Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные методики соматотипирования



2016-01-26 748 Обсуждений (0)
Современные методики соматотипирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Предшественники человека

В начале кайнозойской эры (более 40 млн. лет тому назад) появились первые приматы. Современные человекообразные обезьяны - не являются предками человека, однако имеют с человеком общих, уже давно вымерших, предков. Этими предками являются дриопитеки - ископаемые человекообразные обезьяны, появившихся в Африке и распространившихся оттуда в Европу. Дриопитеки по величине соответствовали некрупному шимпанзе. Они передвигались на четырех конечностях, жили на деревьях (дриопитек означает «древесная обезьяна») питались плодами растений. Наибольшего видового разнообразия дриопитеки достигли 12 млн лет назад.

 

Австралопитек

Австралопитеки - высокоорганизованные, прямоходящие приматы, считаются исходной формой в родословной человека. Они жили приблизительно около 9 млн. лет тому назад, предпочитая для обитания открытые степи и равнины. Питались животной и растительной пищей. В качестве орудий труда использовали камни, палки, кости, челюсти без их искусственной обработки.

Австралопитеки имели сравнительно небольшие размеры – в среднем длина тела достигала 120-130 см, а вес 30-40 кг. Строение костей таза и положение головы было довольно сходным с человеческими. Это является свидетельством выпрямленного положении тела. Объем мозга австралопитека достигал 500 см3 . По этому признаку он находится ближе к человеку по сравнению с любой из ископаемых и даже современных обезьян.

 

Человек умелый

Австралопитеки положили начало появлению более прогрессивной формы, которая имеет название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки человека умелого были обнаружены в Танзании 1959 г. в ущелье Олдувай. Возраст этих останков определен приблизительно в 2 млн. лет. Рост Homo habilis достигал 150 см, а объем головного мозга в среднем был около 650 см3. Человек умелый имел зубы человеческого типа. Фаланги его пальцев были сплющены как у человека.

Человек умелый был способен к примитивной трудовой деятельности и изготавливал хорошо выделанные каменные (галечные) орудия труда. Эти гоминиды научились ловить животных, метать камни и совершать другие примитивные, но осмысленные действия. В связи с получением навыков охоты в рацион питания добавляется большое количество пищи животного происхождения.

В отличие от австралопитеков человек умелый стал сооружать себе простейшие хижины.

Хотя в человеке умелом сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности.

Питекантроп (человек прямоходящий) – представлял собой прямоходящего обезьяночеловека. Останки питекантропов обнаружены на о.Ява, в Китае, Европе, Восточной Африке. В зависимости от места обнаружения окаменелости называли явантропами, синантропами, гейдельбергским человеком и др. Ученые пришли к выводу, что все останки принадлежат одному ископаемому виду, получившему название Homo erectus – человек прямоходящий. Возраст окаменелостей – 1,5 млн – 200 тыс. лет.

Человек прямоходящий был ростом 1,5-1,8 м, имел массу 40-70 кг. Объем мозга был от 800 до 1400 см₃. Судя по рельефу внутренней поверхности черепов, в левом полушарии выделялись те участки коры, которые у современного человека контролируют способность говорить и понимать речь.

Древнейшие люди жили группами, занимались охотой и собирательством, сооружали укрытия в виде шалашей или заселяли пещеры.

Человек прямоходящий первым начал систематически использовать огонь для обогрева жилищ, приготовления пищи, защиты от хищников. Но добывать его они, по-видимому, не умели.

Усложнялась технология изготовления орудий труда. Каменные орудия стали более разнообразными и более тщательно обработанными.

По-видимому, человек прямоходящий дал начало человеку современного физического типа.

 

Появление человека разумного.

Неандертальцы

Неандертальцы получили свое название по месту первой находки их окаменелых останков в долине Неандерталь близ Дюссельдорфа (Германия). К настоящему времени в Европе и Юго-Западной Азии найдены останки около 200 неандертальцев. Возраст окаменелостей 30-300 тыс.лет.

Неандертальцы были мускулистыми и коренастыми людьми ростом 1,7 м и массой 70 кг. Плотное телосложение помогало им сохранять тепло в условиях холодного климата Европы. Объем мозга составлял в среднем 1500 см₃.

