Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Часть II. МИКРОЭКОНОМИКА



2016-01-26 1421 Обсуждений (0)
Часть II. МИКРОЭКОНОМИКА 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 4. Поведение потребителей
и производителей в рыночной экономике

Ключевые понятия: общая полезность, предельная полезность, кривая «доход–потребление», эффект замещения, эффект дохода, потребление, сбережение, общие издержки, постоянные издержки, переменные издержки, средние и предельные издержки, доход, прибыль, равновесие фирмы в краткосрочном периоде, равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

4.1. Рыночная экономика: поведение потребителей

Экономический анализ спроса и предложения является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу проблем. Условиями и основными понятиями микроэкономического анализа являются:

· совершенная конкуренция;

· система закрытого типа, в которой не учитываются макроэкономические процессы (инфляция и де­фляция);

· потребитель – продавец факторов производства и покупатель благ;

· производитель – продавец благ и покупатель факторов производства, обла­дает технологией и предпринимательским фактором.

Совершенная конкуренция представляет собой тип рыночного механизма, основными характеристиками которого являются:

· наличие большого числа фирм и большого числа покупателей, каждый из которых не в состоя­нии повлиять на рыночную ситуацию;

· фирмы свободно варьируют объем продаж, принимая решение об объемах выпуска, соотносят свои издержки с ценой, которая является величиной заданной. Отсутствует давление на выбор (вкус) потребителя;

· свободный вход и выход из отрасли для продавцов и свободный доступ к любому виду продукции для покупателей;

· продукция является однородной, дифференциация исключается;

· полная информированность агентов о ценах и условиях продажи;

· отсутствие трансакционных издержек;

· полная мобильность факторов производства между фирмами отрасли.

Нарушение одной из характеристик ведет к несовершенной конкуренции.

Общие положения теории поведения потребителей

В современной теории потребительского выбора предполагается, что цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; денежный доход потребителя ограничен; покупатели представляют предельную полезность всех благ; потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых благ. Предельная полезность экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Потребитель имеет постоянные и согласованные вкусы: если благо А предпочтительнее блага В, а благо В предпочтительнее блага С, то А предпочтительнее С.

4. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.

5. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность блага уменьшается с увеличением общего количества, которым располагает потребитель.

Одними из первых установить связь между спросом и ценой попытались представители австрийской школы. Они обосновали положение о том, что количество блага является одним из важнейших факторов, влияющих на цену в условиях ограниченности ресурсов. Ими была выявлена закономерность: постепенное потребление блага приносит потребителю все меньшую полезность – способность блага удовлетворять потребность (потребности). Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) – мера общего удовлетворения, полученного от потребления товара или набора товаров и услуг за данный период времени.

Предельная полезность(MU) – изменение общей полезности, вызванное изменением в потреблении данного блага на одну единицу при условии, что потребление других товаров остается неизменным.

Общая полезность возрастает, предельная полезность при этом падает, что приводит к замедлению роста общей полезности. Функция полезности – функция, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества (рис. 19). Согласно теории, развиваемой сторонниками австрийской школы, цена блага для потребителя определяется не общей, а предельной полезностью.

Функция полезности максимизируется в том случае, когда предельные полезности благ соотносятся как цены этих благ (MU1/MU2= p1/p2) или когда взвешенные предельные полезности равны (MU1/p1= MU2/p2 = … = MUn/pn). В этом случае потребитель достигает положения равновесия. Взвешенная предельная полезность (МU/Р) – предельная полезность, приносимая каждой денежной единицей, направленной потребителем на приобретение благ.

 
 

Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений:

· эффект следования большинству – потребитель стремится не отставать от других;

· эффект сноба – потребитель стремится выделиться из толпы;

· эффект Веблена – демонстративное потребление, когда товары используются для того, чтобы произвести на окружающих впечатление.

Развитие экономической науки привело к замене категорий кардиналистской полезности (измерение полезности с помощью абсолютной шкалы) на категории ординалистской полезности (измерение полезности с помощью предпочтения или ранжирования – относительной шкалы).

