Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»



2016-01-26 555 Обсуждений (0)
ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА» 0.00 из 5.00 0 оценок




Источники:

· Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финан­совый словарь: французская, русская, английская, немец­кая, испанская терминология: В 2-х т.т. – Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 1997.

· Жданова И.Ф., Вартумян Д.Л. Англо-русский экономичес­кий словарь. – 3-е изд. – М.: Рус. яз., 2000.

· Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д. У. Финансовые институты, рынки и деньги. – Спб.: Изд-во "Питер", 2000.

· Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь/Словарь современ-ной экономической науки. Изд. 4-е: – М.: Изд-во "ABF", 1996.

· Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, пробле­мы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. – М.: Питер, 2002.

· Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проб-лемы и политика./Пер.18-ого англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. ISBN 978-5-16-004310-4 (русск.)

· Мэнкью Н.Г. Принципы экономике. – Спб.: Питер Ком, 1999.

· Фёдоров Б.Г. Англо-русский банковский энциклопедичес­кий словарь. – Спб.: Ламбус Пресс, 1995.

 

Абсолютная (чистая) монополия (absolute monopoly = pure monopoly) – рынок, который отличают следующие черты: одна фирма здесь продает единственный в своем роде продукт (не имеющий близкого заменителя); затруднен доступ на рынок чи­стой монополии; действующая на таком рынке фирма обладает значительным контролем над ценой на продаваемый ею продукт; здесь может действовать, а может не действовать ценовая кон­куренция. Понятие "чистая монополия" совпадает с содержани­ем понятия "отрасль".

Абсолютно неэластичное предложение (absolutely inelastic supply) – рыночная ситуация, при которой величина предложения товара вообще не реагирует на изменение цены товара.

Абсолютно неэластичный спрос (absolutely inelastic demand) – рыночная ситуация, при которой величина спроса на товар вообще не реагирует на изменение цены товара.

Абсолютно эластичное предложение (absolutely elastic supply) –экономическая ситуация, при которой однопроцент­ное увеличение цены способно вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара значительно более чем на 1%. Исключительная ситуация на рынке, когда возможно существо­вание только одной цены, при которой товар будет предлагаться товаропроизводителями.

Абсолютно эластичный спрос (absolutely elastic demand) – экономическая ситуация, при которой один процент снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на один процент. Исключительная ситуация на рынке, когда возможно существо­вание только одной цены, при которой товар будет приобретать­ся покупателями.

Абсолютное преимущество (absolute advantage) – способ­ность страны производить продукцию с меньшими затратами по сравнению с другими странами.

Активные операции банков (active ebank operations) – опе­рации, связанные с размещением ресурсов и приносящие доход банку

Акция (share stock) – ценная бумага, свидетельствующая о внесении известного пая в капитал акционерного общества и да­ющая право на участие в управлении и получении части прибы­ли в виде дивиденда.

Альтернативные издержки (opportunity costs) – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгод­ном из всех возможных альтернативных способов использова­ния ресурсов.

Амортизация (amortization) – процесс физического изно­са и морального старения производственных зданий, соору­жений, оборудования (и т.п.) и формирование амортизацион­ного фонда для финансирования возмещения этих затрат. Растянутый во времени процесс переноса стоимости с ос­новного капитала предприятия на произведенную готовую продукцию, сопровождающийся созданием специального амор­тизационного фонда.

Аудиторская фирма (auditory firm) – организация, специа­лизирующаяся на проведении независимых ревизий по заказам своих клиентов. В западных странах аудиторские фирмы суще­ствуют около 100 лет, оказывая различные услуги (анализ хозяй­ственной деятельности, проверка финансовой состоятельности, ведение учета и т.д.) на правах консультанта или независимого эксперта.

Аффилированные лица (affiliated persons)физические и юридические лица, способные оказывает влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность. Как правило, предусматривается вла­дение более чем 20% общего количества голосующих акций.

Бартер (barter) – прямой обмен одного товара на другой, осуществляемый без привлечения денежных расчетов.

Безработный (unemployed) – трудоспособный человек, не имеющий работы, ищущий работу и готовый в любой момент начать работать.

Официальный статус безработного предполагает обязательную регистрацию в службе занятости.

Биржа (stock exchange) – коммерческое предприятие по про­изводству посреднических услуг, где совершаются сделки купли-продажи ценных бумаг, валюты, массовых товаров и т. д. в соот­ветствии с утвержденными стандартами.

