Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть I. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА



2016-01-26 1075 Обсуждений (0)
Часть I. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1. Принципы экономики

Ключевые понятия: экономическая теория, принципы экономики, потребности, благо, антиблаго, взаимозаменяемость, взаимодополняемость, интерес, ценность блага, стоимость блага, предельная выгода (полезность), предельные издержки.

 

Экономическая теория – это наука об экономике, о законах ведения общественного хозяйства в условиях ограниченности ресурсов относительно существующих потребностей и интересов. Ее предметом являются общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Эти отношения в своей совокупности образуют определенную экономическую систему общества. В числе последних выделяют, например, натуральное хозяйство, рыночное хозяйство, плановое хозяйство и смешанную экономику. Каждая из них базируется на присущих ей специфических принципах.

Принципы экономики – это сущностная характеристика той или иной экономической системы, основные начала взаимоотношений между людьми, определяющие их поведение в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Система рыночных отношений, как и другие, имеет свои специфические принципы. В литературе даются их различные перечни и формулировки. Рассмотрим двенадцать принципов, изложенных в учебнике Л. С. Гребнева и Р. М. Нуреева «Экономика. Курс основ».

Принцип 1. Людям часто приходится идти на компромисс – отказываться от одних благ ради получения других. Человек всегда в чем-то нуждается. Эта его нужда в чем-либо называется потребностью. Потребность является экономической, если средством ее удовлетворения служит экономическое благо, т.е. продукт труда, имеющийся в обществе в ограниченном количестве. Воздух, например, естественное благо и к числу последних пока не относится.

Экономические потребности объективны. Они обусловлены естественной природой человека, с одной стороны, и социальной формой организации общества, с другой. В соответствии с этим потребности подразделяются на первичные (физиологические – пища, одежда, жилище и др.) и вторичные (социальные – духовное общение, общественный статус и др.). Классификацию потребностей можно представить в виде пирамиды, предложенной американским социологом русского происхождения А. Маслоу (рис. 1).

 
 

Благо – любой объект потребления, удовлетворяющий потребности. Благо обеспечивает рост благосостояния людей. Благо, приносящее вред, человек считает неполезным для себя. Антиблаго – вид блага, характеризующийся отрицательной полезностью. В процессе потребления антиблаго не увеличивает благосостояние, а лишь уменьшает его. Использование блага для удовлетворения потребностей называется потреблением.

Блага можно разделить:

· по степени доступности:

- на свободные (имеются в неограниченных масштабах);

- экономические (имеются в ограниченном размере);

· по полноте потребления:

- на долговременные (длительного пользования, предполагают многоразовое использование);

- недолговременные (текущие, удовлетворяют потребность один раз, при этом потребляются);

· по степени приближенности к конечному потреблению:

- на потребительские (прямые);

- производственные (косвенные);

· по возможности воспроизводства:

- на возобновляемые;

- невозобновляемые;

· по характеру взаимосвязи с другими благами:

- на взаимозаменяемые;

- взаимодополняемые.

Взаимозаменяемость благ – свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга. Взаимодополняемость благ – свойство благ удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.

По доступности использования выделяют:

· естественную монополию;

· частные блага;

· общественные блага;

· общие блага.

Частное благо – благо, доступное только одному субъекту, его использование исключает возможность потребления его другими субъектами.

Общественное благо – благо, доступ к которому не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно несколькими субъектами.

Общее благо – благо доступное всем, а потребляемое только одним субъектом. Благо называется естественной монополией, если оно доступно одному, а потреблять его могут одновременно многие.

Для удовлетворения потребностей необходимо выбрать благо, которое в наибольшей степени удовлетворит потребности среди всего многообразия экономических благ. Конкуренция представляет собой возможность выбора среди альтернатив, которую можно рассматривать как выбор одного экономического субъекта (выбор средств и целей).

Поскольку блага ограничены, человек всегда вынужден выбирать.
Выбор – есть соотнесение потребностей со своими возможностями, т. е. определенный компромисс между ними. Результатом выбора является интерес, представляющий собой осознанную, соотнесенную со своими возможностями потребность. Интерес определяет цель деятельности, средства и способы ее достижения.

