Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Десять невротических потребностей, описанных Карен Хорни



2016-01-26 526 Обсуждений (0)
Десять невротических потребностей, описанных Карен Хорни 0.00 из 5.00 0 оценок




Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

 

Эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Хорни поясняет, что невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях.

 

Показания для психоанализа:

наличие у клиента в течение длительного времени неосознаваемых внутрипсихических конфликтов, ответственных за болезненные симптомы и страдание, вызывающих дезадаптацию или серьезные характерологические проблемы, достаточные, чтобы оправдать серьезное и длительное лечение.

 

Противопоказания:

  1. Отсутствие у клиента рационального, наблюдательного и сотрудничающего Эго.
  2. Незначительность патологии.
  3. Невозможность изменить жизненную ситуацию.
  4. Наличие психиатрической патологии.

 

 

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире. Другими словами, мысли формируют мир вокруг нас. Однако та реальность, которую мы себе представляем, весьма субъективна и зачастую не имеет ничего общего с действительностью. Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким».

Аарон Бек

 

Когнитивная психотерапия - метод, направленный на улучшение личностной и социальной адаптации клиента через осознание и коррекцию неадаптивных мыслительных схем (убеждений). Это модель краткосрочной, директивной, структурированной, симптомо-ориентированной стратегии активизации самоисследования и изменений когнитивной структуры Я с подтверждением изменений на поведенческом уровне.

Когнитивная терапия ставит перед собой задачу прямо воздействовать на когниции клиента (мысли, установки, ожидания), научить человека понимать, как он интерпретирует ситуацию, что замечает, а что игнорирует, почему такая оценка вызывает у него определенные чувства и действия.

 

Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни.

 

Когнитивная терапия ориентирована на цель, и сфокусирована на проблеме.

 

Цель когнитивной психотерапии – помочь человеку освободиться от мешающих ему стереотипов мышления (которые зачастую формируются в раннем детстве). Основное внимание в ней уделяется настоящему. В процессе структурированных сессий терапевты, в отличие от психоаналитиков, работают с сознательным содержанием.

 

По принципам и техникам когнитивная терапия близка бихевиоральной терапии, и использует поведенческие методы. По сравнению с психоанализом когнитивная терапия краткосрочна.

 

Создатель метода Арон Бек считал: психологические проблемы возникают из-за того, что мы делаем неверные умозаключения, которые могут сильно искажать реальные события. При этом человек не только воспринимает и оценивает ситуацию, но и мысленно постоянно комментирует то, о чем думает, что чувствует. Такие комментарии Бек называл «автоматическими мыслями» и считал, что они также могут быть источником наших переживаний и неадекватного поведения.

 

Неконструктивные мысли или когнитивные ошибки:

– искаженные умозаключения, которые явно не отражают действительность

– преувеличение или преуменьшение значимости тех или иных событий

– персонализация (когда человек приписывает себе значимость событий, к которым, по большому счету, не имеет отношения)

– сверхобобщение (на основании одной мелкой неудачи человек делает глобальный вывод на всю жизнь).

Когнитивные психотерапевты исходят в своей работе из принципа: наши чувства и поведение определяются нашими мыслями, причем практически напрямую. Мысль, оценивающая событие, определяет эмоции и поступки. С другой стороны, наши мысли – это всегда та или иная интерпретация того, что мы видим. Любая интерпретация предполагает некоторую свободу, и если клиент сделал, предположим, негативную и проблемную интерпретацию происшедшего, то терапевт может предложить ему, напротив, интерпретацию позитивную и более конструктивную. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию, можно определить, почему он сталкивается с конкретными психологическими проблемами. А изменив привычный образ мыслей, эти проблемы разрешить.

 

На сеансе когнитивной психотерапии пациент вместе с терапевтом исследует, при каких обстоятельствах проявляется проблема, как возникают «автоматические мысли» и как они влияют на его представления, переживания и поведение. Он учится смягчать свои жесткие убеждения, видеть разные грани проблемной ситуации.

 

Главные представители направления: Арон Бек (Aaron Beck), Альберт Эллис (Albert Ellis), Джордж Келли (George Kelly).

 

Область применения когнтитивной терапии:

Клинические исследования подтвердили эффективность когнитивной терапии в лечении депрессивных, тревожных, панических и многих других расстройств. При лечении депрессивных расстройств когнитивная психотерапия даёт более долговременный эффект, чем лекарственная терапия.

 

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ А.ЭЛЛИСА

 

Подход основан на мнении, что фактически все проблемы людей являются результатом иррациональных убеждений (мистического мышления, веры в некритически усвоенные «следовало», «нужно» и «должен») и поэтому могут быть прямо и непосредственно устранены строгим следованием эмпирической реальности.

 

Базовый постулат: люди сначала интерпретируют ситуации в соответствии со своими укоренившимися верованиями, а затем действуют на основе этих интерпретаций.

«Если верования не меняются, не происходит и улучшения. Если изменяются верования, изменяются и симптомы. Верования функционируют как небольшие операциональные блоки». (А. Бек)

 

Главная цель РЭПТ — обучение научно (рационально) осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.

 

Три базовых принципа работы с убеждениями:

1. Люди испытывают проблемы не из-за событий, а в результате восприятия их через призму убеждений.

2. Неважно, когда ты приобрел то или иное верование, ты до сих пор его придерживаешься, если испытываешь соответствующие проблемы. Это принцип приоритета настоящего времени (его не надо путать с гештальтистским принципом «здесь-и-сейчас»).

3. Нет иного способа справиться с этим, как работать и практиковаться всю оставшуюся проклятую жизнь!

Модель ABC

Модель ABC (иногда — «A-B-C», в расширенном варианте — «ABCDE») - ядро теории РЭПТ.

 

· «А» (активаторы, англ. activating events) — это любые текущие события или собственные мысли, чувства, поведение в связи с этими событиями, а, возможно, воспоминания или мысли о прошлом опыте.

· «В» (англ. beliefs) - убеждения.

· «С» — следствия (англ. consequences).

В «А» каждый человек привносит что-то свое, а именно свои убеждения, цели, физиологическую предрасположенность, установки, взгляды — «В» (англ. beliefs). И уже «В» приводит именно к тому, а не иному «С» — следствию (англ. consequences).

 

«А», «В» и «С» тесно связаны, и ни один из этих элементов не может существовать без других. Чтобы изменить «С», нужно или изменить непосредственно «А» (самый неглубокий уровень психотерапевтических изменений), или осознать, что «В», ведущие к иррациональным «С», иррациональны, проверить это в опыте и принять вместо конкретных иррациональных «В» конкретные рациональные. Или же, в идеале, в случае самого глубокого и эффективного терапевтического изменения, произвести философское реструктурирование иррациональных воззрений.



2016-01-26 526 Обсуждений (0)
Десять невротических потребностей, описанных Карен Хорни 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Десять невротических потребностей, описанных Карен Хорни

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (526)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)