Неандертальцы жили в пещерах или строили жилища, покрывая их шкурами животных. Они научились добывать огонь. Еще более усложнилась технология изготовления различных орудий (каменные и костяные иглы), научились шить одежду из шкур. Неандертальцы первыми среди предшественников человеческого рода стали систематически хоронить умерших.

Все это говорит о достижении неандертальцами более высокого уровня развития самосознания, эмоций, абстрактного мышления по сравнению с их предшественниками.

Неандертальцы были тупиковой ветвью в эволюции человека. Сравнительный анализ ДНК неандертальцев и современных людей показал, что неандертальцы – генетически отдельная, хотя и близкородственная современному человеку, ветвь.

 

Кроманьонцы

Примерно 30 тыс. лет назад морфологические изменения человека в основном завершились, и мир населили люди современного типа (подвид Homo Sapiens Sapiens). Впервые окаменелые останки человека современного физического типа были найдены в 1868 г. на юго-западе Франции в гроте Кро-Маньон.

Рост кроманьонцев в среднем был около 170 см, масса – около 70 кг. Объем мозга в среднем был равен 1400 см₃. Строение полостей носа и рта позволяло им издавать гораздо более разнообразные звуки, чем их предшественники.

Так же, как и неандертальцы, они жили в пещерах или сооружали жилища в виде шатров из шкур животных.

На стоянках кроманьонцев были найдены разнообразные, тщательно изготовленные из камня и костей животных орудия труда: иглы с ушками, крючки для ловли рыбы, гарпуны, луки.

Они научились приручать животных и начали постепенно осваивать земледелие.

Кроманьонцы были первыми создателями музыки (найдены костяные дудочки) и художниками. В пещерах обнаружены наскальные рисунки, на которых изображены отдельные животные и целые охотничьи сценки. Найдены также статуэтки животных, разнообразные украшения.

На жизнь кроманьонцев большое влияние оказывали появившееся социальные факторы, такие как взаимная поддержка, сплочение коллектива, более высокий уровень мышления, совершенствование трудовой деятельности. Таким образом, появились признаки становления человеческого общества.

Ареал расселения кроманьонцев был чрезвычайно обширный. Они проживали различных географических зонах, расселились практически по всем континентам и климатическим районам. Они обитали повсюду, где мог проживать человек.

 

 

5. Критерии человека разумного.

 

Примерно 30 тыс. лет назад морфологические изменения человека в основном завершились, и мир населили люди современного типа (подвид Homo Sapiens Sapiens). Впервые окаменелые останки человека современного физического типа были найдены в 1868 г. на юго-западе Франции в гроте Кро-Маньон.

Кроманьонцы обладали всем комплексом физических особенностей, который характерен для современных людей: развитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда (иглы, рыболовные крючки), первые прирученные животные - все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков.

На жизнь кроманьонцев большое влияние оказывали появившееся социальные факторы, такие как взаимная поддержка, сплочение коллектива, более высокий уровень мышления, совершенствование трудовой деятельности. Таким образом, появились признаки становления человеческого общества.

К виду человек разумный ученые относят и неандертальцев.

Неандертальцы жили в пещерах или строили жилища, покрывая их шкурами животных. Они научились добывать огонь. Еще более усложнилась технология изготовления различных орудий (каменные и костяные иглы), научились шить одежду из шкур. Неандертальцы первыми среди предшественников человеческого рода стали систематически хоронить умерших.

Все это говорит о достижении неандертальцами более высокого уровня развития самосознания, эмоций, абстрактного мышления по сравнению с их предшественниками.

Неандертальцы были тупиковой ветвью в эволюции человека. Сравнительный анализ ДНК неандертальцев и современных людей показал, что неандертальцы – генетически отдельная, хотя и близкородственная современному человеку, ветвь.

 


6. Биологические предпосылки зарождения человеческой речи.