Основным инструментом теории потребительского предпочтения являются кривые безразличия и бюджетное ограничение (см. гл. 3). Предельная норма замещения выполняет в ординалистской теории полезности те же функции, что и предельная полезность в кардиналистской.

Предельная норма замещения (MRSXY) товара X на товар Y измеряет склонность потребителя обменивать один продукт на другой и представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара Х, оставляя при этом постоянным общий уровень удовлетворения.

MRSXY = | - D Y / D X |,

где D Y – изменение потребления товара Y; D X – изменение потребления товара Х.

Сам процесс максимизации полезности должен удовлетворять следующим условиям: необходимо максимизировать полезность U = U (X, Y) при бюджетном ограничении PXX + PYY £ B.

Влияние дохода на потребление

Решение потребителя приобрести благо зависит от дохода. Кривая «доход–потребление» связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода. Она показывает, как потребительский набор, состоящий из блага Х и расходов на другие блага, изменяется в зависимости от дохода. Рост дохода при прочих равных условиях позволяет совершить такие покупки, которые раньше потребитель не мог себе позволить. Это приводит к новой точке равновесия.

Если кривая «доход–потребление» – луч, выходящий из начала координат под углом 45°, это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление всех благ. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой.

Анализ кривых «доход–потребление» позволяет выделить некоторые
типы товаров.

Нормальные товары – такие блага, которые человек потребляет в большем количестве при возрастании его доходов. Кривая «доход–потребление» будет иметь положительный наклон, так как повышение дохода сопровождается повышением количества товара в потреблении (рис. 20, а).

Некачественные товары – блага, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. После достижения определенного уровня дохода, дальнейшее его повышение приводит к уменьшению потребления товара. Кривая «доход–потребление» приобретает отрицательный наклон: в конечном итоге потребители будут отказываться от некачественных товаров при возрастании их доходов (рис. 20, б).

Товары первой необходимости – блага, для которых потребляемое количество остается постоянным при всех уровнях дохода. Кривая «доход–потребление» для таких товаров будет представлять собой вертикаль (рис. 20, в).

 
 

Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Впервые обратил на это внимание экономист Р. Гиффен. Блага, спрос на которые растет при росте цен и падает при их снижении, называются низкокачественными товарами. Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменения в доходе и ценах вызывают сдвиг бюджетной линии. Повышение дохода сделает возможным для потребителя набор, который раньше был недоступен, т. е. смещает бюджетное ограничение дальше от начала координат, но не вызывает изменения наклона бюджетного ограничения. Ее наклон зависит от цен товаров.

Изменение в количестве покупаемого товара, вызванное изменением цены, делится на две части: эффект дохода и эффект замещения (рис. 21).

В общем виде изменение цены влечет за собой изменение количества покупок товара Х (ΔQ) и может быть представлено как сумма эффекта дохода и эффекта замещения:

ΔQ = ΔQд +ΔQс.

Эффект замещения (ΔQс) – изменение потребительского набора, связанное с заменой одного товара другим, т. е. изменяется структура набора, при котором уровень полезности сохраняется.

 
 

Эффект дохода (ΔQд) – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага.

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения складываются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров, для низкокачественных товаров они вычитаются.

Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

Домашнее хозяйство в макроэкономике:
потребление и сбережение

Домашние хозяйства – основные потребители конечных благ. Они являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Доходы от продажи факторов производства расходуются на удовлетворение личных потребностей.

Потребление (С=Со+с¢Y) – личные потребительские расходы сектора домохозяйств, связанные с покупкой товаров длительного пользования, текущим потреблением и расходами на потребление услуг.

 
 

Рост дохода способствует увеличению потребления и определяется предельной склонностью к потреблению (с'= DC/DY) – долей дополнительного дохода, которая идет на потребление (рис. 22, а).