Биржевая сделка (stock bargain) – торговая сделка на бирже с ценными бумагами, товарами и услугами, осуществляемая кас­совым (с выплатой наличных денег) или срочным образом (с отсрочкой платежей).

Биржевой товар (stock commodity) – стандартизированный, взаимо-заменяемый товар с непредсказуемыми ценами на него.

Благо (good) – всё то, что ценится людьми как средство удов­летворения их потребностей.

Брокер (broker) – посредник при совершении сделок купли-продажи акций, облигаций, недвижимости, товаров; посредник, агент, действующий при заключении сделок по поручению и за счет клиентов, получая от них комиссионные.

Бухгалтерские издержки (accounting costs) – текущие зат­раты на производ-ство продукции или на её обращение.

Бюджетная линия (budget line) – линия, показывающая различные комбинации количеств двух товаров, которые потребитель может купить при данном уровне своего денежного дохода и текущих ценах товаров.

Бюджетный дефицит (budget deficit) – сумма превышения расходов правительства над его доходами в каждый данный год (с учетом соответствующих результатов развития предшествую­щих периодов).

Бюджетный профицит (budget proficit) – сумма превы­шения доходов правительства над его расходами в каждый дан­ный год.

Валовые инвестиции (gross investment) – совокупный объем инвестиций, включая возмещение потребленного капитала (из­нос капитала, амортизационные отчисления) и чистые инвес­тиции для расширения производства.

Валовые издержки (total costs) – сумма постоянных и пере­менных издержек.

Валюта (currency) – денежная единица иностранных госу­дарств или коммерческие документы (чеки, векселя), счетные единицы, основанные на комбинации иностранных валют, ис­пользуемые как коллективная валюта, коллективная денежная единица (например, евро).

Валютный курс (foreign exchange rate) – цена (котировка) денежной единицы одной страны в денежной единице (валюте) другой стра­ны. Установление курсов иностранных валют в соответствии с действующими законодательными нормами и сложившейся ры­ночной конъюнктурой. При необходимости используются три вида курсов: официальный, коммерческий и специальный.

Валютный паритет (currency parity) – официально зафик­сированное соотношение между валютными курсами разных стран, зависящее для национальной валюты от внутреннего уров­ня цен и покупательной способности иностранной валюты.

ВБ (Всемирный банк) (WB) – одна из крупнейших междуна­родных финансово-экономических организаций, предоставляю­щая долгосрочные кредиты странам-членам для конкретных про­грамм экономического и социального развития.

ВВП (GDP, gross domestic product) – рыночная стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за год (в том числе нерезидентами).

Вексель (bill) – документ, заключающий в себе безусловное обязательство об уплате векселедержателю определённой сум­мы в установленный срок.

Венчурный бизнес-рынок (venture market) – бизнес, осуще­ствляемый на рынке современных научно-технических и опыт­но-конструкторских разработок, новейшей техники и техноло­гии, характеризующийся повышенной степенью риска в их при­менении.

Взаимодополняемые товары (complimentary goods) – товары, для которых существует обратное соотношение между ценой на один товар и спросом на другой, а именно снижение (повышение) цены на один товар ведет к увеличению (уменьше­нию) спроса на другой.

Взаимозаменяемые товары (substitute goods) – товары, ко­торые могут удовлетворять одну и ту же потребность, при этом снижение (повышение) цены на один товар ведет к уменьшению (увеличению) спроса на другой из взаимозаменяемых товаров.

Внешние издержки (явные издержки) (external costs/explicit costs) – альтернативные издержки, принимающие форму денежных платежей поставщикам факторов производства и про­межуточных изделий: затраты на сырье, энергетические ресур­сы, полуфабрикаты, заработную плату наемного персонала.

Внешние эффекты (outside effects) – эффекты положитель­ные или отрицательные, возникающие, когда производство или потребление какого - то товара влияет на фирмы или потреби­телей, непосредственно не вовлечённых в акты купли - прода­жи данного товара, то есть эффекты, не учитываемые рынком.

Внешний долг (external debt) – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам, учреждениям (нерезидентам).

ВНП (GNP, gross national product) – рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами в эко­номике в течение года (в том числе резидентами на террито­рии других стран).

Внутренние издержки (неявные издержки) (internal/implicit costs) – альтернативные издержки использования ресур­сов, принадлежащих владельцам фирмы: затраты, связанные с использованием собственных зданий, сооружений, оборудова­ния и собственной предпринимательской способности.