Принцип 2. Ценность блага есть то, что от него можно получить. Стоимость блага есть то, что за него надо отдать. Экономическое благо обладает ценностью двоякого рода: потребительной и меновой.

Потребительная ценность – это полезный эффект, получаемый владельцем при потреблении или использовании блага.

Меновая ценность – это определенное количество других благ, которые можно получить в обмен на обладаемое благо, т. е. ценой отказа от потребления и использования последнего. Чаще всего эта цена выражается в деньгах, но может измеряться и другими благами (относительная цена).

Стоимость (меновая стоимость) блага есть то, что за него надо отдать. Она называется также альтернативными издержками.

Альтернативные издержки, таким образом, представляют собой стоимость издержек одного блага, выраженную в другом благе. Они подразделяются на явные и неявные.

В случае, когда альтернативные издержки определяются в денежной форме, к явным относятся расходы на производство и реализацию товара (внешние издержки), а к неявным – доходы, не полученные от использования собственных средств на другие цели, вне своего хозяйства (внутренние издержки).

Принцип 3. Рациональные люди сравнивают предельные величины выгод (полезности) и издержек. Всякое взвешенное экономическое решение имеет в своей основе превышение предельной полезности (выгоды) над предельными издержками. Вовлечение благ в производство и потребление происходит постепенно, а значит, можно узнать влияние каждой единицы блага на итоговый результат. Предельная величина – вклад каждой дополнительной единицы блага в удовлетворение потребностей.

Дополнительная выгода (доход), полученная при увеличении выпуска на единицу продукции или при увеличении потребления блага, называется предельной выгодой. Дополнительные издержки, необходимые для привлечения дополнительной единицы фактора производства или приобретения блага, называются предельными издержками.

Экономическая деятельность имеет своей целью извлечение выгоды. Это оказывается возможным тогда, когда предельная полезность превышает или равна предельным издержкам. Иначе говоря, польза, приносимая последней единицей ресурса, не должна быть меньше издержек (затрат) на ее производство (приобретение).

Принцип 4. Люди заботятся о будущем. Людям свойственно заботиться о своем будущем. Поэтому они не только потребляют блага, но и сберегают их, стараются приумножить. Осуществляется это двумя способами:

· простое сбережение части имеющихся хранимых благ для их потребления в будущем;

· использование благ в качестве инвестиционных ресурсов, позволяющее обеспечить не только простое сбережение их стоимости, но и ее прирост.

Наиболее универсальным средством сбережения и накопления являются деньги. Это одна из их основных функций. На деньги можно купить потребительские товары и услуги, их можно использовать как инвестиционные ресурсы, а можно и просто хранить.

Принцип 5. Люди учитывают неопределенность. Принимая хозяйственные решения, люди стараются учесть события, которые будут происходить в будущем, т. е. ориентируются на ожидания.

Адаптивные ожидания – это предположения, полностью построенные на событиях и тенденциях, которые были в прошлом.

Рациональные ожидания – это предположения, основанные на тенденциях прошлого, в которых субъект способен учесть следствия всех принимаемых решений в настоящем и будущем времени.

Принятие решений связано с риском – состояние неопределенности в экономических отношениях, результаты которого могут оказаться как положительными, так и отрицательными. Если риск рассматривается как вероятность отрицательного события, то предпринимаются меры к его минимизации, т. е. к сокращению возможностей наступления нежелательного события. Это возможно двумя путями: во-первых, посредством принятия более выгодных и менее рискованных, но в целом традиционных решений; во-вторых, посредством принятия инновационных (нетрадиционных) решений.

Можно выделить три основных способа учета риска в хозяйственной деятельности:

· оптимизацию рисков;

· уход от риска;

· создание страховых запасов.

Оптимизация рисков – использование экономической ситуации для получения положительного результата.

Уход от риска – уход от ситуаций с высокой неопределенностью и перевод деятельности в более предсказуемые сферы.

Страховые запасы – запасы, позволяющие компенсировать потери в случае наступления неблагоприятного события.

