Образовательный процесс. 8 страница
Классификация методов обучения. Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).
“+” простота. “–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения. Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). Информационно-обобщающие и исполнительские. Объяснительные и репродуктивные. Инструктивно- и продуктивно-практические. Объяснительно-побуждающие. Побуждающие и поисковые. “+” внимание к учебной и обучающей деятельности. “–” нарушение принципа целостности процесса обучения. По дидактической задаче (Б.П. Есипов, М.А. Данилов).
“+” четкое выделение дидактических задач. “–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением). По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Объяснительно-иллюстративные. Репродуктивные. Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод). Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов). Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска). “+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников. “–” не учитываются многие группы методов. Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические. По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному). По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые. По степени управления учебной работой: методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.). Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций. Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение в значимости учения (личной и общественной); предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива); упражнение в выполнении требований; методы поощрения и порицания. Методы контроля и самоконтроля в обучении. Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен. Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль. Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль. Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают: Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности. Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение). Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.
19. Классификация методов обучения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |