Классификация морских судов
Большая энциклопедия транспорта трактует понятие судно - как плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, для водного промысла, добычи полезных ископаемых, спортивных соревнований, проведению научных исследований и прочее, а также в военных целях. В кодексе морского мореплавателя под судном понимается самоходное или несамоходное сооружение используемое в целях торгового мореплавания. Торговый флот включает широкий спектр судов различающихся функциональным назначением, размером скоростного хода и другими характеристиками. Приведем таблицу классификации морского транспортного флота по назначению судов. По архитектурно-конструктивным особенностям Сухогрузные и наливные суда подразделяются по способам погрузки-выгрузки: - вертикальный способ «Ло-Ло»; - горизонтальный способ «Ро-Ро»; - способ с притоплением судна «Ро-флоу». Также сухогрузные и наливные суда подразделяются: - по высоте надводного борта - с минимальным или избыточным надводным бортом. - по количеству палуб - одна или две. При наличии навесной палубы шельтер-дечный тип судна; - по раскрытию трюмов; - по типу судовой энергетической установки. Рассмотрим общую характеристику морских судов различного назначения.
Универсальные суда Суда данного назначения используются для перевозки генеральных грузов в упаковке или отдельными местами, некоторых навалочных грузов и колесной техники, а также контейнеров. Это старейший класс сухогрузного судна. В настоящее время в структуре мирового транспортного флота его доля по дедвейту составляет около 9 %. в структуре морского флота, контролируемого Россией - 13%. В отечественной практике в составе универсалов обычно выделяют многоцелевые суда и суда-снабженцы. Эти суда отличаются высокой оснащенностью судовыми специализированными средствами для выполнения погрузо-разгрузочных работ (например, выгрузка на необорудованный берег в условиях Крайнего Севера). В мировом транспортном флоте доля универсальных судов возрастом более 15 лет составляет 65%. Средний возраст отечественных универсальных судов равен 22 годам. Дедвейт универсальных судов находится в диапазоне от 1000 т до 25000 т, скорость в грузу - от 14 до 22 узлов. Эти суда имеют объемные грузовые трюмы, занимающие основную часть, корпуса. Около 60% универсальных судов имеют одну палубу, остальные суда - двух и трех-палубные. Суда перспективной постройки, в основном, проектируются однопалубными. Машинное отделение расположено на корме или сдвинуто в нос на одни два грузовых трюмах. Каждый трюм имеет один, реже два грузовых люка. В качестве грузовых средств применяют краны грузоподъемностью 3-10 и 40-60 тонн (стрелы - тяжеловесы). Экипаж крупных универсальных сухогрузных судов составляет 30-35 человек. Ведущие российские судоходные компании намечают построить около 50 судов универсального назначения общим дедвейтом около 400 тыс. т. Суда для перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов Это - сухогрузные суда, предназначенные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов массой свыше 50 тонн. Дедвейт судов для перевозки тяжеловесных грузов от 2 до 23 тыс. тонн; скорость до 17 узлов. Взависимости от метода и используемых средств погрузки-вьирузки различают суда: • с горизонтальной грузообработкой с использованием трейлерных или рельсовых тележек (масса груза около 1000 тонн); • суда с вертикальной грузообработкой судовыми или береговыми устройствами большой грузоподъемности; • суда докового типа, загружаемые горизонтальным способом на плаву (при погрузке судно притапливается подобно плавучему доку); • суда с комбинациями указанных способов грузообработки (наиболее распространены). Обязательными требованиями к таким судам является наличие развитой балластной системы для повышения остойчивости судна, как в рейсе, так и в процессе грузовых работ. Грузоподъемность судовых грузовых устройств 60 - 640 тонн. В настоящее время в составе российского флота судов для перевозки тяжеловесных грузов нет. Балкеры Балкер (bulker переводится с англ - навалочник), - это грузовое судно для перевозки основных насыпных и навалочных грузов без тары (руды и рудных концентратов, угля, зерна, химических удобрений, бокситов, цемента, сахара и т. п.). В настоящее время в структуре