Принцип 6. Люди отвечают за результаты своих решений. Права и обязанности – симметричные категории. Поэтому праву принимать экономические решения соответствует обязанность нести за них экономическую ответственность. А поскольку принятие таких решений в конечном счете принадлежит собственнику, постольку результаты этих решений (как положительные, так и отрицательные) оборачиваются приростом или уменьшением его собственности, имущества.

Однако в реальной жизни действие этого принципа, как и других, проявляется только в виде тенденции, т. е. не носит абсолютного характера. А сама тенденция по мере обобществления экономики все более размывается. В частности, это связано с экстерналиями, внешними эффектами, о которых пойдет речь в следующей главе.

Принцип 7. Люди реагируют на изменение обстоятельств, на стимулы. Принятие решений, а следовательно, и экономическое поведение субъектов находятся под воздействием определенных обстоятельств. Принимая решения, люди реагируют на изменение хозяйственной ситуации. Изменение хозяйственной ситуации может быть разовым (не влечет изменений) и постоянным (вносит изменения в текущее поведение), внешним (невозможно его изменить) и внутренним (агент создает ситуацию). Люди вынуждены считаться с ними, чтобы добиться поставленной цели. В экономике это прежде всего доходы, цены, налоги и другие экономические факторы.

Принцип 8. Обмен (благами) может помочь каждому повысить свое благосостояние. Товарное производство явилось следствием общественного разделения труда. Его суть – глубокая специализация и кооперация труда, а вместе с ней и существенное сокращение издержек производства, удешевление товаров, увеличение их выпуска.

В отличие от натурального хозяйства, где производились практически все необходимые семье продукты, и обмен носил эпизодический характер, специализация и кооперация труда потребовали систематического и массового обмена товарами. Это привело к появлению конкуренции товаров в процессе обмена, ставшей мощным фактором роста эффективности производства и повышения благосостояния как общества в целом, так и его граждан.

Принцип 9. Рынок обычно представляет собой хороший способ координации экономической активности. Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на механизме ценовых сигналов. Можно выделить теоретические характеристики рынка:

· частную собственность и базирующуюся на ней свободу принятия экономических решений, материальную ответственность за исход этих решений;

· свободное ценообразование;

· наличие правового регулирования;

· рыночное поведение хозяйствующих субъектов – способность хозяйствующего субъекта реагировать на ценовые сигналы;

· наличие социального контракта, т. е. осознание хозяйствующим субъектом своих экономических интересов и обязательств.

Рыночный механизм, по мнению А. Смита, саморегулирующаяся система, основа которой – стремление индивида к личной выгоде, являющейся пружиной конкуренции.

Как свидетельствует мировая практика, в настоящее время рынок пока остается наиболее эффективным способом координации экономической деятельности в обществе. При этом основным регулятором по-прежнему являются цены. Они передают информацию, служат стимулом к применению наиболее экономичных методов производства, устанавливают пропорции в распределении доходов.

Вместе с тем рынок иногда терпит «фиаско», т. е. оказывается несостоятельным, и тогда требуется помощь государства. Так, например, только при активном вмешательстве государства удалось преодолеть мировой экономический кризис 30-х гг. прошлого века, известный как Великая депрессия. В современных условиях потребность в этом возникает все чаще.

Принцип 10. Правительство может иногда улучшить результаты действия рынка. Недостаточность рыночного механизма в регулировании национальных проблем занятости, инфляции и др. была исследована Дж. Кейнсом, который обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

Сегодня общепризнано, что государственное регулирование необходимо при монополизации рынка, несовершенной (асимметричной) информации, наличии экстерналий (отрицательных внешних эффектов), при обеспечении социальной справедливости и общественных благ (национальной безопасности, прав и свобод членов общества и др.).

В современном мире круг экономических функций государства на самом деле гораздо шире (развитие инфраструктуры, реструктуризация рынка и др.) и продолжает неуклонно расширяться.

Принцип 11. Уровень жизни в стране зависит от ее способности производить блага. Уровень жизни есть мера обеспечения потребностей населения, которая отражает материальную обеспеченность, уровень образования, продолжительность жизни и ряд других показателей. Следовательно, способность страны обеспечить своих граждан связана со способностью эти блага производить.