Из связей и взаимоотношений индивидуального и группового характера среди древних гоминид для возникновения речи наибольшее значение имели те, которые развивались на основе трудовых процессов. Во время коллективной охоты на животных и последующего распределения пищи между членами общества, во время совместного изготовления орудий, при деятельности в течение трудового дня, наполненного борьбой за существование, люди постоянно испытывали необходимость в такой звуковой сигнализации, которая регулировала бы и направляла их действия. Тем самым различные звуки, а также, вторичным образом, мимика, жесты становились для них жизненно важными, показывая в общепонятной форме необходимость тех, а не иных поступков, полезность актов, так или иначе согласованных между членами первобытного стада. Речь как средство общения между людьми по необходимости возникла из звуков голоса, сопровождавших и предварявших трудовые операции, а также другие совместные действия членов коллектива формировавшихся людей. Если высокое развитие головного мозга, наряду с прямохождением и рукой, послужило важнейшей предпосылкой появления речи, то не менее важно и обратное влияние речи на мозг. Будучи чрезвычайно выгодным, общественно полезным явлением, речь неизбежно развивалась дальше и дальше.

Для развития речи у людей большое значение имели преобразование формы челюсти из вытянутой в подковообразную, увеличение объема полости рта, в которой движется язык, а также более свободное движение челюсти в новых направлениях в связи с уменьшением размеров клыков.
Несравненно важнее для развития членораздельной речи анатомо-физиологические особенности соответствующих участков коры лобного отдела больших полушарий головного мозга (наряду с височной и теменной).

Звуки членораздельной речи, первоначально служившие, вероятно, сигналами действий, начали затем, обозначать также предметы и явления; возрастало количество звуковых сигналов; все большее значение приобретали их сила, высота, тембр (обертоны), интонация, последовательность. В связи с развитием звукового языка эволюционировал и производивший их речевой аппарат. Совершенствовался и слуховой анализатор, который является у человека, по сравнению с некоторыми млекопитающими, не всегда столь утонченным в отношении улавливания мельчайших различий в высоте тона и в тембре звуков членораздельной речи. Но человек резко превосходит в понимании их внутреннего смысла, в частности, когда дело касается тех или иных сочетаний звуков: в этом отношении его слуховой анализатор является высоко специализированным, позволяя различить гораздо большее число и значение звуков, чем это доступно любому животному. В формировании речи принимает участие не только лобная, височная и теменная доли, но и вся кора в целом.

Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид – использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлению речи.


7. Этапы индивидуального развития человека
и рост полового созревания.

 

Наиболее ответственным этапом в развитии человека является время полового созревания, включающее второе детство, подростковый и отчасти юношеский возраст схемы. В течение перипубертатного* периода обычно выделяют раннюю (препубертатную) и зрелую (собственно пубертатную) фазы.

Некоторые исследователи отмечают ускорение роста («полуростовой», или 1-йростовой сдвиг) к концу нейтрального детства, в6—7лет. Предполагается, что он обусловлен главным образом усилением активности коры надпочечников.

Препубертатный период (adrenarche). В онтогенезе человека стадии собственно пубертаса на 3—4 года предшествует стадия «адренархе» (glandulae suprarenales = adrenales — надпочечники), начинающаяся в среднем в 6—7 лет у женщин и в 7—8 лет у мужчин. Наиболее существенное явление этого периода — созревание андрогенной (продуцирующей мужские половые гормоны — андрогены) зоны коры надпочечников

Собственно пубертатныйпериод (gonadarche). Изучение пубертатного периода и его механизмов имеет особое значение в возрастной биологии человека, антропологии и педиатрии. Именно в пубертате происходят наиболее значительные сдвиги морфофункциональных параметров. Главным событием пубертатного периода является созревание репродуктивной системы. Весь цикл изменений в репродуктивной системе связан с гипоталамусом — основным органом, регулирующим вегетативные функции и биологические ритмы организма, в том числе и половое созревание.

 

Пубертатный скачок роста — это общее явление, варьирующее по интенсивности и продолжительности у разных детей. Максимальная скорость роста длины тела в среднем составляет около 10 см в год для мальчиков и немного меньше для девочек. У мальчиков пубертатный скачок роста происходит в среднем между 12 1/2 и 15 1/2 годами, а у девочек — на два года раньше.

Практически пубертатный скачок касается почти всех костных и мышечных размеров, хотя и не в равной мере. Скачок роста длины тела происходит главным образом за счет роста туловища, а не конечностей. Скачок в увеличении мышечной массы происходит через 3 мес., а скачок веса — через 6 мес. после скачка роста длины тела.