мирового транспортного флота доля балкеров по дедвейту составляет 34,5%, в структуре российского флота 8%. В мировом транспортном флоте доля навалочных судов возрастом до 15 лет составляет около 60%. Средний возраст отечественных балкеров около 17лет. Дедвейт балкеров находится в диапазоне от 4000 т до 250000 т, скорость в грузу - от 12 до 18 узлов. В российском флоте эксплуатируются навалочные суда от 19000 до 53000 г. В практике международного судоходства балкеры по дедвейту делятся на несколько групп:: Capesize - более 80000 т; Panamax - 50000 - 80000 т; Handymax 35000 50000 т; Haadysize- 10000 - 35000 т. Балкеры типа Panamax осуществляют наиболее значительную часть мировых перевозок навалочных и насыпных грузов, так как по своим размерам эти суда могут проходить через шлюзы Панамского канала. Балкеры - это однопалубные суда с большим люковым раскрытием. Машинное отделение и жилая надстройка, как правило, расположены в кормовой части судна. В составе балкеров можно выделить специализированные суда - рудовозы, углевозы, цементовозы. Рудовозы отличаются своеобразным устройством трюмов. Так как руда относится к «тяжелым» грузам, корпус рудовоза имеет две продольные вертикальные переборки, отделяющие трюм от бортов. Пространство между переборками и бортом занимают балластные танки, которые повышают остойчивость судна. Грузообработка балкеров проводится преимущественно портовыми средствами, только некоторые, например, цементовозы оборудованы ленточными транспортерами или другими специальными грузовыми устройствами. Российские судоходные компании намечают построить 30 балкеров общим дедвейтом около 1 млн. т. Контейнеровозы Суда данного назначения используются для перевозки грузов в контейнерах. Контейнеровозы появились в начале 50-х гг. и получили широкое распространение как высокоэффективное транспортное средство, обеспечивающее сохранность груза. Мировой флот судов-контейнеровозов продолжает неуклонно расти. С 1997 г. по 2010 г. доля контейнеровозов в составе мирового флота по дедвейту увеличилась с 6,7% до 15%. В составе российскою флота доля контейнеровозов - 2,5% Суда этого назначения - самые молодые в мировом транспортом флоте. Срок службы до 5 лет имеют 41,9 % судов, до 10 лет - 65 %. Средний возраст отечественных контейнеровозов около 11 лет. Дедвейт отечественных контейнеровозов находится в диапазоне от 5000 т до 47000 т. скорость в грузу - от 16 до 25 узлов. В мировом линейном судоходстве, в основном, эксплуатируются суда со скоростями 24-27 узлов. Однако основной характеристикой этих судов является контейнеровместимость от 300 до 2700 контейнеров TEU. В составе мирового флота эксплуатируются 2500 судов контейнеровместимостью от 500 до 5000 контейнеров TEU. Контейнеровозы - это однопалубные открытые суда с избыточным надводным бортом и глубокими трюмами, разделенными специальными направляющими на ячейки, в которые загружаются контейнеры. Около 30% контейнеров перевозится на крышках грузовых люков в несколько ярусов. В начале 40-х годов появились суда нового архитектурно-конструктивного типа - контейнеровозы открытого типа. Их преимущество заключается в сокращении стояночного времени в портах под грузовыми операциями за счет отсутствия необходимости крепления палубных контейнеров. Расположение машинного отделения кормовое или промежуточное. Контейнеровозы, как правило, не имеют собственных грузовых средств и обслуживаются береговыми контейнерными перегружателями. Численность экипажа отечественных судов - 20-25 человек. Продолжаются исследования по проблемам строительства суперконтейнеровозов вместимостью 9000-10000 контейнеров TEU. Однако ввод таких судов в эксплуатацию требует дополнительных вложений в строительство новых крупных терминалов, на проведение дноуглубительных работ в морских портах, а также ускорения оборачиваемости контейнеров, перевозимых смежными видами транспорта. Ролкеры Суда данного назначения используются для перевозки колесной и гусеничной техники, и также грузов на трейлерах и ролл трейлерах. Ролкерная транспортов технологическая система считалась очень перспективной, так как все грузовые операции выполняются с помощью автопогрузчиков и специальных платформ (ролл-трейлеров), которые буксируются по аппарелям через бортовые или кормовые