Эта связь прослеживается не только по статистическим данным, но и на бытовом уровне. В странах с более высокой производительностью труда (количество благ, производимых в единицу рабочего времени), при прочих равных условиях, выше и уровень жизни населения.

Принцип 12. Цены растут, когда правительство выпускает дополнительные деньги. В экономической теории это явление известно под названием инфляция. В результате выпуска в обращение большего, чем сумма цен реализуемых товаров и услуг с учетом скорости оборота, количества бумажных денег, последние обесцениваются. Следствием этого является рост цен.

Таковы основные принципы экономики. Далее будет дано их более глубокое рассмотрение и обоснование.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие блага вы можете назвать экономическими?

2. Как соотносятся возможности и потребности людей?

3. Какой принцип лежит в основе экономического выбора?

4. Поясните следующий принцип экономической теории: уровень жизни в стране зависит от ее способности производить блага.

 


Глава 2. Экономические силы и институты

Ключевые понятия: экономика, производство – присвоение, производительные силы, личный и вещественные факторы производства, экономический институт, рынок, товар, деньги, собственность как экономическая категория, право собственности, формы собственности, экономические агенты.

2.1. Экономические силы

Экономика как сфера жизнедеятельности общества представляет собой «обмен веществ» между обществом и природой, осуществляемый в рамках определенной формы и посредством ее. В наиболее общем виде схематически этот процесс можно изобразить в следующем виде (рис. 2).

 
 

Для того чтобы произвести и присвоить определенные блага и услуги, нужны силы, способные видоизменить (использовать) данный природой материал (условия) в необходимый обществу продукт. В качестве таковых политическая экономия рассматривает производительные силы. Они включают в себя рабочую силу – способность человека к труду в единстве его физических и духовных способностей, являющуюся личным, субъективным фактором производства, а также средства производства, его вещественные, объективные факторы, важнейшим элементом которых, «мерилом» развития производительных сил общества выступают орудия труда (техника и технологическое оборудование). Кроме того, в состав средств производства входят средства труда, включающие в себя производственные здания, сооружения, дороги, другие вещественные факторы, обеспечивающие процесс производства[1].

Все это является экономическими факторами. Ими, безусловно, определяется потенциал экономической силы общества. Однако на ее реальную величину существенное влияние оказывают также неэкономические, социальные факторы: политические, психологические, национальные, религиозные и другие. Их влияние может быть как положительным, так и отрицательным, что необходимо учитывать при принятии экономических решений.

Существуют попытки разграничения экономических факторов (сил) на естественные и общественные. Правда, делается это с оговоркой на условность такого решения, что представляется весьма обоснованным. В действительности как личный, так и вещественные факторы выступают в единстве естественной и общественной сторон, которые органически взаимосвязаны.

Так, человек может осуществлять себя в качестве общественного фактора лишь постольку, поскольку является живой, наделенной сознанием материей. В свою очередь, земля, машины, станки и другие вещественные факторы, имеющие на первый взгляд исключительно естественную природу, при более глубоком рассмотрении обнаруживают свой общественный характер, одухотворенное начало и предстают как «овеществленная сила знания».

Экономические силы как факторы «обмена веществ» характеризуют содержание экономической системы. А ее общественной формой являются исторически определенные экономические отношения, представленные различными устойчивыми формами взаимодействия людей по тем или иным экономическим вопросам и называемые экономическими институтами.

2.2. Экономические институты

Понятие «институт» употребляется в настоящее время как минимум в двух значениях:

· как название образовательных и научных учреждений (их структурных подразделений);

· для обозначения совокупности норм права, других правил и стандартизированных моделей поведения по какому-либо определенному социально значимому кругу общественных отношений.

Второй аспект и будет предметом дальнейшего рассмотрения применительно к сфере экономики.

Экономический институт представляет собой относительно обособленную, устойчивую, экономически значимую, специфическую по содержанию подсистему (область, круг) экономических отношений, осуществляемых в рамках установленных правил и стандартизированных моделей поведения их субъектов (экономических агентов).