Пубертатный скачок распространяется и на сердечную мышцу и на все остальные органы. Некоторое пубертатное ускорение роста имеет место, по-видимому, даже у такого органа, как глаз, который к моменту рождения ребенка оказывается ближе всего к дефинитивному состоянию.


8. Гипотезы появления человека: моно- и полицентризм.

Антропологическая теория проис­хождения современных людей в од­ном географическом центре получи­ла в науке название моноцентризма, противоположная точка зрения — по­лицентризма. Признание видового единства человечества не требует обя­зательной поддержки моноцентриз­ма. Полицентристы считают возмож­ным происхождение современных рас от различных типов неандерталь­цев и даже от разных питекантропов. Суждение о той и другой гипотезах строят, исходя из анализа ископае­мых костей человека и других факти­ческих материалов.

Немецкий ученый Ф. Вейденрейх в 1939 г. предложил полицентрист­скую концепцию происхождения рас и выделил 4 центра их образования. Европеоиды возникли от палестинс­ких неандертальцев в Юго-Западной Азии, в Восточной Азии синантроп (китайский питекантроп) послужил основой формирования монголоидной и американоидной рас. В Юго-Восточной Азии линия эволюции шла от индонезийских питекантропов к австралоидам. Негроиды возникли от ископаемых людей на юге Африки.

В отечественной науке полицент­ризм поддерживает ряд антропологов и археологов. В последние годы полу­чила признание теория «бицентризма» — двух центров возникновения рас. Генетические признаки выявили большое сходство азиатских питекан­тропов и современных монголоидов (восточный расовый ствол), они же очерчивают западный расовый ствол, охватывающий ископаемых гоминид Африки, Европы, а также современ­ных европеоидов и негроидов.

Сторонники моноцентризма также имеют серьезные основания для своих взглядов. Во-первых, миграции древ­него человека, конечно, имели место. Эволюция неандертальцев (предшественников сапиенса) шла с разными скоростями в разных частях света. Скорее всего, древний человек совре­менного типа возник где-то в Юго-Западной Азии, возможно, в Северо-Восточной Африке (такой обширный гео­графический центр). Из него сапиенс мигрировал по ойкумене, вытесняя и одновременно смешиваясь с местны­ми неандертальцами. Во-вторых, все современные расы имеют признаки, одинаково отличающие их от неандер­тальцев. Мы имеем в виду пропорции черепа, пропорции отдельных зубов, размеры анатомических деталей кос­тей скелета туловища. Данные при­знаки получены от единого общего предка. Расы современного человека сходны по признакам, по которым ис­копаемые люди отличаются друг от друга (структурные особенности зу­бов, пропорции черепа, углы черепа). Многие признаки сходства черепов со­временных рас не имеют выраженно­го приспособительного значения. Признаки сходства сапиенсов и неан­дертальцев в конкретных регионах, например, в Западной Европе, есть ре­зультат смешения — генетического контакта в позднем палеолите.

Замечено также, что не существу­ет повсеместного сходства между ске­летными признаками современных рас и локальными типами древней­ших и древних людей, найденных на тех же территориях. Так, для монголоидных черепов характерны высокие орбиты, а у китайского питекантропа (синантропа) они низкие в сравнении с синхронно живущими ископаемыми людьми. Древнейший сапиенс юга Африки из Брокен-Хилл резко отли­чается от негров на фоне неандерталь­цев измерительными признаками раз­ных отделов черепа.

 

 

 

9. Периодизация онтогенеза человека.

Индивидуальное развитие – онтогенез – разделяется на пренатальный (стадии эмбриона и плода) и постнатальный. Пренатальный – одноклеточный зародыш, бластула (однослойный зародыш), гаструла (двух или трехслойный зародыш), первичный гисто- и органогенез (формирование органов и тканей), гисто- и органогенез.

Краткая характеристика основных этапов периода развития, выделяемых в соответствии с возрастной периодизацией, принятой для медико-биологических исследований в нашей стране.