ворота. Пик строительства ролкеров пришелся на 70-80-е годы. Однако в дальнейшем такие суда не смогли составить конкуренцию многоцелевым сухогрузным судам и особенно контейнеровозам. За последние годы в структуре мирового транспортного флота доля ролкеров по дедвейту снизилась с 1,2% в 1997 г. до 1,0% в 2010 г. Следует отметить, что в это количество входит 35 % судов автомобилевозов. В составе российского флота ролкеры составляют 0,4%. В мировом транспортном флоте доля ролкеров возрастом более 15 лет составляет более 60%. Средний возраст отечественных ролкеров около 20 лет. Дедвейт отечественных ролкеров находится в диапазоне от 5000 т до 14000 т, скорость в грузу - or 16 до 18 узлов. Однако основной характеристикой ролкеров является киповая грузовместимость - от 8000 до З0000 куб. м. В составе мирового флота эксплуатируются ролкеры дедвейтом до 40000 т. Ролкеры - это двух трех - палубные суда с расположением машинного отделения и жилой надстройки в кормовой части судна. Как правило, суда имеют бортовую перегрузочную технику: контейнеровоз-штабелер, вилочный автопогрузчик, роллтрейлеры. Средняя численность экипажа отечественных судов - 24 человека. В настоящее время и в перспективе строятся, в основном, автомобилевозы и ролкеры небольшого тоннажа. Лесовозы Суда данного назначения используются для перевозки лесных грузов: круглого леса, пиломатериалов в пакетах и блок-пакетах. Иногда лесовозы используются для перевозки некоторых насыпных и навалочных грузов Впервые лесовозы появились в начале XX века в России, затем в Западной Европе и Канаде. На начало 2008 г. в составе российского флота имеется 67 судов общим дедвейтом 438,7 тыс. г, что составляет 3,4% от морского флота, контролируемого Россией. Средний возраст лесовозов, работающих под российским флагом, равен 20 годам. Дедвейт лесовозов находится в диапазоне от 1400 т до 14200 т, скорость в грузу - от 11 до 16 узлов. С учетом специфики размещения груза на судне, лесовозы строятся однопалубными. Одна треть груза перевозится на верхней открытой палубе. Поэтому палуба оснащена специальными устройствами для крепления груза: деревянными и металлическими стензелями, установленными вдоль судна по бортам. В современных лесовозах машинное отделение и жилые помещения расположены в кормовой части судна. В качестве грузовою устройства используются стационарные или катучие краны грузоподъемностью 5-25 тонн, реже - механизированные стрелы. Специфика размещения и перевозки лесных грузов позволяет иметь судам специальную лесную грузовую марку, осадка по которую на 5-6 см больше осадки по основную грузовую марку, что соответствует разности в дедвейте 7-10%. Экипаж крупных лесовозов составляет 25-30 человек. Суда перспективной постройки, в основном, приспособлены для перевозки пакетированных лесных грузов. Рефрижераторные суда Суда данного назначения используются для перевозки скоропортящихся грузов. Наибольшая активность на рынке строительства рефрижераторных судов наблюдалась с 1989 по 1993 гг. В этот период в среднем в год строилось 45 судов. Однако впоследствии спрос на рефрижераторы сократился в результате чего с 1993 по 2000 г. в среднем строилось менее 20 судов год. В настоящее время в структуре мирового транспортного флота доля рефрижераторов по дедвейту составляет 0,8 %, в структуре российской флота- 1,9%. В мировом транспортном флоте доля рефрижераторных судов возрастом более 15 лет составляет около 50%. Средний возраст отечественных рефрижераторов равен 15 годам. Дедвейт отечественных рефрижераторов находится в диапазоне от 500 т до 9400 т, скорость в грузу - от 16 до 22 узлов. Однако основной характеристикой рефрижератов является грузовместимость от 600 до 14000 куб. м. В составе мирового флота эксплуатируются рефрижераторы дедвейтом до 20000 т и грузовместимостью до 30000 куб. м. В зависимости от температурных режимов (от плюс 15 до минус 30 градусов) грузовых помещений различают рефрижераторы низкотемпературные, высокотемпературные, универсальные, а также фруктовозы - с усиленной вентиляцией грузовых помещений (например, банановозы). Рефрижераторы - это многопалубные суда, обычно со средним или промежуточным расположением машинного отделения и жилой надстройки, небольшими люками для уменьшения потерь холода во