Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образовательный процесс. 8 страница



2016-01-26 407 Обсуждений (0)
Образовательный процесс. 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Классификация методов обучения.

Традиционная – по источнику знаний (Н.А. Сорокин, Е.Я. Голанд).

Источник знаний Названия групп методов
Слово (устное и печатное) Словесные: рассказ, лекция, беседа, диспут, работа с книгой и т.д.
Образ Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение.
Практическая деятельность Практические: упражнения, задачи, лабораторные, семинарские работы, практикумы, труд в мастерских и т.д.

“+” простота.

“–” не учитывается характер познавательной деятельности учеников, выпадают целые группы методов обучения.

Бинарная классификация на основании разделения деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов).

Информационно-обобщающие и исполнительские.

Объяснительные и репродуктивные.

Инструктивно- и продуктивно-практические.

Объяснительно-побуждающие.

Побуждающие и поисковые.

“+” внимание к учебной и обучающей деятельности.

“–” нарушение принципа целостности процесса обучения.

По дидактической задаче (Б.П. Есипов, М.А. Данилов).

Методы формирования знаний. Методы творческой деятельности.
Методы формирования умений. Методы закрепления знаний.
Методы применения знаний. Методы проверки и оценки ЗУНов.

“+” четкое выделение дидактических задач.

“–” сложность отнесения методов к конкретной группе (выполнение заданий может быть и закреплением и применением).

По характеру познавательной деятельности учащегося (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Объяснительно-иллюстративные.

Репродуктивные.

Проблемное изложение учебного материала (учитель обозначает проблему и сам демонстрирует процесс ее решения. Этапы: гипотеза, опыт, доказательство, вывод).

Частично-поисковые (учащиеся включаются в решение проблемы на одном из этапов).

Исследовательские (учащиеся должны самостоятельно выполнить все этапы поиска).

“+” особое внимание к развитию познавательной активности школьников.

“–” не учитываются многие группы методов.

Наиболее удачно обоснованной и признанной является классификация методов обучения, разработанная Ю.К. Бабанским. В основе классификации лежит рассмотрение процесса обучения с позиций целостного подхода, по которому выделяются цель, организация, осуществление, контроль и анализ результатов процесса обучения. Классификация объединяет многие предыдущие, одновременно устраняя их недостатки, развивая и дополняя новыми группами методов.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные, практические.

По логике передачи и восприятия информации: индуктивные (от частного, конкретного – к общему); дедуктивные (от общего, абстрактного – к частному).

По степени самостоятельности мышления школьников при овладении знаниями: репродуктивные, проблемно-поисковые.

По степени управления учебной работой:

методы работы под руководством учителя;

методы самостоятельной работы учеников (работа с книгой, письменные, лабораторные работы, работа на компьютере и т.д.).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоциональных нравственных ситуаций.

Методы стимулирования долга и ответственности:

убеждение в значимости учения (личной и общественной);

предъявление требований (создание единых требований всего педагогического коллектива);

упражнение в выполнении требований;

методы поощрения и порицания.

Методы контроля и самоконтроля в обучении.

Методы устного контроля и самоконтроля: индивидуальный, фронтальный, взаимный опрос, устный зачет, устный экзамен.

Методы письменного контроля и самоконтроля: контрольные работы, письменные зачеты и экзамены, тестирование, машинный (компьютерный) контроль.

Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля: контрольно-лабораторные работы, лабораторно-практический самоконтроль.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебные действия, либо учебную деятельность в целом. Различают:

Мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности.

Социальные мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности. Уровни: широкие социальные мотивы (развитое чувство долга, ответственности, понимание значимости учения); узкие социальные мотивы (связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью, стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить награды, признания, одобрение).

Познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания. Уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г.И. Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности.

Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п.

 

 

19. Классификация методов обучения.



2016-01-26 407 Обсуждений (0)
Образовательный процесс. 8 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образовательный процесс. 8 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (407)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)