Экономические институты могут быть классифицированы по различным признакам на различных уровнях. В экономической науке этого пока не сделано, специальных исследований, посвященных данному вопросу, пока нет. Поэтому далее пойдет речь лишь о некоторых экономических институтах, являющихся ключевыми в экономической системе.

Рынок

В рыночной экономике наиболее емким и широким по содержанию экономическим институтом является рынок, давший название указанной системе хозяйства. В самом общем виде – это исторически обусловленная развитием экономических сил общества форма взаимосвязи производителей и потребителей благ, пришедшая на смену традиционной экономике – натуральному хозяйству, где продукты производились преимущественно для своего собственного потребления, а обмен носил случайный характер и не опосредовался деньгами (продуктообмен, бартер).

В отличие от натурального, рыночное хозяйство предполагает производство продукта (блага, услуги) специально для продажи, т. е. для обмена с помощью денег, в качестве которых выступает один из товаров, выполняя роль всеобщего эквивалента. В силу своих специфических свойств таким товаром стало золото. В настоящее время эту роль исполняют бумажные (электронные) деньги и другие ценные бумаги.

Поэтому рынок определяют еще и как совокупность товарно-денежных отношений и институтов, обеспечивающих их функционирование. К числу экономических институтов первого порядка в рыночной экономике относятся: товар, деньги, собственность, экономические агенты.

Товар

Товар – это продукт человеческого труда (благо, услуга), предназначенный для обмена путем купли – продажи на рынке.

Иначе говоря, товаром являются только те блага и услуги, которые произведены не для своего собственного потребления, а для удовлетворения потребностей других экономических субъектов (как физических, так и юридических лиц). Это предназначение придает продукту труда новые качества, не свойственные ему в условиях натурального хозяйства, когда он потреблялся самим производителем и не требовал обмена. Такими качествами (свойствами) товара являются:

· общественная потребительная стоимость, т. е. его полезность не для себя, а для других, способность блага или услуги удовлетворять потребности физических и юридических лиц, не являющихся их производителями;

· меновая стоимость (ценность), т. е. его способность обмениваться на другие товары в определенной пропорции. В основе пропорции всегда лежат затраты труда (стоимость товара), измеряемая величиной издержек производства и обмена, а ее реальная величина определяется предельной полезностью (ценностью) блага или услуги для покупателя.

Деньги

Деньги – это один из товаров, выступающий в роли всеобщего эквивалента и выполняющий в процессе обмена следующие функции:

· меры стоимости – измерителя ценности (стоимости) всех других товаров;

· средства обращения – посредника при обмене товаров в форме купли – продажи;

· средства платежа (когда оплата блага или услуги осуществляется не в момент их получения, а позднее (например, коммунальные услуги, потребительский кредит и др.));

· средства накопления (при капитализации прибыли и формировании фондов развития производства в денежной форме);

· средства сбережения и образования сокровищ (когда накопление денег не преследует цели вложения их в предпринимательскую деятельность).

В разное время у разных народов роль денег выполняли различные товары. В развитой рыночной экономике она закрепилась за золотом. Этому способствовали такие его качества, как неподверженность естественной порче, легкая делимость, большая стоимость в малых объемах и некоторые другие.

Для удешевления обслуживания и упрощения денежного обращения в оборот вводились постепенно бумажные деньги. Они обеспечивались золотом, обменивались на него в случае необходимости и в качестве его представителя выполняли указанные выше функции, кроме двух. Не обладая сколько-нибудь существенной собственной стоимостью, бумажные (электронные) деньги не могут быть мерой стоимости и сокровищем. Поэтому сейчас, когда произошла демонетизация бумажных денег (прекращение их обмена на золото по требованию владельца) и они утратили всякую связь с действительными деньгами (золотом), формируется новый механизм измерения стоимости и определения меновой ценности товаров, который экономической теории еще предстоит изучить.

Собственность

Собственность как экономический институт имеет свое собственное экономическое содержание, не сводимое к праву собственности, и представляет собой совокупность отношений присвоения факторов и результатов производства экономическими агентами.