время грузовых работ. В качестве судового грузового устройства, в основном, используются стрелы, реже краны. Все грузовые помещения на рефрижераторных судах изолированы. На многих судах, особенно на фруктовозах, в вертикальных твиндеках имеются лацпорты для разгрузки с помощью береговых транспортеров. Численность экипажа рефрижераторов 30 - 40 человек. В настоящее время отмечается тенденция роста перевозки рефрижераторных грузов в контейнерах. По прогнозам объем перевозок рефрижераторных грузов в контейнерах будет постепенно приближаться к объему перевозок на обычных рефрижераторных судах. Лихтеровозы. Суда этого назначения используются для транспортировки лихтеров специализированных, в основном, несамоходных барж. Эти суда создавались с целью доставки грузов лихтерами в мелководные и слабооборудованные порты. В практике принято суда для перевозки лихтеров и лихтеры называть лихтеровозной системой. В мировом судоходстве существуют лихтеровозные системы двух типов: ЛЭШ суда лихтеровместимостью 74-82 лихтера; (баржи грузоподъемностью 376 т упрощенной прямоугольной формы) и ДМ (суда лихтеровместимостью 26 лихтеров; баржи грузоподъемностью 1070- т.). Скорость лихтеровозов - от 17 до 20 узлов. Лихтеровозная система типа ЛЭШ была спроектирована в СССР , в основном, для доставки грузов в арктические мелководные порты. Были построены 3 лихтеровоза типа А. Косыгин (1983- 1987 гг.) и атомный лихтеровоз «Севморпуть» (1988 г.). Однако в настоящее время эти суда, как лихтеровозы, не используются. Лихтеровозная система типа ДМ была спроектирована для транспортировки лихтеров по р. Дунай (1978-1979 п.). Эта система эффективно функционировала до военных событий в Югославии 2000 г. Подъем лихтеров из воды осуществляется с помощью подъемников. У лихтеровозов докового типа трюм-док заполняется водой, и лихтеры в него заводятся с помощью буксиров через ворота лихтеровоза. В перспективе в России не предполагается строительство лихтеровозов. Суда-паромы Это транспортное судно для регулярной перевозки железнодорожных вагонов, грузовых и легковых автомобилей, а также пассажиров между определенными береговыми пунктами. К основным преимуществам паромов можно отнести следующие: ускорение доставки грузов за счет уменьшения перегрузочных операций, сокращение простоев судов и вагонов, повышение сохранности грузов, снижение затрат на погрузочно-разгрузочные работы и хранение грузов на складе и др. Паромы подразделяются на грузовые, пассажирские и комбинированные. Среди грузовых паромов выделяют: железнодорожные, автомобильные и комбинированные. Суда-паромы являются частью паромной переправы, в состав которой входят береговые устройства для подачи подвижного состава, подъездные железнодорожные пути и автодороги, включая береговые площадки для накопления подвижного состава и его обработки перед подачей на паром. Поэтому в целом паромная переправа требует значительных капитальных вложений в береговую составляющую. Так, например, при значительных колебаниях воды дополнительно необходимы шлюзовые бассейны. Наиболее распространенными являются железнодорожные паромы, основной характеристикой которых является вагоновместимость. В настоящее время в России эксплуатируются 5 морских паромов типа «Сахалин» вместимостью 26 вагонов и 72 пассажира на линии Ванино - Холмск. Возраст этих паромов около 20 лет. Скорость железнодорожных паромов от 16 до 19 узлов. По архитектурно-конструктивному типу они имеют много общего с пассажирскими судами и судами с горизонтальной грузообработкой. Железнодорожные паромы имеют, как правило, одну - две грузовые палубы. В настоящее время ведутся работы по проектированию паромной системы Усть-Луга - Калининград- Германия.