Новорожденность (0-10 дней). Время вскармливания ребенка молозивом. Новорожденный человек в целом менее «зрелый» и более беспомощный, чем новорожденный шимпанзе, который соответствует примерно 4-5 – месячному ребенку. В абсолютных цифрах вес мальчика составляет в среднем 3400-3500 г, девочки – 3250-3400 г.

Грудной возраст (10 дней – 1 год) – от перехода к питанию «зрелым» молоком до прорезывания первых молочных зубов. Наиболее интенсивный рост: за год длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, удвоение веса происходит к 4-5 месяцам.

Раннее детство (1-3 года). Завершение прорезывания молочных зубов, резкое падение интенсивности роста. Замена «детской» речи «взрослой», зарождение самосознания.

Первое детство (4-7 лет). У многих детей наблюдается небольшое ускорение роста («первый ростовой скачок»), появление первых постоянных зубов и к концу периода – еще слабых признаков полового диморфизма. Начало формирования самосознания, половой идентификации (осознание пола), первоначальное становление личности.

Второе детство (8-11 лет у женщин и 8-12 лет у мужчин). Завершение прорезывания постоянных зубов, кроме «зубов мудрости». Начало полового созревания и усиленного роста тела в длину, прежде всего у женщин. Осознание места в системе общественных отношений, развитие внимания и произвольной памяти.

Подростковый период (12-15 лет у женщин и 13-16 лет у мужчин). Период интенсивного полового созревания (пубертатный). Характерен пубертатный скачок роста («второй ростовой скачок»), раньше у женщин. Бурные морфофункциональные сдвиги, затрагивающие все основные системы организма. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), личностная и эмоциональная нестабильность, более высокая половая идентификация.

Юношеский возраст (16-20 лет у женщин и 17-21 год у мужчин). Окончание роста и формирования организма. Период стабилизации личности и самоопределения. Формирование мировоззрения.

Первый зрелый возраст (21-35 лет у женщин и 22-35 лет у мужчин). Собственно зрелость. Окончательное формирование мужских и женских морфофизических и психологических черт. Период оптимальной социальной активности.

Второй зрелый возраст (36-55 лет у женщин и 36-60 лет у мужчин). Период оптимальной социальной активности. У женщин на этот период приходится окончание репродуктивного периода и связанные с ним психо-физиологические изменения.

Пожилой возраст (56-74 лет у женщин и 61-74 лет у мужчин). Продолжение периода оптимальной социальной активности. Падение адаптационных возможностей. Окончание мужского репродуктивного периода.

Старческий возраст (75-90 лет) Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа обычны яркие признаки психического старения.

Долгожители(старше 90 лет) Относительная стабильность жизненных показателей на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных процессов.

 


10. Что такое биологический возраст человека?

Биологический возраст - понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности человека.

 

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма. Оценка состояния здоровья методом определения биологического возраста отражает влияние на организм внешних условий и наличие (отсутствие) патологических изменений.

 

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

 

Основные проявления биологического возраста при старении – нарушения важнейших жизненных функций и сужение диапазона адаптации, возникновение болезней и увеличение вероятности смерти или снижение продолжительности предстоящей жизни. Каждое из них отражает течение биологического времени и связанное с ним увеличение биологического возраста.

Критерии биологического возраста человека:

- зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков.

- скелетная зрелость (порядок, сроки окостенения скелета)

- зубная зрелость (стертость зубов и.т.д.)

- морфологическая и психологическая зрелость

- показатели зрелости отдельных физиологических систем организма.

 

Также биологический возраст определяют по системам:

-имунной

-сердечной

-нервной

 

Показатели псих. возраста:

- память

- активность, контактность;

- сохранение соц.контактов


11. Фазы развития взрослого человека, психофизиологическая динамика.

Первый зрелый возраст (21-35 лет у женщин и 22-35 лет у мужчин). Собственно зрелость. Окончательное формирование мужских и женских морфофизических и психологических черт. Период оптимальной социальной активности.

Второй зрелый возраст (36-55 лет у женщин и 36-60 лет у мужчин). Период оптимальной социальной активности. У женщин на этот период приходится окончание репродуктивного периода и связанные с ним психо-физиологические изменения.

Пожилой возраст (56-74 лет у женщин и 61-74 лет у мужчин). Продолжение периода оптимальной социальной активности. Падение адаптационных возможностей. Окончание мужского репродуктивного периода.