Внутренний государственный долг (implicit public debt) – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны (то есть держателям ценных бумаг правительства данной страны).

Всемирная торговая организация (ВТО) ( World Trade Organization, WTO) – многостороннее соглашение между вхо­дящими в нее государствами, опреде­ляющее нормы и правила не только торговых, но и других раз­носторонних экономических отношений между государствами-участниками соглашения.

Выбор в экономике (choice in economy) – процесс принятия жизненно важного для экономического субъекта решения на ос­нове выбора самой выгодной альтернативы из нескольких име­ющихся вариантов. Экономический выбор также называют ра­циональным и технологическим.

Выручка (receipts) – сумма денег, полученная от продажи то­варов или предоставления услуг за определённый период вре­мени. Выручку следует отличать от прибыли.

Высшие потребности (superior needs) – согласно класси­фикации А.Маршалла потребности духовного и социального по­рядка (например, в образовании и т.д.).

Галопирующая инфляция (galloping/runaway inflation) – быстрое повышение уровня инфляции при среднемесячных темпах прироста цен, превышающих 10% и более; преоблада­ет в развивающихся странах.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) (General Agreement about Tariffand Trade) – многосторонний договор, действующий с 1948 года и содержащий принципы, нор­мы и правила, на которых основаны торговые отношения уча­ствующих в нем сторон. Преобразовано в ВТО с 1994 года.

Гиперинфляция (hyperinflation) – инфляция, отличающая­ся очень высокими темпами (свыше 500% в год).

Гипотеза (hypothesis) – ещё не доказанное предположение о чем-либо, касающееся мира экономических явлений, действий и процессов.

Глобализация (globalization) – процесс интенсивного нара­стания целостности мира; формирование общемировых эконо­мических, политических и культурных систем, неизбежно выхо­дящих за рамки отдельных государств.

Государственные трансферты (income transfers) – без­возмездные выплаты денежных пособий гражданам, в рам­ках правительственных социальных программ.

Государственный долг (public debt) – общий размер задол­женности федерального правительства владельцам государствен­ных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефици­тов (минус бюджетные излишки).

Девальвация валюты (devaluation of currency) – уменьше­ние официаль-ного курса (стоимости) национальной валюты по отношению к валютам других стран, приводящее к понижению покупательной способности денег.

Дедукция (deduction) – альтернативный индукции метод про­ведения экономических исследований, когда в начале формулиру­ется какая - либо экономическая закономерность, а потом уже оп­ределяется степень её научности и жизнеспособности путём про­верки на конкретных фактах (принцип: от теории к фактам).

Демпинг (dumping) – продажа товаров по сниженным це­нам с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков.

Денежная рестрикция (monetary restraint) – ограничение массы денег; составной элемент денежной реформы, направ­ленный на изъятие части наличной денежной массы у эко­номических агентов.

Денежный мультипликатор (money multiplier) – р коэффи­циент, определяющий увеличение количества денег, создаваемого банковской системой из каждой единицы резервов; равен еди­нице, делённой на обязательную норму резерва.

Денежный рынок (money market) – рынок, на котором спрос на деньги и предложение денег определяют процентную ставку (или уровень процентных ставок). Под таким рынком понимают рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учёт­ный (ценные бумаги), межбанковский и валютный рынки.

Деноминация (denomination) – изменение нарицательной стоимости денежной единицы; уменьшение наличного выра­жения (номинала) вновь выпускаемых денежных знаков (в 10, 100, 1000 раз) без изменения названия валюты; "утяжеле­ние" денежной единицы.

Деньги (money) – активы, общественные средства платежа, служащие средством обращения, единицей счёта и средством накопления. Это также абсолютно ликвидный товар.

Деперсонифицированиый механзм цен А.Смита (Smith's depersonifica-tional price mechanism)классический принцип экономического поведения участников рыночного процесса по обмену результатами своего труда на выгодных, эквивалентных началах. Согласно этому принципу предпри-ниматели в своём поведении руководствуются исключительно собственным эго­измом, но, тем не менее, насыщают потребности общества луч­ше, чем, если бы первоначально стремились к этому.

Дефлирование ВНП ( deflated GNP) – корректировка номи­нального ВНП с учетом индекса цен (уровня инфляции), в ре­зультате чего реальный ВНП будет меньше номинального за со­ответствующий период времени.