Танкеры Суда данного назначения используются для перевозки жидких грузов наливом, преимущественно сырой нефти и нефтепродуктов. На начало 2004 г. в структуре мирового транспортного флота доля нефтетанкеров по дедвейту составляет 37,8%, в структуре российского флота - 59,7 %. В мировом транспортом флоте доля танкеров возрастом до 15 лет составляет около 61%. Средний возраст отечественных танкеров около 12 лет. Дедвейт танкеров находится в диапазоне от 4000 т до 500000 т, скорость в грузу - от 13 до 16 узлов. В российском флоте эксплуатируются танкеры от 4000 до 150000 т. В практике международною судоходства танкеры по дедвейту делятся на несколько групп: Product carrier - 35000 - 50000 т; Panamax- 50000-70000 т; Aframax - 70000 - 110000 т; Zuezmax 110000 - 200000 т; VLCC 200000-310000 т. ULCC -свыше 310000 т. Более трети танкеров и мире - это танкеры дедвейтом от 50000 т до 150000 т, а танкеры дедвейтом 250000 - 300000т составляют 25 %. Танкер - это однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и, как правило, жилой надстройки. Грузовая часть танкера разделена диаметральными и поперечными переборками на грузовые отсеки - танки. Часть танков для повышения остойчивости отводится под водный балласт, всегда принимаемый в порожнем рейсе. В целях повышения экологической защиты моря с 1996 года все танкеры должны иметь двойное дно и двойные борга. При наливе груз закачивается в танки береговыми насосами через трубопроводы, расположенные на палубе, а при сливе - судовыми насосами через систему трубопроводов, расположенных внутри судна. Среди танкеров выделяются продуктовозы - для перевозки темных нефтепродуктов. Российские судоходные компании намечают построить около 70 танкеров общим дедвейтом около 4 млн. т. Химовозы Суда данного назначения - наливные и используются для перевозки жидких и расплавленных химических веществ (за исключением сжиженных газов), опасных для людей и окружающей среды. В настоящее время в структуре мирового транспортного флота доля химовозов по дедвейту составляет 1,0 %, в структуре российского флота -4,7 %. В мировом транспортном флоте доля химовозов возрастом до 15 лет составляет около 50 %. Средний возраст отечественных химовозов около 2 лет. Дедвейт химовозов находится в диапазоне от 1000 г до 50000 т, скорость в грузу - от 14 до 16 узлов. На начало 2004 г. в российском флоте эксплуатировались 21 химовоз общим дедвейтом 596,4 тыс. т. Химовоз - это однопалубное судно с кормовым расположением машинного отделения и жилой надстройки. В зависимости от степени опасности перевозимого груза существует три типа химовозов, которым соответствуют три степени конструктивной защиты корпуса. Суда с защитой I и II степеней имеют двойное дно и бортовые продольные переборки. По правилам Международной морской организации (ИМО) химовозы могут быть оснащены емкостями двух типов: вкладных и встроенных в часть корпуса. Коррозионно-агрессивные, токсичные и реагирующие с водой вещества перевозят во вкладных танках. Такого типа емкостями оборудованы суда с I степенью защиты. Танки химовозов изготовлены обычно из инертных относительно перевозимого груза материалов или имеют защитное покрытие. Они могут быть оборудованы системой подогрева или охлаждения груза. Бортовые и междудонные танки могут использоваться под водный балласт, нефтепродукты и наименее опасные химические грузы. Погрузка-выгрузка осуществляется судовыми насосами, установленными в насосном отделении, могут применяться и погружающиеся насосы. Химовозы оснащены контрольно-измерительными комплексами, в состав которых входят: приборы для измерения температуры, давлении и уровня груза в танках, газоанализаторы, устройства для взятия проб груза До 2015 г. российские судоходные компании намечают построить 10 химовозов дедвейтом 17-20 тыс.т. Газовозы Суда данного назначения - наливные и используются для перевозки В настоящее время в структуре мирового транспортного флота доля газовозов по дедвейту составляет 2,5 %. В России в настоящее время газовозов нет. В мировом транспортном флоте доля газовозов возрастом до 15 лет составляет немного более 50 %. Дедвейт газовозов находится в диапазоне от 3000 т до 80000 т. Скорость судов для перевозки природных газов - относительно большая: 17-20 узлов. Такая скорость позволяет избежать больших испарений газа. Газовозы - это однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения и жилой надстройки, двойным дном, часто двойными бортами и цистернами изолированного балласта. Для перевозки груза суда оборудованы вкладными танками, расположенными на палубе и (или) в трюмах. Вкладные танки имеют различную форму (например, сферическую, цилиндрическую, призматическую). Газовозы для охлажденных сжиженных нефтяных газов и этилена имеют рефрижераторные установки для повторного сжижения паров груза, образовавшихся при