Присвоение подразделяется на экономическое и внеэкономическое.

Внеэкономическое присвоение как законное (дарение, наследование и др.), так и незаконное (кража, грабеж, разбой и др.) не образует экономического содержания собственности. В качестве такового выступает экономическое присвоение.

Первичной, определяющей, а до появления рынка и единственной формой экономического присвоения является производство. По сути это две стороны одной «медали» – процесса «обмена веществ» между обществом и природой. Общество с помощью экономических сил воздействует на природу (производство) и отторгает ее часть в преобразованном для потребления виде (присвоение). Основанием присвоения, т. е. принадлежности произведенного продукта тому или иному конкретному лицу, является их труд, вклад в создание этого продукта.

В условиях рыночного хозяйства появляется еще две экономические формы присвоения: распределение и обмен. В качестве таковых они выступают постольку, поскольку являются фазами процесса общественного воспроизводства, а их субъекты – собственниками факторов производства.

Как общественное экономическое отношение собственность имеет свою внутреннюю структуру. В нее входят четыре элемента: субъекты, объекты, субъективная и объективная стороны отношения.

Субъекты собственности – это всегда люди, стоящие на разных полюсах отношения (присвоение – отчуждение) и образующие две его стороны. Ими могут быть как отдельные индивиды, так и их общности, как физические, так и юридические лица (граждане, домохозяйства, фирмы, государство и т.д.).

Объекты собственности – это исключительно продукты труда, результаты производства. Естественные факторы, не преобразованные трудом, следовательно, таковыми не являются. Поэтому, например, понятие «собственность на землю» является иррациональным выражением, не имеющим своего собственного экономического содержания.

Речь в данном случае идет о юридическом титуле земли, о правилах ее экономического оборота, установленных государством, т. е. о праве собственности. Причем последнее во многом ограничено государством и по сути своей правом собственности, трактуемом еще в Римском праве как возможность определять судьбу вещи, не является, а представляет собой лишь некоторое его подобие.

Субъективная сторона отношений собственности (присвоения) – это определяемые экономическими интересами субъекта цель и мотивы его поведения. Под интересами понимаются осознанные потребности. Субъект как бы адаптирует последние к своим возможностям, обусловленным его социально-экономическим положением, и уже исходя из этого ставит перед собой конкретные цели и задачи.

Экономический интерес – объективная категория, во-первых, в силу объективности его природы, каковой является потребность, во-вторых, в силу объективности социально-экономического положения субъекта в обществе.

Объективная сторона отношений собственности (присвоения) – это само присвоение, т. е. осуществляемое в определенной общественной форме производство в единстве двух его сторон: организационно-экономической и социально-экономической.

С организационно-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и соединения личного и вещественного факторов. В условиях рынка это частное присвоение последних и их соединение с рабочей силой посредством ее купли собственником средств производства у наемного работника – собственника своей рабочей силы.

С социально-экономической стороны производство характеризует способ присвоения и распределения результатов труда, полученных в этом процессе. В условиях рынка созданный продукт является собственностью владельца вещественных факторов, а наемный работник получает в форме заработной платы только долю, равную стоимости его рабочей силы.

Выше речь шла о собственности как экономической категории, рассматривалось ее экономическое содержание. Но она, о чем уже упоминалось, выступает еще и как юридическая категория, обладающая соответствующим юридическим содержанием. Его составляет право собственности.

Право собственности представляет собой совокупность правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Он может отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, предавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В современной экономической теории выделяется не три указанных выше, а более десятка правомочий, производных от них и образующих так называемый «пучок прав». В его рамках различают права хозяйствования, связанные с использованием полезных свойств вещи, и права собственности в узком смысле слова (распоряжение), связанные с возможностью передачи прав хозяйствования другим субъектам.

Углубление спецификации полномочий собственности обусловлено необходимостью адекватного получаемой выгоде распределения бремени трансакционных издержек между экономическими агентами и их оптимизации.