Дефляция (deflation) – снижение общего (среднего) уровня цен в экономике страны.

Дилер (dealer) – член фондовой биржи, занимающийся куп­лей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов; дей­ствует от своего имени и часто за собственный счет.

Дисконтирование (discounting) – метод определения пер­воначальной суммы инвестиций (дисконтированной величи­ны), которая через определенный срок обеспечит желаемый доход при существующей норме процента.

Дискреционная фискальная политика (discretionary fiscal policy) – осуществляемое правительством страны преднамерен­ное изменение налогов (налоговых ставок) и объёма правитель­ственных расходов (расходов на товары и услуги и программы трансфертных платежей) с целью обеспечить производство не­инфляционного ЧНП при полной занятости и стимулировать эко­номический рост.

Дифференциация продукта (product differentiation) – фи­зические или иные различия между товарами разных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение то­варов одной фирмы перед товарами других фирм (при усло­вии, что продавцы продают их по одинаковой цене).

Добавленная стоимость (surplus value) – разность между стоимостью продукции, произведенной фирмой и суммой, уплаченной другими фирмами за сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию).

Долгосрочный период в деятельности фирмы (secular period= long run) – период, достаточно длительный, чтобы по­зволить производителям товара изменить количество всех ис­пользуемых ими ресурсов, а также - чтобы изменить их положе­ние на рынке; период, в котором все ресурсы и издержки явля­ются переменными, т.е. никакие ресурсы и издержки не являют­ся постоянными.

Допущение "при прочих равных условиях" (admission" under other equal condition") –метод экономических исследо­ваний, упрощающий процесс экономического анализа за счёт до­пущения того, что все другие переменные, за исключением рас­сматриваемых экономистами в данный момент времени, оста­ются неизменными.

Дуополия (duopoly) – рыночная структура, при которой два продавца, защищенные от появления дополнительных про­давцов, являются единственными производителями стандар­тизированного товара, не имеющего близких заменителей.

Естественная монополия (natural monopoly) – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производ­ства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Естественный уровень безработицы (natural rate of unemployment) – уровень безработицы при полной занятости (фрикционная плюс структурная виды безработицы).

Закон возрастающих вменённых издержек (the aw of increasing implicit cost)– закон, суть которого состоит в том, что по мере увеличения производства продукта, вменённые издер­жки и предельные издержки производства каждой новой еди­ницы продукта возрастают из-за невозможности одномомент­ного и равноэффективного совмещения производства двух аль­тернативных (взаимоисключающих) продуктов.

Закон Оукена (Qkun's law) – вывод о том, что превышение текущего уровня безработицы на 1% над уровнем безработицы при полной занятости увеличивает отставание реального ВНП на 2,5% от потенциального ВНП страны.

Закон предложения (the law of supply) – закон, устанавли­вающий прямую зависимость между ценой и величиной пред­ложения товара в течение определенного периода времени.

Закон спроса (the law of demand) – характеризует обратную зависимость между ценой товара и его покупаемым количеством: чем выше цены, тем меньшее количество товара будет куплено потребителями.

Закон убывающей доходности (производительности фак­торов производства) (law of diminishing income) – выражает отношения между затратами и результатами и определяет сни­жение дополнительного результата от каждого последователь­ного равного вложения из-за нарушения сбалансированных про­порций между используемыми факторами производства.

Закон убывающей предельной полезности (law of diminishing marginal utility) – закон, суть которого состоит в том, что по мере увеличения потребления данного товара или услу­ги, предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается из-за насыщения потребностей в приобретаемом благе.

Законы (экономические) (economic laws) – наиболее устой­чивые объективные зависимости и взаимосвязи между эконо­мическими явлениями и процессами, которые отвечают крите­риям точности, всеобщности и нравственной справедливости.

Занятость (employment) – показатель, характеризующий сте­пень участия трудоспособного населения в общественном труде.

Заработная- плата (wage) – цена за труд (за использова­ние услуг труда) в единицу времени (час, день и т.д.).

Земельная рента (grounds rent) – экономическая рента от использования земли.

Земля (land) – всё многообразие природных ресурсов, природ­ных благ, которые вовлекаются в процесс экономической деятельно­сти общества (природные полезные ископаемые, леса, водоёмы и т.д.).

Излишек потребителя (consumer's surplus) – разница меж­ду тем максимумом, который человек готов заплатить за товар и рыночной ценой этого товара.