транспортировке. При перевозке воспламеняющихся газов трюмовое пространство вокруг оболочки танков заполняется инертным газом, хранящимся в специальных емкостях или вырабатываемым судовой установкой. Суда оснащены приборами измерения температуры груза и корпуса, давления, уровня заполнения танков, газоанализаторами и т. п. Погрузка-выгрузка газов, сжиженных при температуре окружающей среды или комбинированным способом, производятся судовыми подкачивающими насосами. Разгрузка газа, сжиженного при атмосферном давлении, производится судовыми погружающими насосами, а погрузка - береговыми средствами. В отрасли рассматриваемся вопрос строительства газовозов для вывоза сжиженных нефтяных газов из месторождений полуострова Ямал и Сахалина. Комбинированные суда Суда этого назначения используются для перевозки грузов, значительно отличающихся такими характеристиками, как физическое состояние, плотность, технология перегрузки. Как правило, в них перевозят в одном направлении навалочные грузы (руда, уголь, зерно), а в обратном - наливные (сырая нефть, тяжелые сорта нефтепродуктов). Таким образом, эти суда предназначены сократить порожние балластные пробеги. В настоящее время в структуре мирового транспортного флота доля комбинированных судов по дедвейту составляет 1,4 %. За последние 5 лет суммарный дедвейт комбинированных судов в мире уменьшился почти в два раза. В российском флоте по состоянию на начало 2008 года насчитывается 8 судов этого типа. В мировом транспортном флоте доля комбинированных судов возрастом до 15 лет составляет около 47%. Дедвейт комбинированных морских судов находится в диапазоне от 25000 т до 170000 т, скорость в грузу - 15-16 узлов. По архитектурно-конструктивному типу современные комбинированные суда имеют много общего с танкерами и балкерами. Это однопалубные суда с кормовым расположением машинного отделения, рулевой рубки и жилой надстройки. Погрузка сухих грузов на комбинированное судно выполняется береговыми средствами, наливных грузов - судовыми грузовыми устройствами. Пассажирские и грузопассажирские суда Эти суда предназначены для перевозки пассажиров (не менее 12 человек) и грузов на регулярных линиях, а также для отдыха и туризма. В структуре мирового флота они составляют по дедвейту 0,7%, а по числу судов - около 10%. Доля грузопассажирских судов в составе мирового пассажирского флота - незначительна (7,8%). Пассажирские суда подразделяют на лайнеры, круизные и суда для массовых перевозок и местного сообщения. В особую группу выделены автомобильно-пассажирские паромы. Лайнеры совершают регулярные рейсы между определенными пунктами по расписанию. Однако в настоящее время в связи с интенсивным развитием других видов транспорта линейные пассажирские суда стали редко использоваться по прямому назначению. Круизные суда предназначены для отдыха и туризма, их пассажировместимость достигает 4000 чел., а количество палуб -15. Скорость судов 20-24 узла. Более 50% круизных судов в мире построены за последние 10 лет. В России эксплуатируются 3 типа круизных судов: «Мария Ермолова» (на 254 чел.), «Максим Горький» (на 792 чел.), «Федор Достоевский» (на 650 чел.). Местные регулярные линии, в основном прибрежные обслуживаются небольшими судами, в том числе судами на воздушной подушке и судами на подводных крыльях на 60-300 пассажиров, имеющими скорость 30-40 узлов. К пассажирским судам предъявляются повышенные требования по безопасности плавания (непотопляемости, снабжению противопожарными и спасательными средствами др.). Регулярные пассажирские перевозки осуществляются быстро растущим флотом автомобильно-пассажирских паромов. Их доля в составе мирового пассажирского флота составляет около 70%. В России эксплуатируются два автомобильно-пассажирских парома типа «Дмитрий Шостакович»; пассажировместимость - 738 чел, автомобилевместимость 150 легковых автомобилей, скорость -20 узлов.
Морские порты В общем смысле понятие морской порт следует рассматривать как комплекс инженерных и гидротехнических устройств и сооружений, расположенный на специально отведенных территории и акватории и предназначенный для осуществления операций с грузами, обслуживания пассажиров, транспортных средств флота и других видов транспорта. К морским портам, согласно Кодексу торгового мореплавания РФ, относятся виды портов, указанные в таблице.
