Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Третий период социализации



2016-01-26 294 Обсуждений (0)
Третий период социализации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этот период приходится на возраст 6-10 месяцев животного, и включает в себя окончание ювенильной фазы развития собаки, а также фазу полового созревания. В это время собака активно встраивается в структуру стаи, будь это стая сородичей или же «стая» семьи, в которой растет хвостатый малыш.

 

Гормональная перестройка, связанная с развитием полового созревания, может привести к тому, что бывшие друзья по прогулкам и хорошо знакомые доселе собаки (обычно старше по возрасту), изменят свое отношение к подростку и даже попытаются проявить некоторую агрессию к нему. В это время к уже усвоенным щенком понятиям «мы» и «я» добавляется доселе неизвестное «они», под которым подразумеваются не просто собаки как таковые, а те, кто может причинить вред.

 

В это же время у животного происходит и некоторая переоценка роли человека в собственной жизни и комфорте. Завершается четкое осознание и деление людей на «свои» и чужие», зачатки которого были заложены на предыдущем, втором этапе социализации. Если по породному признаку у собаки не вырабатывается агрессивной реакции на чужих, то в любом случае может присутствовать характерное недоверие.

 

Поскольку в третью фазу социализации животное, как правило, завершает формировать «свой» круг общение, то очень важно, чтобы человек обращал внимание и корректировал это комплектование, не позволял ему стать очень узким, включать малое количество людей и сородичей. Поскольку третья фаза характеризуется и формированием преданности и верности хозяину и членам его семьи, то очень важно построение правильных компаньонских взаимоотношений между животным и людьми. Однако необходимо помнить, что пес при этом не должен занимать лидирующих позиций, претензии на которые со стороны взрослеющей собаки, безусловно, будут.

 

Впрочем, социальная депривация в этот период считается не столь фатальной и может быть компенсирована в дальнейшем, если на первом и втором этапе социализации у щенка было нормальное развитие. Так, аутсайдер, выявленный на третьем этапе в ходе полового созревания, вполне сможет позже найти себе нового социального партнера, а его вынужденное маргинальное поведение исправлено без специальных коррекционных мер.

 

Неожиданные вспышки гнева в этот период в большей мере связаны с гормональной перестройкой организма и повышенной нервозностью, находящей выход в кажущейся немотивированной агрессии. Если не подкреплять (ни позитивно, ни негативно) такое поведение, то после завершения периода полового созревания, собака вернется к привычному для нее поведению.

 

Известный московский кинолог, кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке и эксперт Российской кинологической федерации, а также автор целого ряда работ, посвящённых дрессировке, воспитанию и перевоспитанию собак Владимир Гриценко, в свою очередь, отмечает непреходящее значение в развитии поведения щенка пренатальной стадии. При этом на примере исследования беременных крыс и рожденных от них крысят, он указывает на то, что тактильные возможности живого организма развиваются не в послеродовой, а в предродовой период. А с учетом зоопсихологических особенностей, к классическим и известным периодам становления животного, он добавлял и выделял также

 

· Идентификационный,

· социально-доместикационный,

· эмоционально-регулирующий (гомеостатический)

· познавательно-адаптивный этапы взросления.

 

Не деля периоды развития психики собаки на определенные временные фазы, современный питерский зоопсихолог Наталья Криволапчук,особо подчеркивает, что

 

· К концу второй недели жизни кутенка, у него появляются первые мыслительные операции, такие как сравнение и противопоставление, что приводит к активизации фактографического уровня информационной модели животного, обуславливающего в дальнейшем способность к анализу любой новой информации.

 

· В трехнедельном возрасте развиваются модели «целое-часть», «предмет-процесс» и активизируется зачатки стереотипного уровня мышления.

 

· На втором месяце жизни закладывается и развивается понимание о родовых, видовых, причинно-следственных отношениях.

 

· Третий месяц характеризуется помимо прочего развитием критериального уровня психики, помогающего щенку выбирать те критерии, которые помогают его биологическому выживанию.

 

· На четвертом месяце происходит закладка и развитие механизмов психической адаптации и выработка форм динамических стереотипов (форм управления поведением собаки).