Часть дохода, отложенная для будущего потребления, составляет
сбережение (S = Y – С = (1–с¢) · Y – C), и определяется предельной склонностью к сбережению (s¢=1-с¢) – долей дополнительного дохода, направляемой на сбережение (рис. 22, б).

Основными факторами, влияющими на потребление и сбережение, являются:

· накопленное богатство;

· налогообложение;

· изменение уровня цен;

· потребительские ожидания.

Могут вызвать изменения в потреблении и сбережениях и такие факторы, как потребительская задолженность, рост отчислений на социальное страхование, ажиотажный спрос на товары, рост предложения на рынке, изменение структуры населения (по возрасту, семейному положению, субкультуре и т.п.).

Данная функция потребления отражает поведение большого количества домохозяйств и используется в макроэкономике.

4.2. Рыночная экономика: поведение производителей

Экономической целью и основными показателями деятельности фирмы является прибыль. Она представляет собой разность результатов и затрат. Результаты – это совокупная выручка (валовый доход), а затраты – это совокупные издержки. Они и станут предметом дальнейшего рассмотрения.

Издержки фирмы

Издержки производства представляют собой стоимость факторов производства или их использования для изготовления продукта или создания услуги, независимо от взаимозаменяемости и разнообразия сочетания факторов производства. Для рассмотрения поведения фирм большое значение имеет временной интервал: рассматривается фирма в краткосрочном или долгосрочном периоде. Краткосрочный период – период времени, в течение которого объем производственных мощностей и число фирм на рынке постоянны.

Общие издержки(TC) – издержки, приходящиеся на весь объем выпуска продукции. В краткосрочном периоде выделяют переменные (VC) издержки, связанные с объемом производства, и постоянные (FC), не связанные с объемом производства: TC=VC+FC. Кривые общих, переменных и постоянных издержек показаны на рис. 23.

Средние издержки(AC) – издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, или AC=TC/Q. В коротком периоде средние издержки подразделяют на средние переменные (AVC) – переменные затраты на одну единицу продукции – и средние постоянные издержки (AFC) – постоянные затраты на одну единицу продукции: AC=AVC+AFC=VC/Q +FC/Q.

Предельные издержки(MC) представляют собой дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы продукции: MС = ¶TС/¶Q. Предельные издержки определяются только изменением переменных издержек.

Если предельные издержки меньше средних издержек, то производство последующей единицы продукции понизит общие средние издержки, и наоборот. Кривая предельных издержек пересекает кривую средних переменных издержек и кривую средних общих издержек в их низших точках: MC = min AVC и MC = min AC (рис. 24).

Расширение объема выпуска возможно до Q**, пока производительность фактора положительна. Оптимальный для фирмы объем производства в точке Q0, в которой MC = min AVC.

 
 

Долгосрочный период – период времени, в течение которого фирма может изменить число, состав и размер всех факторов производства. Поскольку в долгосрочном периоде все издержки являются переменными, анализ издержек проводится на основе средних и предельных издержек.

Кривая долгосрочных средних издержек (ACl) является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних издержек. Она соприкасается с каждой из них, не пересекая их. Причем каждая краткосрочная кривая средних издержек соответствует предприятию, размеры которого больше предшествующего (рис. 25).

Изменения долгосрочных средних издержек связаны с эффектом масштаба. Если долгосрочные средние издержки имеют понижательную тенденцию с увеличением объемов производства, то имеет место увеличение масштабов производства. Если долгосрочные средние издержки растут, то имеет место убывающий эффект масштаба. Если долгосрочные средние издержки не изменяются с изменением объемов выпуска, то имеет место постоянная отдача от масштаба производства.

Кривая долгосрочных предельных издержек (MCl) (рис. 26) показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции. Долгосрочные предельные издержки отражают изменяющиеся размеры производства. Краткосрочные кривые предельных издержек, соответствующие любому фиксированному предприятию, будут ниже долгосрочной кривой предельных издержек для низких объемов выпуска, но будут выше последней для высоких объемов выпуска, при которых убывающая отдача является существенной. Долгосрочная кривая предельных издержек всегда растет более медленно, чем краткосрочные кривые предельных издержек любого отдельно взятого предприятия.