Морские порты РФ управляются портовыми властями в части обеспечения безопасности мореплавания, порядка в порту, включая надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров, за правильностью использования мощностей, ремонт, развитие и строительство портовых сооружений. Под портовыми властями понимаются администрации морских портов, осуществляющие административно-властные и другие возложенные на них Правительством РФ полномочия. Деятельность морских портов необходимо осуществлять в соответствии с Законом о морских портах РФ, которого в настоящий момент не существует. Сегодня некоторые нормы и правила сформулированы лишь в Законе о внутренних морских водах. В частности, согласно ст. 5 этого Закона, правовой режим морских торговых и рыбных портов, а также специализированных портов является единым для всех портов РФ, независимо от форм собственности и/или ведомственной принадлежности. Морские порты РФ делятся на две большие группы: объявленные для захода иностранных судов и, соответственно, не объявленные. Решение об объявлении открытия порта для захода иностранных судов принимается правительством РФ. Перечень портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в Извещениях мореплавателям. Право на заход иностранных судов в открытый для посещения ими порт не предполагает, что такой заход может быть осуществлен без какой-либо конкретной цели, за исключением вынужденного захода. Вынужденным заходом считается заход, осуществленный в силу чрезвычайных обстоятельств. Правом вынужденного захода в морские порты пользуются все иностранные суда без какой-либо дискриминации. Так, международное право признает право судна, терпящего бедствие, на заход в любой порт, вне зависимости от его открытости в части захода иностранных судов. Порты классифицируются по следующим признакам: - географическое положение; - конструкция причальной стенки; - период навигации; - отношение к уровню воды; - специализация. По географическому положению порты подразделяются на следующие виды: - устьевые; - речные; - береговые; - островные. Практически все крупные порты мира (Лондон, Роттердам, Гамбург) находятся в устьях рек. Порты размещаются в удалении от моря, во избежание необходимости строительства защитных устройств: волноломов, волнорезов, дамб и пр. искусственных сооружений, защищающих порты от воздействий стихии. Порты, расположенные непосредственно на побережье, ограждаются от воздействия моря соответствующими сооружениями, длина которых исчисляется многими километрами. Островные порты, как правило, служат для организации снабжения острова, перегрузки грузов с одного типа судов на другой, так как не связаны с сушей. По конструкции причальной стенки различаются порты с пирсовыми причалами (характерно для береговых портов) и причалами фронтального типа (характерно для портов, расположенных в устьях рек). Нефтеналивные порты оборудуются причалами с минимальной надводной конструкцией, выполненными в виде свайных опор с перекинутыми над ними мостками. По периоду навигации порты делятся на порты круглогодичного использования и порты некруглогодичного использования. Например, для обеспечения судоходства в осеннее-зимний период морской торговый порт Санкт-Петербург (Администрация порта) привлекает ледоколы для обеспечения проводки судов. По отношению к уровню воды порты можно подразделить на открытые и закрытые, расположенные в бассейнах, отделенных от моря шлюзами. В отечественных морях амплитуда приливо-отливных явлений характеризуется следующими величинами: у Мурманского побережья -4,5 м, у горла Белого моря - 5,5 м, в Мезенском заливе - 6 - 8м, в Пенжинской губе Охотского моря - 11 м. Во внутренних морях приливо-отливные явления выражены весьма слабо: в Балтийском, Черном и Каспийском морях приливная амплитуда измеряется всего несколькими сантиметрами. По специализации порты можно разделить на следующие виды: торговые; пассажирские; рыбные: специальные; военные порты (гавани). Все порты оборудуются подъездными путями, как автомобильными, так и железнодорожными, в соответствии с расчетной пропускной способностью.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (7199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |