Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ



2016-01-26 1417 Обсуждений (0)
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




«У организма имеется одна основная тенденция и стремление – актуализировать, поддерживать и расширять деятельность организма».

Метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии.

Первоначально подход Роджерса к терапии назывался недирективным, что отражало интерес ее автора к методам, которые способны изменить поведение.

Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.

Впоследствии данный подход был переименован в «клиент-центрированный», что подчеркнуло его основную идею — понять самовосприятие клиента.

 

Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.

 

Личностно-центрированному консультированию присущ особый взгляд на сущность человека: люди считаются изначально наделенными положительными качествами.

Сущность человека определяется такими характеристиками, как «позитивность, устремленность вперед, конструктивность, реалистичность и надежность». Каждый человек, начиная с младенческого возраста, является существом сознательным, направляемым изнутри и движущимся к самоактуализации.

 

Роджерс придерживался взгляда, что дети уже с рождения обладают следующими чертами.

• Все, что чувствует ребенок, является его реальностью. Восприятие младенца – это внутренний процесс, который недоступен сознанию окружающих.

• Все младенцы рождаются с тенденцией к самоактуализации, которая удовлетворяет-ся через целенаправленное поведение.

• Взаимодействие ребенка с окружающей средой является организованным целым, и все, что делает ребенок, – взаимосвязано.

• Переживания младенца могут считаться положительными или отрицательными в за-висимости от того, способствуют ли они тенденции актуализации.

• Младенцы поддерживают актуализирующие переживания и избегают переживаний, таковыми не являющихся;

 

Согласно Роджерсу:

- самоактуализация является наиболее распространенным и наиболее действенным двигателем существования и охватывает действия, которые влияют на личность в целом

 

- восприятие человеком действительности считается более важным, чем события сами по себе

 

- концепция «я» для Роджерса это понятие является до такой степени центральным, что его теорию часто упоминают как теорию «я». «Я» – это продукт пережитого опыта человека, и знание особенностей своего «я» помогает человеку дифференцировать себя от других.

Для формирования благополучного «Я» (здоровой личности) человек нуждается в по-ложительном отношении – любви, сердечности, заботе, уважении и одобрении. Но в детстве, так же как и в более поздние периоды жизни, человек часто получает обусловленное одобрение от родителей и от других людей.

 

Ощущение собственной ценности развивается у человека тогда, когда он ведет себя определенным образом, потому что обусловленное одобрение приучает человека чувствовать сбою значимость только тогда, когда он приспосабливается к желаниям других. Таким образом, человек может быть вынужден отказываться от собственного восприятия или искажать его, когда некто, чье мнение является значимым для человека, видит ситуацию по-другому. Индивид, сталкивающийся с такой дилеммой, сознает несовпадение между самовосприятием и опытом. Если человек не поступает так, как хотят от него другие, он не будет принят и оценен по достоинству. Однако если человек следует требованиям других, он оказывается перед пропастью между идеальным «Я» (каким человек стремится стать) и реальным «Я» (каким человек является). Чем дальше идеальное «Я» от реального «Я», тем более отчужденным и неприспособленным становится человек.

 

Роль консультанта является холистической (интегрирующей). Он создает и поддерживает благоприятный климат, в котором клиент свободно себя чувствует, ощущая поддержку в раскрытии разных аспектов своего «Я».

Эта атмосфера строится вокруг отношений клиент–консультант, которые Роджерс описывает как особое личностное качество, проявляющееся в отношениях «Я–Ты». Консультант понимает вербальный и невербальный язык клиента и реагирует на все, что он слышит или наблюдает.

Ни клиент, ни консультант не в состоянии предвидеть, какое направление примут сессии или какие новые цели возникнут в процессе консультирования. Однако консультант доверяет клиенту подготовку повестки дня, над которой тот хотел бы работать.

В личностно-центрированном подходе консультант выступает как эксперт по процессу и как ученик эксперта (клиента).

 

Цели личностно-центрированного консультирования сосредоточиваются на личности клиента, а не на его проблеме: установление гармонии между действительной и воспринимаемой "я-концелцией" клиента.