Излишек производителя (producer's surplus) – разница между тем, что производители получают за единицу товара фактически, и тем минимумом цены, который они согласны за него получить (раз­ница между рыночной ценой и предельными издержками).

Изменение объема предложения (changing of the supply volume) – означает передвижение с одной точки на другую точ­ку на постоянной кривой предложения, наблюдающееся при из­менении цены на данный товар.

Изменение объема спроса (changing of the demand volume)– передвиже-ние с одной точки на другую на постоянной кривой спроса, наблюдающееся при изменении цен на товар.

Изменение предложения (supply change) – смещение всей кривой предложения вправо (увеличение предложения) или вле­во (уменьшение) при изменении детерминант(ы) предложения.

Изменение спроса (demand change) – смещение всей кри­вой спроса либо вправо (увеличение спроса) либо влево (сокра­щение) при изменении одной (или более) детерминант спроса.

Изокванта (isoquant) – линия, представляющая собой раз­личные сочетания затрат двух факторов, при которых может быть произведён заданный объем выпуска продукции.

Изокоста (isocost) – в теории производственных функций -геометрическое место точек (в пространстве ресурсов), для кото­рых издержки производства постоянны.

Импорт (import) – ввоз товаров, услуг, ценных бумаг и т.д. из-за границы для реализации на внутреннем рынке страны. Структура импорта отражает экономическое положение страны. В импорте развитых стран велика доля готовой промышленной продукции: машин, приборов, высококачественных товаров, а также ценного сырья.

Импортная квота (import quota) – количественные огра­ничения на импорт товаров, реализуемые, в том числе через си­стему лицензий.

Индекс цен (price index) – относительный показатель, ха­рактеризующий соотношение цен во времени (например, оп­товых, розничных и т.п.).

Индивидуальное предложение (individual supply) – заявле­ние определен-ного продавца (оферента) о желании продать то­вар, услуги на определенных условиях.

Индивидуальный спрос (individual demand) – спрос отдель­ного покупателя на товар или услугу.

Индукция (induction) – один из методов экономических ис­следований, когда в процессе экономического анализа наблюда­ется переход от изучения конкретных фактов к формулированию экономических закономерностей (принцип: от фактов к теории).

Инновация (innovation) – внедрение новых форм организа­ции труда, управления и технологии производства; новые ис­следования и разработки.

Институционализм (institutional economics) – одно из на­правлений современной экономической теории (Т.Веблен и др.): экономика рассматривается как система, где отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием эко­номических и неэкономических факторов, среди которых исклю­чительную роль играют экономические, социальные и полити­ческие институты (основы).

Интенсивность труда (intensity of labour) – показатель, характеризую-щий степень напряженности труда в определенный период времени.

Инфлирование (inflated) – корректировка номинального ВНП с учетом индекса цен (уровня инфляции), в результате чего происходит очищение номинального ВНП от влияния деф­ляции. При этом индекс цен должен быть меньше 1.

Инфляционный разрыв (inflationary gap) – величина, на ко­торую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, что­бы номинальный ЧНП соответствовал уровню неинфляционного ЧНП, произведенного при полной занятости.

Инфляция (inflation) – самоподдерживающийся рост об­щего (среднего) уровня цен в экономике; переполнение кана­лов денежного обращения излишней денежной массой, пред­ставительная стоимость которой превышает стоимость това­ров и услуг, подлежащих реализации.

Инфляция издержек (cost-push inflation) – инфляция, выз­ванная умень-шением совокупного предложения в результате роста затрат (заработной платы, цен на сырье и т.п.) и сопро­вождаемая сокращением реального объема производства и занятости (увеличением уровня безработицы); графически -сдвиг кривой совокупного предложения вверх.

Инфляция спроса (demand-pull inflation) – инфляция, вы­зываемая увеличе-нием совокупного спроса; графически – сдвиг кривой совокупного спроса вверх.

Информация (information) – сведения о чём-либо, передавае­мые людьми и автоматизированными техническими и электронны­ми системами. Согласно законодательству, доступ к общественно цен­ной информации является свободным, открытым, бесплатным.