 
 

Долгосрочные кривые предельных и средних издержек соотносятся друг с другом так же, как кривые краткосрочных предельных и средних вздержек.

Доход и прибыль фирмы

Валовый доход фирмы (TR) – количество денежных единиц, которые фирма получает на объем выпуска в целом, в условиях совершенной конкуренции: TR = PQ.

Средний доход (AR) – количество денежных единиц, которые фирма получает на каждую единицу продукции: AR = TR/Q = P.

Предельный доход (MR) – прирост дохода, который фирма получает на дополнительную единицу продукции: MR=¶TR/¶Q= P. Валовый, средний и предельный доход представлен на рис. 27.

Прибыль фирмы определяется как разница между валовым доходом и общими издержками: TR – TС = π. Прибыль в расчете на единицу выпуска продукции (аπ) будет представлять собой разницу между средним доходом и средними издержками: аπ = АR – АС= Р – АС.

В условиях совершенной конкуренции кривая спроса для отдельной фирмы выражается кривой среднего и предельного дохода. Задачей производителей является максимизация прибыли и минимизация затрат. Большое значение в данном случае имеет определение объема производства. Точки Q1 и Q2 являются точками критического объема производства – общие затраты равны валовому доходу: TС=TR (рис.28).

Если объем производства фирмы меньше критического (Q*<Q1) или больше критического (Q*>Q2), фирма несет убытки: TС>TR. Необходимо рассматривать объем производства в интервале (Q1;Q2), в котором валовая выручка больше общих затрат: TR – TС = π.

 

 
 

Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль. Первая рассчитывается как разница между валовым доходом и внешними (явными) издержками, к которым относят платежи сторонним по отношению к данной фирме поставщикам. Во втором случае (экономическая прибыль) из валового дохода вычитаются не только внешние, но и внутренние издержки, представляющие собой стоимость использованных ресурсов, принадлежащих самому предпринимателю.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы
в коротком периоде

В коротком периоде число фирм в отрасли постоянно, совершенно конкурентная фирма стремится мак­симизировать прибыль или минимизировать убытки. Отрасль – совокупность всех фирм, производящих идентичную продукцию.

Для фирмы положение равновесия – объем выпуска, который фирме нецелесообразно изменять, поскольку он позволяет максимизировать прибыль.

Оптимальный объем выпуска продукции, обеспечивающий максимальную прибыль, есть такой уровень производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR=Р=MC) и средние издержки меньше среднего дохода (AR=Р> min AC). На рис. 29, а максимальной прибыли соответствует точка Е, F – равновесный объем производства, G – равновесная цена.

В условиях равновесия общая выручка фирмы (TR=P Q) представлена площадью прямоугольника OGEF, общие издержки (ТС=АС Q) равны площади прямоугольника OACF, а общая максимальная прибыль (πmax=TR – TС) представляет площадь прямоугольника ACЕG (см. рис. 29, а).

При этом равновесная ситуация не отражает наиболее эффективное
использование ресурсов: производство осуществляется не при самых низких средних издержках. Средние издержки минимальны в точке В, а средняя
прибыль данном в случае максимальна. Задачей производителя является максимизация не средней, а совокупной прибыли, поэтому он расширяет производство до точки F.

 
 

Производство каждой дополнительной единицы продукции увеличивает валовый доход на величину предельного дохода и повышает общие издержки на величину предельных издержек.

Пока предельная выручка будет больше предельных издержек (слева от точки Е), прибыль от производства дополнительной единицы продукции будет положительной, т. е. предприятию целесообразно расширять объем выпуска. Если предельная выручка будет меньше предельных издержек (справа от точки Е), каждая дополнительная единица продукции будет уменьшать общую прибыль, т. е. фирме следует сократить объем производства.