 

Способы:

- людям нужно помочь научиться справляться с обстоятельствами, помочь клиенту научиться жить полноценной жизнью, стать личностью, которой нет никакой необходимости повседневно применять защитные механизмы. Такой человек начинает больше стремиться к изменению и росту. Он становится более открытым для усвоения опыта, больше доверяет собственному восприятию, глубже вовлекается в самопознание и оценку своего «Я». Кроме того, полноценно функционирующая личность начинает лучше относиться к себе и другим и эффективнее принимает оперативные решения.

 

- клиенту помогают идентифицировать, использовать и интегрировать свои собственные ресурсы и потенциал.

 

- в результате применения личностно-центрированного консультирования клиенты должны стать «более реалистичными в восприятии себя, более уверенными и самостоятельными, положительнее оценивать себя, меньше сдерживаться в проявлении своих чувств, демонстрировать более зрелое, социализированное и адаптивное поведение, меньше подвергаться стрессам и быстрее преодолевать их; больше быть похожими в своих личностных структурах на здоровую, цельную, успешно функционирующую личность».

 

Методы личностно-центрированного консультирования

• Недирективный метод - формирование отношений с клиентами путем создания атмосферы благоприятствования и невмешательства, одобрение и разъяснение.

• Рефлексивный метод - отвечать на чувства клиентов и отражать (рефлектировать) основные эмоции клиентов.

• Эмпирические методы - эмлатии, доброжелательном отношении (признании) и конгруэнтности (искренности).

 

Эмпатия – это способность консультанта сопереживать клиенту и демонстрировать свое понимание. Она представляет собой попытку думать «вместе с клиентом», а не «вместо» или «о» нем.

Доброжелательное отношение, также известное как признание, является глубоким и подлинным проявлением заботы о клиенте как о личности, что означает признание личности как самостоятельной ценности.

Конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я», условие для установления ясности в терапевтических отношениях путем отказа от ролей и внешних атрибутов.

 

Необходимые и достаточные условия для взаимоотношений консультирования.

1. Два человека находятся в психологическом контакте.

2. Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности и является легкоранимым или тревожным.

3. Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения.

4. Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту.

5. Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения (внутренней системы координат) клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту,

6. Клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его кон-сультантом и о безусловно доброжелательном отношении.

 

Методы, которые помогают устанавливать взаимоотношения консультанта и клиента, включают следующие приемы (но не ограничиваются ими): активное и пассивное слушание, точное отражение мыслей и чувств, разъяснение, резюмирование, конфронтацию и рекомендации общего характера.

В целом личностно-центрированное консультирование уделяет минимальное внимание формальным методам и делает максимальный акцент на важности терапевтических взаимоотношений. Классическим примером тому является интервью Роджерса с клиентом, названным Глория; в этом интервью консультант сконцентрировался на принятии клиентом себя, а не на самой проблеме.

 

ЛОГОТЕРАПИ́Я

Один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на поиске и анализе смыслов существования. Разработан Виктором Франклом в середине XX века.

 

Согласно Виктору Франклу, человек – существо свободное, ответственное и духовное. К сфере духовного можно отнести стремление к смыслу, свободу выбора, интенциональность, креативность, способность любить, интуицию и вдохновение, идеи и идеалы, ответственность, совесть, юмор.

 

В логотерапии основной мотивационной силой человека считается стремление к смыслу.

 

Человек в любом состоянии и любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесённости с другими людьми и миром.

 

Виктор Франкл представил трёхмерную модель личности, содержащую в горизонтальной плоскости два измерения – физическое и психическое, а в вертикальной плоскости – духовное (= ноэтическое – термин, введённый Франклом, дабы избежать религиозных коннотаций), в которой все три измерения образуют нераздельное целое.

 

Духовное в человеке – это его особенность, то, что отличает его от животных. Динамика духовного измерения противостоит гомеостатическим процессам, создавая постоянное напряжение между уже достигнутым и тем, что ещё необходимо осуществить – напряжение, поддерживающее направленность на воплощение ценностей и осуществления смысла.