Капитал (capital) – ключевой фактор производства, без при­менения которого невозможны выпуск товаров, выполнение ра­бот и оказание услуг. Обычно признают существование физичес­кого и денежного видов капитала. В экономическом смысле капи­тал – капитальные ценности (станки, машины, оборудование, ин­струменты и т.д.), в процессе длительной эксплуатации которых создаются экономические блага, а также компенсируются перво­начальные затраты ресурсов. Денежный капитал – денежные сред­ства, пущенные в оборот, которые принесли владельцу капитала доход, прибыль. Под капиталом можно также понимать произ­водственные отношения, сложившиеся на предприятии между владельцами бизнеса, менеджерами и наёмными работниками.

Карта кривых безразличия (consumer's indifference curves тар) – набор кривых безразличия для одного потребителя и од­ной пары благ.

Картель (cartel) – формальное, в письменном виде или уст­ное соглашение между фирмами об установлении цен на про­дукт или об объёме производства индивидуальных фирм или о географическом разделе рынка сбыта продукции.

Кассовая сделка на фондовой бирже (stock-exchange cash transaction) – сделка (операция) с немедленной оплатой пос­ле заключения (либо в течение нескольких дней).

Квота (quota) – согласованная доля в общественном произ­водстве, сбыте продукции или другом виде совместной деятель­ности. Количественные ограничения на экспорт или импорт товаров, в том числе через систему лицензий. Максимальный объем выпуска продукции или нормы выработки.

КДП (monetary policy) – кредитно-денежная политика или система мероприятий государства, регулирующая массу денег, де­нежное обращение, процентную ставку в целях стабилизации экономического развития.

Кейнсианство (keynesianism) – совокупность макроэконо­мических концепций, доказывающих необходимость и значимость государственного регулирования экономики, а также широкого использования государством фискальной и кредитно-денежной политики для решения экономических проблем.

Кейсианский отрезок кривой совокупного предложения (Keynesian range) – горизонтальный отрезок кривой совокупно­го предложения, на котором уровень цен остаётся неизменным, когда реальный национальный продукт изменяется.

Классический отрезок кривой совокупного предложения (classical range) – вертикальный отрезок кривой, на котором экономика характеризуется полной занятостью ресурсов.

Командная экономика (command economy) – система орга­низации экономики, в которой главенствующую роль играет го­сударство, решающее все вопросы производства и распределе­ния товаров. В качестве главного регулирующего и координиру­ющего механизма выступает план.

Конвертируемость валюты (convertibility of currency) – способность национальной денежной единицы обмениваться на любую другую валюту (виды: полная и частичная).

Конгломерат (conglomerate combination) – группа предпри­ятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (про­дуктов, друг с другом не конкурирующих).

Конечный продукт (final product) – продукт, поступаю­щий в потреб-ление в соответствии с потребительскими свой­ствами; продукт, предназначенный только для потребления.

Консорциум (consortium) – временное договорное объеди­нение фирм (фирм, банков, правительств) для осуществления конкретных экономических программ; для совместного про­ведения финансовых операций.

Концерн (concern) – вид монополистического объедине­ния, в котором сохраняется формальная самостоятельность участников, но доминирует одна или небольшая группа фирм.

Кооператив (cooperative society, co-operative. Co-op) – доб­ровольное объединение граждан (в РФ – не менее 5 участников) для совместного ведения хозяйственной деятельности, основан­ное на личном трудовом участии его членов, использовании соб­ственного или арендованного имущества. "Классический коопе­ратив" – некоммерческая организация, созданная, в первую оче­редь, для оказания взаимопомощи её участникам (например, по­требительские кооперативы).

Корреляция (correlation) – зависимость между экономичес­кими явлениями и процессами, из которой неясно – какая эконо­мическая переменная является причиной, а какая – следствием развития событий.

Коэффициент перекрестной эластичности предложе­ния (coefficient of cross-elasticity of supply) – частное от деле­ния процентного изменения величины предложения одного товара на процент изменения цены на другой товар.

Коэффициент перекрестной эластичности спроса (coefficient of cross-elasticity of demand) – частное от деления процентного изменения величины спроса одного товара на процент изменения цены другого товара.

Коэффициент ценовой эластичности предложения (coefficient of price-elasticity of supply) – частное от деления процентного изменения величины предложения на процент изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса по доходу (coefficient of income-elasticity of demand) – частное от деле­ния процентного изменения величины спроса на процент изменения дохода.

Коэффициент ценовой эластичности спроса (coefficient of price demand elacticity) – результат деления процента изменения величины спроса на процент изменения цены товара. Выражает степень чувствительности спроса к изменениям цены или (Ed= (из­менение спроса/изменение цены)* 100%= (Qi-Qo/ Qo) / (Pi-Po/ Ро)).