В случае минимизации убытков рассматривается ситуация, когда цена не покрывает предельные издержки. В данном случае (рис. 29, б) точка равновесия Е определяет наименьшие размеры общих убытков фирмы, площадь прямоугольника OFBA – общие издержки (ТС=АС Q), площадь прямоугольника OGEF – общую выручку (TR=PQ); площадь прямоугольника GABE – убыток ( – π = TR – TС).

Часть кривой предельных издержек, которая расположена правее минимума средних издержек, представляет собой кривую индивидуального предложения фирмы. Суммирование таких кривых дает кривую предложения отрасли.

В краткосрочном периоде перед фирмой стоит выбор: производить продукцию или временно закрыть свое производство. Этот выбор зависит от соотношения цены и минимума средних переменных издержек (min AVC).
Точку минимума средних переменных издержек называют «точкой бегства» фирмы из отрасли.

 
 

На основании сопоставления затратных характеристик с рыночной ценой продукции (pQ ~ min AVC) в коротком периоде можно выделить три группы фирм (см. рис. 30):

· допредельные – РQ > min AVC;

· предельные – РQ = min AVC;

· запредельные – РQ < min AVC.

Равновесие совершенно конкурентной фирмы
в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде производитель может увеличить производственные мощности, поэтому все издержки становятся переменными, а в отрасли может измениться число фирм. Большое значение в длительном периоде имеет эффект масштаба производства. Если средние долгосрочные издержки имеют понижательную тенденцию, для фирмы характерно увеличение масштабов производства. Фирма будет расширять производство, вытесняя другие фирмы.

Если фирмы в краткосрочном периоде получают экономическую прибыль, отрасль становится привлекательной для других производителей. Приток новых фирм в отрасль влечет смещение предложения вправо и снижение цен. Прибыль снижается, приток фирм уменьшается. Отдельные фирмы будут вынуждены покинуть отрасль, что приведет к повышению цены. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока цена не будет покрывать средние издержки фирм в отрасли, т.е. пока P=АС. Экономическая прибыль будет отсутствовать тогда, когда цена совпадает с минимумом долгосрочных средних издержек (ACl), т. е. фирма будет относиться к предельному типу.

 

 

Таким образом, условием долгосрочного равновесия фирмы будет являться равенство цены минимуму долгосрочных единичных издержек, т. е. P=min ACl (рис. 31). Производство при минимальных средних издержках означает производство при наиболее эффективной комбинации ресурсов, т.е. фирмы используют факторы производства и технологию наилучшим образом.

Вопросы для самоконтроля

1. Измеряется ли полезность? Каковы взгляды на эту проблему представителей различных научных школ.

2. Укажите экономический смысл кривой безразличия?

3. Что означает предельная норма замещения? Приведите примеры.

4. Какие факторы влияют на выбор домашних хозяйств между потреблением и сбережением?

5. Какова связь между общими, средними и предельными издержками?

6. Какой принцип лежит в основе выделения кратко- и долгосрочного периодов в деятельности фирмы?

7. Почему в условиях совершенной конкуренции графики цены, среднего и предельного доходов фирмы совпадают?

8. Что такое «точка бегства» фирмы из отрасли?

 
 

 


Глава 5. Рынки факторов производства

Ключевые понятия: общий продукт, средний продукт, предельный продукт, закон убывающей предельной отдачи, производный спрос, заработная плата, номинальная и реальная заработная плата, кривая Лоренца, коэффициент Джини, валовые инвестиции, чистые инвестиции, амортизация, процент, абсолютная рента, дифференциальная рента.

5.1. Производство и ресурсы

Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательские способности. Каждый из ресурсов обладает своими особенностями, что влияет на спрос и предложение ресурса, а также на форму дохода. Расходы производителей на ресурс являются доходами продавцов ресурсов, поэтому уровень доходов в обществе зависит от уровня развития производства, его потребностей в ресурсах и их распределения.