 

По Франклу, психическое здоровье возможно, когда существует некое напряжение между человеком с одной стороны и находящимся вовне смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой. Быть человеком означает, в сущности, быть открытым чему-то вовне, чему-то отличному от того, что ты есть сам по себе.

 

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни.

 

Одним из ключевых сугубо человеческих свойств является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил адлерианскому стремлению к превосходству и фрейдовскому принципу удовольствия. Люди нуждаются не в лишённом напряжения состоянии, а в напряжённом стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда же стремление к смыслу фрустрировано, возникает апатия, скука.

 

Состояние человека, когда у него фрустрировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.

 

Согласно статистике, при этом возрастает заболеваемость депрессиями, наркоманией, алкоголизмом, а также возрастает агрессия. В отличие от Фрейда, который считал, что агрессию порождают подавленные сексуальные инстинкты, Франкл считал важной причиной агрессии также отсутствие смысла жизни. По его мнению, алкоголики и наркоманы — это люди, не имеющие жизненного смысла или его утратившие, испытывающие экзистенциальный вакуум, внутреннюю пустоту, бессмысленность существования.

 

Смысл не есть что-то чисто субъективное, — человек не придумывает его, а находит в окружающем мире. Франкл называет три пути, идя по которым человек может сделать свою жизнь осмысленной:

 

- созидание;

- получение нового опыта или встреча с кем-то на жизненном пути;

- нахождение смысла в страданиях.

 

Франкл подчёркивает, что третий путь — путь нахождения смысла в страданиях, нужно использовать только если недоступны первые два. Третий путь Франкл открыл для себя, будучи в концлагере во время холокоста, и этот путь помог ему вынести ужасные муки.

 

В своей книге Франкл приводит такой пример нахождения смысла в страданиях:

 

Однажды пожилой врач консультировался со мной из-за своей тяжёлой депрессии. Он не мог преодолеть утрату своей жены, которая умерла за два года до этого, и кого он любил больше всего на свете. Как я мог помочь ему? Что я должен был ему сказать? Я не стал ничего говорить, а вместо этого спросил: "Что бы произошло, доктор, если бы Вы умерли первым, и Ваша жена должна была бы жить без Вас?" Он ответил: "О, для неё это было бы ужасно. Как бы она страдала!" После чего я заметил: "Вы видите, доктор, теперь она не должна страдать. И это Вы, живя, спасаете её от страданий. Но спасая её от страданий, Вам приходится платить за это своими страданиями, живя без неё и оплакивая её". Доктор не сказал ни слова, пожал мне руку и спокойно покинул офис.

— Виктор Франкл, "Man's Search for Meaning"

 

Методы логотерапии

Логоанализ

 

Используется для изучения жизни и ценностей пациента. Его разработал американец Джеймс Крамбо, один из учеников Виктора Франкла.

Метод позволяет провести детальную инвентаризацию жизни пациента. В логоанализе используются два основных приёма: расширение поля сознания и стимулирование творческого воображения.

 

Парадоксальная интенция

Используется для лечения фобий и обсессивно-компульсивного расстройства.

Пациенту, имеющемуопределённую фобию, предлагается пародоксальная попытка возжелать то, чего он больше всего боится. Это может быть объект, действие или ситуация, в которой пациент очень боится оказаться.

 

Дерефлексия

Назначение метода в том, чтобы преодолеть навязчивую склонность к самонаблюдению, которое становится чрезмерным. Человеку рекомендуется переключить внимание с самого себя на смыслы и ценности, которые он может воплотить в окружающем мире.

 

Сам Франкл так охарактеризовал дерефлексию:

 

Посредством дерефлексии пациент получает возможность игнорировать свой невроз, фокусируя своё внимание на чём-то постороннем. Он направляет своё внимание на жизнь, полную потенциальных смыслов и ценностей, которые имеют непосредственное отношение к его личным способностям.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ — направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта.