Краткосрочный период в деятельности фирмы (short-run period) –период, в течение которого производители продукта в состоянии изменить какую-то часть применяемых ресурсов, но не все (положение на рынке при этом не меняется).

Кривая "доход-потребление" (income-consumption curve) – связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода; кривая показы­вает, как потребительский набор, состоящий из двух позиций, изменяется в зависимости от дохода.

Кривая Лоренца (Lorenz curve) – графическая модель, ил­люстрирующая распределение дохода в экономике; кривая, каждая точка которой показывает связь между суммарным процентом семей – получателей дохода (по оси абсцисс) и суммарным процентом доходов (по оси ординат).

Кривая Филлипса (Phillips curve) – графическая интер­претация связи между уровнем безработицы (по оси абс­цисс) и годовым темпом уровня цен (инфляции) (по оси ординат) при прочих равных условиях.

Кривая безразличия (indifference curve) – кривая, показыва­ющая различ-ные комбинации двух продуктов, имеющих одинако­вое потребительское значение или полезность для потребителя.

Кривая Лаффера (Laffer's curve) – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступ­лений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100-процентной), при которой налоговые поступления достигают максимума. Согласно практике оптимальная величина налого­вой ставки – не более 30-40%.

Кривая предложения (supply curve) – графически показыва­ет количество предлагаемого товара при каждом определенном уровне цен на него.

Кривая спроса (demand curve) – графически показывает ве­личину спроса на товар для каждого уровня его цены.

Кривая трансформации (transformation curve) (производ­ственных воз-можностей – production possibility curve) – кри­вая, характеризующая сущность экономического выбора в усло­виях полного использования резервов экономических ресурсов (например, в условиях экономики полной занятости).

Лидерство в ценах (price leadership) – ситуация, когда, повышение или понижение цен доминирующей фирмой на олигопольном рынке, называемой ценовым лидером, поддер­живается всеми или большинством фирм на рынке.

Ликвидная ловушка (liquidity trap) – ситуация, в которой, согласно кейнсианской теории, оказывается экономика во время глубокой депрессии, когда население имеет так много денег по сравнению со своими потребностями, что любое увеличение денежной массы не приводит к снижению процентных ставок.

Лицензия (license) – разрешение, выдаваемое государством на проведение некоторых видов деятельности, включая внешне­торговые операции (ввоз и вывоз товаров; предоставление пра­ва использовать защищенные патентами изобретения, техноло­гию).

Личный полученный доход (PI, personal income) – сумма доходов гражданина, состоящая из заработков и других поступ­лений (проценты, пенсии и т.п.). НД – вычеты (налоги на прибыль, нераспре­деленная прибыль, взносы на социальное страхование) + соци­альные трансферты.

Личный располагаемый доход (DI, domestic income) – личный полученный доход за минусом подоходного налога и др. неналоговых платежей государству; личный располагае­мый доход используется на потребление и сбережения.

Логически ошибочное построение "post hoc, ergo propter hoc" (logically mistaken structure) – логическая ошибка, соглас­но которой неверным считается утверждение о том, что "после этого, следовательно, по причине этого". Иначе говоря, это не­правильное допущение, согласно которому, если одно событие предшествует другому, первое обязательно служит причиной вго-рого.

М0(money aggregates) – наличные деньги в обращении (мо­неты и банкноты).

М1 (money aggregates) – узкое определение денежного пред­ложения; металлические и бумажные деньги, а также чековые вклады, не являющиеся собственностью федерального прави­тельства, центральных банков или депозитных учреждений.

М2(money aggregates) – более широкое определение денеж­ного предло-жения: равно М 1 плюс нечековые сберегательные вклады и небольшие срочные вклады (менее 100 тыс. долларов).

М3 (money aggregates) – ещё более широкое определение денежного предложения; равно М 2 плюс крупные срочные вкла­ды (100 тыс. долларов и более).

Маклер (broker) – посредник при заключении сделок на фон­довых и торговых биржах, совершающий сделки за счет клиен­тов и получающий оплату в виде комиссионных. В ряде случаев работник биржи, ответственный за проведение торгов в опре­деленной торговой секции.

Макроэкономика (Macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику в целом с использованием сово­купных (общих, агрегированных) макроэкономических показате­лей, таких как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД) и т.д.

<



2016-01-26 555 Обсуждений (0)
ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛОССАРИЙ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)