Цены на рынке факторов производства складываются так же, как и на рынке потребительских товаров. Спрос на ресурсы является производным (вторичным), так как связан со спросом на производимые блага. Кроме того, цены на ресурсы влияют на уровень издержек производства. Предложение факторов производства связано с ограниченным количеством ресурсов.

Количество привлекаемых ресурсов при имеющемся техническом обеспечении определяет цены ресурса и товара, производительность ресурса, а также тип рынка.

Важной задачей производителя является выбор оптимального объема выпуска, что связано с издержками, а следовательно, необходим поиск оптимальных комбинаций ресурсов. Зависимость между максимальным объемом производства и комбинацией факторов производства отражает производственная функция:

Q = f (X1, X2,…, Xm-1, Xm),

где Хi – количество используемых ресурсов.

Или в виде двухфакторной модели:

Q = f (L, K),

где L, К – количество труда и капитала.

Для изучения вклада фактора в объем выпуска рассматривают Xm в качестве переменного фактора при этом X1, X2,…, Xm-1 являются постоянными.

Совокупный продукт (TP) – количество экономического блага в натуральном выражении, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Совокупный продукт в денежном выражении – общая производительность (ТRР). Производительность – эффективность производственной отдачи факторов производства. Количество экономического блага в натуральном выражении, произведенное на единицу переменного фактора, называется средний продукт (АР): AP = ТР / Xm. Средний продукт в денежном выражении – средняя производительность: ARP = ТRР /Xm.

Предельный продукт (МР) – прирост совокупного продукта, полученный в результате увеличения количества используемого переменного фактора на единицу: MP = ¶TP /¶Xm. Предельный продукт в денежном выраже-
нии – предельная производительность: МRP = ¶ ТRР /¶Xm.

При совершенной конкуренции цены благ и цены ресурсов являются заданными, а значит, предельная производительность ресурса имеет ту же динамику изменения. Изучая зависимость совокупного продукта и количества переменного фактора Xm, можно выделить четыре стадии производства:

· первая стадия (ОА) – увеличение количества ресурса способствует более полному использованию постоянных ресурсов, что выражается в росте предельного и среднего продукта, при этом МР>АР. В точке А' предельный продукт достигает максимума;

· вторая стадия (АВ) – совокупный продукт растет быстрее, чем переменный фактор. Предельный продукт уменьшается и в точке В' становится равен среднему продукту (МР=АР);

· третья стадия (ВС) – совокупный продукт растет медленнее переменного фактора, средний продукт превышает предельный (МР<АР);

· четвертая стадия (после точки С), когда МР<0: прирост переменного фактора приводит к снижению совокупного продукта (рис. 32).

Закон убывающей предельной производительности гласит, что при увеличении одного и неизменности других факторов достигается такая точка, в которой предельный продукт переменного фактора будет уменьшаться. Ресурсы используются в производстве только тогда, когда их производительность положительна.

Фирма несет затраты на ресурсы (издержки) и заинтересована в их окупаемости, т. е. равенстве выгоды и затрат.

 


Правило использования ресурсов (рис. 33) может быть выражено равенством:

 
 

Р · МР = MRP = MRC = Рх,

где MRC – затраты на приобретение единицы ресурса; Рх – цена единицы
ресурса; Р – цена продукта.

Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда затраты на каждую дополнительную единицу ресурса дают одинаковый предельный продукт. В этом положении достигается оптимальная комбинация факторов производства, обеспечивающая максимизацию выпуска, а следовательно и спрос на ресурсы.

5.2. Рынок труда

Под трудовыми ресурсами понимается население страны за вычетом: лиц, не достигших 16 лет; лиц, выбывших из состава рабочей силы (учащиеся, пенсионеры); лиц, находящихся в специальных учреждениях.