На уровне тела, то есть базовых морфологических, биологических свойств нашей природы, все люди едины и подобны друг другу. Телесность нельзя сводить к индивидуальному уровню человеческого существа, скорее это способ выражения принадлежности и отношения человека к миру. Телесность выражает внутреннюю сущность человеческого естества, воплощает способ его бытия в настоящем времени, и контакт с телом необходим человеку для осознания и освоения собственной природы.

Понятия «тело», «телесность» — ключевые в телесной терапии. «Телесность» — это не только собственно тело, но и его временное измерение (прошлое, настоящее, будущее), и пространство вокруг ядра, включая различные феномены сознания: традиции, желания, потребности. Телесность, тот или иной способ восприятия телесности, и составляет базу первичного опыта человека, основу структуры самосознания.

Важно: соматические симптомы психических травм понимаются как телесные проявления переживаний человека. Телесная психотерапия направлена не на их устранение, а на то, чтобы сделать их доступными осознанию. Тогда ставшие невротическими или патологическими чувства и поведение можно соотнести с представлениями, смыслами и ценностями человека.

 

Основы теории телесно-ориентированной психотерапии были заложены В. Райхом. Основополагающим постулатом, обеспечившим последующий вектор развития данного направления психотерапии, стало понятие мускульного, мышечного или характерологического панциря. Мускульные «зажимы» или мускульный панцирь, согласно В. Райху, создаются в качестве защиты против беспокойства, которое возникает у ребенка на основе сексуальных желаний и сопровождается страхом наказания. И, конечно, основной защитой от этого страха является подавление его, что временно обуздывает сексуальные импульсы. Впоследствии такие эго-защиты становятся постоянными и автоматическими, и, в результате, становятся чертами характера, образуется характерный панцирь. Характерный панцирь — это подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связанный паттерн в эго, но не являются невротическими симптомами.

 

Таким образом, Райх нашёл физическую аналогию душевных травм и недугов. Он считал, что мышечное напряжение — зажимы в виде панциря — выполняет ту же функцию, что и психологические черты характера. В сущности, мышечное напряжение скрывает определенного рода эмоции, и если снять «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, то эти эмоции высвобождаются. Вслед за этим, если они были в достаточной мере выплеснуты, наступает избавление от психических нарушений. Но также при снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы.

 

Дальнейшее развитие теории телесно-ориентированной терапии можно найти у ученика и последователя Райха — Александра Лоуэна. Его теория является в данный момент наиболее распространённой и используемой в практике. Также Лоуэну удалось найти теоретические основания своей концепции, которые сводят в систему телесность и душевную организацию.

Он изменил термин оргонной энергии на биоэнергию, что в сущности отражает тот же смысл — жизненная энергия. Поэтому развиваемое им направление и приобрело название — биоэнергетика.

 

Как и Райх, Лоуэн находил в телесных проявлениях характерологические особенности. Но в отличие от своего наставника он отдавал должное аналитической работе. Можно с уверенностью сказать, что снятие мышечного напряжения устраняет симптомы различных психических расстройств или смягчает их. Но в то же время для полного излечения необходима психоаналитическая работа. Они должны идти параллельно, тогда можно гарантировать довольно стойкие результаты в плане работы с причиной.

 

Всесторонние наблюдение и анализ позволили А. Лоуэну сформулировать научное обоснование телесным проявлениям, связанным с определенными чертами характера. В то же время нельзя назвать основополагающим в процессе терапии работу с характерологическими особенностями. Они лишь указывают на то, какая «травма» лежит в основе психологических затруднений пациента. Но учитывать характер важно, поскольку он ведет работу в нужном русле и помогает, во-первых, сфокусировать внимание на причине, а во-вторых, организовать взаимодействие пациента и терапевта.

