу: 1 балл – 1 ответ.

Ответы "основного отвечающего" и "ведущего консультанта" комментируются "преподавателем". Если какая-либо важная часть в ответе была пропущена или была раскрыта недостаточно пол­но и глубоко, без учёта материалов лекционного курса и темати­ки семинарских занятий, то "преподаватель" вправе задавать уточ­няющие или наводящие вопросы, выполнять другие выше обозначенные функции.

После того, как "основной отвечающий" раскрыл содержание вопроса в билете, он отвечает по карточке терминов и понятий. В каждой из них – по 29 наименований, подобранных по фронталь­но-сквозному принципу. Каждая карточка охватывает несколько учебных блоков изучаемой дисциплины, так что точность выяв­ления фактического уровня знаний и умений студентов максимизируется. На 10 первых в порядке следования наименований кар­точки студент дает ответ самостоятельно. По одиннадцатому и двенадцатому понятиям "основной отвечающий" обращается за помощью к "ведущему консультанту". Эту помощь он может полу­чить от последнего лишь тогда, когда ответит на 18 понятий из карточки. По наименованиям карточки с 15-го по 20-е включи­тельно "основной отвечающий" может по своему выбору ответить сам или же попросить поддержки у "ученых знатоков". Его реше­ние степени самостоятельности ответа повлияет на оценку, кото­рую ему выставят по результатам участия в коллоквиуме.

"Учёные знатоки" включаются в самую активную фазу дело­вой игры по указанию "преподавателя". За каждый полный от­вет по терминам (понятиям) они получают, как и при дополне­нии выступления "основного отвечающего" по билету, по 1-му баллу. Все набранные знатоками баллы суммируются и умножа­ются на коэффициент равный двум единицам. Это автоматичес­ки означает пропорциональное сокращение количества терми­нов и понятий в той карточке, по которой позднее, скорее все­го*, придётся отвечать бывшему "учёному знатоку".

Например, если "ученый знаток" один раз дополнил "основного отвечаю­щего" по билету и пять раз предложил ему подсказку но терми­нам (понятиям), то в его основной карточке останется лишь 8 терминов (понятий) первых по счёту, на которые "знатоку" пред­стоит ответить. (Логика расчётов проста: всего в каждой карточ­ке 20 терминов (понятий). Активность на коллоквиуме принес­ла 12 баллов (I + 5)х2. В его карточке остаётся 20-12= 8 терми­нов (понятий). На них он и отвечает).

"Основной отвечающий", услышав подсказку "учёного зна­тока", данную с согласия "преподавателя", использует её в своем ответе. По возможности "основной отвечающий" должен пы­таться расширить ответ, отмечая значение разбираемой научной категории.

Как только завершается опрос по восемнадцати наименова­ниям карточки (с 1-го по 10-е и с 13-го по 20-е включительно), "преподаватель" вновь вводит в работу "ведущего консультанта". "Ведущий консультант" озвучивает по 2 версии, правильную и неправильную, по одиннадцатому и двенадцатому понятиям карточки. Если он не справляется со своей ролью, то также мо­жет переводиться в разряд "учёного знатока". В свою очередь, "основной выступающий" выбирает ту версию, которую он счи­тает верной. На этом участие "основного отвечающего" в дело­вой игре полностью завершается и он покидает аудиторию.

Место "основного выступающего" теперь занимается бывшим "учёным знатоком", который также поэтапно отвечает по одному из вопросов в билете, а затем – по карточке терминов и поня­тий. Ответивший также выходит из аудитории.

"Ведущий консультант", квалифицированно справившийся со своей функционально-игровой ролью, покидает помещение вме­сте с 4-м по счету "основным отвечающим" (бывшим "ученым знатоком"). Получает автоматическую оценку "отлично" досроч­но за экзамен по курсу "Экономика".

Заключительная часть деловой игры по курсу "Экономика''

В целях повышения эффективности образовательного про­цесса необходимо четко определить критерии оценок ответа сту­дентов, которые доводятся до их сведения уже на предваритель­но-организационном этапе.

Студент получает оценку:

1. "5" ("отлично"), если дает достаточно глубокий, полный, за­вершенный ответ по вопросу экзаменационного билета и отве­чает самостоятельно на 18 терминов и понятий из 20 имеющих­ся в карточке. При этом по 2-м терминам и понятиям он отвеча­ет, опираясь на подсказку со стороны. Если в роли "ученого зна­тока" студент набрал по совокупности 14 баллов и самостоятельно изложил правильную и квалифицированную трактовку оставших­ся у него в карточке терминов и понятий, то он также получает оценку "отлично".

2. "4" ("хорошо"), если дает достаточно глубокий, полный, за­вершенный ответ по вопросу билета и отвечает самостоятельно, но 14 терминам и понятиям в карточке из 20 имеющихся. В 6 случаях он предлагает свою трактовку терминов и понятий, опи­раясь на помощь со стороны. Если в роли "ученого знатока" сту­дент набрал 10 баллов, то самостоятельно должен ответить до-полнительно на 4 термина (понятия), по остальным 6 терминам (понятиям) также используется подсказка со стороны.

3. "3" ("удовлетворительно"), если студент отвечает на воп­рос билета по существу, но не способен дать достаточно глубо­кий, полный и завершенный ответ, а также отвечает на 16 тер­минов и понятий самостоятельно или же набирает 10 баллов, играя роль "ученого знатока".

4. "2" ("неудовлетворительно"), если студент не может отве­тить на вопрос билета по существу или же не смог самостоятель­но ответить на 10 терминов и понятий, не принимал активного участия в деловой игре.

Предложенные критерии оценки уровня подготовленности студентов по курсу "Экономика" являются примерными, могут меняться другими преподавателями по их желанию.

Разработан­ные критерии оценки знаний, умений и навыков студентов от­вечают принципам гуманизма и демократического подхода к орга­низации учебно-образовательного процесса. Адекватная оценка студенту выставляется за его знания и умения даже тогда, когда и не он не вовлекается в интерактивную стадию деловой игры на коллоквиуме по курсу "Экономика", но в этом случае к нему предъявляют более жесткие обоснованные учебные требования, как на самом коллоквиуме, так и в последующем – на экзамене. Наоборот, максимально стимулируется участие студентов в деловой игре на основе интерактивного учебного взаимодействия между со­бой и преподавателем. Это обещает получение мощного "синергетического эффекта" за счет задействования мотивационной составляющей поведения личности и активизации творческого потенциала инновационного развития обучающихся.

Деловая игра – учебный тренинг по курсу "Экономика" – будущее современного эффективного образования в высшей профессиональной школе.



2016-01-26 516 Обсуждений (0)
КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (516)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)