На рынке совершенной конкуренции количество нанимаемых работников определяется реальной заработной платой и стоимостью предельного продукта труда. Современная экономическая теория определяет заработную
плату
как цену, выплачиваемую за использование единицы труда в течение определенного времени. Различают номинальную (сумма денег, которую получает наемный работник за свой труд) и реальную (масса жизненных благ, которую можно приобрести на полученные деньги) заработную плату.

На рынке труда рассматривают совокупный спрос и совокупное предложение. Субъектами совокупного спроса являются фирмы и государство, субъектами совокупного предложения – домашние хозяйства.

Индивидуальное предложение труда определяется выбором между работой и досугом, на который влияют три фактора: ценность свободного времени; предпочтения человека; уровень дохода.

 
 

Кривая безразличия (рис. 34) показывает все варианты выбора между доходом и досугом, а норма замещения – от какого количества денежного дохода человек готов отказаться ради свободного времени. Бюджетная линия показывает возможность обмена досуга на доход при рыночной заработной плате.

При изменении заработной платы действует эффект замещения (больше работать) и эффект дохода (ценится досуг). Результат зависит от силы действия этих эффектов (рис. 35): 1 – рост ставки заработной платы влечет рост рабочего времени (Е > 0); 2 – эффект дохода равен эффекту замещения (Е = 0); 3 – предложение труда при повышении ставки заработной платы сокращается (Е < 0).

Совокупное предложение труда есть сумма предложений всех работников. Оно определяется общей численностью населения, средним временем работы, качеством и количеством рабочей силы, демографическими процессами. Кривая совокупного предложения показывает прямую связь ставки реальной заработной платы и предложения труда. Возрастающий характер кривой объясняется постоянным притоком других работников.

Спрос на труд – платежеспособная потребность предпринимателей в рабочей силе для организации и развития производства. Масштабы привлечения труда зависят от предельной производительности труда, технологического уровня производства, уровня цен на средства производства. Изменение в спросе на труд зависит от спроса на продукцию фирмы, цен и объема ресурсов-заменителей, типа НТП (капиталоемкий или трудоемкий).

Можно выделить два направления в изучении рынка труда. Неоклассическое направление рассматривает рынок труда как рынок любого другого товара (рис. 36, а). Труд выступает как фактор производства однородный и делимый, а рынок труда – как совершенно конкурентный. На рынке труда всегда достигается устойчивое равновесие при полной занятости.

 
 

Кейнсианство рассматривает труд как специфический товар, а рынок труда – как особый рынок (рис. 36, б). Вмешательство социальных институтов отклоняет его в сторону несовершенной конкуренции. Совокупное предложение реагирует только на номинальную заработную плату, а совокупный спрос на труд неэластичен по заработной плате. Если совокупный спрос на труд не равен совокупному предложению труда, вместо изменения заработной платы происходит приспособление субъектов.

Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция. Крайним случаем является монопсония, когда фирма выступает единственным покупателем на рынке труда и обладает возможностями влиять на
уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными
работниками их заработная плата опускается ниже равновесного уровня (рис. 37).

Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда устанавливается в точке С (MRPL = SL): равновесная заработная плата Wс при количестве занятых Lc.

Равенство предельной производительности труда и предельных издержек определяет равновесие монопсониста (MCL = MRPL). Это означает, что, сократив число рабочих с Lc до Lm монопсонист понизит заработную плату
с Wс до Wm. Таким образом, монопсоническая власть обуслов-
ливает снижение масштабов занятости, уровня заработной платы и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади прямоугольника АНМWm.

G
Важную роль на рынке труда играют профсоюзы– объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов. Цель профсоюза – максимизация заработной платы своих членов, улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот.

Дифференциация заработной платы может быть следствием различий в способностях, образовательном уровне и профессиональной подготовке, опыте и квалификации, условий труда, местожительства, дискриминации труда по расовому или этническому признаку, полу, возрасту, вероисповеданию. Дифференциация в оплате предопределяет нераве



2016-01-26 1421 Обсуждений (0)
Часть II. МИКРОЭКОНОМИКА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Часть II. МИКРОЭКОНОМИКА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)