 

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам, когда эмоции «отсекаются» от движения и восприятия, действия — от мышления и чувств, понимание — от поведения. Таким образом, травмы и разочарования, накапливаясь, влекут за собой разлад между чувствами, разумом и телом, потерю контакта с частями души и тела, с чувственной реальностью мира. Человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по-детски любоваться цветком и ценить простые радости жизни. В итоге с возрастом человек все сильнее чувствует трагичность существования, погружается в страдания либо в «оценочное переживание жизни», что подменяет ему радость подлинно чувственного восприятия и переживания реальности. Человек начинает ощущать, что он не целостен, что он потерял контакт с собой или его не удовлетворяет качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

 

К потере контакта с телом приводят:

  1. любого рода насилие: физическое, эмоциональное или психологическое;
  2. ранние детские болезни, трудные роды, врожденные дефекты, физические травмы, которые ребенок не мог контролировать, несчастные случаи и хирургические вмешательства;
  3. плохие ранние объектные отношения, где родительское «отзеркаливание», столь необходимое ребенку для развития здорового ощущения себя, было неадекватным;
  4. неадекватные или нарушенные границы в отношениях членов семьи;
  5. критика и чувство стыда, которое родители проецируют на ребенка, когда они сами не в ладах со своим телом; эти чувства могут быть вызваны также отвергающим или чрезмерно контролирующим родителем;
  6. ситуации, когда родители покидают ребенка или его игнорируют; ощущение, что тело или личностные особенности ребенка не соответствует культурному идеалу или семейному стилю;
  7. религиозное обесценивание чувственности, потребностей тела, самой телесности как фундаментальной основы восприятия внешнего мира и внутренних переживаний;
  8. травмирующий опыт катастрофы, стихийного бедствия, войны.

 

Развивая способность осознавать свою телесно-чувственную природу, — строя таким образом мост между мыслями, действиями и эмоциями, — телесная терапия запускает процесс их осознания и трансформации, их соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Психологическая зрелость личности формируется в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом. Телесно-чувственное осознавание является ключом к поиску жизненных смыслов, к обретению себя, к полноценной самореализации.

В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может быть массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Именно это и приводит к излечению. Также остается неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы. Проделанная телесная работа будет иметь ситуативный характер, если не сопровождается осознанием и психологическими изменениями, связанными с ним.

 

***

НАРРАТИВНАЯ ТЕРАПИЯ (англ. narrative - повествование) — возникший на рубеже 70-80 годов XX века подход в сфере психотерапии и работы с сообществами, использующий метафору нарратива. Непосредственными авторами данного подхода принято считать австралийца Майкла Уайта и новозеландеца Дэвида Эпстона.

Цель нарративной терапии заключается в создании вокруг клиента пространства для развития альтернативных, предпочитаемых историй, которые дадут ему возможность почувствовать себя способным повлиять на ход течения собственной жизни, стать непосредственно автором своей истории и воплотить её, привлекая «своих» людей для повышения чувства заботы и поддержки.

Основные понятия и идеи нарративного подхода

Метафора нарратива, представляющая собой последовательность событий во времени, объединенных темой и сюжетом, является ключевой для понимания жизненных событий и переживаний людей в нарративном подходе. Нарративный практик ставит перед собой цель — создать условия для насыщенного описания предпочитаемой истории человека, обратившегося за консультацией.

 

По мнению нарративных терапевтов, «объективная реальность» является труднопостижимой. Любое знание, которое имеется у человека, по мнению нарративных терапевтов, есть знание с определенной позиции. Что важно, так это то, что необходимо учитывать социальный, культурный и исторический контекст, в котором оно порождается.

 

В логике нарративного подхода принято считать, что жизнь каждого человека полиисторична. В ней разные истории состязаются за право быть в привилегированном положении, какая-то из них доминирует. Если доминирующая история является препятствием для развития, можно говорить о существовании проблемы .

 

Также нарративные терапевты указывают на наличие опыта, не включенного в историю. Из него можно собрать истории, альтернативные доминирующей, и выяснить, какая из них является предпочитаемой. «Исключения» из такой проблемной истории в нарративном подходе называют «уникальными эпизодами».

 

Помимо этого сторонники нарративного подхода полагают, что любое проявление опыта основывается на отличии этого опыта от его иного, от того, что можно назвать «отсутствующим, но подразумеваемым» в этом опыте. Так, человек говорит об отчаянии, потому что он может сравнить «отчаяние» с чем-то известным ему, что отчаянием не является. Например с «радостью» или «уверенностью в завтрашнем дне». Так как не существует правильных историй, которые подходят всем, терапевт не может знать, что такое «правильное» развитие вообще и для данного человека в частности. Один из самых главных принципов гласит: терапевт не занимает экспертную позицию в жизни человека, сам клиент является экспертом.