Трансакционные (операционные) издержки – это затраты в сфере обмена, связанные с передачей прав собственности. Данная категория была введена в экономическую теорию в 30-е гг. ХХ в. Р. Коузом, впоследствии ставшим лауреатом Нобелевской премии. Обычно выделяют следующие виды трансакционных издержек:

· поиска информации;

· ведения переговоров и заключения контрактов;

· измерения;

· спецификации и защиты прав собственности;

· оппортунистического поведения.

Следует заметить, что при необходимости группировка трансакционных издержек может быть проведена по иным основаниям, а их перечень продолжен.

Рассматривая собственность как юридическую категорию, нельзя не сказать о ее формах, являющихся ее важной характеристикой. К числу основных (системообразующих) форм собственности российским законодательством отнесены:

· частная собственность – имущество физических и юридических лиц;

· государственная собственность – имущество, принадлежащее Российской Федерации в целом (федеральная собственность) и ее субъектам (собственность субъектов Российской Федерации);

· муниципальная собственность – имущество, принадлежащее муниципальным образованиям (городам, сельским поселениям и др.).

Производными от права собственности и ограниченными по объему в разной мере являются право хозяйственного ведения и право оперативного управления.

На праве хозяйственного ведения, имеющего относительно широкие полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, создаются государственные и муниципальные унитарные предприятия.

На праве оперативного управления, существенно ограничивающего полномочия владения, пользования и особенно распоряжения имуществом, действуют казенные предприятия, а также учреждения.

Отношения собственности образуют ядро любой экономической системы и определяют ее социально-экономическую сущность.

Экономические агенты

Экономические агенты – это субъекты экономических отношений, представленные как физическими, так и юридическими лицами, преследующими свой экономический интерес и принимающими соответствующие решения. Основными из них являются: домашние хозяйства, фирмы (предприятия), государство (правительство).

Домашнее хозяйство (домохозяйство) – это семья как экономический субъект, самостоятельно принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования и источниках дохода на их приобретение. Эти блага полностью или частично могут производиться непосредственно в домохозяйстве, либо покупаться на рынке. В последнем случае, преобладающем в современных условиях, основным семейным источником средств на приобретение благ и услуг служит продажа членами семьи своей рабочей силы (способности к труду) собственникам вещественных факторов производства.

Фирма (предприятие) – экономический агент, самостоятельно принимающий решения о производстве благ (услуг) на продажу с использованием собственных и приобретаемых на рынке ресурсов. Потребителями их товаров выступают домохозяйства, государства и другие фирмы. Источником функционирования является выручка. В нормальных условиях она должна покрывать все расходы фирмы (издержки) и обеспечивать получение средней прибыли. В противном случае наступает банкротство.

В России основная часть фирм (предприятий) представлена хозяйственными товариществами и обществами. Они имеют различные организационно-правовые формы.

Полное товарищество – это объединение индивидуальных или (и) коллективных предпринимателей, участники которого (полные товарищи) несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – это объединение двух категорий участников: полных товарищей (комплементариев), солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом, и товарищей – вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия.

Общество с ограниченной ответственностью – это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров.

Общество с дополнительной ответственностью – это коммерческая организация, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал, заранее разделенный на доли.

Акционерное общество – это коммерческая организация, образованная одними или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам, с уставным капиталом, разделенным на доли, права на которые удостоверяются ценными бумагами (акциями). Законом предусмотрено три типа акционерных обществ: открытое, закрытое и акционерное общество работников (народное предприятие).

Открытым акционерным обществом (ОАО) признается коммерческая организация, участники которой могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, и она вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции.

Закрытым акционерным обществом (ЗАО) называется коммерческая организация, акции которой распределяются только среди ее учредителей или иного заранее определенного круга лиц, и она не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.

Акционерное общество работников (народное предприятие) по своему типу является закрытым акционерным обществом, работникам которого принадлежат акции номинальной стоимостью более 75 % его уставного капитала.

Дочернее хозяйственное общество признается таковым, если другая (основная) коммерческая организация в силу преобладающего участия в его уставном капитале либо в соответствии с заключенным договором, ли



2016-01-26 1075 Обсуждений (0)
Часть I. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть I. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1075)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)