Старческий возраст (75-90 лет) Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа обычны яркие признаки психического старения.

Долгожители(старше 90 лет) Относительная стабильность жизненных показателей на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных процессов.

 

Исследованиями установлено, что в различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его псих. функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости соц. и проф. опыта отмечается от 18 до 35 лет. Это связано с определением и изменением жизненных позиций, меняется положение человека в семье, в трудовом кол­лективе. В эти годы наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также эмоциональная урав­новешенность и другие психологические показатели по­нижаются.

У взрослого человека при различных формах твор­ческой активности интеллектуальная деятельность дос­тигает наиболее высокого уровня. Кульминационные моменты научного твор­чества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. При этом пик творческих способностей проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в 35—39 лет — у геоло­гов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 года­ми — кульминационные моменты достижений у предста­вителей научной, философской и политической областей деятельности. Таким об­разом, период зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достиже­ний интеллекта.

Интенсивность старения интеллектуальных функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость человека, внешним — образование. Образование противостоит ста­рению, затормаживает его процессы. В период меж­ду 35 и 46 годами имеют место высокая интеллектуальная активность и продук­тивность в привычных условиях профессиональной рабо­ты и вместе с тем серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому подготовка, пе­реподготовка и постоянное повышение квалификации работников, создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются важными усло­виями профессионального и интеллектуального развития человека.

Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться высот мастерства и творче­ства. На этот процесс оказывают влияние многие факторы, в частности уровень ода­рённости человека, уровень его образованности и род деятельности.

 

Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы.

Слух в целом становится менее острым после 20-летнего возраста, продолжая ухуд­шаться и далее, что вызывает у человека определённые трудности при восприятии звуков высо­кой частоты. В целом снижение слуха в среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять че­ловеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха.


12. Критерии старения.

Старение-универсальный биопсихологический процесс, затрагивающий все уровни биологической организации организма, происходящий по завершению активного роста и снижающий адаптивные свойства организма. Старение изучает такая наука как геронтология.

Старение- результат не только угасания и подавления жизненных процессов, но и включения определенных активных механизмов, ведущих к нарушению жизнедеятельности организма.

Старение можно определить как изменения, накапливающиеся в организме со временем и приближающие его к смерти. Одним из характерных возрастных изменений является замедление процессов регенерации.

С возрастом снижается эффективность иммунной системы, защищающей организм от заболеваний. По мере старения организм все хуже справляется не только с болезнями, но и различными нагрузками. Способность переносить изменения условий в значительной степени определяется активностью иммунной, нервной и эндокринной систем. Поэтому исследователи склоняются к гипотезе, согласно которой постепенное разрушение этих систем сопровождается потерей приспособительных возможностей остальными органами, что проявляется в замедлении процессов заживления, уплотнении соединительной ткани и увеличении хрупкости костей.

Проявления старения многообразны и затрагивают все уровни организации: от молекулярного до систем саморегуляции целостного организма. К числу его внешних проявлений относятся:

- уменьшение роста

- усиление кифоза

- уменьшение мускульного компонента сравнительно с жировым

- уменьшение размеров лица в связи с потерей зубов

- снижение амплитуды движений грудной клетки

- увеличение объема мозговой части черепа, ширины носа и рта

- поседение и др.

Особое значение имеют нарушения функционирования важнейших систем регуляции на уровне целостного организма, на клеточном и молекулярном уровнях.

Возрастные изменения ЦНС прослеживаются как в структурных (уменьшение массы мозга, величины и плотности нейронов др.), так и в ее функциональных параметрах (падение работоспособности нервной клетки, изменения в ЭЭГ);

Характерно уменьшение остроты зрения и силы аккомодационной способности глаза, снижение функции слухового анализатора, возможно, также вкусовой и некоторых видов кожной чувствительности.

Замедление обмена веществ.

Значительные сдвиги наблюдаются в структурных и функциональных характеристиках и других важнейших систем организма, таких, как пищеварительная (например, снижение секреторной активности пищеварительных органов), дыхательная (уменьшение ЖЕЛ), выделительная (снижение основных почечных функций), сердечно-сосудистая(уменьшение сократительной способности миокарда, повышение систолического АД, замедление ритмической деятельности сердца), система крови (снижение числа тромбоцитов, интенсивности гемопоэза, гемоглобина), иммунологическая (нарушения клеточного и гуморального иммунитета)

 

13. Что такое конституция человека? Многообразие ее аспектов.