 

Терапевт (или «практик», как многие из них предпочитают себя называть) не навязывают тому, кто обратился за помощью (слово «клиент» тоже не употребляется") никаких методов, которые сам считает правильными. Задача терапевта состоит в том, чтобы человек выбрал из нескольких альтернативных направлений развития беседы тот, который наиболее нравится самому клиенту. За счет этого происходит укрепление контактов с теми ценностями и принципами, которые являются для него наиболее важными в предпочитаемых историях его жизни. Терапевт, выступая в качестве соавтора, является экспертом не по содержанию опыта человека, с которым ведется работа, а по задаванию вопросов.

 

Позиция терапевта является децентрированной и влиятельной. Это означает, что центральной фигурой всегда будет клиент, его ценности, знания, опыт и умения. За счет своих вопросов консультант создает пространство для выяснения различий. Он отчетливо осознает отношения властной позиции и противостоит злоупотреблению ею. Занимая «неэкспертную» позицию, терапевт делает особый акцент на уважительное любопытство, что задает неиерархичность нарративного сообщества. Это является достаточно необычным подходом. В сообществе нарративных практиков вы не найдете «лестницы», по которой необходимо взбираться, чтобы достичь определенных успехов и твое мнение считалось достойным внимания. Также среди нарративных практиков принята этика заботы о коллегах, а не этика контроля; принято уделять большое внимание тому, чтобы никто из коллег не чувствовал себя игнорируемым. Нарративные практики говорят о том, что даже, когда они работают с человеком индивидуально, это все равно является работа с сообществом, которому он принадлежит.

 

В качестве основных методов нарративного подхода выделяют следующие:

  1. Экстернализация проблемы (вынесение проблемы вовне) представляет собой представление проблемы в качестве некого антагониста в рамках нарративной метафоры. При этом внимание обращается на влияние проблемы на человека и влияние человека на проблему. Человек определяет свою позицию по данной проблеме, выясняет почему она такова.

 

  1. Деконструкция — поиск оснований для идей и позиций клиента. Данный метод позволяет человеку осознать, что именно он является автором истории, а не кто-либо другой. Изучается контекст возникновения дискурсивных предписаний, отношения власти, в том числе кто влияет на них и то, кому выгодно существование подобных предписаний.

 

  1. Восстановление участия (re-membering) — к работе, реально или виртуально, привлекаются другие люди, дающие дополнительную точку зрения на человека и его историю с целью создания сообщества поддержки предпочитаемой истории.

 

  1. Работа с внешними свидетелями — человек обратившийся за помощью, рассказывает свою историю не только терапевту, но и другим людям (свидетелям), которых после рассказа спрашивают о том, какой посыл они получили, каким теперь видят образ человека, какими видят его ценности и принципы. Свидетели подробно рассказывают, почему их привлекли те или иные слова, какой их личный опыт откликается, какие знания они приобрели за счет этой истории. Этот приём входит в церемонию признания самоопределения человека.

 

***

ПОЗИТИВНАЯ (БАРХАТНАЯ) ПСИХОТЕРАПИЯ — один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии. Развиваемая основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом.

 

Метод позитивной психотерапии относится к транскультурным, психодинамическим психотерапевтическим методам с гуманистической точкой зрения на человека. Он конфликт-центрированный и ориентирован на способности.

 

С точки зрения позитивной психотерапии, одной из самых важных данностей природы человека являются его способности, — как врождённые («базовые способности»), так и сформировавшиеся в процессе развития личности («актуальные способности»).

 

Актуальные способности – это те стороны личности, которые постоянно фигурируют в повседневной жизни в различных ситуациях. Исходя из главного тезиса позитивной психотерапии, здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как правильно справиться с возникающими трудностями, и умеет находить максимально возможное количество решений проблемных ситуаций.



2016-01-26 1417 Обсуждений (0)
КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КЛИЕНТ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)