 

· Пятый и частично шестой месяц жизни животного, согласно Криволапчук, характеризуется как «возраст страхов», когда в психике щенка происходят качественные изменения и преобладающей потребностью становится самосохранение, наиболее часто испытываемой эмоцией - страх, а вероятной формой поведения – избегание в разных его формах. В это время активизируется эмоционально-модальный уровень психики. В этот период вполне вероятен и эмоциональный дисбаланс, выражающийся как в недостаточности, так и в избыточности разного рода эмоций и снижающий способность животного к логическому анализу и выработке эффективных поведенческих стратегий. Затяжной характер эмоционального дисбаланса может привести к непредсказуемости, общей неуравновешенности и формированию невротических форм поведения.

 

· Седьмой и восьмой месяцы - это не только период перехода собаки из статуса щенка во временной статус молодняка, когда в поведении смешиваются детские и взрослые формы, но и этап выработки самооценки животного, то есть субъективного представления о собственной приспособляемости к выживанию и социальной ценности. Этот период характеризуется склонностью к удовлетворению потребностей к самоутверждению и доминированию/подчинению.

 

· Десятый-двенадцатый месяцы, как возраст полового созревания, знаменуется временем окончательной социализацией собаки (у некоторых пород она длится до 2 лет), установлением старшинства видов и реализацией на практике правил постоянной, временной и условной стаи, а также возрастным бунтом. При этом животное все еще может демонстрировать психологический диморфизм (то есть поведение, черты которого свойственны обоим из полов). Если в этот период применить силовые и болезненные методы воспитания и дрессировки, то у неуверенных в себе собак, особей с ослабленной психикой и низкой самооценкой может развиться «синдром забитой собаки». Поэтому человеку в этом возрасте питомца необходимо придерживаться следующих правил разрешения конфликтов:

ü необходима строгая последовательность требований,

 

ü меры воздействия на собаку должны быть приближены к видовому ритуальному поведению,

 

ü меры пресечения конфликта должны применяться по нарастающей, с учетом степени конфликтности особи,

 

ü важно жестко и строго определить ранг собаки в семье, причем каждый член семьи (не считая младенцев и детей) должен это делать самостоятельно,

 

ü разрешение конфликтной ситуации должно быть немедленным,

 

ü при изменении поведения животного необходим моментальный отказ от продолжения наказания.

 

В целом, главными ошибками в воспитании и социализации собак Криволапчук называет:

 

v информационную и сенсорную депривацию в первом-третьем месяцах жизни;

 

v существенные ограничения в стереотипном поведении в третьем- четвертом месяцах жизни;

 

v эмоциональную недостаточность или перегрузку в четвертом-пятом месяцах жизни;

 

v социальную депривацию в возрасте 3-4 месяцев, а затем в возрасте 6-7 и 9- 12 месяцев;

 

v критериальную недостаточность в возрасте 6-8 месяцев;

 

v эмоциональные перегрузки в возрасте 6-8 месяцев;

 

v конфликтные и насильственные методы управления поведением в возрасте 9-15 месяцев;

 

v недостаточное внимание к ситуативному обучению в возрасте 9-15 месяцев;

 

v а также недостаточное использование игры как обучающего механизма; недостаток двигательной̆ активности и тренинга; общий дисбаланс эгоистических и альтруистических мотиваций.

 

При этом Криволапчук отмечает, что если на втором месяце воспитательные мероприятия не зависят от породы щенка и значимы для всех животных в равной мере, то третий-пятый - важны при воспитании всех терьеров, ротвейлеров, собак специализированных охотничьих пород, а также животных рабочего назначения. Седьмой-восьмой месяцы важны при воспитании овчарок, доберман-пинчеров, ретриверов, пуделей. В десятый и последующий месяцы жизни залогом правильного воспитания особенно крупных собак рабочих пород является внимание хозяина к проявлению формирующихся социальных отношений.

 

 



2016-01-26 294 Обсуждений (0)
Третий период социализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Третий период социализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (294)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)