Конституция человека – комплексная биологическая характеристика, совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, которые определяют норму реакции и резистентность к факторам внешней среды.

Конституция является фундаментальной биологической характеристикой целостного организма.

Проблема конституции принадлежит к числу наиболее дискуссионных, что отчасти связано с многозначностью и не­достаточной определенностью самого понятия, уходящего кор­нями в глубокую древность (лат. «constitutio» — состояние, сложение, свойство). В то же время уже на заре возникнове­ния самой конституциональной концепции она была проник­нута идеей качественного единства биологической организа­ции человека, а последующее развитие конституционологии показало необходимость выявления глубинных причин разли­чий морфофункционального статуса. Этот принцип целостно­сти получил особое значение на современном этапе разработ­ки учения о конституции, для которого типичны: многомерность, комплексность, попытки увязать между собой различные аспекты проблемы: морфологический, физиологический, психологический, эволюционный, онтогенетический, а также объективизация подходов, широкое использование метода ди­намических наблюдений. Обоснование конституциональной концепции как качест­венного единства организма невозможно вне ее эволюцион­ного аспекта. В ходе прогрессивной эволюции возрастает как дифференциация, так и взаимосзязанность частей и функций, "что сопровождается созданием регуляторных механизмов, обес­печивающих целостность развивающегося, зрелого и стареющего организма. У высших форм органического мира в основе регуляции обменных процессов и жизненных функций лежит нейроэндокринная система, поэтому первостепенное значение в конституционологии приобретает изучение индивидуальных и индивидуально-типологических особенностей этой системы, особенно в периоде развития.

Другая существенная сторона современного этапа кон­ституционологии — признание необходимости диалектического подхода к взаимоотношениям генотипа и фенотипа: конституциональные признаки рассматриваются как результат сложного взаимодействия наследственных и средовых факторов в ходе реализации генетической программы-развития.

В общей форме конституцию можно определить как до­статочно стабильную комплексную биологическую характери­стику человека, вариант адаптивной нормы, отражающий ре­активность и резистентность организма к факторам среды. В комплекс конституциональных признаков обычно включа­ются важнейшие характеристики телосложения, физиологи­ческие и психофизиологические параметры. Наряду с поня­тием «общей конституции», наиболее полно воплощающим представление качественном единстве биологического ста­туса человека, выделяются и так называемые «частичные» (парциальные) конституции отдельных систем, органов или тканей. Однако в любом случае общая конституция не может рассматриваться как простая сумма парциальных конститу­ций.

Конституция в широком смысле (включая генетическую, морфологическую и функциональную) представляет интерес потому, что ее считают ответственной за своеобразие реактивности организма. Считается доказанной неодинаковая восприимчивость людей разных конституционных типов к действию внешних и внутренних факторов. В настоящее время насчитывается более ста классификаций конституции человека, основанных на различных признаках. Поэтому существуют конституциональные схемы, в основу которых положены морфологические, физиологические, эмбриологические, гистологические, нервно-психические и другие критерии. Попытки классифицировать человека по строению тела, особенностям поведения, либо предрасположенности к тем или иным заболеваниям восходит к глубокой древности. В IV веке до н. э. древнегреческий врач Гиппократ впервые связал особенности телосложения людей с их предрасположенностью к определенным заболеваниям. На основе эмпирических сопоставлений он показал, что люди невысокого роста, плотные, склонны к апоплексическому удару, люди же высокие и худые — к туберкулезу. Однако, никакой классификации, различающей людей по типу строения тела, Гиппократ не создал, так как его основной интерес лежал в области изучения человеческого темперамента. Современная психология до сих пор пользуется типологией Гиппократа, разделяя людей на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов.

Внимания заслуживает типология человека немецкого психопатолога Э. Кречмера(1888—1964), который был убежден, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические о



2016-01-26 748 Обсуждений (0)
Современные методики соматотипирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные методики соматотипирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)